Экологический контроль в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экологическое право
  • 3030 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 30.11.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического контроля
1.1. История возникновения и развития экологического контроля в системе государственного управления в области охраны окружающей среды
1.2. Понятие и система экологического контроля
1.4. Принципы, функции и формы экологического контроля
Глава 2. Правовое регулирование системы видов экологического контроля
2.1. Правовые основы современного государственного экологического контроля
2.2. Организация и осуществление производственного экологического контроля
2.3. Правовые проблемы реализации муниципального экологического контроля
2.4. Правовое регулирование общественного экологического контроля
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Представляется необходимым восполнить этот пробел. Законодателю целесообразно вернуться в ближайшей перспективе к рассмотрению вопроса об отмене указанных изменений законодательства. Такая корректировка действующего законодательства пополнит практику позитивной деятельности законодателя в отношении расширения полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, предусмотренных в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
В федеральном законодательстве муниципальный экологический контроль предусмотрен как вид системы экологического контроля, однако на практике механизм его реализации не предусмотрен. Причины сложившегося положения в следующем: укреплении вертикали органов государственной власти; нежелании органов государственной власти взаимодействовать с органами местного самоуправления и участвовать в судьбе муниципального образования; дефиците местного бюджета.
Необходимо закрепить на федеральном уровне полномочия органа местного самоуправления как независимого органа экологического контроля, объекты контроля на подведомственной территории и порядок его осуществления.

2.4. Правовое регулирование общественного экологического контроля

Исторический анализ становления понятийного аппарата общественного экологического контроля и развития законодательных основ его осуществления свидетельствует об отсутствии в России нормативного акта, регламентирующего организацию и осуществление общественного экологического контроля. В связи с этим граждане и общественные объединения не в состоянии эффективно реализовать лишь провозглашенное в ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» право общественного экологического контроля.
Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц является одним из принципов охраны окружающей среды. Отсутствие утвержденного порядка проведения общественного контроля создает для указанных субъектов значительные трудности в осуществлении независимых проверок соблюдения экологического законодательства.
Отсутствие необходимого количества желающих заниматься общественным контролем. В нашем обществе возникает падение престижа общественной (неоплачиваемой) работы вообще, и экологической деятельности, в частности. Моральные и материальные стимулы такой работы на благо общества утрачены, а законодательное стимулирование общественно полезной деятельности нуждается в совершенствовании.
Отсутствие регламентированного порядка общественного экологического контроля, прав, обязанностей и ответственности общественных контролеров, а так же государственных гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деятельности. Ни государственные органы, ни сами общественные организации, имеющие такие инспекции, не могут взять на себя ответственность за любые последствия общественного экологического контроля и не обязаны нести ответственность за безопасность, жизнь и здоровье общественных инспекторов.
Общественная организация, имеющая в уставе функцию общественного контроля, не будет нести ответственность за последствия нанесения вреда общественному инспектору при осуществлении им общественного контроля, поскольку членство в таких организациях и общественные обязанности носят добровольный характер, а уставы общественных объединений не содержат мер ответственности за незаконные действия таких инспекторов.
Недостаточный профессиональный уровень общественного контроля и правовая неосведомленность общественных инспекторов, зачастую делает невозможным практическое использование результатов общественного экологического контроля. Кроме того, отсутствует необходимая финансовая поддержка общественного экологического контроля. Грантовая помощь сокращается, а общественный контроль – функция в основном оппозиционная по отношению к органам власти, поэтому нельзя надеяться на существенную грантовую помощь международных благотворительных фондов или на финансовую поддержку в субъектах Российской Федерации на осуществление общественного экологического контроля.
В настоящее время уполномоченные органы исполнительной власти федерального и регионального уровня испытывают острую необходимость в помощи общественных экологических организаций. Аргументом в пользу данного вывода является предложение министра МПР РФ о целесообразности активного привлечения различных общественных экологических организаций, высказанное 8 декабря 2006 г. на совместной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и МПР РФ.
Наряду с этим в России создается всероссийская общественная экологическая организация (в структуре Общественной палаты), которая будет работать по следующим направлениям: экономическое развитие и экология; законодательное закрепление форм наказания за несоблюдение норм экологического законодательства; здоровье человека и защита окружающей среды; экологическая культура.
В этой связи не лишены смысла рекомендации о необходимости правового регулирования порядка и условий проведения проверок соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды общественными организациями.










Заключение

Предмет контроля в области охраны окружающей среды и предмет надзора за охраной окружающей среды – специальные, обособленные организационным и правовым обеспечением виды деятельности.
Под предметом контроля в области охраны окружающей среды понимается деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов по охране окружающей среды, подзаконных нормативных актов, инструкций, правил, нормативов и стандартов по охране окружающей среды, а также количественные и качественные результаты этой деятельности, целесообразность выбора средств и способов выполнения ими своих природоохранных обязанностей.
Предметом надзора за охраной окружающей среды является исключительно исполнение экологического законодательства органами власти, управления и контроля, соблюдения ими, а также коммерческими и некоммерческими организациями гарантированных законом прав человека на благоприятную окружающую среду, в том числе, при издании эколого-правовых актов. Надзорным органом оценивается деятельность, правовые акты поднадзорных субъектов только с точки зрения законности и соответствия экологическим требованиям.
Совершенствования взаимодействия органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (природоресурсный контроль) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (экологический контроль) предлагается выстраивать путем проведения совместных совещаний; разработки совместных планов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды; проектов законодательных и нормативных правовых актов; совместных проверок соблюдения экологических требований, которое подлежит закреплению в конкретном нормативном акте, что приведет к эффективному осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды, улучшению состояния окружающей среды в России (например, Административный регламент по осуществлению федерального государственного экологического контроля).
Необходимо разграничить полномочия при осуществлении государственного экологического контроля между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:
1) заключение соглашений о передаче полномочий по осуществлению государственного экологического контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации;
2) определение перечня (реестра) федеральных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и перечня (реестра) региональных объектов, подлежащих государственному экологическому контролю субъектов Российской Федерации;
3) разграничение объектов в зависимости от формы собственности: а) подконтрольными объектами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются ФГУПы, ФГУ, ГУПы, НИИ, военные части; б) подконтрольными объектами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – МУПы, ООО, ОАО, ЗАО, соответственно.
Определение производственного экологического контроля должно получить законодательное закрепление. Предлагается рассматривать производственный экологический контроль как комплекс работ, осуществляемых управомоченными должностными лицами и (или) экологической службой природопользователя, связанных с проверкой выполнения конкретным природопользователем требований природоохранительного законодательства в процессе производственной деятельности. Экологическая служба природопользователя рассматривается как совокупность структурных подразделений в системе органов управления предприятием, иных подразделений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов (в том числе производственный экологический контроль).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что деятельность органа муниципального экологического контроля необоснованно сужена и носит в современный период декларативный характер, не позволяя рассматривать его в качестве полноправного самостоятельного органа, способного организовывать и осуществлять муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования. В федеральном законодательстве муниципальный экологический контроль предусмотрен как вид системы экологического контроля, который на практике не обеспечивается соответствующим механизмом реализации.
Необходимо правовое регулирование порядка и условий проведения проверок соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды общественными организациями. Предлагается следующий порядок организации и проведение проверок:
1) принятие решения о необходимости проведения проверки;
2) формирование комиссии состоящей из общественных инспекторов по охране окружающей среды;
3) информирование органов государственного и муниципального экологического контроля о проведении проверки;
4) информирование субъекта хозяйственной и иной деятельности о проведении проверки;
5) разработка плана проверки;
6) проведение проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды;
7) составление акта по результатам проверки;
8) в случае выявленных нарушений экологического законодательства предоставление акта проверки в органы государственного и муниципального экологического контроля;
9) принятие решения органами государственного и муниципального экологического контроля об объекте проверки и о должностных лицах, допустивших нарушение экологического законодательства;
10) информирование общественной организации о принятом решении органами государственного и муниципального экологического контроля.
В настоящее время существующая совокупность правовых средств не обеспечивает эффективного осуществления экологического контроля, в связи с чем возникают следующие проблемы: дублирование полномочий как между федеральными органами исполнительной власти, так и между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления; отсутствие нормативно закрепленного порядка осуществления общественного экологического контроля; отсутствие механизма реализации муниципального экологического контроля. По мнению диссертанта, назрела реальная необходимость принятия Федерального закона «Об экологическом контроле», который позволит упорядочить отношения в области экологического контроля. Наряду с этим будут устранены и иные правовые коллизии в этой области, что позволит повысить эффективность экологического контроля и одновременно упростить взаимодействие между субъектами экологического контроля. В законе должны содержаться императивные нормы, регламентирующие порядок проведения и осуществления государственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля.





Список литературы

ФЗ РФ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Норма,2002. -364с.
Боголюбов С.А. Экологическое право.- М.: Норма-Инфра, 1998. -436 с.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) – М.: Юристъ, 1998. - 466.
Ганюхина О.Ю. Экологический контроль – приоритетный элемент управления в области природопользования и охраны окружающей среды // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Ч. 2: Профессиональная этика журналиста. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – С. 176–182.
Ганюхина О.Ю. Производственный экологический контроль в сфере природопользования // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13–14 апреля 2006 г., Москва / Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. – М.: ИЗиСП, ГУЗ, 2006. – С. 279–282.
Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений / О. Л. Дубовик. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 768 с.
Ерофеев Экологическое право России. – М.: Эксмо, 2008.- 464с.
Петров В.В. Экологическое право Росси. – С.: Приор, 2007.- 176с.
Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право.- 1999.- № 2.
Петров В.В. Экологическое право Росси. – С.:Приор, 2007. С.76.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.:Эксмо, 2008. С.247.
Боголюбов С.А. Экологическое право.- М.: Норма-Инфра, 1998. С.281.
Ганюхина О.Ю. Экологический контроль – приоритетный элемент управления в области природопользования и охраны окружающей среды // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Ч. 2: Профессиональная этика журналиста. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. С. 176–182.
Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Норма,2002. С.154.
Ганюхина О.Ю. Производственный экологический контроль в сфере природопользования // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13–14 апреля 2006 г., Москва / Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. – М.: ИЗиСП, ГУЗ, 2006. – С. 282
Ганюхина О.Ю. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления // Региональное нормотворчество: Аналитический бюллетень / под ред. В.М. Манохина, Н.Т. Разгельдеева. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.Ч. 1. – С. 24–29.

Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право. -1999. -№ 2.












3


1.ФЗ РФ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // КонсультантПлюс.
2.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
3.Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Норма,2002. -364с.
4.Боголюбов С.А. Экологическое право.- М.: Норма-Инфра, 1998. -436 с.
5.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) – М.: Юристъ, 1998. - 466.
6.Ганюхина О.Ю. Экологический контроль – приоритетный элемент управления в области природопользования и охраны окружающей среды // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Ч. 2: Профессиональная этика журналиста. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – С. 176–182.
7.Ганюхина О.Ю. Производственный экологический контроль в сфере природопользования // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13–14 апреля 2006 г., Москва / Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. – М.: ИЗиСП, ГУЗ, 2006. – С. 279–282.
8.Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений / О. Л. Дубовик. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 768 с.
9.Ерофеев Экологическое право России. – М.: Эксмо, 2008.- 464с.
10.Петров В.В. Экологическое право Росси. – С.: Приор, 2007.- 176с.
11.Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право.- 1999.- № 2.

Вопрос-ответ:

Какие исторические события способствовали возникновению и развитию экологического контроля в Российской Федерации?

История возникновения и развития экологического контроля в Российской Федерации связана с широким осознанием экологических проблем и необходимости их решения. Одним из важных событий, ставших толчком к созданию системы государственного управления в области охраны окружающей среды, было произошедшее в 1986 году Чернобыльское ядерное катастрофа. Это стало разгаром экологического движения и привело к принятию целого ряда законодательных актов, регулирующих экологическую деятельность в стране.

Что такое экологический контроль и какова его система?

Экологический контроль – это комплекс мер и действий, осуществляемых государственными органами и другими участниками общественных отношений для обеспечения соблюдения экологических требований и норм в целях охраны окружающей среды. Система экологического контроля включает в себя различные виды контроля, такие как юридический, организационный, технический и экономический. Каждый вид контроля выполняет свои функции и направлен на достижение общей цели – сохранение окружающей среды.

Какие принципы лежат в основе функции и формы экологического контроля?

Функция и форма экологического контроля определяются рядом принципов. Во-первых, это принцип комплексности, который предполагает учет всех аспектов воздействия на окружающую среду. Во-вторых, принцип превентивности, согласно которому контроль проводится на ранних стадиях для предотвращения возможных негативных последствий. В-третьих, принцип научности, который предполагает использование научных подходов и методов при проведении контроля. Наконец, принцип прозрачности, который предполагает доступность информации о результатах контроля и участие граждан в процессе контрольной деятельности.

Какова история возникновения и развития экологического контроля в системе государственного управления в области охраны окружающей среды?

История возникновения и развития экологического контроля в России началась в 1960-х годах, когда стало ясно, что растущее воздействие промышленности и населения на окружающую среду может привести к серьезным экологическим проблемам. В 1968 году был принят Закон РСФСР "Об охране окружающей среды", который стал основой для дальнейшего развития экологического контроля в стране. С тех пор было принято множество нормативно-правовых актов, которые регулируют проведение экологического контроля и обеспечивают охрану окружающей среды в России.

Что такое экологический контроль и какова его система?

Экологический контроль - это комплекс мер, направленных на проверку соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Он включает в себя такие элементы, как мониторинг загрязнений, оценка воздействия на окружающую среду, надзор за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения экологических норм и правил, а также контроль за исполнением введенных ограничений и запретов. Система экологического контроля включает в себя различные институты и органы государственной власти, занимающиеся контролем за состоянием окружающей среды и охраной природных ресурсов.

Каковы принципы функции и формы экологического контроля?

Принципы функции и формы экологического контроля основаны на принципах устойчивого развития и экологической ответственности. Основными принципами функции экологического контроля являются: предупреждение экологических проблем, сохранение и восстановление экосистем, сокращение загрязнений и максимальное использование экологически чистых технологий. Принципы формы экологического контроля охватывают такие аспекты, как мониторинг состояния окружающей среды, анализ экологического воздействия, экологический аудит, инспектирование и лицензирование хозяйствующих субъектов, контроль за исполнением экологических норм и правил.

Какова история возникновения и развития экологического контроля в России?

История возникновения экологического контроля в России начинается с формирования основ научно-технической экспертизы, связанной с охраной окружающей среды, в период промышленной революции. Вплоть до 80-х годов прошлого века основной акцент в деятельности государства в области охраны окружающей среды был сделан на контроле качества воды. В 1991 году был принят Закон РСФСР "Об охране окружающей среды", который стал основой для дальнейшего развития экологического контроля в России.

Что такое экологический контроль и какова его система в России?

Экологический контроль - это комплекс мер, применяемых государством для обеспечения охраны окружающей среды, выявления и предотвращения нарушений экологического законодательства. В России система экологического контроля включает в себя такие органы, как Росприроднадзор, МЧС, Госинспекцию труда и другие. Она строится на принципах юридической ответственности, принципе субсидиарности и принципе проверки и надзора.

Какие принципы лежат в основе функции и формы экологического контроля?

Основные принципы функции и формы экологического контроля включают следующие положения: принцип превентивности (профилактики), принцип комплексности, принцип обязательности, принцип индивидуализации, принцип собственности и принцип организационной роли государства.

Каковы правовые основы современного государственного экологического контроля в России?

Правовые основы современного государственного экологического контроля в России включают в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также ряд других нормативно-правовых актов и законодательных инициатив.

Какие исторические события способствовали возникновению и развитию экологического контроля в Российской Федерации?

Экологический контроль в Российской Федерации возник и развивался под влиянием ряда исторических событий, таких как Чернобыльская катастрофа, рост экологических проблем в регионах страны, включая загрязнение воздуха, воды и почвы, а также возникновение экологического движения в начале 1990-х годов. В результате этих событий, государство осознало необходимость создания системы государственного управления в области охраны окружающей среды и разработки экологического контроля.