Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Этапы развития представления о предмете психологии.Предмет и метод психологии.

  • 21 страница
  • 12 источников
  • Добавлена 22.01.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Этапы развития психологии
Глава 2. Психология как наука, предмет, объект психологии
Глава 3. Классификация методов психологического исследования
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Метод понимания более расплывчат и имеет не одну трактовку, из которых наиболее известны две следующие: понимание как интуитивное проникновение в сущность наблюдаемого психического явления и понимание как сопереживание (эмпатия) исследователя и исследуемого.Психологической науке известны и другие, более частные виды методической систематики разной степени обоснованности, проработанности и научно-практической ценности. Упомянем без комментариев три из них: классификация 14) Д.Т. Кэмпбелла, 15) М.С. Роговина и Г.В. Залевского и 16) В.Н. Дружинина.Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является классификация психологических методов, предложенная Б.Г. Ананьевым, который, в свою очередь, опирался на предложения болгарского учёного Г. Пирьова. Считается, что Б.Г. Ананьевым «была разработана классификация, соответствующая современному уровню науки и стимулировавшая дальнейшие исследования по этой центральной для методологии психологии проблеме». Группировка методов произведена в соответствии с этапами психологического исследования: а) организационный этап (планирование); б) эмпирический этап (сбор данных); в) обработка данных; г) интерпретация результатов.Никандров В.В. изменив и дополнив классификацию Б.Г. Ананьева, получил более развёрнутую систему методов, которую рекомендует как опорную при изучении психологического инструментария.I. Организационные методы (подходы):а) сравнительный – сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними;б) лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц с целью определения динамики исследуемых качеств;в) комплексный – реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых задействованы представители смежных наук, с целью выявления сложных взаимосвязей между явлениями разного порядка (психическими, физиологическими, социальными и др.).II. Эмпирические методы:1. Обсервационные (наблюдение):а) объективное (внешнее) наблюдение;б) самонаблюдение (интроспекция).2. Вербально-коммуникативные методы:а) беседа;б) опрос (интервью и анкетирование).3. Экспериментальные методы:а) лабораторный эксперимент;б) естественный эксперимент;в) формирующий эксперимент.4. Психодиагностические методы: а) психодиагностические тесты;б) психосемантические методы;в) психомоторные методы;г) методы социально-психологической диагностики личности.5. Психотерапевтические методы.6. Методы изучения продуктов деятельности:а) метод реконструкции;б) метод изучения документов (архивный метод);в) психографология.7. Биографические методы.8. Психофизиологические методы:а) методы изучения работы вегетативной нервной системы;б) методы изучения работы соматической нервной системы;в) методы изучения работы центральной нервной системы.9. Праксиметрические методы:а) общие методы исследования отдельных движений и действий;б) специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.10. Моделирование: а) моделирование психики; б) психологическое моделирование.11. Специфические методы отраслевых психологических наук.III. Методы обработки данных:1. Количественные методы.2. Качественные методы.IV.Интерпретационные методы (подходы):1. Генетический.2. Структурный.3. Функциональный.4. Комплексный.5. Системный.Приведенная классификация не претендует на исчерпывающую полноту и строгую систематичность. И вслед за Б.Г. Ананьевым можно повторить: «Противоречия современной методологии, методики и техники психологии достаточно глубоко отразились в предлагаемой классификации».Заметным преимуществом последней классификации перед всеми остальными является включение в неё не только эмпирических методов (блок II), но и неэмпирических (блоки I, III, IV). Эмпирические методы применяются для получения предварительной психологической информации от объектов исследования в ходе непосредственного или опосредованного контакта с ними исследователя. Эта информация обычно именуется «первичными данными» или «сырыми данными», что подчеркивает необходимость дальнейших операций с ними и их осмысления. Таким образом, использование эмпирических методов – дело необходимое, но недостаточное ни для научного изучения психики человека, ни для оказания людям практической психологической помощи. Целостный цикл как научного исследования, так и практических психологических мероприятий обязательно включает в себя применение и неэмпирических методов.Неэмпирические методы психологии – это научно-исследовательские приемы психологической работы вне рамок контакта (непосредственного или опосредованного) исследователя с объектом исследования. Эти приемы, во-первых, способствуют организацииполучения психологической информации с помощью эмпирических методов и, во-вторых, дают возможность преобразования этой информации в достоверное научное знание.Несмотря на всю важность неэмпирических методов в психологии, они все-таки играют вспомогательную роль. Психологическая специфика заключена в эмпирических методах.К ведущим эмпирическим методам обычно относят такие методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Именно возможность применения этих методов практически в любой области психологических знаний и придает им общепсихологическое значение.К этому разряду относятся: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование.ЗаключениеСовременная психология как гуманитарная наука находится на стыке наук, занимая промежуточное положение между философскими, техническими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре её внимания всегда остаётся человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и её составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретённых знаний.Главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений.Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, – как носители психики.Современная психология – это весьма разветвлённая наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причём из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление.Список используемой литературыАткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию: Учебник для студентов университетов / Под. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.Каменская Е.Н. Основы психологии: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 282 с.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.Мазилов В.А., Панкратов А.В. Б.Г. Ананьев и проблемы методологии психологии // Ананьевские чтения – 98. Материалы науч.-практич. конференции. – СПб.: 1998.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.Психология: комплексный подход / Айзенк М., Брайант П., Куликэн X. и др.; Под. ред. М. Айзенка. – Мн.: Новое знание, 2002.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.

Список используемой литературы
1.Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию: Учебник для студентов университетов / Под. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
2.Каменская Е.Н. Основы психологии: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 282 с.
3.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4.Мазилов В.А., Панкратов А.В. Б.Г. Ананьев и проблемы методологии психологии // Ананьевские чтения – 98. Материалы науч.-практич. конференции. – СПб.: 1998.
5.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
6.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
7.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
8.Психология: комплексный подход / Айзенк М., Брайант П., Куликэн X. и др.; Под. ред. М. Айзенка. – Мн.: Новое знание, 2002.
9.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
11.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
12.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.: ил.

Узнать стоимость работы