Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Реализация непрерывного курса информатики в современной школе (основные положения (1995, 2005г.)); Анализ УМК и ПО к непрерывному курсу (после 2004г.)

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 30.04.2010
1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Курс информатики в современной школе
Глава 2. Анализ учебно-методического комплекса и программного обеспечения курса информатики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Большое внимание уделяется практикуму по углубленному изучению информационной технологии подготовки текстовых документов в среде Microsoft Word и информационной технологии работы с базами данных в среде Access. Последний раздел посвящен подготовке к выпускным экзаменам. Учебник предназначен для школьников и учителей информатики в общеобразовательных и специализированных школах. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы
Практикум по программированию на языке Visual Basic является частью учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ». Его цель — познакомить учащихся с основами объектно-ориентированного программирования в среде Visual Basic. Освоение инструментария среды происходит в процессе решения задач. Приводится большой комплекс прикладных задач с примерами программ. Изучаются технологии создания интерфейсов средствами визуального проектирования и применения основных алгоритмических конструкций. Предлагаемые программы снабжены подробными комментариями.
Практикум рекомендуется использовать для работы в классе, а также при организации дополнительных, факультативных занятий и элективных курсов. Также его можно использовать в качестве самоучителя.
Далее рассмотрим учебно-методический комплекс Л.Л. Босовой. Данный автор предлагает учебники для 5-7 классов, а также комплект рабочих тетрадей по каждому классу, методическую поддержку учителя и электронные версии некоторых работ (заготовки для выполнения некоторых заданий).
В учебнике для 5-го класса рассматриваются темы Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса, Информация и информационные процессы, Обработка информации средствами текстового и графического редакторов, Информационные процессы и информационные технологии, Планирование последовательности действий. Создание анимации. В данном классе все примеры рассматриваются в рабочей тетради. Предлагаются практические занятия с клавиатурным тренажером «Руки солиста», практические работы в среде операционной системы Windows, работа с простейшими текстовыми и графическими редакторами (WordPad или начальные сведения MS Word 2003 и Paint).
В учебнике для 6-го класса рассматриваются следующие темы: Создание текстовых документов, Компьютер и информация, Структурирование и визуализация информации, Человек и информация, Создание графических изображений, Алгоритмы и исполнители, Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация. Практические задания предполагают дальнейшее использование таких программ, как Paint и MS Word 2003, а также изучение MS PowerPoint и QBasic.
В учебниках «Информатика и ИКТ» для 7 класса Л.Л. Босова рассматривает следующее: Объекты и системы, Математическое моделирование, Информационное моделирование, Алгоритмы. Практические задания в данном году изучения направлены на закрепление работы в операционной системой Windows, текстовым процессором MS Word 2003 и пакетом презентаций MS PowerPoint, а также для изучения даются электронные таблицы MS Excel и алгоритмические основы в среде Алгоритмика.
Также Л.Л. Босова делит предложенное ею УМК на 3 составляющих: бумажную (программа, учебник, рабочая тетрадь, наглядные пособия и задания в практикуме), цифровую (информационно-справочные ресурсы, презентации, демонстрации, модели, практикумы, тренажеры и тесты по каждому разделу учебника) и сетевую (сайт для поддержки автора http://metodist.lbz.ru/ и avt_masterskaya_BosovaLL.html).
Учебники «Информатика и ИКТ» 5-7 класса Л.Л. Босовой выстроены таким образом, что после их изучения учащиеся легко могут перейти к дальнейшему освоению предмета в 8-11 классах по УМК Н.Д. Угриновича.
Следовательно, рассмотрим учебно-методических комплекс, который предлагает Н.Д. Угринович в учебниках дл 8-11 классов.
Темы, которые рассматривает Н.Д. Угринович в своих учебниках таковы:
Таблица 4
1. Информация и информационные процессы 2. Аппаратные и программные средства ЭВМ 3. Подготовка и редактирование текстов 4. Электронные таблицы и расчеты на ЭВМ 5. Подготовка графической информации 6. Алгоритмизация и элементы программирования 7. Формализация и решение задач на ЭВМ 8. Организация и поиск информации в базах данных 9. Работа и поиск информации в сетях ЭВМ 10. Информация в жизни общества В 10-11 классах у данного автора имеется деление учебников на профильное обучение и базовое. В базовом обучении дается от 2 до 4 часов в неделю и учебник для 11 класса содержит ЕГЭ-подобные тесты для успешной сдачи итогового экзамена по информатике. В профильном курсе информатики, разработанный данным автором на предмет отводится до 280 часов в год. За счет увеличения часов – есть возможность уделить внимание программированию на 4-х различных языках.
Таблица 5
Практикум на ЭВМ базового школьного курса «Информатика»
Практикум на ЭВМ ОС Windows ОС Linux Информация и работа на персональных ЭВМ тренажер BabyType, браузер Int.Explorer тренажер TuxType, браузер Mozilla Аппаратные и программные средства ЭВМ операционная
система Windows операционная
система Linux Подготовка и редактирование текстов текстовый редактор
MS Word текстовый редактор
OO Writer Электронные таблицы и расчеты на ЭВМ электронные таблицы
MS Excel электронные таблицы
OO Calc Подготовка графической информации графический редактор
Paint граф. редактор
Kolour Paint Алгоритмизация и элементы программирования интерпретатор Basic,
компилятор Pascal интерпретатор Basic,
компилятор Pascal Формализация и решение задач на ЭВМ интерпретатор Basic,
компилятор Pascal интерпретатор Basic,
компилятор Pascal Организация и поиск информации в базах данных база данных Access,
СУБД SQL Server база данных Base,
интерпретатор Prolog Работа и поиск информации в сетях ЭВМ браузер Int.Explorer, чаты ICHAT, ICQ браузер Mozilla Firefox, чаты SIM, ICQ Информация в жизни общества web-редактор Quanta,
редактор MS Word web-редактор Quanta,
редактор OO Writer Зачетная работа /
сдача зачета на ЭВМ редактор MS Word,
тест.система Tutor редактор K Word,
тест.система Tutor Недостатки учебников и методики Н.Д. Угриновича:
Отсутствие зачетов и экзаменов для базового и для профильных курсов информатики для 8-9 и 10-11-ых классов средних школ. Следствие – отсутствие контроля знаний и дидактики в преподавании информатики в средних школах.
Зависимость методики от частных особенностей частной операционной системы, являющейся собственностью частной фирмы, которая не соответствует международным стандартам. Такие учебники устаревают и подлежат списанию вместе с соответствующей версией ОС Windows.
Списание версий Windows является маркетинговой стратегией фирмы-поставщика, имеющей целью поставку и продажу новых версий своих ОС и программных «продуктов», отвечающих исключительно частным фирменным «стандартам» и не отлаженных до конца до момента списания.
И на последок, рассмотрим УМК авторского коллектива под руководством И.Г. Семакина. Данный автор предлагает свои учебники по информатике с 8 по 11 класс.
Свой комплекс И.Г. Семакин выстраивает следующим образом:
Таблица 6

Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса И.Г. Семакина предназначен для изучения курса информатики и ИКТ в 8 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует стандарту по информатике и ИКТ. Учебник разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики. Учебник входит в комплект учебно-методической литературы по курсу информатики и ИКТ наряду с учебником для 9 класса, задачником, методическим пособием для учителя и цифровыми образовательными ресурсами, входящими в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru). В данном учебнике рассматриваются такие темы, как Человек и информация, Первое знакомство с компьютером, Текстовая информация и компьютер, Графическая информация и компьютер, Технология мультимедиа.
В данном классе предлагается использовать следующее программное обеспечение: клавиатурный тренажер, операционная система Windows и работа с ее файловой системой, MS Word, Paint (или Adobe Photoshop на усмотрение учителя, а также можно включить работу с любым векторным графическим редактором), MS PowerPoint
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса по своей структуре схож с учебником для 8 класса и в нем рассматриваются следующие темы: Передача информации в компьютерных сетях, Информационное моделирование, Хранение и обработка информации в базах данных, Табличные вычисления на компьютере, Управление и алгоритмы, Программное управление работой компьютера, Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Программное обеспечение, которое рассматривается в данном классе, следующее: подключение к Интернету и установленный на компьютере браузер (Internet Explorer 6.0 и выше), WinRar или WinZip, текстовый процессор MS Word, MS Excel, MS Access, QBasic или Pascal.
Также при работе с учебниками для 8-9 классов по Информатике и ИКТ, И.Г. Семакин предлагает использовать задачник-практикум
В 10-11 классах И.Г. Семакин предлагает деление курса на базовый уровень и социально-экономический. Темы в обоих направлениях - идентичны, однако в социально-экономическом уровне отводится больше часов на рассмотрение каждой темы.
В учебнике Информатика и ИКТ для 10-го класса И.Г. Семакин предлагает следующие темы: Информация и работа с информацией, защита информации; Информационные модели; Аппаратное и программное обеспечение; Программирование в среде Pascal.
Программное обеспечение, необходимое при изучении информатики и ИКТ в данном классе, следующее: ОС Windows, MS Word, MS Excel, наличие растровых графических редакторов (на усмотрение учителя), Pascal.
В учебнике Информатика и ИКТ для 11-го класса продолжатся изучение программирование в среде Pascal и информационных моделей, исходя из которой вытекает тема Интернет как информационная система, после чего приступается к изучению Web-сайтов и геоинформационных систем. Также изучаются темы СУБД, моделирование в MS Excel, социальная информатика. Соответственно, для изучения информатики по учебнику И.Г. Семакина в 11 классе понадобится следующее программное обеспечение: Pascal, MS Word, MS Excel, MS Access, любой редактор для создания Web-страниц (на усмотрение учителя)
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний момент предлагается широкий выбор различных учебно-методических комплексов по информатике нескольких авторов. Учителю информатики перед началом работы в школе необходимо выстроить свою линию ведения и видения данного предмета, а также брать в расчет готовность учащихся к восприятию материала. При этом нужно тщательно просмотреть и сделать анализ, какой именно УМК больше отвечает запросам как самого учителя, так и школьника. При этом нужно учитывать специфику направлений каждого авторского коллектива при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее, так как учебники каждого коллектива могут иметь сильное расхождение в выкладке и объяснении материала по предмету, предполагать использование различного программного обеспечения.


Заключение
В данной работе были рассмотрены история возникновения такого предмета как информатика в школьном образовании, рассмотрены основные положения по предметы в начале появления данного предмета в школе, какие изменения претерпела данная наука за 25 лет существования в образовании. За это время базовый учебный план по предмету изменялся неоднократно.
При этом можно наблюдать переход от чисто теоретической направленности предмета и уклона на программирование в сторону использования ИКТ- поддержки в школьном курсе. Но, в силу того, что до сих пор нет единой точки зрения на информатику как на школьную дисциплину, в разных областях России наблюдается сильный уклон либо в сторону алгоритмизации и программирования, либо в сторону изучения только ИКТ.
В настоящий момент в школьном курсе информатики используется большое количество различных учебно-методических комплексов для изучения предмета. Каждый автор также имеет свое видение школьной дисциплины. В зависимости от выбранного направления школой, а главным образом, учителем, количеством часов, выделенных на изучение информатики, выбирается тот или иной автор.
В данной работе был проведен анализ основных авторских коллективов, имеющих УМК по информатике как в начальном звене школы, так и в среднем и старшем звене, а также, создана презентация, помогающая учителям выбрать именно нужный комплекс по предмету.

Список литературы
Государственный стандарт общего образования.
Московский базисный учебный план по информатике.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по информатике.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 1-4 классы. М. – Баласс, 2002.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 5-11классов. – М. Изд-во «Питер».
Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2-4 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Издательство Бином. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru
Издательство Питер. http://makarova.piter.com/
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

Список литературы
1.Государственный стандарт общего образования.
2.Московский базисный учебный план по информатике.
3.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по информатике.
4.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
5.Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
6.Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 1-4 классы. М. – Ба-ласс, 2002.
7.Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 5-11классов. – М. Изд-во «Питер».
8.Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2-4 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
9.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
10.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
11.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
12.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
13.Издательство Бином. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru
14.Издательство Питер. http://makarova.piter.com/
15.Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/

Узнать стоимость работы