Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Управление государственной собственностью в современных условиях.

  • 32 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 16.01.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Введение
1. Сущность управления государственной собственностью
2. Контроль управления государственной собственностью
3. Проблемы управления государственной собственностью
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Эти факты свидетельствуют о том, что в российской экономике, несмотря на декларируемое равенство, приоритет был отдан частному сектору в ущерб государственного.
Сегодня особенности сформировавшихся рыночных отношений в России привели к тому, что большинство отраслей уже вышли на внутреннем рынке на мировые цены, а продукция цветной, черной металлургии, нефтепродукты продолжает держать цены на газ и электроэнергию на уровне 5-15-кратной величины от уровня мировых цен. В целом получается, что мы уважаем частную собственность гораздо больше государственной. Но только нужно помнить – частный собственник почитает свои интересы выше государственных, и зачастую, ему безразлично это государство, в котором он живет, и где богатеет. Это неправильно и, наверное, какой-то предел этому должен быть. Процессы приватизации должны продолжаться, но уже на новой концептуальной базе.
4. Недостатки системы управления объектами государственной собственности
Система управления государственным имуществом в Российской Федерации давно уже требует коренной перестройки. При этом Мингосимущество России отводит одну из главных ролей в проведении реформы управления собственностью субъектам Федерации, поскольку на их территориях сосредоточено большинство объектов государственной собственности.
Зачастую неэффективное с нарушениями действующего законодательства управление государственной собственностью осуществляемое из центра сказывается в регионах в виде забастовок, не выплаты зарплаты, не поступлении налогов в бюджеты всех уровней и т.д.
Проведенный Мингосимуществом России анализ показывает, что низка эффективность управления со стороны министерств и ведомств, осуществляющих полномочия государства как собственника. Управление объектами осуществляется различными органами государственной власти, деятельность которых часто не достаточно взаимоувязана едиными правилами. Ряд министерств и ведомств не проявляют заинтересованности в организации должного учета, например, закрепленной за ними федеральной недвижимости и проведении мероприятий по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Характерно при этом, что балансодержатели либо укрывают факты сдачи в аренду, либо скрывают ее под видом договоров о совместной деятельности, предоставлении услуг и т.п. При этом названные договоры, как правило, не имеют никакого отношения к совместной деятельности.
Большую роль в обеспечении эффективности работы предприятий федеральной собственности играет менеджмент. Многие государственные унитарные предприятия работаю неэффективно, как правило, из-за неквалифицированного менеджмента и его работы на собственный карман. Поэтому главное условие для нормальной работы предприятий – подбор кадров, их назначение и освобождение.
Таким образом, еще одной причиной неэффективной работы государственных предприятий является проблема менеджмента. Эта причина во многом является следствием недостатков системы управления государственной собственностью.
5. Несовершенство законодательства по управлению государственным имуществом и невыполнение существующих норм и правил.
Существенной проблемой эффективного управления госсобственностью является несоблюдение действующего законодательства. Например, в настоящее время есть немало предприятий, правовая форма которых вообще не предусмотрена законодательством, при этом они зарегистрированы и сдают ежеквартально отчеты о своей деятельности в контролирующие органы. Такие предприятия фактически выбывают из правового поля, поэтому необходимо объединить усилия по совершенствованию законодательства как федеральных органов власти, в том числе налоговых, правоохранительных, статистических, систем регистрации, так и региональных.
Существуют правовые проблемы и с применением схемы «золотой акции», поскольку при этом требуются дополнительные соглашения акционерного общества и Правительства Российской Федерации о комплексе компенсационных условий для акционеров, например, предоставление обществу преимущественных условий получения нормально финансируемых государственных заказов.
Анализ показывает, что много нарушений действующего законодательства было допущено в процессе приватизации.
Несовершенна и процедура банкротства предприятий. Правовой механизм банкротства породил такое количество проблем и конфликтов, он настолько не совершенен и имеет негативную практику применения, что необходимость срочного внесения изменений в законодательство уже назрела.
Существенные перекосы были допущены в свое время при реализации закона о местном самоуправлении в части разграничения собственности на государственную и муниципальную.
Масштабы нарушений законодательства при приватизации были большими, поэтому правительственная Комиссия по оперативным вопросам приняла решение просить Генпрокуратуру России принять предусмотренные законодательством меры в защиту интересов России в отношении конкурсных сделок приватизации, заключенных до 31 июля 1997 года, условия которых не были выполнены надлежащим образом и по которым не был осуществлен возврат объектов продаж в госсобственность.
7. Несоблюдение социальных прав и гарантий трудящихся
Особенности рыночных отношений, сложившихся в России, и связанная с этим усиливающаяся тенденция к нарушениям закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан приводят к тому, что государственные предприятия сегодня оказываются в числе немногих хозяйствующих субъектов, где еще сохранилась практика обеспечения социальных прав трудящихся.
Как следствие, эти предприятия вынуждены держать развитую инфраструктуру, что ложится, в конечном счете, на их бюджет и порождает экономические проблемы.
Эти проблемы мешают эффективной, с экономической точки зрения, работе предприятий, относящихся к государственной собственности.
8. Проблемы оборонно-промышленного комплекса
Весомую часть государственной собственности составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), поскольку в государственной собственности оставлены, как правило, только предприятия, имеющие для страны стратегическое или исключительно важное экономическое значение. Большинство из этих предприятий были вынуждены пойти на приватизацию своего имущества из-за резкого сокращения государственного оборонного заказа и отсутствия оборотных средств для самостоятельного выпуска высокотехнологичной продукции.
Хотя в процессе приватизации предприятий ОПК государство сохранило все необходимые рычаги влияния, положение дел здесь остается в большинстве случаев напряженным.
Если учесть, что оборонная продукция, как правило, является высокотехнологичной, требующей больших затрат труда, энергии, других средств, то в условиях отсутствия заказов, а следовательно, и оборотных средств, многие предприятия ОПК не могли эффективно развиваться в условиях рыночных отношений. Сама специфика выпускаемой такими предприятиями продукции не позволяет им выходить самостоятельно на рынки сбыта, поэтому очень сложно в таких условиях ожидать от них высокой экономической эффективности. Эти предприятия, как никто другой, во многом зависят от чиновников, которые в свою очередь применяют всю систему административных и экономических мер часто не тогда, когда нужно.
Можно сказать, что предприятия оборонно-промышленного комплекса вынуждены функционировать не только в условиях весьма специфических рыночных отношений, но и в условиях полной неопределенности со стороны тех органов управления, которым они вынужденно подчинены в силу специфики выпускаемой продукции.














Заключение

Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами – распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.
Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.
Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования.
И в завершение хотелось бы сказать, что развитие России возможно только на пути превращения ее в конкурентоспособную страну на мировой арене. В настоящее время конкуренция в мире настолько жесткая, что если мы не осознаем этого, то будем так быстро отставать и так быстро терять свои позиции, что результат окажется плачевным, а его последствия представить невозможно.
При этом у России нет ресурса времени для того, чтобы многие годы «выходить из социализма». Надо учесть, что даже на самом оптимальном пути развития могут быть трудности, но нам целесообразнее пройти через них, чем съесть сегодня все то, что предназначено для будущих поколений, и оказаться на бобах.
Государство должно установить твердые, общепризнанные правила с целью обеспечить законность и демократию во всех сферах жизни общества, в том числе в экономической. Проблемы, накопившиеся в стране, требуют, чтобы государство начало с себя. Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблюдать их.
Это связано с тем, что жить по закону может себе позволить только эффективное сильное государство. И только оно должно гарантировать свободу – предпринимательскую, личную, общественную. Чем сильнее государство, тем свободнее личность.





Литература

1. Бандурин В. В., Кузнецов В. Я. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика. 1999.
2. Бандурин В. В., Касаткин В. В., Торопов С. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы. 2000.
3. Зубов Д. Л. Методические основы планирования и оценки экономической эффективности инвестиций в предприятия финансово-промышленных групп. М.: Петровский двор. 1998.
4. Ивантер В. В. Свободная, вороватая и неэффективная. Общая газета №52/1. 2000.
5. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика. 1996.
6. Приходько В. И. Современная организационная парадигма. Менеджмент в России и за рубежом. Финпресс. 1999.
7. Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика. 1994.
8. Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу. Теневые
отношения. М.: Зима. 1999.
9. Тихомиров Ю. Управление на основе закона. В журнале «Проблемы теории и практики управления» №3. 1999.
10. Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. Инфра-М. 1997.
Бандурин В. В., Кузнецов В. Я. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика. 1999.
Бандурин В. В., Касаткин В. В., Торопов С. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы. 2000.
Зубов Д. Л. Методические основы планирования и оценки экономической эффективности инвестиций в предприятия финансово-промышленных групп. М.: Петровский двор. 1998.

Тихомиров Ю. Управление на основе закона. В журнале «Проблемы теории и практики управления» №3. 1999.
Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. Инфра-М. 1997.
Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. Инфра-М. 1997.
Ивантер В. В. Свободная, вороватая и неэффективная. Общая газета №52/1. 2000.
Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика. 1996.
Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика. 1994.
Приходько В. И. Современная организационная парадигма. Менеджмент в России и за рубежом. Финпресс. 1999.
Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу. Теневые отношения. М.: Зима. 1999.












2



Основные модели контроля при проведении аудита Счетными палатами различных государств

1.Проверка соответствия управления

2.Проверка правильности (эффективности) управления

3.Оценка экономических, социальных и других последствий управления

Основные причины «теневизации» российской экономики и общества
1. Распад государственной собственности и советской системы
управления.
2. Осуществление непродуманной политики перехода к рынку.

Степень «теневизации» общества: социальных групп; населения (от «верхов» до «низов»); социальных институтов (политика, право, занятость, семья, образование, наука, армия и т.п.)

Социальные последствия «теневизации» экономики и общества: соотношение позитивных и негативных перемен

Направленность перемен:
соотношение процессов
развития и деградации

Степень «теневизации»
экономики: производства; распределения; финансов; торговли и т. п.

Литература

1. Бандурин В. В., Кузнецов В. Я. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика. 1999.
2. Бандурин В. В., Касаткин В. В., Торопов С. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы. 2000.
3. Зубов Д. Л. Методические основы планирования и оценки экономической эффективности инвестиций в предприятия финансово-промышленных групп. М.: Петровский двор. 1998.
4. Ивантер В. В. Свободная, вороватая и неэффективная. Общая газета №52/1. 2000.
5. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика. 1996.
6. Приходько В. И. Современная организационная парадигма. Менеджмент в России и за рубежом. Финпресс. 1999.
7. Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика. 1994.
8. Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу. Теневые
отношения. М.: Зима. 1999.
9. Тихомиров Ю. Управление на основе закона. В журнале «Проблемы теории и практики управления» №3. 1999.
10. Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. Инфра-М. 1997.

Узнать стоимость работы