Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Экологическая функция государства.

  • 31 страница
  • 25 источников
  • Добавлена 31.01.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и формы реализации экологической функции российского государства
1.1. Понятие и сущность экологической функции государства
1.2. Формы реализации экологической функции государства
1.3. Понятие, виды, формы, функции и методы государственного управления в области охраны окружающей среды
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере отношений, связанных с реализацией экологической функцией государства
2.1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в сфере отношений, связанных с реализацией экологической функцией государства
2.2. Органы исполнительной власти субъектов, осуществляющие полномочия по реализации экологической функции государства
2.3. Полномочия органов местного самоуправления по реализации экологической функции государства
2.4. Проблемы разграничения полномочий органов власти, связанных с реализацией экологической функции государства
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Указанные реформы не могли не отразиться на всем правовом поле. И здесь прослеживается своя тенденция. Так, если до 31 декабря 2005 года при реализации законодательства в области охраны окружающей среды проблемы возникали из-за противоречивости действующих нормативных правовых актов, то после 31 декабря 2005 года проблемы возникают из-за пробелов в законодательстве в виду отсутствия новых правовых норм, должным образом регулирующих рассматриваемые правовые отношения.
Однако, если раньше проблемы при разграничении полномочий в сфере охраны окружающей среды исключительно возникали между двумя уровнями власти, то теперь возникла некоторая неопределенность между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими смежные функции.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Настоящим Указом Президента РФ в раннее существовавшую структуру федеральных органов государственной власти были внесены существенные коррективы: были образованы новые органы, некоторые раннее действующие органы -преобразованы и упразднены.
Изменения коснулись и федеральных органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль.
Напомним, что раннее государственный экологический контроль на федеральном уровне осуществляли два органа: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Отметим также, что согласно раннее действующей структуре федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 24.09.2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»: Росприроднадзор находился в ведении Министерства природных ресурсов РФ, руководство деятельностью которого осуществляло Правительство РФ; руководство деятельностью Ростехнадзора Правительство РФ осуществляло напрямую.
Таким образом, до вступления в силу Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 государственный экологический контроль осуществлялся Ростехнадзором и Росприроднадзором. При этом критерием разграничения полномочий при осуществлении государственного экологического контроля являлась установленная сфера ведения и регулируемая область общественных отношений. Вместе с тем следует отметить, что и здесь с начала образования указанных органов возникали некоторые проблемы по разграничению некоторых полномочий. Прежде всего, речь идет об объектах государственной экологической экспертизы.
С вступлением в силу Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 ситуация координальным образом изменилась. Так, Министерство природных ресурсов РФ было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприрода России), которому были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (п. 7 Указа). При этом в ведение Минприроды России переданы: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию. Некогда находившееся в ведении МПР России Федеральное агентство лесного хозяйство было передано в ведение Министерства сельского хозяйства РФ.
В связи с переподчинением федеральных органов исполнительной власти, изменился и перечень их полномочий.
Теперь федеральный государственный экологический контроль осуществляет только Росприроднадзор. Ростехнадзор же осуществляет специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Однако, ни Положение о Ростехнадзоре, ни иной нормативный правовой акт не раскрывает содержание специальных функций. И лишь анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что Ростехнадзор уполномочен осуществлять: лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду; государственный строительный надзор; нормирование в области охраны окружающей среды; а также осуществлять функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы. Кроме того, за Ростехнадзором согласно Положению о нем остаются полномочия на проведение проверок (инспекций) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. И опять же, нет гарантии, что при реализации указанных полномочий, функции Росприроднадзора и Ростехнадзора пересекаться не будут.
Таким образом, если совсем недавно проблема разграничения полномочий в области охраны окружающей среды особенно отчетливо приобретала межуровневый характер, то сейчас можно говорить и о ее внутриуровневой стороне. Несмотря на неоднократно проводимые реформы в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, которые не оставляли без внимания и систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды, а также несмотря на неоднократное проведение кодификации российского законодательства, в том числе существенным образом изменившей содержание природоохранного законодательства и основные направления деятельности (функции и полномочия) органов исполнительной власти всех уровней, реализация некоторых полномочий федеральных органов исполнительной власти и полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ затруднена. При этом одной из причин является отсутствие четких критериев разграничения таких полномочий на законодательном уровне, а также наличие определенных пробелов и коллизий в системе действующего законодательства.

Заключение

Содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Если совсем недавно проблема разграничения полномочий в области охраны окружающей среды особенно отчетливо приобретала межуровневый характер, то сейчас можно говорить и о ее внутриуровневой стороне. Несмотря на неоднократно проводимые реформы в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, которые не оставляли без внимания и систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды, а также несмотря на неоднократное проведение кодификации российского законодательства, в том числе существенным образом изменившей содержание природоохранного законодательства и основные направления деятельности (функции и полномочия) органов исполнительной власти всех уровней, реализация некоторых полномочий федеральных органов исполнительной власти и полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ затруднена. При этом одной из причин является отсутствие четких критериев разграничения таких полномочий на законодательном уровне, а также наличие определенных пробелов и коллизий в системе действующего законодательства.
В настоящее время имеется необходимость определить на федеральном и региональном уровне перечень природоохранных мероприятий в целях их унификации, установления рамок деятельности органов местного самоуправления. Также следует разработать механизм, при котором органы местного самоуправления смогут получать дополнительные полномочия в области охраны окружающей среды.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 25.
Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. - 2009. - № 14. - Ст. 1668.

Литература

Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. – 2011. - № 3. – С. 45-53.
Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. – 2008. - № 11. – С. 19-25.
Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система ГАРАНТ, 2010.
Велиева Д.С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2011.
Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. – М.: «ТК Велби», «Изд-во Проспект», 2009. – 537 с.
Гнатенко А.И. О механизмах реализации функций государства // Гражданин и право. – 2009. - № 6. – С. 23-29.
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 664 с.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. – 703 с.
Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М.: Наука, 2006. – 268 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: «Эксмо», 2009. – 453 с.
Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (под ред. Дубовик О.Л.). - Система ГАРАНТ, 2010.
Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 2008. – 559 с.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.). – М.: «Деловой двор», 2010. – 456 с.
Общая теория права и государства. Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2010. – 839 с.
Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: научно-практическое исследование. - Система ГАРАНТ, 2010.
Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ, 2009.

Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система ГАРАНТ, 2010.
Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система ГАРАНТ, 2010.
Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М.: Наука, 2006. - С. 54; Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 2008. - С.63; Общая теория права и государства. Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2010. - С. 241.
Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. – 2011. - № 3. – С. 45.
Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (под ред. Дубовик О.Л.). - Система ГАРАНТ, 2010.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: «Эксмо», 2009. – С. 95.
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. – С. 124.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. – С. 136.
Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - С. 203.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. – С. 136.
Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ, 2009.
Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. – 2008. - № 11. – С. 19.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П. ). – М.: «Деловой двор», 2010. – С. 189.
Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: научно-практическое исследование. - Система ГАРАНТ, 2010.
Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: научно-практическое исследование. - Система ГАРАНТ, 2010.
Велиева Д.С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2011.












2

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2.Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.
3.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
4.Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
5.Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
6.Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 25.
7.Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.
8.Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. - 2009. - № 14. - Ст. 1668.

Литература

9.Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. – 2011. - № 3. – С. 45-53.
10.Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. – 2008. - № 11. – С. 19-25.
11.Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система ГАРАНТ, 2010.
12.Велиева Д.С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2011.
13.Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. – М.: «ТК Велби», «Изд-во Проспект», 2009. – 537 с.
14.Гнатенко А.И. О механизмах реализации функций государства // Гражданин и право. – 2009. - № 6. – С. 23-29.
15.Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
16.Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 664 с.
17.Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. – 703 с.
18.Колбасов О.С. Экология: политика - право. - М.: Наука, 2006. – 268 с.
19.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: «Эксмо», 2009. – 453 с.
20.Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (под ред. Дубовик О.Л.). - Система ГАРАНТ, 2010.
21.Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 2008. – 559 с.
22.Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.). – М.: «Деловой двор», 2010. – 456 с.
23.Общая теория права и государства. Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2010. – 839 с.
24.Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: научно-практическое исследование. - Система ГАРАНТ, 2010.
25.Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ, 2009.

У нас вы можете заказать