Политика и религия: роль религии в международной политике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политические системы
  • 2626 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.05.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Роль религии в политике
2. Христианство
3. Ислам
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, города-государства Южной Аравии жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. На племенах лежала также забота о безопасности торговых маршрутов и обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства в дальнейшем.
Возникновение арабского Халифата связано с именем Мухаммада, который провозгласил арабов единым народом независимо от их племенного происхождения. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - Ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя.
Мухамммад утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что Ислам содержит и нечто новое.
Религиозно-элитарный идеал Ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм. Само слово Халифа(т) означает как титул халифа – наместника, так и обширное государство, созданное после Мухаммада. Правда, в мусульманской традиции под понятием Халифата рассматривают только эпоху первых четырех халифов, называемых также праведными – Абу Бакра Сиддика, Умара ибн Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Аби Талиба, а не включая Омейадский (в том числе Кордовский в Испании) и Аббасидский, как это принято в общепринятой историографии.
Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало Ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности.
В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины, ставшей ядром Халифата, в Медине в государственное образование. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой мусульманской общины, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим, тогда как источником власти становиться не родоплеменные традиции, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой наделил Мухаммада Бог, как посланника.
С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. Были установлены пять основных предписаний (столпы Ислама) для религиозной, духовно-общественной практики. Религиозно-элитарный идеал Ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.
Характерное для Ислама неразрывное единство религиозных и правовых норм объединяет богословие и право в мусульманском религиозном законе - шариате, который является главным источником права у мусульман по сей день, включая в себя нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, сунну и иджму.
Центральным институтом суннитской государственно-правовой концепции выступает халиф — глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими светскими (политическими) и духовными полномочиями и избранный согласно процедуре байат. В суннитской концепции формы правления важное место традиционно принадлежало принципу совещательности - шура, в реализации которого ключевую роль должны играть религиозные деятели и который теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Наконец, основное назначение государства эта теория видит в связанности всех его органов мусульманским правам и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.
Под руководством первых четырех праведных халифов в VII-VIII вв. были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию.
Сменилось летоисчисление, завершена кодификация Корана, как основного источника мусульманского права, изменился характер мусульманского государства, превратившись в многонациональную империю по результатам завоеваний и разумного управления. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте.
Процесс феодализации арабского общества стал отчетливо проявляться лишь после завоеваний первой половины VII в. после прихода к власти первого Омейядского халифа Муавии I. Наряду с главными, типичными для феодального строя чертами, арабский феодализм имел ряд особенностей, обусловленных главным образом его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами.
Но, несмотря на новую политику Муавии, направленную на понимания по отношению к ее жителям и реалистичный подход к проблемам, встававшим в связи с господством Ислама в регионах старой цивилизации, учитывая постоянную эволюцию еще формирующегося мусульманского общества, предприятие завершилось крахом – свержением этой династии династией Аббасидов в 750 г.
К тому времени процедура избрания главы государства свой утратила смысл и для Омейядов и Аббасидов халиф являлся наследственным титулом правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. Юридическая власть халифа признавалась неограниченной. Но, фактически он вынужден был в своей политике считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные ведомства – диваны, оформившиеся во время правления Омейядской династии.
Переход к феодализму совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Таким образом, развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Арабский халифат переживал кризис, вызванный такими причинами, как внутриполитическая борьба за власть среди потомков Пророка, нарастающий раскол внутри Ислама на суннитов и шиитов и др.
Последующее распространение Ислама привело к большому числу последователей Мухаммада в мире в том числе на территории современной России. Независимые мусульманские государства на территории современной России существовали тысячу лет — с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств — русских княжеств и феодальных республик.
Ислам называют самой молодой из трех мировых религий, несмотря на то что история Ислама включает в семя историю дохристианского периода и даже доиудейского, взяв за отсчет сотворение мира и первого человека Адама.
Мусульманская культура занимает одну из значительных позиций в истории мировой цивилизации. Что касается свременных реалий, то ислам уже показал свою стабильную позицию быть доктриной для объединения народов против социо-культурной и военно-политической агрессии.


Заключение
Политика – это сфера целенаправленных отношений между различными сообществами группами по теме использования институтов власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
Религия – это ощущение мира через призму веры в существование божества, т.е. такого начала, которое находится в области, недоступной пониманию человека.
В структуру политики входят такие элементы как политические отношения, политическое сознание, политическая организация, а составными частями религии являются религиозное сознание, религиозная деятельность, , религиозные отношения, религиозные организации.
Не сложно провести очевидную аналогию между элементами частями религии и политики, т.е. там, где речь идет об отношениях, сознании и организации. И политика, и религия применяют моральные стимулы и меры наказания для реализации обеспечения целостности системы, стабильности и порядка.












Литература
100 ведущих политиков России в 1999 году // НГ – Сценарии. – 2000, 12 января.
Алиева К.А. Переходный период и политическая культура личности. //Социально-политические проблемы// VIII выпуск, Баку, 2003.
Амальрик А Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? - http://www.vehi.net/politika/amalrik.html Элен д’Анкосс. Расколовшаяся империя, 1978.
Васильев А. А. История Византийской империи, Том I. М. Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
Васильев А. А. История Византийской империи, Том II. От начала Крестовых походов до падения Константинополя М. Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.
Введение в политологию / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – М., 1998.
Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. Омск, 2005.
Гаджиев К. Политическая культура и политическое сознание //Политическая культура, теория и национальные модели// . Отв. Ред.Гаджиев. M, 1994
Гасанов Р.М. Ислам. Демократия. Гражданское общество. Баку, 2000.
Григулевич И. Р. Преступления инквизиции в Испанской Америке (XVI-XIX вв.). - "Новая и новейшая история", 1966, № 6; 1967, №7.
Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997
Ирхин Ю.В. Политология. – М., 1996.
История Монголов / Путешествие в восточные страны, СПб.: 1911 на сайте «Руниверс» - http://runivers.ru/lib/book3078/9693/
Квливидзе Н.В. Елена // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 г.- стр. 293-297. — 752 с.
Кудрина Т.А. Политика и культура. М., Луч, 1993.
Мы верим в себя и в Россию. Манифест “Отечества”. – М., 1999.
Нуруллаев А.А. Ислам и политика;Ислам в России // Религии народов современной России: Словарь / М.П.Мчедлов. – М., 1999.
Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. – М., 1995.
Пивоваров Ю.С. Политическая культура. М., 1994.
Пять самых значительных событий тысячелетия // НГ – Религии. – 1999. – 22 декабря.
Розанов В.В. Собрание. Т.1. Религия и культура. М., 1990.
Русская история с древнейших времен до наших дней (совм. с доц. Е. В. Ильиным, проф. Ю. В. Тотом, проф. Ю. В. Кривошеевым) // Учебное издание. СПб, Лань, 2002
Смелзер Н. Социология. – М.,1994.
Фаркушин М.Х. Политическая культура общества. // Социально-политические науки. 1991г., №4.
Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 1989.
Шлепаков А. Н. «США:Социальная структура общества и его национальный состав. Исторический очерк.» Киев, 1976.
Гаджиев К. Политическая культура и политическое сознание.
Кудрина Т.А. Политика и культура.
Алиева К.А. Переходный период и политическая культура личности.
Пивоваров Ю.С. Политическая культура.
Алиева К.А. Переходный период и политическая культура личности.
Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в.
Квливидзе Н.В. Елена // Православная энциклопедия. Том XVIII.
Васильев А.А. История Византийской империи, Том I.
Русская история с древнейших времен до наших дней (совм. с доц. Е. В. Ильиным, проф. Ю. В. Тотом, проф. Ю. В. Кривошеевым)
История Монголов / Путешествие в восточные страны.
Васильев А. А. История Византийской империи, Том II.
Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры.
Григулевич, И.Р. История инквизиции (XIII-XX вв.).
Григулевич И. Р. Преступления инквизиции в Испанской Америке (XVI-XIX вв.).
Согрин В. В., Политическая история США. XVII—XX вв.
Шлепаков А. Н. «США:Социальная структура общества и его национальный состав. Исторический очерк.»
Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?
Гасанов Р.М. Ислам. Демократия. Гражданское общество.
Основы политической науки
Философский Энциклопедический словарь.












2

Литература
1. ведущих политиков России в 1999 году // НГ – Сценарии. – 2000, 12 января.
2.Алиева К.А. Переходный период и политическая культура личности. //Социально-политические проблемы// VIII выпуск, Баку, 2003.
3.Амальрик А Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? - http://www.vehi.net/politika/amalrik.html Элен д’Анкосс. Расколовшаяся империя, 1978.
4.Васильев А. А. История Византийской империи, Том I. М. Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
5.Васильев А. А. История Византийской империи, Том II. От начала Крестовых походов до падения Константинополя М. Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
6.Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.
7.Введение в политологию / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – М., 1998.
8.Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. Омск, 2005.
9.Гаджиев К. Политическая культура и политическое сознание //Политическая культура, теория и национальные модели// . Отв. Ред.Гаджиев. M, 1994
10.Гасанов Р.М. Ислам. Демократия. Гражданское общество. Баку, 2000.
11.Григулевич И. Р. Преступления инквизиции в Испанской Америке (XVI-XIX вв.). - "Новая и новейшая история", 1966, № 6; 1967, №7.
12.Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997
13.Ирхин Ю.В. Политология. – М., 1996.
14.История Монголов / Путешествие в восточные страны, СПб.: 1911 на сайте «Руниверс» - http://runivers.ru/lib/book3078/9693/
15.Квливидзе Н.В. Елена // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 г.- стр. 293-297. — 752 с.
16.Кудрина Т.А. Политика и культура. М., Луч, 1993.
17.Мы верим в себя и в Россию. Манифест “Отечества”. – М., 1999.
18.Нуруллаев А.А. Ислам и политика;Ислам в России // Религии народов современной России: Словарь / М.П.Мчедлов. – М., 1999.
19.Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. – М., 1995.
20.Пивоваров Ю.С. Политическая культура. М., 1994.
21.Пять самых значительных событий тысячелетия // НГ – Религии. – 1999. – 22 декабря.
22.Розанов В.В. Собрание. Т.1. Религия и культура. М., 1990.
23.Русская история с древнейших времен до наших дней (совм. с доц. Е. В. Ильиным, проф. Ю. В. Тотом, проф. Ю. В. Кривошеевым) // Учебное издание. СПб, Лань, 2002
24.Смелзер Н. Социология. – М.,1994.
25.Фаркушин М.Х. Политическая культура общества. // Социально-политические науки. 1991г., №4.
26.Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 1989.
27.Шлепаков А. Н. «США:Социальная структура общества и его национальный состав. Исторический очерк.» Киев, 1976.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет религия в международной политике?

Религия может играть разнообразные роли в международной политике. Она может быть источником споров и конфликтов, а также мотивацией для сотрудничества и мирного разрешения конфликтов. Религиозные организации иногда имеют значительное влияние на политические решения и деятельность государств.

Какое влияние имеет христианство на международную политику?

Христианство играет важную роль в международной политике. Христианские ценности и убеждения часто влияют на решения политических лидеров и формируют международные отношения. Кроме того, Церковь может выступать посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях.

Как ислам влияет на политическую обстановку в мире?

Ислам также значительно влияет на международную политику. Мусульманские страны образуют организации, такие как Организация Исламская конференция, которые имеют влияние на международные политические процессы. Религиозные лидеры ислама также играют важную роль в формировании общественного мнения и политических решений.

Какие племена были связаны с развитием арабского государства?

Арабское государство в своем становлении было связано с племенами, расположенными на побережье активно функционировавшего торгового пути. Эти племена жили за счет торговли, а также ремесел и ростовщичества. Они также заботились о безопасности торговых маршрутов, что стало благоприятным фактором для становления арабского государства.

Какое значение имеет религия в политике арабского государства?

Религия, в данном случае ислам, играет важную роль в политике арабского государства. Ислам является основной религией в арабском мире, и его принципы и нормы могут оказывать влияние на политические решения и законодательство. Религиозные лидеры и ученые часто имеют влияние на политическую обстановку и формирование государственной политики.

Какая роль религии в политике?

Религия играет важную роль в политике, поскольку она часто формирует ценности, культурные нормы и идеологические установки общества. Она может влиять на формирование политических партий, ориентацию политических лидеров и решение их действий.

Какое место занимает христианство в международной политике?

Христианство является одним из крупнейших мировых религиозных течений и имеет значительное влияние в международной политике. Оно может быть использовано для мобилизации масс и формирования политических союзов. Кроме того, христианство оказывает влияние на принятие решений в области морали и этики.

Как влияет ислам на международную политику?

Ислам играет важную роль в международной политике, так как является одной из крупнейших религий в мире. Исламские страны и организации могут объединяться на религиозной основе, формируя союзы и блоки в международных организациях. Кроме того, ислам оказывает влияние на законодательство и политические структуры многих стран, особенно в исламском мире.

Какие города на побережье Южной Аравии играли важную роль в развитии арабского государства?

На побережье Южной Аравии города, расположенные вдоль активно функционировавшего торгового пути, играли важную роль в развитии арабского государства. Они жили в основном за счет торговли, ремесла и ростовщичества. Кроме того, племена, населяющие эти города, заботились о безопасности торговых маршрутов, что благоприятно сказалось на становлении арабского государства в дальнейшем.

Какая роль религии в международной политике Южной Аравии?

Религия играла важную роль в международной политике Южной Аравии. Ислам является основной религией в этом регионе и он оказывал значительное влияние на политические структуры и решения в стране. Религиозные лидеры и организации хотели сохранить традиции и ценности ислама и внести их в политическую жизнь страны.