Анализ привлекательности научной и научно-педагогической карьеры в различных странах,международные сопоставления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика труда
  • 2525 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.06.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1.Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры за рубежом
1.1 Соединенные Штаты Америки
1.2 Европейские страны
2. Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в России
2.1 Общее состояние науки в России
2.2 Система подготовки научных кадров в России
2.3 Изучение мнения студентов
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

При этом аспирантуру следует рассматривать как многоцелевой ресурс для пополнения научной и производственной сфер, для повышения образовательного уровня общества.
Строить процесс подготовки аспирантов необходимо прежде всего как высшую образовательную ступень, обеспечивающую учащимся не только расширение кругозора и накопление знаний, но и получение навыков исследовательской работы. Защиту кандидатской диссертации следует рассматривать как один из возможных результатов завершения аспирантского обучения, необходимый прежде всего тем выпускникам, которые планируют работать непосредственно в научной сфере.
Таблица 2
Доля студентов, намеренных заниматься научной деятельностью или преподаванием после окончания аспирантуры, %
После окончания аспирантуры собираются: Специальности Гуманитарные Естественнонаучные Технические Медицинские Сельскохозяйственные, биологические преподавать в вузе 22,0 6,3 6,0 14,2 7,6 заниматься научными исследованиями 17,6 6,3 21,2 28,5 15,5 не знают 60,8 87,5 72,8 57,3 76,9
Кардинальное решение вопроса о привлечении способной молодежи в сферу науки и образования состоит в создании ясной и стабильной перспективы карьерного роста, что предполагает:
близкий к западноевропейскому уровень оплаты труда;
возможность занять позицию следующего уровня в рамках конкурсной процедуры, реально учитывающей профессиональные достижения;
возможность выбора места работы по специальности путем участия в конкурсах в разных организациях.
В современной России наука рассматривается молодежью как непрестижная сфера. В России считают профессию ученого и преподавателя престижной чуть более 1%. Молодые люди, решившие посвятить свою жизнь науке, часто воспринимаются, как неспособные найти себе «более достойную» профессию. Согласно опросу ВЦИОМ, почти не осталось родителей, которые мечтают о том, чтобы их дети стали научными работниками и преподавателями. Однако в отсутствие притока молодежи в сферу научных исследований невозможно обеспечить воспроизводство научных кадров.
Таким образом, в настоящее время одной из самых актуальных задач государственной политики в сфере образования и науки является разработка комплекса мер, направленных на повышение привлекательности научной сферы для молодежи.
2.3 Изучение мнения студентов
Опрос показал, что престижность профессии, вопрос хорошего заработка и будущая профессия ребенка для россиян далеко не равнозначны. 10% респондентов отметили в числе наиболее престижных профессий работника банковской сферы, предпринимателя и бизнесмена. Предпринимательство на втором месте и среди самых доходных профессий. Престижными признаны также профессии бухгалтера – ее отметили 5%, строителя (4%) и военнослужащего (3%). Но в то же время всего по 2% респондентов хотели бы видеть детей военными, инженерами, предпринимателями, учителями, а также людьми творческих профессий. Работу медика доходной считают 5%, компьютерщика, бухгалтера и работника торговли – по 4%. Никто не отнес к доходным профессии инженера, сельскохозяйственного рабочего, ученого, зато 3% считают таковой работу военнослужащего. Деловая газета "Взгляд", 15.06.2006
Поскольку аспиранты хотя бы на какой-то период времени уже остановили свой выбор на научной работе, важно было узнать, чем они занимались до поступления в аспирантуру, зачем они там учатся, кем и где хотят работать в будущем.
Результаты опроса говорят о том, что подавляющее большинство респондентов пришли в аспирантуру сразу после окончания вуза. Таких было от 60% до 80%, в зависимости от области науки. До поступления в аспирантуру по профилю диссертации работали 5–8% опрошенных — также в зависимости от области науки. Научно-исследовательской и научно-вспомогательной работой занимались в основном гуманитарии (19,5%), тогда как среди представителей естественных и технических наук таких было менее 10%.
В Москве и Петербурге значительно ниже доля тех, кто пришел в аспирантуру сразу после вуза (65,3% и 60%), по сравнению с регионами. Так, в Новосибирске и Екатеринбурге 80% аспирантов учились в вузе перед поступлением в аспирантуру, а в Нижнем Новгороде только такие респонденты и попали в выборку (100%).
У аспирантов в отличие от студентов высок интерес к преподаванию: треть от общего числа опрошенных хотели бы в будущем преподавать. Чуть меньше трети (30,4%) еще не решили, что будут делать. Около 20% собираются работать, но не в сфере науки или образования. Наконец, "чистой" науке себя собираются посвятить 16,7% опрошенных — то есть почти столько же, сколько и среди студентов. В Москве и Петербурге наименьшая доля тех, кто собирается заниматься наукой — 12,2% и 10% соответственно, тогда как в регионах их от 20% до 40%.
Респонденты, не желающие заниматься исследовательской деятельностью, объяснили это следующими обстоятельствами (в порядке уменьшения частоты упоминаний): низкой заработной платой ученых; плохим состоянием материально-технической базы; чрезмерной бюрократизацией сферы науки; плохими социальными условиями; низким престижем научной работы.
Заключение
Ознакомившись в процессе написания работы «Анализ привлекательности научной и научно-педагогической карьеры в различных странах, международное сопоставление», результатами опросов, статистическими данными, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:
привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в США, несмотря на некоторое снижение интереса к научной деятельности, остается одной из самых высоких в мире.
несмотря на стабильную в целом численность докторантов по отношению к общей численности студентов, практически во всех европейских странах отмечается уменьшение интереса выпускников докторских программ к карьере преподавателя университета и ученого, особенно если речь идет об академической, фундаментальной науке.
значительное недофинансирование науки является одной из причин кризиса, в котором пребывает отечественная наука.
в настоящее время одной из самых актуальных задач государственной политики России в сфере образования и науки является разработка комплекса мер, направленных на повышение привлекательности научной сферы для молодежи.
у аспирантов в отличие от студентов высок интерес к преподаванию: треть от общего числа опрошенных хотели бы в будущем преподавать. Чуть меньше трети (30,4%) еще не решили, что будут делать. Около 20% собираются работать, но не в сфере науки или образования. Наконец, "чистой" науке себя собираются посвятить 16,7% опрошенных — то есть почти столько же, сколько и среди студентов. Что позволяет считать привлекательность научной и научно-педагогической карьеры недостаточной для успешного развития этих видов деятельности и отстающей от развитых стран.
Список литературы
Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 152 с.
Дежина И.Г., Егерев С.В.Как помочь кадровой реабилитации Российской науки
Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
Зайцев О.А. О научно-исследовательской работе негосударственных вузов. Интеграция науки и высшего образования. №4, 2005. – 95с.
Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 4с.
Колесова О. Газета научного сообщества №10-11(876-877)17 марта 2006 г.
Опрос 2006 г. ВЦИОМ (http://www.rutoday.ru).
Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 325с.
Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. – 12с.
Стриханов М., Трубецков Д. .Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы Высшее образование в России №3, 2003.- 17с.
http://www.businesspress.ru
http://soclist.by.ru
http://www.rhr.ru

http://www.allmedia.ru
http://articles.excelion.ru/science/filosofy/46454091.html

Дежина И.Г., Егерев С.В.Как помочь кадровой реабилитации Российской науки
http://www.rhr.ru
http://www.rhr.ru
Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 4с.
Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 5с.
Там же
Там же
Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г.
Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 330с.
Там же
Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 325с.
Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 328с.
Там же
Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 325с.
Там же
Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. – 12с.
Стриханов М., Трубецков Д. .Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы Высшее образование в России №3, 2003.- 17с.
Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. – 18с.
Зайцев О.А. О научно-исследовательской работе негосударственных вузов. Интеграция науки и высшего образования. №4, 2005. – 95с.
http://www.businesspress.ru
Колесова О. Газета научного сообщества №10-11(876-877)17 марта 2006 г.

Опрос 2006 г. ВЦИОМ (http://www.rutoday.ru).
http://www.rutoday.ru
http://soclist.by.ru
http://www.allmedia.ru
http://articles.excelion.ru/science/filosofy/46454091.html












2

1.Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 152 с.
2.Дежина И.Г., Егерев С.В.Как помочь кадровой реабилитации Российской науки
3.Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
4.Зайцев О.А. О научно-исследовательской работе негосударственных вузов. Интеграция науки и высшего образования. №4, 2005. – 95с.
5.Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 4с.
6.Колесова О. Газета научного сообщества №10-11(876-877)17 марта 2006 г.
7.Опрос 2006 г. ВЦИОМ (http://www.rutoday.ru).
8.Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 325с.
9.Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. – 12с.
10.Стриханов М., Трубецков Д. .Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы Высшее образование в России №3, 2003.- 17с.
11.http://www.businesspress.ru
12.http://soclist.by.ru
13.http://www.rhr.ru
14.
15.http://www.allmedia.ru
16.http://articles.excelion.ru/science/filosofy/46454091.html

Вопрос-ответ:

Какая привлекательность находится научной и научно-педагогической карьеры за рубежом?

Научная и научно-педагогическая карьера за рубежом обладает высокой привлекательностью. В странах, таких как Соединенные Штаты Америки и Европейские страны, существуют благоприятные условия для развития науки, множество возможностей для работы с высококвалифицированными коллегами и доступ к передовым технологиям. Кроме того, исследователям предоставляются широкие возможности для финансирования своих проектов и публикации результатов своих исследований в ведущих научных журналах.

Какая привлекательность находится научной и научно-педагогической карьеры в России?

Научная и научно-педагогическая карьера в России имеет свои особенности. Общее состояние науки в России остается вызовом, хотя есть множество ярких исследовательских групп и институтов. Система подготовки научных кадров также нуждается в совершенствовании. Тем не менее, Россия обладает множеством учреждений, где предоставляются средства для научных исследований и тесное взаимодействие с зарубежными коллегами. Несмотря на некоторые сложности, степень привлекательности научной и научно-педагогической карьеры в России может быть высокой, особенно если вам интересны уникальные исследовательские возможности.

Каковы особенности научной карьеры в Соединенных Штатах Америки?

Научная карьера в Соединенных Штатах Америки считается одной из самых привлекательных в мире. В США существуют множество ведущих университетов и научных институтов, которые предоставляют исследователям исключительные возможности для развития. Здесь работают высококвалифицированные ученые со всего мира, и вы сможете обмениваться опытом с лучшими специалистами своей области. Кроме того, в США активно финансируются научные проекты, что позволяет исследователям реализовывать все свои идеи и стремления.

Какие страны являются наиболее привлекательными для научной и научно-педагогической карьеры?

Наиболее привлекательными странами для научной и научно-педагогической карьеры считаются Соединенные Штаты Америки и ряд европейских стран. В США доступны высококачественные исследования, широкие возможности для научных исследований, обширные научные сети и возможность работы с ведущими учеными. В некоторых европейских странах, таких как Германия, Великобритания, Нидерланды, также существуют привлекательные условия для развития научной и научно-педагогической карьеры.

Каково состояние науки в России?

Состояние науки в России имеет свои особенности. В последние годы наблюдается улучшение инфраструктуры для научных исследований, внедрение новых технологий и модернизация научных учреждений. Однако, существуют проблемы, такие как ограниченное финансирование и слабая конкурентоспособность в международном масштабе. Российская наука также сталкивается с проблемами молодых ученых и оттока талантов за рубеж.

Какова система подготовки научных кадров в России?

Система подготовки научных кадров в России включает в себя аспирантуру и докторантуру. Аспирантура – это ступень научной карьеры, где молодые ученые получают более глубокие знания в своей области и проводят исследования под руководством научного руководителя. Аспиранты могут получать стипендии и участвовать в научных конференциях. Докторантура – это последующая ступень, где ученые уже имеют определенный научный вклад и проводят оригинальные исследования для получения степени доктора наук.

Какова привлекательность научной и научно-педагогической карьеры за рубежом?

Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры за рубежом зависит от страны. В Соединенных Штатах Америки, например, научные исследования являются престижным делом, профессора получают высокую зарплату, имеют доступ к современному оборудованию и богатым финансированием проектов. В европейских странах также существуют хорошие условия для научной карьеры, но уровень финансирования может отличаться в зависимости от страны.

Какова привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в России?

Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в России имеет свои особенности. Общее состояние науки в России неплохое, но недостаток финансирования и устаревшее оборудование могут влиять на условия работы. Система подготовки научных кадров также имеет свои преимущества и недостатки. Мнение студентов по этому вопросу разнообразно и зависит от их личных предпочтений и ожиданий.

Каково общее состояние науки в России?

Общее состояние науки в России можно охарактеризовать как неплохое, но с некоторыми проблемами. Некоторые научные отрасли имеют высокий уровень развития и признания, однако в целом недостаток финансирования может затруднять проведение исследований и привлечение квалифицированных специалистов. Российская наука все еще является важным игроком в мировом научном сообществе, но есть потенциал для улучшения.

Какова система подготовки научных кадров в России?

Система подготовки научных кадров в России предполагает прохождение аспирантуры и защиту диссертации. Аспирантура является многоцелевым ресурсом, который позволяет получить научную степень и осуществлять научную деятельность. Однако, система имеет свои проблемы, такие как недостаток финансирования и низкий уровень зарплаты аспирантов. Тем не менее, некоторые студенты видят в этой системе возможность для профессионального роста и достижения научных высот.

Какова привлекательность научной и научно-педагогической карьеры за рубежом?

Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры за рубежом варьируется в зависимости от страны. Важные факторы влияютущие на привлекательность - это уровень финансирования науки, возможности для проведения исследований, доступ к передовым технологиям, возможность получения высоких зарплат и престижа. В примере соединенных Штатов и Европейских стран.

Какова привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в России?

Привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в России также имеет свои особенности. Важные факторы это общее состояние науки в стране, система подготовки научных кадров и мнение студентов. Несмотря на некоторые проблемы, в России существуют свои возможности для проведения исследований, научного роста и карьерного развития.