"Экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности предприятия".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономико-математическое моделирование
  • 2626 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1Виды экономико-математических моделей
2Экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности
3Использование транспортной задачи для построения оптимального плана доставки товаров потребителям
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Клетки, которые содержат нулевые перевозки (хi,j = 0), называют свободными, а ненулевые — занятыми (xi,j >0).
По аналогии с другими задачами линейного программирования решение транспортной задачи начинается с построения допустимого базисного плана. Наиболее простой способ его нахождения основывается на так называемом методе северо-западного угла. Суть метода состоит в последовательном распределении всех запасов, имеющихся в первом, втором и т. д. пунктах производства, по первому, второму и т. д. пунктам потребления. Каждый шаг распределения сводится к попытке полного исчерпания запасов в очередном пункте производства или к попытке полного, удовлетворения потребностей в очередном пункте потребления. На каждом шаге q величины текущих нераспределенных запасов обозначаются аi(q), а текущих неудовлетворенных потребностей — bj(q). Построение допустимого начального плана, согласно методу северо-западного угла, начинается с левого верхнего угла транспортной таблицы, при этом полагаем аi(0) = аi, bj(0) = bj. Для очередной клетки, расположенной в строке i и столбце j, рассматриваются значения нераспределенного запаса в i-ом пункте производства и неудовлетворенной потребности j-ом пункте потребления, из них выбирается минимальное и назначается в качестве объема перевозки между данными пунктами: xi,j = min{аi(q), bj(q)}. После этого значения нераспределенного запаса и неудовлетворенной потребности в соответствующих пунктах уменьшаются на данную величину:

(22)

Очевидно, что на каждом шаге выполняется хотя бы одно из равенств: аi(q+1) = 0 или bj(q+1) = 0 . Если справедливо первое, то это означает, что весь запас i-го пункта производства исчерпан и необходимо перейти к распределению запаса в пункте производства i +1, т. е. переместиться к следующей клетке вниз по столбцу. Если же bj(q+1) = 0, то значит, полностью удовлетворена потребность для j-го пункта, после чего следует переход на клетку, расположенную справа по строке. Вновь выбранная клетка становится текущей, и для нее повторяются все перечисленные операции.
Основываясь на условии баланса запасов и потребностей, нетрудно доказать, что за конечное число шагов мы получим допустимый план. В силу того же условия число шагов алгоритма не может быть больше, чем m+n-1, поэтому всегда останутся свободными (нулевыми) mn-(m+n-1) клеток. Следовательно, полученный план является базисным. Не исключено, что на некотором промежуточном шаге текущий нераспределенный запас оказывается равным текущей неудовлетворенной потребности (аi(q) = bj(q)). В этом случае переход к следующей клетке происходит в диагональном направлении (одновременно меняются текущие пункты производства и потребления), а это означает «потерю» одной ненулевой компоненты в плане или, другими словами, вырожденность построенного плана.


Рисунок. 2 Рисунок . 3

Рассмотрим применение метода северо-западного угла на конкретном примере. Транспортная таблица (рис. 2) содержит условия некоторой задачи, а в (рис. 3) показан процесс поиска допустимого плана, включая последовательное изменение объема нераспределенных запасов и неудовлетворенных потребностей. Стрелки отражают траекторию перехода по клеткам транспортной таблицы, а цифры, находящиеся за ее пределами, — текущие нераспределенные остатки после назначения объема для очередной клетки.
Особенностью допустимого плана,, построенного методом северо-западного угла, является то, что целевая функция на нем принимает значение, как правило, далекое от оптимального. Это происходит потому, что при его построении никак не учитываются значения сi,j. В связи с этим на практике для получения исходного плана используется другой способ — метод минимального элемента, в котором при распределении объемов перевозок в первую очередь занимаются клетки с наименьшими ценами.

Использование транспортной задачи для построения оптимального плана доставки товаров потребителям

. Из трех пунктов хранения (или производства) требуется доставить однородный груз в пять пунктов потребления. Количество груза ai в каждом пункте отправления, объемы потребления bj, а также стоимости cij перевозки единицы груза из пункта отправления i в пункт потребления j указаны в таблице.
Составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок была бы минимальной.

Все данные нашей задачи сведем в табл. 1.

Таблица 1 – Исходные данные
bj
ai 170 190 140 180 120 160 3 13 14 18 14 400 25 14 7 5 16 340 11 4 10 18 9
Решим транспортную задачу с помощью метода потенциалов.
1. Проверим, является ли данная задача закрытой.

Задача открытая. Вводим «фиктивный» пункт потребления объемом в 100 ед. Стоимость перевозок в этот пункт принимает равным 0.

Таблица 2 – Ввод фиктивного пункта потребления
bj
ai 170 190 140 180 120 160 3 13 14 18 14 0 400 25 14 7 5 16 0 340 11 4 10 18 9 0
Находим первый план задачи методом, например, наименьшего элемента матрицы транспортных издержек (последний столбец при этом не принимаем во внимание, т.к. он связан с фиктивным пунктом потребления) . Т.к. , то удовлетворяем запрос первого потребителя: х13 = 160 заносим в таблицу. И т.д.
Таблица 3 – Базисный план
bj
ai 170 190 140 180 120 160 160 400 140 180 80 340 10 190 120 20 Опорный план должен занимать m + n – 1 = 3 + 6 – 1 = 8 клеток.

F=4310

Проверим, не является ли найденный план оптимальным? Для оптимального плана сумма потенциалов для занятых клеток, а для свободных , т.е. . Вычислим потенциалы, исходя из соотношений для занятых клеток. Результаты вычислений заносим в седьмой столбец () и четвертую строку () таблицы.

Таблица 4 – Расчет потенциалов
bj
ai 170 190 140 180 120 160 3
160 13 14 18 14 0 3 400 25 14 7
140 5
180 16 0
80 11 340 11
10 4
190 10 18 9
120 0
20 11 0 -7 -4 -6 -2 -11 Выполняется ли второе требование критерия оптимальности метода потенциалов? Вычисляем для всех свободных клеток разность и клетки, для которых эта разность положительна, помечаем знаком плюс, отрицательные разности заносим в соответствующие клетки.

Таблица 5 – Сравнение потенциалов с ценой перевозки
bj
ai 170 190 140 180 120 160 3
160 13
+ 14
+ 18
+ 14
+ 0
+ 3 400 25
+ 14
+ 7
140 5
180 16
+ 0
80 11 340 11
10 4
190 10
+ 18
+ 9
120 0
20 11 0 -7 -4 -6 -2 -11 Все потенциалы положительные, план оптимален.
Заключение

Математическое моделирование, некогда бывшее "terra incognita" для широких инженерных (и не только инженерных) слоев, за последние десятилетия резко изменилось. Произошел качественный скачок в разработке моделей, их верификации, в создании и использовании модельно-обоснованных методов исследования, в способах анализа и представления результатов моделирования.
Академическое понимание и узкопрофессиональное использование методов моделирования уступает место широкому наступлению имитационных моделей в самых разных областях компьютеризации общества.
Методы экономико-математического моделирования, возможности применения которых существенно расширились благодаря современному программному обеспечению ПЭВМ, представляют собой один из наиболее динамично развивающихся разделов прикладной экономической науки.
Современный маркетолог должен хорошо разбираться в экономико-математических методах, уметь их практически применять для моделирования реальных маркетинговых ситуаций. Это позволит лучше усвоить теоретические вопросы современной экономики, повысить уровень квалификации и общей профессиональной культуры специалиста.
Сделалось возможным применять экономико-математические модели и в маркетинговой деятельности предприятия.
Особенной трудностью в данном процессе является подбор информации и формализация модели, так как маркетинговая деятельность предприятия разнообразна, на нее влияет большое количество факторов, поэтому приходится зачастую абстрагироваться от многих из них, поэтому результаты полученные в процессе моделирования необходимо производить проверку адекватности полученных результатов.
Список литературы

Акулич И.Л. Математическое программирование с примерах и задачах. М.: Высшая школа, 2005
Гибкое развитие предприятий: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000
Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М., 2005
Додж М., Кината К., Стинсон К.Excel для Windows в 2т. М.: Русская редакция, 2004
Иванилов Ю.И., Лотов А.В. Математические модели в экономике. М., Наука, 2006
Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000-2015 гг.(под ред. Дымкина А.). М.: Наука, 2000
Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М. Бек, 2006
Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 2002
Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М., УРАО, 2003
Математические методы в планировании отраслей и предприятий (под ред. Попова И.Г.). М.: Экономика, 2002
Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценка. М.: Финансы и статистика, 2003
Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 2005
Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 2006
Экономические аспекты научно-технического прогнозирования. (под ред. Виленского М.А.) М.: Экономика, 2005
Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 2004











14

Список литературы

1.Акулич И.Л. Математическое программирование с примерах и задачах. М.: Высшая школа, 2005
2.Гибкое развитие предприятий: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000
3.Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М., 2005
4.Додж М., Кината К., Стинсон К.Excel для Windows в 2т. М.: Русская редакция, 2004
5.Иванилов Ю.И., Лотов А.В. Математические модели в экономике. М., Наука, 2006
6.Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000-2015 гг.(под ред. Дымкина А.). М.: Наука, 2000
7.Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М. Бек, 2006
8.Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 2002
9.Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М., УРАО, 2003
10.Математические методы в планировании отраслей и предприятий (под ред. Попова И.Г.). М.: Экономика, 2002
11.Сахал Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценка. М.: Финансы и статистика, 2003
12.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 2005
13.Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 2006
14.Экономические аспекты научно-технического прогнозирования. (под ред. Виленского М.А.) М.: Экономика, 2005
15.Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 2004

Вопрос-ответ:

Какие виды экономико-математических моделей существуют?

Существует несколько видов экономико-математических моделей, которые используются в различных сферах деятельности. К ним относятся: линейные модели, статистические модели, оптимизационные модели, симуляционные модели и другие. Каждый тип модели имеет свои особенности и применяется для решения конкретных задач.

Что такое экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности предприятия?

Экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности предприятия - это процесс создания математической модели, которая описывает и предсказывает поведение системы маркетинговых взаимодействий предприятия. С помощью такой модели можно оптимизировать маркетинговые стратегии, прогнозировать спрос на товары и услуги, а также принимать экономически обоснованные решения.

Как можно использовать транспортную задачу для построения оптимального плана доставки товаров потребителям?

Транспортная задача применяется для решения проблемы оптимального распределения ресурсов (товаров) из одной точки (склада) в другие точки (потребителей). Путем формализации задачи и использования методов линейного программирования можно определить оптимальный план доставки товаров, учитывая ограничения по объему, стоимости и другим параметрам. Таким образом, транспортная задача помогает сэкономить время и ресурсы предприятия.

Что означают термины "свободные" и "занятые" в контексте транспортной задачи?

В контексте транспортной задачи, клетки, которые содержат нулевые перевозки (хi j = 0), называются свободными клетками. Они показывают, что нет необходимости перевозить товары из соответствующих источников в соответствующие пункты назначения. Ненулевые клетки (хi j ≠ 0) являются занятыми клетками и указывают на перевозку товаров из источников в пункты назначения.

Какие виды экономико-математических моделей существуют?

Существует несколько видов экономико-математических моделей, таких как линейные модели, нелинейные модели, дискретные модели и стохастические модели.

Что такое экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности?

Экономико-математическое моделирование маркетинговой деятельности - это процесс создания математических моделей, которые позволяют анализировать и оптимизировать маркетинговые стратегии и действия предприятия с использованием экономических подходов и методов.

Как можно использовать транспортную задачу для построения оптимального плана доставки товаров потребителям?

Транспортная задача позволяет оптимизировать план доставки товаров, рассчитывая оптимальное распределение грузов по маршрутам и транспортным средствам с минимальными затратами. Это особенно полезно при наличии ограничений на перевозку и требованиях к времени доставки.

Что означают свободные и занятые клетки в транспортной задаче?

Свободные клетки (х_i j = 0) означают, что необходимое количество груза из пункта i в пункт j не требуется, а занятые клетки (x_i j > 0) указывают на необходимость перевозки определенного количества груза из пункта i в пункт j.

Какие данные могут быть использованы для построения экономико-математических моделей маркетинговой деятельности?

Для построения экономико-математических моделей маркетинговой деятельности могут быть использованы данные о ценах, объемах продаж, издержках, предпочтениях потребителей, конкурентных условиях, сезонности и другие соответствующие факторы, которые могут влиять на маркетинговую стратегию предприятия.