Проектная деятельность как условие взаимодействия ДОУ и семьи.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 57 57 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 20.01.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЛАВА. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
1.1. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
1.2. Роль педагога и родителей в развитии деятельности (продуктивной, трудовой, игровой) детей старшего дошкольного возраста
1.3. Проектная деятельность в ДОУ
2. ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Цель, задачи, методика эксперимента
2.2. Анализ результатов
2.3. Методические рекомендации по организации взаимодействия ДОУ с семьей посредством проектной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

4. Развитие уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского – «обращение назад»). В связи с этим нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие «педагогическая рефлексия» было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.
Нами были выделены 3 этапа вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством организации проектной деятельности.
Первый этап – ознакомительный (октябрь). На данном этапе родители знакомятся с рекламными материалами, специально подобранным материалом о жизни детей в детском саду, группе. На этом же этапе устанавливаются первые контакты, доверительные отношения между всеми участниками. Для этого проводятся деловые игры, направленные на сближение родителей. Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, домашние сочинения.
С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с воспитателями.
Прежде чем мы приступили к работе, воспитателями были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями:
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
- Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
- Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
- С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
Второй этап - активное совместное изучение ребенка и необходимых условий для его развития (ноябрь).
На этом этапе используются следующие методы включения родителей в воспитательно-образовательный процесс:
- Метод вовлечения родителей в наблюдение за детьми и анализ этих наблюдений.
Для этого разработана специальная карта наблюдений. Родители ведут запись деятельности ребенка дома и в детском саду. Затем данные наблюдений родителей и педагогов сопоставляются, анализируются, на основе анализа делаются выводы об особенностях развития конкретного ребенка.
При включении в процесс наблюдений за собственным ребенком каждый родитель учится видеть и понимать действия ребенка, интерпретировать их, определять характер и степень своей помощи ему.
- Участие родителей в планировании содержания работы с ребенком.
На основе полученных данных педагог вместе с каждым родителем определяет содержание среды, развивающих игр и другой деятельности. Для конкретного малыша совместно с родителями пишется индивидуальный план работы, в котором определяются задачи и фиксируются результаты.
На этом этапе родители узнают об основных особенностях детей (возрастных, половых, индивидуальных), овладевают умением прогнозировать последствия взаимодействия с ребенком.
На данном этапе проведения педагогического эксперимента нами было проведено заседание: «Семейного досуга». Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Рисунок – показатель взаимоотношений в семье. Согласно анализу рисунков практически каждому ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок.
Мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания.
Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное – любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего «я».
И это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка. Далеко не каждая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования.
Одним из главных показателей материнской любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе. Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность. Поняв ребенка, можно уберечь его от негативных влияний. «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» - эти слова из «Маленького принца» Сент-Экзюпери, по мнению большинства родителей и педагогов, выражают сущность материнской любви.
Третий этап (декабрь) – организация проектной деятельности, активная реализация родителями задач развития и воспитания детей.
На этом этапе эксперимента использовались тренинговые игровые упражнения и задания. Родители давали оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирали более удачные, заменяли нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...» Мать или отец должны были закончить предложение.
Этапы работы над проектом
Определение темы проекта.
Определение проблемы и цели проекта.
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Презентация необходимого материала.
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Работа в группах.
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки, проводит презентацию и отработку нового материала.
Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
Подготовка презентации проекта.
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения учебного материала, который может проводиться в традиционной форме, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Итогом проектной деятельности, в частности реализации проекта «Расскажи нам рыбка, где живешь? Расскажи нам рыбка, как плывешь?» стало выступление перед родителями и детьми других групп.
Здесь используются следующие методы работы с родителями:
- Вовлечение их в реализацию данного планирования, организации собственно проектной деятельности
- Беседы, консультирование родителей по вопросам разрешения проблем ребенка, родительские собрания с элементами тренингов, проигрыванием семейных ситуаций по запросу родителей или выявленным проблемам.
- Работа родителей с методической литературой, дидактическими играми, пособиями и т. д.
На этом этапе родители активно включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь воспитателю, например, в изготовлении пособий, подготовке мероприятия, могут самостоятельно организовывать и проводить игры с подгруппой детей. Проектная деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.
Внедрение проектной деятельности позволяет создать целостную систему работы с родителями, опирающуюся на детские виды деятельности.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

2.3. Контрольный эксперимент

На последнем контрольном этапе, который проходил в период с 20 по 24 декабря, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ было проведено повторное анкетирование родителей (См. Приложение 3, 4).
Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам.
1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%).
2. Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10%.
3. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа – 10%).
4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях – 30%. До формирующего этапа – всего 10%.
5. Родители изъявили желание проводить кружки: «Оригами», «Лепка», «Вязание крючком», «Юный техник», «Умелые руки», «Юный спортсмен» - 60%. До формирующего этапа – 10%.
Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не организовывалась проектная деятельность, не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с ДОУ.
Анализ ответов родителей контрольной группы показал следующее.
1. Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми, то теперь они стали интересоваться проблемами физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения детей к культурным ценностям – всего 60% против 30% на констатирующем этапе. По всей вероятности, это связано с тем, что родители экспериментальной группы делились своими впечатлениями от занятий в ДОУ с родителями контрольной группы.
2. Отношение к педагогической литературе не изменилось, но периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей (регулярно – лишь 10%).
3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей – немного больше, чем на констатирующем этапе (20%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (80%).
4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 20% родителей. Большинство же предпочитают традиционные формы – родительские собрания и индивидуальную беседу – 80%.
5. Родители контрольной группы не испытывают большого желания проводить кружки: лишь двое родителей были согласны это делать – «Юный техник», «Юный спортсмен», то есть 20%.
Таким образом, постепенное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством организации проектной деятельности оказалось достаточно эффективным. Анализ наблюдений за общением родителей и детей, карт развития ребенка, ответов родителей на вопросы анкет позволяет отметить следующее: понимание и учет родителями индивидуальных, половых и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; умение наблюдать за ребенком, анализировать свои наблюдения, делать выводы и строить свое взаимодействие с учетом его потребностей и интересов; появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к работникам детского сада и к учреждению в целом.
Положительные результаты были выявлены и в динамике развития детей. Это – гибкая адаптивность детей к условиям групп полного пребывания; проявление интереса к любой деятельности; инициативность, высокий уровень активности; готовность к контактам как с взрослыми, так и с детьми.
Заключение
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа единства воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста реализуется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Содержание, организация, и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лекторий, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Одним из способов объединения воспитательных усилий ДОУ и семьи является проектная деятельность. Проектная деятельность предполагает последовательность относительно отграниченных друг от друга и относительно завершенных проектов. Под проектом понимается единство замысла и реализации.
Проект в контексте образования и воспитания есть результативное действие, но совершаемое в специально организованных педагогом условиях. Проект как форма работы «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим. Завершенность проекта как реализация замысла и как отчужденный результат есть механизм формирования у ребенка способности видеть собственное действие со стороны. Отрыв замысла от реализации превращает проект в фантазию и препятствует формированию ответственности.
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что проектная деятельность позволяет родителям стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками воспитательного процесса в ДОУ.
На этапе констатирующего эксперимента проведенное анкетирование показало, что подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе.
На этапе же контрольного эксперимента результаты подобного анкетирования показали, что большинство родителей экспериментальной группы начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%). Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10%. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа – 10%). Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях – 30%. До формирующего этапа – всего 10%. Многие родители изъявили желание проводить кружки: «Оригами», «Лепка», «Вязание крючком», «Юный техник», «Умелые руки», «Юный спортсмен» - 60%. До формирующего этапа – 10%. Таким образом, мероприятия, проводимы на этапе формирующего эксперимента оказались эффективными. Это подтверждает и тот факт, что уровень активности родителей контрольной группа остался на достаточно низком уровне.
Проведенное теоретическое и практическое исследование по теме нашей работы позволяет сделать ряд выводов:
1) Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа единства воспитательных воздействий или в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей доу и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
2) Одним из способов объединения воспитательных усилий ДОУ и семьи является проектная деятельность. Проектная деятельность предполагает последовательность относительно отграниченных друг от друга и относительно завершенных проектов.
Под проектом понимается единство замысла и реализации.
Завершенность проекта как реализация замысла и как отчужденный результат есть механизм формирования у ребенка способности видеть собственное действие со стороны.
Отрыв замысла от реализации превращает проект в фантазию и препятствует формированию ответственности.
Проект в контексте образования и воспитания есть результативное действие, но совершаемое в специально организованных педагогом условиях.
Проект как форма работы «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим.
3) Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что проектная деятельность позволяет родителям стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками воспитательного процессе в ДОУ.



















Список литературы
Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества//Семья на пороге третьего тысячелетия. – М.: Просвещение, 1995.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.
Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание//Педагогические вести/Под ред. Е.М. Кокорева. - Магадан, 1993. Вып. 1.
Безрукова  В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Власова И.В. Новое решение старой проблемы//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.
Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 1976.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1.
Доронова Т.Н и др. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. – М.: Просвещение, 2001.
Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск: Полымя, 1997.
Киримова Ю.В. Метод проекта как средство профессиональной подготовки студентов туристического вуза. – М.: Дана, 2001.
Мельников В.Е. и др. Метод проектов в образовании. – Новгород: НРЦРО, 1999.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.
Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.
Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания//Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М.: Российская Академия образования, 2004.
Устав детского сада//История советской дошкольной педагогики/Сост. Н.Б. Мчедлидзе. – М.: Просвещение, 1988.
Цыбикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в общественной школе в условиях информатизации общества. - Улан-Удэ, 2001.
Чанова М.В. Некоторые теоретические аспекты реализации метода проектов//Сибирский учитель. – 2000. - №6 (22).
Щербина Н.В. Семья в развитии дошкольника // Семья и школа. 2007. № 12
Хусаинов Р.И. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2003.
Юшко Е.В. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. // Семья и школа. 2006. № 2
Яковлева И.В. Метод проектов в образовании. – СПб. Питер, 2006
Яценко В.В. Семья и воспитание ребенка. – М.: Инфра-М, 2008.














58



Метод проектов предполагает
Решение какой-то проблемы

Использование
различных
средств


Интеграция знаний и умений из разных областей

Воздействие на окружающий мир

Результат выполненных проектов

Представление своего выражения

Теоретическое освещение проблемы

Что я лично могу сделать для решения проблемы

Практическое решение проблемы

Результат, готовый к внедрению в практику

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества//Семья на пороге третьего тысячелетия. – М.: Просвещение, 1995.
2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
3.Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
4.Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.
5.Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание//Педагогические вести/Под ред. Е.М. Кокорева. - Магадан, 1993. Вып. 1.
6.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Де¬ло¬вая книга, 1996.
7.Власова И.В. Новое решение старой проблемы//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
8.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
9.Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.
10.Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.
11.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 1976.
12.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1.
13.Доронова Т.Н и др. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. – М.: Просвещение, 2001.
14.Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
15.Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск: Полымя, 1997.
16.Киримова Ю.В. Метод проекта как средство профессиональной подготовки студентов туристического вуза. – М.: Дана, 2001.
17.Мельников В.Е. и др. Метод проектов в образовании. – Новгород: НРЦРО, 1999.
18.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.
19.Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.
20.Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания//Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8.
21.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 1999.
22.Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М.: Российская Академия образования, 2004.
23.Устав детского сада//История советской дошкольной педагогики/Сост. Н.Б. Мчедлидзе. – М.: Просвещение, 1988.
24.Цыбикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в общественной школе в условиях информатизации общества. - Улан-Удэ, 2001.
25.Чанова М.В. Некоторые теоретические аспекты реализации метода проектов//Сибирский учитель. – 2000. - №6 (22).
26.Щербина Н.В. Семья в развитии дошкольника // Семья и школа. 2007. № 12
27.Хусаинов Р.И. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2003.
28.Юшко Е.В. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. // Семья и школа. 2006. № 2
29.Яковлева И.В. Метод проектов в образовании. – СПб. Питер, 2006
30.Яценко В.В. Семья и воспитание ребенка. – М.: Инфра-М, 2008.

Вопрос-ответ:

Как связаны общественное и семейное воспитание?

Общественное и семейное воспитание взаимосвязаны, так как они оказывают влияние друг на друга. Общественное воспитание включает в себя систему ценностей, норм и правил, которые передаются через учреждения, такие как ДОУ. Семейное воспитание, в свою очередь, реализуется непосредственно в семье и включает в себя семейные традиции, ценности и нормы поведения. Взаимодействие общественного и семейного воспитания позволяет формировать у ребенка целостную систему ценностей и навыков, необходимых для успешной социализации.

Какая роль у педагога и родителей в развитии деятельности детей старшего дошкольного возраста?

Роль педагога и родителей в развитии деятельности детей старшего дошкольного возраста очень важна. Педагоги в ДОУ создают условия для развития творческого потенциала ребенка, организуют игры, проекты и другие формы активной деятельности. Они помогают детям осваивать новые знания и навыки, внедряться в коллектив, развивать коммуникативные и социальные навыки. Родители же играют важную роль в поддержке и развитии домашнего окружения, создании условий для самостоятельного творчества, обучения и игры ребенка, а также в поддержке и сопровождении проектной деятельности в ДОУ.

Что такое проектная деятельность в ДОУ?

Проектная деятельность в ДОУ - это форма организации образовательного процесса, основанная на активной, самостоятельной и творческой деятельности детей. В рамках проектной деятельности дети участвуют в различных проектах, где они сами планируют, организуют и осуществляют свою деятельность. Она помогает развивать у детей самостоятельность, творческое мышление, коммуникативные и организационные навыки. Проектная деятельность также способствует развитию социальных компетенций и сотрудничеству между детьми и педагогами.

Какая связь существует между общественным и семейным воспитанием?

Связь между общественным и семейным воспитанием заключается в том, что оба процесса направлены на формирование личности ребенка. Общественное воспитание происходит в ДОУ, где дети общаются с педагогами и сверстниками, учатся чувствовать себя членами коллектива, а семейное воспитание осуществляется родителями, которые формируют у ребенка основные ценности, нормы и правила поведения. Оба вида воспитания взаимосвязаны и взаимоподкрепляют друг друга, влияя на развитие ребенка в целом.

Какая роль у педагогов и родителей в развитии деятельности детей старшего дошкольного возраста?

Педагоги и родители играют важную роль в развитии деятельности детей старшего дошкольного возраста. Педагоги создают условия для развития и активной деятельности детей в ДОУ, они организуют игры, уроки, занятия, стимулируют творческое мышление и активное участие в проектной деятельности. Родители, в свою очередь, поддерживают и развивают интересы и увлечения детей дома, помогают им осваивать новые знания и навыки, способствуют развитию их творческого потенциала. Совместные действия педагогов и родителей позволяют эффективно воздействовать на развитие детей, создавать условия для их успешного развития.

Что такое проектная деятельность в ДОУ?

Проектная деятельность в ДОУ - это способ организации образовательного процесса, основанный на решении конкретной проблемы или выполнении определенного проекта. В рамках проектной деятельности дети активно участвуют в обсуждении, планировании и реализации проектов, что способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей. Проектная деятельность также способствует формированию коммуникативных навыков, совместной работе в группе, самостоятельности и ответственности ребенка.

Какова роль педагога и родителей в развитии деятельности продуктивной трудовой игровой детей старшего дошкольного возраста?

Педагоги и родители играют важную роль в развитии деятельности продуктивной трудовой игры у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги создают условия для развития этого вида деятельности в ДОУ, готовят различные материалы и игрушки, организуют конкретные задания. Родители могут также поддерживать интерес ребенка к трудовым играм, помогать ему выбирать подходящие игрушки и материалы, а также объяснять своим примером значение и ценность трудовой деятельности.

Какая взаимосвязь между общественным и семейным воспитанием в контексте проектной деятельности?

В проектной деятельности есть тесная взаимосвязь между общественным и семейным воспитанием. Дети, участвуя в проектах, учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом и с родителями. Они учатся слушать мнения других, учитывать их интересы и предлагать свои идеи. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию социальных навыков и взаимодействию между ребенком, семьей и обществом.

Что такое проектная деятельность в ДОУ?

Проектная деятельность в ДОУ - это форма работы с детьми, основанная на организации их самостоятельной и творческой деятельности. Дети выбирают интересующую их тему, исследуют ее, обсуждают и предлагают свои идеи. Затем они планируют и выполняют различные задания, создают продукты и представляют свои результаты. Проектная деятельность развивает у детей исследовательские и творческие навыки, умение работать в команде и самостоятельно принимать решения.

Какова роль педагога и родителей в развитии деятельности продуктивной трудовой игровой детей старшего дошкольного возраста?

Роль педагога и родителей в развитии деятельности продуктивной трудовой игровой детей старшего дошкольного возраста заключается в создании условий для развития и поддержки детской инициативы, творческого мышления и самостоятельности. Педагог должен предлагать разнообразные задания и игры, стимулировать интерес и любопытство детей, помогать им формировать планы и идеи для реализации проектов, а также обеспечивать поддержку и подсказки при необходимости. Родители в свою очередь должны быть активно вовлечены в проектную деятельность своих детей, поддерживать их интересы и помогать реализовывать замыслы и идеи.