Устав муниципального образования и его роль в становлении МСУ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Системы управления
  • 2727 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.09.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Особенности устава муниципального образования как основного источника муниципального права
1.1. Устав муниципального образования
как особый источник муниципального права
1.2. Юридическая природа устава муниципального
образования как акта конституирующего значения
1.3. Пределы муниципально-уставного
правового регулирования
Глава II Устав как муниципальная “Конституция ”и его роль в становлении местного самоуправления
2.2. Порядок принятия устава муниципального образования
2.3. Роль муниципального устава в становлении местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы:


Фрагмент для ознакомления

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации этих актов могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
2.3. Роль муниципального устава в становлении местного самоуправления
Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления , именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления, действуют органы местной власти.
Устав муниципального образования обладает рядом особенностей, влияющих на становление местного самоуправления в России, а именно:
- наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования;
- являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества;
- регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества;
- обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом;
- является основой для дальнейшего нормотворчества;
- характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений;
- является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления;
- должен быть самодостаточным, т.е. должен включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения.
Законом установлены обязательные положения устава, без которых он не может пройти процедуру государственной регистрации и иметь юридической силы. Перечень этих оснований изменен по сравнению с Законом о местном самоуправлении 1995 г., однако эти изменения носят непринципиальный характер. По-прежнему одной из главных составляющих являются положения о статусе органов местного самоуправления, порядке и способах их формирования, статусе выборных должностных лиц местного самоуправления. Устав муниципального образования должен содержать перечень вопросов местного значения, поскольку их перечень, установленный ст. 14 Закона о местном самоуправлении, не является исчерпывающим (более подробно о вопросах местного значения см. комментарий к указанной статье). В новом Законе отсутствует положение об обязательном закреплении в уставе муниципального образования условий и порядка организации муниципальной службы. Это представляется обоснованным, учитывая, что, как правило, вопросы организации муниципальной службы достаточно полно урегулированы на федеральном и региональном уровне (см. Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации").
Также новый Закон о местном самоуправлении не содержит требования об обязательном закреплении в уставе вопросов организации местного самоуправления, обусловленных компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций , поскольку очевидно, что не на всей территории Российской Федерации имеются подобные общности и не все исторические или местные традиции заслуживают одобрения и закрепления в нормативных правовых актах.
Из нового Закона исключено положение об обязательном закреплении в уставе муниципального образования общего порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (п. 13 ч. 1 ст. 8 действующего Закона о местном самоуправлении). Необязательность включения данного пункта вызывает определенные вопросы, учитывая, что муниципальная собственность принадлежит не органам местного самоуправления, а муниципальному образованию в целом, и, следовательно, хотя бы общий порядок распоряжения ею, по нашему мнению, должен быть закреплен в уставе муниципального образования с учетом интересов его населения. Доходы от использования муниципальной собственности относятся к числу важнейших источников доходов местных бюджетов, и вместе с тем известны случаи злоупотребления полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Новый Закон придает большое значение вопросам бюджетного процесса на местном уровне и контролю за исполнением местных бюджетов. Предусмотрено, также, создание специального контрольного органа муниципального образования; кроме того, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением в соответствии с новым Законом обязательно закрепляются в уставе муниципального образования.
Перечень регулируемых в Уставе муниципального образования вопросов не является исчерпывающим.
Вместе с тем ранее учеными уже отмечалось, что "в некоторых уставах содержатся чрезмерно общие положения, недостаточно точные и конкретные для локальных норм, даже буквально воспроизводящие нормы (федеральных законов)" . Требование соответствия уставов федеральному и региональному законодательству не должно приводить к дублированию норм этих правовых актов в уставах муниципальных образований, как это зачастую происходит на практике.


Заключение
Подводя итог курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
1. Устав муниципального образования - это важнейший нормативно-правовой акт на местном уровне. Уставы муниципальных образований являются необходимым элементом правовой основы местного самоуправления .
2. Как источник права он является мини-конституцией на территории муниципального образования.
Устав придает правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по местному самоуправлению;
3. Носит комплексный характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, затрагивающие все сферы жизни местного значения;
4. Обладает высшей юридической силой среди актов, принимаемых органами местного самоуправления или гражданами непосредственно. Все акты, издаваемые на местном уровне, должны соответствовать уставу муниципального образования;
5. Является правовым средством, обеспечивающим реализацию самостоятельности местного самоуправления. Устав закрепляет правовой статус муниципального образования (права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления).
В настоящее время идет активный нормотворческий процесс на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по подготовке новых уставов в соответствии с положениями вышеуказанной нормы. Следует отметить, что уставы муниципальных образований могут регулировать и иные вопросы местной жизни.
6. В настоящее время процедура регистрации уставов муниципальных образований приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" , в соответствии с которыми это полномочие должно осуществляться органами юстиции. Вместе с тем следует отметить, что Закон о местном самоуправлении 2003 г. требует принятия конкретного федерального закона, которым бы регулировался порядок государственной регистрации только уставов муниципальных образований. Таким законом является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
В соответствии с этим Законом государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Список использованной литературы:

1. Федеральный закон №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления ”
2. Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2001. N 6.

3. Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., Cпарк 2006. С. 548.
4. Александров А.О., Илькина Н.А. Местное самоуправление в российских регионах // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2007. С.293.
5. Бабичев И.В. Что такое местное самоуправление в точки зрения права // Местное право. 2008. N 6. С. 99.
6. Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное научно-практическое пособие. М., Ось 2007. С. 571.
7. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., Юрайт 2007. С. 432.
8. Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: Научно-методическое пособие. М., 2007. С.517.
9. Кириллин А.В. Правосубъектность муниципальных образований // Право и экономика. 2006. N 2. С. 156.
10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2007. С.391.
11. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 215.
12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., Статут 2008. С. 516.
13. Местное самоуправление: современный опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие. М., Проспект. 2008. С.448.
14. Морозов Н.Л. Договорные отношения в публично-правовой сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.281.
15. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут, 2008. С.315.
16. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2007. С.199.
17. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2005. С.248.
18. Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Понятие и виды местного нормотворчества. Новосибирск, 2007. С.261.
19. Скорик А.П. Местное самоуправление как субъект и объект правоотношений // Местное право. 2007. N 11 - 12. С. 151.
20. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., Норма 2007. С. 398.
Морозов Н.Л. Договорные отношения в публично-правовой сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.41.

Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Понятие и виды местного нормотворчества. Новосибирск, 2007. С.72


Федеральный закон №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления ” ст.43.
Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., Cпарк 2006. С. 14.

Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., Норма 2007. С. 79.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 196.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., Юрайт 2007. С. 102.

Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2001. N 6.

Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное научно-практическое пособие. М., Ось 2007. С. 101 - 111.

Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: Научно-методическое пособие. М., 2007. С.91.

Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2005. С.123.

Александров А.О., Илькина Н.А. Местное самоуправление в российских регионах // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2007. С.12.


Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2007. С.72.


Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2007. С.29.

Местное самоуправление: современный опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие. М., Проспект. 2008. С.51.

Скорик А.П. Местное самоуправление как субъект и объект правоотношений // Местное право. 2007. N 11 - 12. С. 35 - 48.


Кириллин А.В. Правосубъектность муниципальных образований // Право и экономика. 2006. N 2. С. 15 - 16.



Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут, 2008. С.56.


Бабичев И.В. Что такое местное самоуправление в точки зрения права // Местное право. 2008. N 6. С. 3 - 10.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., Статут 2008. С. 218.













12


1. Федеральный закон №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления ”
2. Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2001. N 6.

3. Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., Cпарк 2006. С. 548.
4. Александров А.О., Илькина Н.А. Местное самоуправление в российских регионах // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2007. С.293.
5. Бабичев И.В. Что такое местное самоуправление в точки зрения права // Местное право. 2008. N 6. С. 99.
6. Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное научно-практическое пособие. М., Ось 2007. С. 571.
7. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., Юрайт 2007. С. 432.
8. Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: Научно-методическое пособие. М., 2007. С.517.
9. Кириллин А.В. Правосубъектность муниципальных образований // Право и экономика. 2006. N 2. С. 156.
10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2007. С.391.
11. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 215.
12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., Статут 2008. С. 516.
13. Местное самоуправление: современный опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие. М., Проспект. 2008. С.448.
14. Морозов Н.Л. Договорные отношения в публично-правовой сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.281.
15. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут, 2008. С.315.
16. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2007. С.199.
17. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2005. С.248.
18. Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Понятие и виды местного нормотворчества. Новосибирск, 2007. С.261.
19. Скорик А.П. Местное самоуправление как субъект и объект правоотношений // Местное право. 2007. N 11 - 12. С. 151.
20. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., Норма 2007. С. 398.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой устав муниципального образования?

Устав муниципального образования - это основной законодательный акт, регулирующий организацию и деятельность муниципального образования. Он содержит положения о структуре и компетенции органов местного самоуправления, права и обязанности его жителей, порядок принятия и реализации муниципальных решений и т.д.

Какую роль играет устав муниципального образования в становлении местного самоуправления?

Устав муниципального образования является основой организации и функционирования местного самоуправления. В уставе определяется структура и компетенция органов муниципального управления, принципы участия граждан в принятии решений, порядок формирования бюджета и реализации муниципальных программ. Таким образом, устав определяет основные принципы и правила, которыми руководствуются органы местного самоуправления при осуществлении своей деятельности.

Какова юридическая природа устава муниципального образования?

Устав муниципального образования имеет акт конституционного значения. Это означает, что устав устанавливает основные принципы и нормы, регулирующие муниципальное право, и является основным источником нормативно-правового регулирования на муниципальном уровне. Устав имеет юридическую силу и обязательность для всех граждан и органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Какие пределы муниципально уставного правового регулирования?

Муниципально уставное правовое регулирование осуществляется в пределах законодательства Российской Федерации. Это означает, что устав не может противоречить федеральным законам и Конституции РФ. При этом устав должен учитывать специфику муниципального образования и особенности его жителей, чтобы обеспечить эффективное функционирование местного самоуправления.

Чем устав муниципального образования сравнивается?

Устав муниципального образования сравнивается с муниципальной Конституцией. Устав играет аналогичную роль в местном самоуправлении, какую Конституция играет на государственном уровне. Он устанавливает основные принципы организации и деятельности муниципального образования, а также права и обязанности его жителей.

Что такое устав муниципального образования и какую роль он играет в становлении МСУ?

Устав муниципального образования - это основной источник муниципального права, который определяет правовой статус и компетенцию муниципального образования. Он играет важную роль в становлении местного самоуправления, поскольку устанавливает правила и порядок функционирования органов местного самоуправления, а также определяет права и обязанности граждан, проживающих на данной территории.

В чем заключаются особенности устава муниципального образования?

Устав муниципального образования является особым источником муниципального права. В отличие от других нормативно-правовых актов, устав имеет конституционное значение и устанавливает основы организации и функционирования муниципального образования. Он содержит правовые нормы, регулирующие взаимоотношения между муниципалитетом и его жителями, а также определяет компетенцию органов местного самоуправления.

Какую юридическую природу имеет устав муниципального образования?

Устав муниципального образования имеет акт конституционного характера. Он определяет основные принципы и правила организации и функционирования муниципального образования. Устав создается и принимается муниципальным советом, после чего он приобретает юридическую силу и становится обязательным для исполнения всеми органами местного самоуправления и жителями данного муниципального образования.

Какие пределы существуют для муниципально-уставного правового регулирования?

Муниципально-уставное правовое регулирование имеет свои пределы, определенные федеральным законодательством. Устав муниципального образования не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти. Также он не может нарушать права и свободы граждан, установленные федеральным законодательством.

Какова роль устава муниципального образования в становлении местного самоуправления?

Устав муниципального образования играет важную роль в становлении местного самоуправления. Он является основным источником муниципального права и определяет правовые основы деятельности органов местного самоуправления. Устав устанавливает права и обязанности органов местного самоуправления, а также порядок принятия и реализации решений важных вопросов в муниципальном образовании. В сущности, устав является муниципальной конституцией, которая определяет основные принципы и нормы функционирования местного самоуправления.

Какова юридическая природа устава муниципального образования?

Устав муниципального образования имеет акт конституционного значения. Это означает, что устав является основной нормативно-правовой основой муниципального права и имеет высшую юридическую силу в пределах данного муниципального образования. Устав устанавливает основные правовые нормы и принципы организации и функционирования местного самоуправления, определяет компетенцию органов местного самоуправления, а также порядок принятия и реализации решений важных вопросов в данном муниципальном образовании.