Страхование.....

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономическая теория
  • 7373 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 04.02.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Теоретические и нормативно-правовые основы страхования автотранспортных средств в Российской Федерации
1.1 Формы и методы страхования автотранспортных средств
1.2 Обязательное и добровольное страхование автотранспортных средств и их правовое регулирование
1.3 Анализ рынка автострахования России, его тенденции и проблемы
2 Анализ особенностей организации автострахования на примере страховой компании
2.1 Краткая характеристика деятельности страховой компании
2.2 Анализ основных показателей финансовой деятельности страховой компании
2.3 Анализ динамики страховых платежей и страховых выплат по автострахованию и их влияния на эффективность деятельности страховой компании
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности страховой компании на основе совершенствования управления страхованием автотранспортных средств
3.1 Основные направления совершенствования
3.2 Определение экономической эффективности внесенных предложений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Анализ предложений страховых компаний дает возможность утверждать, что на российском страховом рынке отсутствуют комбинированные отраслевые страховые продукты, включающие в себя различные виды страховых событий. Данные страховые события традиционно покрываются по разным стандартным договорам страхования. Совокупная страховая премия равна сумме страховых премий по стандартным договорам. Пределом ответственности страховой компании по каждому страховому событию является страховая сумма по конкретному договору страхования.
В работе предлагается использовать методический подход, заключающийся в комбинировании значимых отраслевых рисков в одном страховом договоре.
Отличительной особенностью предлагаемого в работе методического подхода является создание комбинированного страхового продукта, направленного на покрытие совокупности различных рисков, разрабатываемого для определенной отрасли, количество предприятий которой всегда ограничено, обладающего не только отраслевыми, но и индивидуальными признаками. Отраслевая составляющая предлагаемого продукта заключается в комплексе отраслевых (системных) страховых рисков (страховых событий). Индивидуальная составляющая – индивидуальная оценка вероятности наступления страхового случая и возможной величины ущерба. Индивидуальная оценка вероятности и возможного ущерба возможна только при наличии тесного взаимодействия представителей предприятия и страховщиков.

На рисунке 3.3 представлена совокупность базовых компонентов страхового продукта и предлагаемые способы их определения и уточнения. Предлагаемый подход к определению базовых компонентов страхового продукта заключается в осуществлении действий, направленных на повышение объективности оценки страховой компанией потребности предприятий определенной отрасли в страховых услугах, обоснованности оценки вероятности наступления страхового события и страхового ущерба, а так же в применении предложенной математической модели расчета тарифных ставок для отраслевого комбинированного продукта.
Волатильность убытков для формируемого таким образом портфеля рисков, ниже суммарной волатильности составляющих его рисков. Одним из преимуществ данного вида продуктов является сокращение стоимости страхования, достигаемое посредством использования эффекта естественной диверсификации портфеля рисков. Основным преимуществом предлагаемого подхода при заданных условиях заключается прежде всего в более полном страховом покрытии. Если в традиционных продуктах страховые выплаты ограничены страховыми суммами по договорам, то в комбинированном страховом продукте только общей страховой суммой по договору.
Для страхователя данный подход обеспечивает снижение цены страхования с повышением качества страхового покрытия, для страховой компании – привлечение производственных предприятий к добровольному страхованию наиболее значимых рисков, установление долговременных и постоянных отношений.

3.2 Определение экономической эффективности внесенных предложений

В работе предлагается математическая модель расчета страховых тарифных ставок по страховому договору, включающему в себя не коррелируемые друг с другом страховые события (наступление одного не влечет за собой наступление другого), и события, ставшие следствием реализации вышеназванных событий.
В страховой практике при расчете тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования применяется методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, согласно которой основная часть нетто-ставки рассчитывается по формуле:
, (1)
где, - основная часть нетто-премии,
р - вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования,
- средняя страховая сумма по одному договору страхования,
- среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая.
Также используется упрощенная приблизительная формула для расчета рисковой надбавки:
, (2)
где - страховая надбавка,
n – количество договоров,
- квантиль нормального распределения.
В случае включения в страховой продукт нескольких страховых событий, т.е. создания комбинированного продукта существенной является величина дисперсии выплат, т. к. в различных сценариях выплаты существенно различаются и приблизительные расчетные формулы для расчета рисковой надбавки комбинированного продукта неприемлемы.
Покажем математическую. модель расчета тарифных ставок, позволяющую в указанных условиях избежать проблему, возникающую в связи с зависимостью страховых событий и на окончательном этапе применить стандартный актуарный подход.
За счет четкого следования логическим правилам, позволяющим применять теории вероятностей, т.е. проводить расчеты без разного рода допущений, достигаются показатели, понятные, «прозрачные» для обеих сторон страховых взаимоотношений.
Так как часть страховых событий в комбинированном страховом продукте являются зависимыми, это не позволяет применять для расчета страховых показателей (основной части нетто-ставки, страховой надбавки) известные методы. Поэтому была построена вычислительная схема, позволяющая в указанных условиях избежать проблему, возникающую в связи с зависимостью страховых событий и на окончательном этапе применить стандартный актуарный подход.
Данная модель может быть использована при создании страхового продукта любой отрасли, для любого набора страховых рисков, в том числе для расчета фонда самострахования предприятия.
Расчет бюджета доходов и расходов базируется на бюджете продаж.
Бюджет доходов и расходов (БДиР) ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» — это план финансовых результатов.
Назначение данного бюджета ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» - показать соотношение всех доходов от реализации по фактически оказанным страховым услугам в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных статей расходов.
Кроме того, прогнозный бюджет доходов и расходов составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в БДДС.
Бюджет доходов и расходов ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и, тем самым, позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных бюджетов на годовой бюджет прибылей.
При этом необходим анализ всех составляющих бюджета
Усилия нужно направить на изучение основных бизнес-процессов ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» с целью поиска резервов повышения их эффективности.
Бюджетирование доходов и расходов ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» преследует цель повышения эффективности работы и при разработке бюджетного формата необходимо четко определить все его основные статьи доходов и затрат.
В ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» был использован укрупненный формат данного бюджета, чтобы не перегружать его информацией.
Составим бюджет доходов и расходов ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» на 2010 год с учетом следующих выявленных экспертами тенденций:
в апреле 2009 года BusinesStat завершил исследование рынка страхования в России. Объем страховых взносов в России динамично рос в 2000-е годы. За период 2001-2008 гг рынок удвоился, темпы его роста превышали динамику индекса инфляции. Объем взносов на душу населения практически достиг уровня 4000 руб. на человека, по данному показателю Россия вышла на уровень стран Восточной Европы. Однако в 2009 г рост рынка сменится падением. По прогнозу BusinesStat, объем страховых взносов в 2009 г составит 514 млрд. руб., что на 7% меньше, чем в 2008 г.;
эффективная маркетинговая деятельность и продвижение услуг ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» вызовет повышение спроса на услуги страховой компании на 13%, кроме того, страховая компания ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» является компанией, уже длительное время стабильно работающей на страховом рынке. В связи с этим часть клиентов от нестабильных компаний перейдет в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»;
50% клиентов страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» являются постоянными клиентами, в связи с этим колебания спроса, вызванные внешними факторами, на них не воздействуют.
В соответствии с вышевыявленными тенденциями составим бюджет доходов и расходов страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» на 2010 год с плановым превышением показателей 2008 года на 5%. При этом условно-постоянные затраты остаются на прежнем уровне, так как мало зависят от динамики объемов оказанных страховых услуг.
Планируя расходы на управление персоналом, учитываем возможность сокращения численности персонала на 20% во втором квартале, в связи с чем уровень расходов на персонал начиная со второго квартала сократится на 20%.
Таблица 3.1
Бюджет доходов и расходов ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» на 2010 год
№ Название статьи НОР (текущие затраты) 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал ИТОГО   Направление деятельности "Управление персоналам" (HR) 4974375 4443532 7608594 9862854 26889355 1. Заработная плата с учетом ЕСН – всего 4969125 4399332 7404394 9682506 26455357 2. Социальное обеспечение и материальная помощь 5 250 4200 4200 4200 17850 3. Расходы на обучение, повышение квалификации, найм - всего   40000 160000   200000 4. Расходы на повышение квалификации руководящего звена за счет средств ЦО - всего         - 5. Внутрикорпоративные мероприятия     40000 176148 216148   Управление недвижимостью (RE) 1 600 000 2 160 000 3 180 000 3 785 000 10 725 000 6. Аренда помещений 1 450 000 1 800 000 2 820 000 3 425 000 9 495 000 7. Содержание и обслуживание зданий 150 000 150 000 230 000 230 000 760 000 8. Охрана офиса   10 000 30 000 30 000 70 000 9. Страхование объектов недвижимости         - 10. Расходы по оплате услуг сторонних организаций по уборке         - 11. Установка и обслуживание кондиционеров   150 000     150 000 12. Текущий ремонт   50 000 100 000 100 000 250 000   Направление деятельности "Бизнес-администрирование" (ВА) 727 000 660 000 1 345 000 1 200 000 3 932 000 13. Содержание парка автомашин 150 000 150 000 230 000 190 000 720 000 14. Транспортные затраты 487 000 335 000 735 000 555 000 2 112 000 15. Почтово-телеграфные расходы и подписка 20 000 20 000 27 000 77 000 144 000 16. Мебель и офисное оборудование кроме компьютерного, стоимостью менее 50,0 тыс.руб. за единицу   50 000 240 000 240 000 530 000 17. МБП и прочая не IT - техника по заказам подразделений, стоимость менее 50,0 тыс.руб. за единицу   10 000 10 000 10 000 30 000 18. Страхование имущества 10 000   10 000 10 000 30 000 19. Канцелярские расходы 30 000 50 000 50 000 75 000 205 000 20. Архивные услуги     3 000 3 000 6 000 21. Прочие административно-хозяйственные затраты 30 000 45 000 40 000 40 000 155 000   Направление деятельности "Информационно-технологическое обеспечение" (IT) 441 900 950 000 1 779 500 1 907 000 5 078 400 22. Услуги телефонной связи 76 400 76 500 322 500 215 000 690 400 23. Услуги сотовой связи 6 000 65 000 75 000 75 000 221 000 24. Использование каналов связи, интернет 108 000 108 000 170 000 170 000 556 000 25. Обслуживание коммуникационного оборудования для поддержания работы каналов связи 30 000 120 000 100 000 90 000 340 000 26. Программное обеспечение в любом виде - готовой программы, разработки и т.д. стоимостью менее 50,0 тыс.руб. за единицу 36 000     229 000 265 000 27. Текущее IT-обеспечение 185 500 580 500 1 112 000 1 128 000 3 006 000 28. Расходы на содержание IT-техники 55 500 85 500 105 000 105 000 351 000 29. Сопровождение и поддержка программного обеспечения 70 000 240 000 95 000 95 000 500 000 30. Страхование IT-техники         - 31. Лизинговые платежи за IT-технику         -   Направление деятельности Маркетинг (MA и PR) 70 000 300 000 750 000 600 000 1 720 000 32. Маркетинговые исследования         - 33. Рейтинг надежности         - 34. Расходы на PR         - 35. Расходы на рекламу   150 000 500 000 500 000 1 150 000 36. Расходы на оформление точек продаж         - 37. Расходы на подготовку сувенирной продукции и полиграфии   50 000 150 000   200 000 38. Расходы на креативные разработки, дизайн и внедрение         - 39. Расходы на проведение акций, мероприятий, событийный маркетинг 70 000 100 000 100 000 100 000 370 000   Расходы по функциональной деятельности (SO) 248750 428750 378750 408750 1465000 40. Командировочные расходы 78750 78750 78750 78750 315000 41. Изготовление печатей, штампов 5 000 5 000 5 000 5 000 20 000 42. Изготовление визиток 5 000 5 000 15 000 15 000 40 000 43. Представительские расходы 15 000 50 000 50 000 50 000 165 000 44. Оплата членских взносов в специализированных организациях (в т.ч. Взносы на участие в тендерах) 35 000 150 000 50 000 50 000 285 000 45. Расходы на лицензирование         - 46. Государственная пошлина, юридические услуги 10 000 10 000 50 000 50 000 120 000 47. Оплата аудиторских услуг         - 48. Нотариальные услуги 30 000 60 000 30 000 60 000 180 000 49. Информационные услуги сторонних организаций, кроме IT - услуг, приобретение литературы, оплата информации, консалтинг 40 000 40 000 40 000 40 000 160 000 50. Расходы по изготовлению пластиковых зарплатных карт         - 51. Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) 20 000 20 000 50 000 50 000 140 000 52. Услуги внешних компаний по переводу         - 53. Прочая связь (пользование банкоматом)         - 54. Обслуживание кассовых аппаратов 10 000 10 000 10 000 10 000 40 000 55. Местные налоги         - 56. Прочие расходы         -   ИТОГО НОР (текущие расходы): 8062025 8942282 15041844 17763604 49809755
Объектом бюджетного планирования являются денежные средства и их эквиваленты, которые представляют собой входящие и исходящие денежные потоки.
Денежными средствами считаются средства на банковских счетах и в кассе организации. Характерной особенностью данных средств является их свободный (несвязанный) характер. Решение о немедленном расходовании указанных средств определяется исключительно руководством организации, и на его исполнение не могут повлиять внешние причины (например, действия кредитного учреждения, в котором открыт расчетный счет организации).
Денежными эквивалентами считаются краткосрочные и высоколиквидные финансовые вложения, которые легко конвертируются в денежные средства, размер которых заранее достоверно определен. Риск изменения стоимости указанных вложений незначителен. Заметим, что понятие краткосрочности инвестиций законодательно не установлено и определяется каждой организацией самостоятельно на основе мотивированного профессионального суждения. При этом рекомендуемым является срок, не превышающий три календарных месяца.
Примером денежных эквивалентов могут служить векселя со сроком погашения менее трех месяцев, банковские овердрафты при условии, что:
- платежи по овердрафту происходят по требованию заемщика немедленно (в любой момент времени);
- остаток по расчетному счету постоянно колеблется между дебетовыми и кредитовыми значениями.
В противном случае овердрафт признается полученным кредитом и должен быть отражен при планировании финансовой деятельности организации.
БДДС содержит классификацию данных о движении денежных средств и их эквивалентов за планируемый период по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционную деятельность организации составляют хозяйственные операции, которые приносят основной доход, а также иные операции, не относящиеся к инвестиционной и финансовой деятельности. Величина поступлений и платежей по операционной деятельности характеризует возможности организации без привлечения дополнительных источников финансирования:
- сохранять условия для операционной деятельности;
- осуществлять планируемую инвестиционную деятельность;
- погашать ранее полученные кредиты, займы и выплачивать дивиденды.
Следующим этапом является составление Бюджета движения денежных средств (БДДС) (прогноз отчета о движении денежных средств).
Бюджет движения денежных средств (БДДС) это план движений по расчетным счетам и наличных денежных средств в кассе предприятия, который отражает все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности.
Бюджетирование движения денежных средств в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» преследует цель — обеспечить бездефицитность бюджета (реализуемость производственной программы) и определить связи между финансовым потоком и финансовым результатом.
Он показывает возможные поступления авансов и предоплаты (которые вытекают из условий договоров и контрактов), поступления за ранее отгруженную продукцию и дебиторскую задолженность, оплату продукции и товара текущего периода.
Для удобства работы в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», как уже указывалось, форматы БДиР и БДДС должны быть идентичными. Поэтому так же, как и в БДиР, соблюдается очередность выплат.
Бюджет движения денежных средств для ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» отразим в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Бюджет движения денежных средств на 2010 год
№ Показатель 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал ИТОГО 1. Остатки денежных средств на начало периода филиала 2 625 926 1 875 951 1 570 544 1 660 956 2 142 749 2. Финансирование из ЦО (+)         - 3. ДМС (кассовый результат по страховой деятельности) 408 344 -10 880 3 785 62 754 464 003 4. Личное страхование (кассовый результат по страховой деятельности) 884 773 1 674 417 214 997 224 317 2 998 504 5. Страхование имущества (кассовый результат по страховой деятельности) 2 114 535 3 254 432 1 794 546 2 302 023 9 465 536 6. Страхование ответственности (кассовый результат по страховой деятельности) 243 283 420 842 493 748 568 823 1 726 696 7. Автотранспорт (кассовый результат по страховой деятельности) 742 547 1 655 868 20 184 887 25 435 781 48 019 083 8. ОСАГО (кассовый результат по страховой деятельности) 4 425 166 6 923 737 1 415 899 1 251 292 14 016 094 9. Сальдо от операций входящего перестрахования (+/-) -       - 10. Расходы на бланки общего типа, квитанции (-) -58 981 -44 146 -70 919 -70 919 -244 965 11. ЕСН на комиссионное вознаграждение (-) -247 573 -310 377 -807 576 -980 851 -2 346 376 12. Кассовый результат по страховой деятельности 8 512 095 13 563 894 23 229 367 28 793 221 73 973 751 13. НОР (-) -7 821 650 -9 787 550 -16 499 505 -19 649 228 -53 757 933 14. РВД (-) -12 170 451 -15 142 399 -29 708 887 -35 670 529 -92 692 265 15. Прочие доходы (+)         - 16. Прочие расходы (-)         - 17. Технический результат 690 445 3 776 344 6 729 862 9 143 993 20 340 643 18. Налоги (-) -7 000 -7 500 -7 500 -8 000 -30 000 19. Капитальные затраты (-) -809 000 -1 660 000 -1 370 000 -1 945 000 -5 784 000 20. Денежные средства в счет будущих договоров страхования (+) 2 250 000 4 015 000 5 500 000 7 000 000 18 765 000 21. Страховая премия по договорам сострахования (+)         - 22. Перечисление по договорам сострахования (-)         - 23. Перечисление резервов по договорам страхования жизни (-)         - 24. Возвраты по расторжению по договорам страхования жизни (-)         - 25. Расчеты с Центральным офисом (-) -2 874 420 -6 429 250 -10 761 950 -13 709 200 -33 774 820 26. Входящий поток по инвестиционной деятельности (+) -       - 27. Исходящий поток по инвестиционной деятельности (-) -       - 28. Входящий поток по финансовой деятельности (+) -       - 29. Исходящий поток по финансовой деятельности (-) -       - 30. Входящий денежный поток за период филиала (+) 31 035 000 41 554 000 68 084 000 82 842 000 223 515 000 31. Исходящий денежный поток за период филиала (-) -31 784 976 -41 859 407 -67 993 588 -82 360 208 -223 998 178 32. Кассовый результат филиала -749 976 -305 407 90 412 481 793 -483 178 33. Остатки денежных средств на конец периода филиала 1 875 951 1 570 544 1 660 956 2 142 749 2 142 749 34. Аллокация (-)           35. Технический результат с учетом аллокации (+/-) 690 445 3 776 344 6 729 862 9 143 993 20 340 643
Как видно из приведенных в табл. 3.2 данных, деятельность ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в планируемом периоде имеет отрицательный кассовый результат. Это связано с высоким уровнем расходов, которые не могут быть покрыты существующими доходами.
В связи с этим необходимо принятие решений, позволяющих снизить уровень текущих расходов предприятия до приемлемого уровня, обеспечивающего хотя бы минимальную рентабельность деятельности предприятия.
Наиболее важным представляется проведение мероприятий по снижению уровня расходов по тем показателям, которые имеют наибольшую долю в структуре расходов организации.
Как видно было из таблицы 3.8, в структуре расходов имеются статьи затрат, которые можно сократить. К ним можно отнести затраты на проведение корпоративных мероприятий, при условии сокращения численности персонала – затраты на оплату труда и социальные отчисления, также отпадает необходимость в покупке новых компьютеров. Кроме того, как было выявлено ранее, возможно сокращение затрат на капитальные вложения и обслуживание недвижимости.
Также необходимо оценить эффективность некоторых видов расходов, например, затрат на рекламу. Необходима оценка изменения уровня спроса в зависимости от проведенных рекламных акций. По результатам анализа возможен отказ от некоторых видов рекламы, которые в страховой деятельности являются недостаточно эффективными.
Кроме того, возможно некоторое сокращение парка автомашин, который имеется на предприятии. Необходимо осуществлять четкий контроль за использованием служебного автотранспорта (для этих целей будет служить предложенная система внутреннего контроля). Также необходимо проведение анализа эффективности содержания собственного парка автомашин. Возможно, в современных условиях оптимальным вариантом было бы сокращение собственного автопарка до 2 – 3 автомашин, которые будут использоваться в ситуациях, когда необходим срочный выезд на место страхового случая. В остальных случаях возможно использование транспорта сторонних организаций.
Реализация предложенных направлений снижения затрат страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» позволит достигнуть положительного значения кассового результата деятельности филиала и улучшить финансовые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность фирмы.

Заключение

Целью настоящей работы являлась разработка предложений по повышению эффективности деятельности страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Страхование – древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.
Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности.
Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и существование различных собственников – обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров.
Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов — занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности применения их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании могут занять ведущее положение на рынке капиталов.
Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, то есть их соперничество за привлечение страхователей, мобилизацию денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких конечных финансовых результатов. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании более удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, в снижении тарифных ставок и точном определении возникшего ущерба (вреда), в оперативной выплате страхового возмещения.
Проблема сбалансированного развития российского страхового рынка, основанного на интеграции в мировое страховое хозяйство, является важнейшим условием создания эффективной системы национального страхования. Перед страховой отраслью страны стоит задача повышения конкурентоспособности в мировой системе страхового хозяйства, на основе её адаптации к международным стандартам путем создания эффективной модели интеграционного развития российского страхового рынка с учетом организационно-экономических особенностей национального страхования.
Следует обратить особое внимание на то, что решение многих задач без активного использования страхования представляется невозможным. Экономический и социальный эффект от широкого внедрения страхования нельзя оценить однозначно только с позиции краткосрочного результата, так как это прежде всего один из стратегических инструментов стабилизации российского государства и активного наполнения финансовым потенциалом его экономики.
В результате проведенного исследования, в процессе которого были рассмотрены основные аспекты деятельности страховых компаний, проведен анализ эффективности деятельности страховой компании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», была выявлена высокая степень зависимости эффективности деятельности компании от внешних факторов. Одним из отрицательных факторов является финансовый кризис, который поразил в настоящее время все основные сферы экономической деятельности.
Для снижения последствий финансового кризиса был разработан новый страховой продукт для ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», по которому определено значение страховой ставки. Проведенный расчет показал значение основной части страховой ставки 0,75 (нетто-ставка) и рисковой надбавки в размере 0,036.

Список использованной литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.04.2009 №56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.
Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 28.02.2009 №30-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, №18, ст. 1720.
Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 №287-ФЗ) // Российская газета, №6, 12.01.1993.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 №263 «Об утверждении Правил Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 №131) // Российская газета, №87, 13.05.2003.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №225) // Российская газета, №284, 16.12.2005.
Постановление Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №28) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, №47, ст. 4531.
Ахвледиани Ю.Т. Страховая наука и ее взаимодействие с практикой // Финансы, №6 - 2005
Бхуртиал Л.Б. Как повысить эффективность страховой защиты предприятия // Финансы, №5 – 2004
Войко А. Актуальные вопросы имущественного страхования на предприятиях // Финансовая газета, 2008, №48.
Гвозденко А.А. Основы страхования – М.: Финансы и статистика, 2007
Годин А.М., Фрумина С.В. Страхование – М.: Дашков и Ко, 2008
Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Проблемы классификации страхования в российском законодательстве // Финансы, №12 – 2005
Гребенщиков Э.С. К самоуправлению на страховом рынке // Финансы, №9 – 2005
Даньшина И. Страхование гражданской ответственности: пускаем взносы «в расход» // Московский бухгалтер, 2008, №6.
Зобова Е.П. Предновогодние изменения в части второй Налогового кодекса // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, №1.
Иванов Н.И. Управление финансами банков и страховых компаний.// Финансовый менеджмент, №15, 2006г. – с.60
Ивашкин А.В. Страховой рынок как важнейший механизм развития экономики востока России. Владивосток, 2005
Красножон Д. Зарубежный опыт: умеренная инвестиционная стратегия страховых компаний как залог успеха в долгосрочной перспективе // Финансовый менеджмент в страховой компании, 2006, №1.
Кузнецова И.А. Страхование жизни и имущества граждан: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008.
Кузнецова О.В. Добровольное страхование. М.: Юрайт, 2008.
Кучин Д.А. Особенности инвестиционной деятельности страховых компаний // Финансовый менеджмент в страховой компании, 2006, №4.
Лайков А.Ю. Как обеспечить приоритет интересов потребителей перестраховочных услуг // Финансы №10 - 2005
Левант Н.А. Способы продаж в личном страховании // Финансы, №7 – 2004
Меребашвили Т.А. Взаимное и коммерческое страхование ответственности судовладельцев // Финансы, №5 – 2004
Морозко Н.И. Стратегия управления финансовыми ресурсами страховой системы // Финансы, №9 – 2005
Мюллер Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения // Финансы, №6 – 2004
Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование. Теория и практика – М.: Юнити-Дана, 2008
Романова М.В. Страхование автотранспортных средств // Российский налоговый курьер, 2008, №16.
Рынок страхования в 1 полугодии 2009 года / Доклад Центра стратегических исследований. М., 2009.
Сахирова Н.П. Страхование – М.: Проспект, 2007
Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
Совалина С. Страхование автотранспорта // Аудит и налогообложение, 2007, №8.
Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование – М.: Инфра-М, 2008
Страхование: Принципы и практика./ Составитель Дэвид Бланд. – М.: Финансы и статистика, 2008.- с.37
Тимофеева Т.В., Мазанова Е.В. Вопросы статистической оценки инвестиционного потенциала страховых компаний // Экономический анализ: теория и практика, 2007, №2.
Худиев Н.Н. Совершенствование механизма налогообложения в страховых организациях // Финансы, №5 – 2005
Ширинян Л.В. Достижение финансовой устойчивости страховых компаний // Финансы, №6 – 2004
Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование – М.: КноРус, 2007
Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А.Лобанова и А.В.Чугунова. М.: Альпина бизнес букс, 2005. – стр. 511
Янов В.Э. Инвестиционная деятельность страховых компаний: принципы организации, регулирование и оптимизация: Диссерт. на соискание ученой степени к.э.н., СПб, 2001.
Приложения

Постановление Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №28) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, №47, ст. 4531.
Кузнецова О.В. Добровольное страхование. М.: Юрайт, 2008.
Рынок страхования в 1 полугодии 2009 года / Доклад Центра стратегических исследований. М., 2009.
Эксперты оценивают изменившуюся ситуацию на рынке автострахования // Ваше дело, 08.12.2009.
Рынок автострахования в России в 2009 году // ИА «Финмаркет», №9, 2009.
Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1.
Приказ Минфина РФ и ФКЦБ от 12 сентября 2003 г. NN 83н, 03-158/пз. (6)
Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1.(3)
Приказ Минфина РФ от 8 августа 2005 г. № 100н.(4)
Приказ Минфина РФ от 16.12.2005 г. №149н.(5)
http://b2blogger.com/research/report/1459.html









53

2

73


Рис. 3.1 – Организационно-управленческая модель корпоративного взаимодействия предприятия и страховой компании

Учет специфики отрасли

Необходимость в отраслевых страховых продуктах

Разовый или фрагментарный (краткосрочный)

Разовый или фрагментарный (краткосрочный)

Партнерские отношения на постоянной долговременной основе

«РЫНОК СТРАХОВЩИКА»

«РЫНОК СТРАХОВАТЕЛЯ»

МОДЕЛЬ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
СТРАХОВЩИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Встраивание имеющегося страхового продукта в потребности предприятия
2. В момент наступления страхового случая

Учитывается слабо, игнорирова-ние отраслевых потребностей

1. Преддоговорное консультирование
2. В момент наступления страхового случая

ОБЪЕКТ
ИЗМЕНЕНИЙ

Консультативные услуги

Страховые продукты

Создание отраслевых комбинированных страховых продуктов на основе оценки рискового профиля отрасли

Страховых продуктов много
Предложение на рынке страховых услуг превышает спрос

Страховых продуктов, необходимых для отрасли, недостаточно. Спрос превышает предложение

Возможен в части комбинирования со страхуемыми рисками

Невозможен

Отсутствуют

Отсутствуют

Внедрение подсистемы риск-менеджмента в систему управления предприятия

Участие в создании страховой программы предприятия

Учет нестрахуемых рисков

Невозможен

Не предусмотрено

Не предусмотрено

Предусмотрено на основе совершенство-вания процедур взаимодействия предприятия и страховой компании

Цена и качество
страхового покрытия

Тарифные ставки

Усредненные тарифные ставки

1. Завышенные цены
2. Неполное покрытие ущерба

1. Постоянный консалтинг на всех этапах управления рисками
2. Разработка новых и адаптация существующих страховых продуктов

1. Завышенные цены
2. Неполное покрытие ущерба

Оптимальное сочетание цены и качества страхового покрытия

Усредненные тарифные ставки

Обоснованные тарифные ставки

Режим
взаимодействия

Требования к
системе риск-менеджмента

Учет специфики
отрасли

Страховая компания как субъект управления рисками предприятия

Совокупность статистических данных об усредненных характеристиках страхуемых рисков предприятий, набор традиционных страховых продуктов

Этапы создания эффективной страховой защиты предприятия

Действия страховой компании

Анкетирование, опрос, сбор стат. информации, анализ данных.
Применение универ-сальных, разработка специальных анкет


Мониторинг предприятий отрасли с целью выявления страховых рисковых событий
Консультативные услуги
в процессе идентификации
и классификации рисков

Консультативные услуги в
процессе оценки рисков
Предложения по снижению рисков
Создание экспертной комиссии
в целях корректировки базовых страховых параметров


Формирование потребности
в страховании

Создание новых страховых продуктов

Разработка превентивных мероприятий
Корректировка базовых усредненных страховых параметров


Формирование страховой программы

Разработка индивидуальной страховой программы


Подготовка необходимой документации

Разработка страховой программы


Контроль за уровнем риска

Рис. 3.2 – Совершенствование процедур корпоративного взаимодействия предприятия и страховой компании в процессе разработки страховой программы

Мониторинг и контроль за выполнением страховой программы

Этапы разработки страховой программы

Количественная оценка страховых рисков.
Выбор страхового покрытия


Выявление групп страховых рисков

Определение расчетной эффективности страховой программы

Реализация страховой программы

Предприятие как субъект управления рисками

Совокупность знаний о возможностях страхования

Пути совершенствования

Определение базовых компонентов

Объект страхования


Страховое событие

Методика оценки вероятности наступления страхового события

Методика обоснования страхового тарифа

Методика оценки страхового ущерба

Методика оценки стоимости объекта страхования

Создание базы статистических данных по страховым случаям в разрезе отраслей и регионов
Экспертная оценка индивидуальных факторов, влияющих на вероятность и ущерб

Математическая модель расчета тарифных ставок по отраслевому комбинированному страховому продукту

Мониторинг предприятий отрасли, определение рискового профиля отрасли, выявление страхуемых рисков

Рис. 3.3 – Совокупность компонентов страхового продукта и предлагаемые способы их определения и уточнения

Имущественные интересы предприятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.04.2009 №56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 28.02.2009 №30-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, №18, ст. 1720.
3.Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 №287-ФЗ) // Российская газета, №6, 12.01.1993.
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 №263 «Об утверждении Правил Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 №131) // Российская газета, №87, 13.05.2003.
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №225) // Российская газета, №284, 16.12.2005.
6.Постановление Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №28) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, №47, ст. 4531.
7.Ахвледиани Ю.Т. Страховая наука и ее взаимодействие с практикой // Финансы, №6 - 2005
8.Бхуртиал Л.Б. Как повысить эффективность страховой защиты предприятия // Финансы, №5 – 2004
9.Войко А. Актуальные вопросы имущественного страхования на предприятиях // Финансовая газета, 2008, №48.
10.Гвозденко А.А. Основы страхования – М.: Финансы и статистика, 2007
11.Годин А.М., Фрумина С.В. Страхование – М.: Дашков и Ко, 2008
12.Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Проблемы классификации страхования в российском законодательстве // Финансы, №12 – 2005
13.Гребенщиков Э.С. К самоуправлению на страховом рынке // Финансы, №9 – 2005
14.Даньшина И. Страхование гражданской ответственности: пускаем взносы «в расход» // Московский бухгалтер, 2008, №6.
15.Зобова Е.П. Предновогодние изменения в части второй Налогового кодекса // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, №1.
16.Иванов Н.И. Управление финансами банков и страховых компаний.// Финансовый менеджмент, №15, 2006г. – с.60
17.Ивашкин А.В. Страховой рынок как важнейший механизм развития экономики востока России. Владивосток, 2005
18.Красножон Д. Зарубежный опыт: умеренная инвестиционная стратегия страховых компаний как залог успеха в долгосрочной перспективе // Финансовый менеджмент в страховой компании, 2006, №1.
19.Кузнецова И.А. Страхование жизни и имущества граждан: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008.
20.Кузнецова О.В. Добровольное страхование. М.: Юрайт, 2008.
21.Кучин Д.А. Особенности инвестиционной деятельности страховых компаний // Финансовый менеджмент в страховой компании, 2006, №4.
22.Лайков А.Ю. Как обеспечить приоритет интересов потребителей перестраховочных услуг // Финансы №10 - 2005
23.Левант Н.А. Способы продаж в личном страховании // Финансы, №7 – 2004
24.Меребашвили Т.А. Взаимное и коммерческое страхование ответственности судовладельцев // Финансы, №5 – 2004
25.Морозко Н.И. Стратегия управления финансовыми ресурсами страховой системы // Финансы, №9 – 2005
26.Мюллер Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения // Финансы, №6 – 2004
27.Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование. Теория и практика – М.: Юнити-Дана, 2008
28.Романова М.В. Страхование автотранспортных средств // Российский налоговый курьер, 2008, №16.
29.Рынок страхования в 1 полугодии 2009 года / Доклад Центра стратегических исследований. М., 2009.
30.Сахирова Н.П. Страхование – М.: Проспект, 2007
31.Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
32.Совалина С. Страхование автотранспорта // Аудит и налогообложение, 2007, №8.
33.Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование – М.: Инфра-М, 2008
34.Страхование: Принципы и практика./ Составитель Дэвид Бланд. – М.: Финансы и статистика, 2008.- с.37
35.Тимофеева Т.В., Мазанова Е.В. Вопросы статистической оценки инвестиционного потенциала страховых компаний // Экономический анализ: теория и практика, 2007, №2.
36.Худиев Н.Н. Совершенствование механизма налогообложения в страховых организациях // Финансы, №5 – 2005
37.Ширинян Л.В. Достижение финансовой устойчивости страховых компаний // Финансы, №6 – 2004
38.Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование – М.: КноРус, 2007
39.Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А.Лобанова и А.В.Чугунова. М.: Альпина бизнес букс, 2005. – стр. 511
40.Янов В.Э. Инвестиционная деятельность страховых компаний: принципы организации, регулирование и оптимизация: Диссерт. на соискание ученой степени к.э.н., СПб, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие основные нормативно-правовые документы регулируют страхование автотранспортных средств в России?

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими страхование автотранспортных средств в России, являются Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положение о страховых организациях, утвержденное Банком России, и другие акты законодательства.

Какие формы и методы страхования автотранспортных средств существуют?

Существуют различные формы и методы страхования автотранспортных средств. Это может быть страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от угонов и хищений, каско, страхование от несчастных случаев и т. д.

Какова роль обязательного и добровольного страхования автотранспортных средств?

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств обеспечивает возмещение вреда, причиненного третьим лицам при использовании автотранспортных средств. Добровольное страхование автотранспортных средств предлагает дополнительную защиту для владельцев автомобилей, включая возможность страхования от угонов, хищений и прочих рисков.

Какие текущие проблемы и тенденции на рынке автострахования в России?

На рынке автострахования в России существуют такие проблемы, как высокие цены на полисы, неоднозначное понимание условий страхования, недостаточная конкуренция между страховыми компаниями. Также наблюдается тенденция к росту числа мошеннических случаев при оформлении страховых случаев.

Какие особенности организации автострахования у страховых компаний?

Особенности организации автострахования могут отличаться в разных страховых компаниях. Это может включать особенности программ страхования, условия и процедуры оформления страховых случаев, уровень и качество обслуживания клиентов. Важно выбирать страховую компанию, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям.

Какие существуют формы и методы страхования автотранспортных средств?

Существует несколько форм и методов страхования автотранспортных средств, такие как добровольное и обязательное страхование, полное и частичное страхование, страхование гражданской ответственности и страхование от угонов и хищений.

Какое законодательство регулирует обязательное и добровольное страхование автотранспортных средств в Российской Федерации?

Обязательное и добровольное страхование автотранспортных средств в Российской Федерации регулируется Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и причинение вреда грузу" соответственно.

Какие тенденции и проблемы можно выделить на российском рынке автострахования?

На российском рынке автострахования можно выделить следующие тенденции и проблемы: увеличение количества страховых случаев, высокая конкуренция между страховыми компаниями, низкий уровень доверия к страховым компаниям со стороны клиентов, сложности в определении стоимости страховки и т.д.

Какие особенности организации автострахования можно проследить на примере страховой компании?

На примере страховой компании можно проследить особенности организации автострахования, такие как широкий выбор страховых программ, привлекательные условия и тарифы, высокий уровень обслуживания клиентов, использование современных технологий в процессе оформления и учета полисов страхования, оперативная выплата страховых компенсаций и т.д.