методы исследования в различных возрастных группах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социологическое исследование
  • 2727 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 21.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика возрастных этапов
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
1.2. Характеристика возрастного этапа юности
1.3. Содержание «кризиса середины жизни»
Глава 2. Эмпирическое исследование значимых жизненных событий в различных возрастных группах
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

“Межличностные отношения” были отнесены ответы, в которых шла речь о событиях, которые испытуемые переживали совместно родственниками, с друзьями, другими людьми (без ссылки на определенную дату). Среди подростков доминировали такие ответы как времяпрепровождение с друзьями, отношения с противоположным полом.
“Семейные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на семейные даты и их значение в жизни семь: упоминались дни рожденья родственников и отмечание в кругу семьи.
“Профессиональные достижения” в данной возрастной категории не представлены.
“Досуг” были отнесены ответы, в которых шла речь о различных формах проведения досуга, путешествиях, хобби. Среди подростков часто упоминаются посещение клубов, дискотек, компьютерные игры, поездки с семьей и друзьями на отдых.
“Личностные переживания” были отнесены ответы, в которых акцент был сделан на эмоции испытуемого, переживания, вызванные тем или иным событием: подростки описывали эмоции, вызванные личностными отношениями (чувства симпатии и любви).
“Кризисные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на непредвиденные жизненные события: один подросток рассказал, как он упал с дерева и сломал ногу.


Испытуемые в возрастной категории 15-18 лет

Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Испытуемые в возрастной категории 15-18 лет


К разделу “Личные праздники” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на праздничные даты и их отмечание, такие как день рождения, окончание школы, поступление в ВУЗ, окончание сессии.
“Межличностные отношения” были отнесены ответы, в которых шла речь о событиях, которые испытуемые переживали совместно родственниками, с друзьями, другими людьми: отмечались совместные поездки, обсуждение значимых тем.
“Семейные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на семейные даты и их значение в жизни семьи: дни рожденья братьев, сестер, родителей.
“Профессиональные достижения” были отнесены ответы, в которых шла речь о событиях поиска работы, подработок в летний период, а также – спортивные достижения.
“Досуг” были отнесены ответы, в которых шла речь о различных формах проведения досуга, путешествиях, хобби: отмечались летние поездки загород, заграницу, занятия различными видами спорта.
“Личностные переживания” были отнесены ответы, в которых акцент был сделан на эмоции испытуемого, переживания, вызванные тем или иным событием: в данной группе упоминались достижения в плане учебы и эмоции радости.
“Кризисные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на непредвиденные жизненные события: испытуемые отметили ситуацию ДТП, спортивную травму в ходе соревнований.


Испытуемые в возрастной категории 23-50 лет

Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Испытуемые в возрастной категории 23-50 лет



К разделу “Личные праздники” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на праздничные даты и их отмечание, такие как выпускной, поступление в ВУЗ, окончание ВУЗа.
“Межличностные отношения” были отнесены ответы, в которых шла речь о событиях, которые испытуемые переживали совместно родственниками, с друзьями, другими людьми (без ссылки на определенную дату): в данной группе.
“Семейные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на семейные даты и их значение в жизни семь: свадьба, рождение ребенка, дни рожденья детей, родителей.
“Профессиональные достижения” были отнесены ответы, в которых шла речь о событиях устройства на работу, карьерного роста, назначения на новую должность.
“Досуг” были отнесены ответы, в которых шла речь о различных формах проведения досуга, путешествиях, хобби: поездки с семьей, занятие различными видами спорта
“Личностные переживания” были отнесены ответы, в которых акцент был сделан на эмоции испытуемого, переживания, вызванные тем или иным событием: в данной группе упоминались профессиональные достижения, семейные события и вызванные ими эмоции.
“Кризисные события” были отнесены ответы, в которых содержалась ссылка на непредвиденные жизненные события (несчастные случаи, катастрофы): упоминалась болезнь и ситуация ДТП.

Рисунок 4. Испытуемые трех возрастных категорий


По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что наиболее яркие воспоминания в первой возрастной категории: в ответах подростков чаще всего встречаются упоминания эмоций, переживания, описываются детали событий. Далее – во второй группе также событий эмоционально окрашены. В то время как в остальных группах (особенно в третьей) испытуемые ограничивались короткими ответами, обозначающими то или иное событие. Возможно это связано с общим высоким уровнем эмоциональности подростков. Можно также отметить что во второй и тем более третьей группе возрастает роль семейных событий и профессиональных достижений, все менее упоминаются личные праздники и проведение досуга, межличностные переживания. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как супруга, родителя, профессионала. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Заключение

Данное исследование затрагивает проблемы личности в жизненной ситуации и возможности комплексного исследования данного явления. Интересным и достаточно новым и актуальным может быть применение контент-анализа для изучения значимых жизненных событий. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Испытуемые различных возрастных категорий выделили жизненные события, которые были отнесены к категориям: личные праздники, межличностные отношения, семейные события, профессиональные достижения, досуг, личностные переживания, кризисные события. Наиболее яркие воспоминания в первой возрастной категории: в ответах подростков чаще всего встречаются упоминания эмоций, переживания, описываются детали событий. Далее – во второй группе также событий эмоционально окрашены. В то время как в остальных группах (особенно в третьей) испытуемые ограничивались короткими ответами, обозначающими то или иное событие. Возможно это связано с общим высоким уровнем эмоциональности подростков. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной составляющей» их Я-образа.
Можно также отметить что во второй и тем более третьей группе возрастает роль семейных событий и профессиональных достижений, все менее упоминаются личные праздники и проведение досуга, межличностные переживания.
Цели работы выполнены, результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 511 с.
Выготский Л. С. Психология., М. Педагогика, 2000- 368 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.— 176с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. М. Педагогика,1980. - 311 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М. прайм-ЕВРОЗНАК,, 2002. - 652 с.
Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М. Бахрах-М, 2000- 667 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер,2000.— 735 с.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М. : Просвещение,1994. .— 735 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995. -309 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. М. Педагогика,1980. - 311 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
Выготский Л. С. Психология., М. Педагогика, 2000- 368 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М. : Просвещение,1994. .— 735 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. М. Педагогика,1980. - 311 с.
Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 2000
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995. -309 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., Питер, 2000. - 940 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., Питер, 2000. - 940 с.












26

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 511 с.
3.Выготский Л. С. Психология., М. Педагогика, 2000- 368 с.
4.Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.— 176с.
5.Кон И. С. Психология старшеклассника. М. Педагогика,1980. - 311 с.
6.Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
7.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
8.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М. прайм-ЕВРОЗНАК,, 2002. - 652 с.
9.Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М. Бахрах-М, 2000- 667 с.
10.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер,2000.— 735 с.
11.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М. : Просвещение,1994. .— 735 с.
12.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
13.Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995. -309 с.