Вам нужен реферат?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Протестантская этика и дух капитализма.

  • 16 страниц
  • 3 источника
  • Добавлена 05.06.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
РЕФЕРАТ ПО КНИГЕ М. ВЕБЕРА «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. «Дух капитализма»: основные черты
Глава II. Роль установок протестантизма в формировании капиталистического сознания
Глава III. «Протестантские секты и дух капитализма»
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, именно доходность становится знаком избранности ко спасению. Недоверие к культурным ценностям обусловливает аскетический настрой. Борьба с нерациональным использованием имущества неизбежно приводит к необходимости инвестирования средств. Таким образом, «мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу (в указанном выше смысле) занятие» (1, с. 196).
Итак, среди основных установок кальвинизма необходимо отметить следующие: учение о жестком предопределении ко спасению, признание абсолютной трансцендентности Бога и греховности человека, недоверие к мирским ценностям, отрицание Церкви и таинств. Все это порождает определенный аскетический тип жизни и поведения, способствующий развитию деловой этики, причем даже при отходе веры в предопределение на задний план, ее установки сохраняются в общем настрое и в аскетическом образе жизни.

ГЛАВА III
«ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»
Христианская аскеза, в отличие от восточных учений, всегда была предельно рационализирована и не предполагала всецелое отвержение мира. В кальвинизме аскеза становится всецело мирской и предполагает господство над мирской нравственностью: «святые в миру» питают ненависть к не-избранным как к врагам Божиим. Таким образом происходит формирование сект.
В США практически все жители принадлежат к какой-либо конфессии. Вебер объясняет это тем, что принадлежность к строгой общине (баптистской или методистской) обеспечивает доверие клиентуры и, как следствие, коммерческий успех (которому немало способствует и сама секта с целью охранения своей репутации). Важным здесь является то, что в секту человек вступает, сознательно принимая на себя обязательство выполнения всех условий: «Принадлежность к секте – в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рождения», - является своего рода нравственным (прежде всего, в деловом отношении) аттестатом личности» (2, с. 276). Исключение из секты влечет за собой потерю кредита и деклассирование. Процесс секуляризации привел к тому, что секты сменились закрытыми обществами, также гарантировавшими платежеспособность (школьные, студенческие клубы, общества по интересам), вне которых человек становится отверженным: «… в прошлом, да и поныне, признаком специфически американской демократии было то, что она являла собой не хаотическое скопление индивидов, а совокупность хотя и замкнутых, но волюнтаристских союзов» (2, с. 279). Примечательно, что такое внимание к принадлежности человека к определенному обществу существует наряду с относительным безразличием по отношению к унаследованному человеком состоянию, к его должности и образованию.
В процессе формирования сектантского мировоззрения огромную роль сыграло учение о предопределении ко спасению и вопрос о достойном причащении. Идея «невидимой церкви», то есть объединения избранных «святых» внутри церкви, порождает вопрос: кто именно достоин принадлежать к этому объединению? Кто может принять причастие? Поскольку лишь местная община могла судить о достоинстве человека, существовала практика выдачи специальных свидетельств (Аттестаций), разрешающих человеку причащаться. Данная практика способствовала утверждению суверенности местных общин, в которых строгая дисциплина всецело контролировалась мирянами. Господство мирян основывалось на признании харизматических авторитетов, оно способствовало сплоченности общины, взаимной поддержки внутри нее и «высокомерия» по отношению к остальным (неверным). Итак, «для вступления в сферу какого-либо сообщества член секты (или кружка) должен был обладать определенными качествами, которые, как было показано в первом очерке настоящей работы, имели большое значение для развития рационального современного капитализма. Для того же, чтобы прочно утвердиться в данной общине, новый член общины должен был постоянно подтверждать наличие у него требуемых качеств: тем самым они непрерывно в нем воспитывались» (2, с. 288).
Таким образом, именно методически-рациональная система жизни и поведения способствовала развитию капитализма, между тем как данное поведение в значительной мере было обусловлено определенными положениями вероучения кальвинизма и его позднейших ответвлений, так же, как и особенностями социальной организации религиозных общин в силу их принадлежности к религиозным меньшинствам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем исследовании Вебер отвергает оценочные суждения, восприятие определенной ситуации как исторической необходимости, применение общих законов (вместо которых он предлагает устанавливать адекватные причинные связи). В целом, Вебер считает, что именно кальвинистское вероучение, его основные положения, в первую очередь, теория всеобщего предопределения ко спасению, а также отвержение магических средств для спасения, признание абсолютной трансцендентности Бога, строгий мирской аскетизм, способствовали развитию капиталистической этики.
Необходимо отметить, что сами реформаторы (Кальвин, Менно, Дж. Фоке, Уэсли) целиком были сосредоточены на спасении души, таким образом, хозяйственную систему никак нельзя однозначно назвать продуктом Реформации. Это подчеркивает и сам Вебер. Но таким образом он предостерегает лишь от безусловного и безоглядного применения своей теории.
Теория Вебера о трудовой этике протестантизма как источнике капиталистической морали выглядит вполне убедительно, несмотря на возражения, основанные на том, что многие тезисы, развитые в кальвинизме не находятся у Кальвина (см. 3). Между тем, Вебер пишет именно о мировоззрении кальвинизма, а не о теориях исключительно Кальвина, так что его позиция, по крайней мере, достойна рассмотрения. Между тем, следует отметить, что трудовая этика вполне может быть сформирована и на других основах (например, в бывших католических странах и в Юго-Восточной Азии в конце XX столетия). Так или иначе, западное мировоззрение оказывается в корне отличным от русского. Несмотря на то, что религиозные мотивы практически не играют никакой роли на Западе и занимают все меньшее место в русском менталитете, необходимо подчеркнуть, что они представляют собой основу некогда сформированных этики, отношения к миру, мировоззрения в целом. На наш взгляд, основная заслуга Вебера именно в том, что он раскрывает значимость этих иррациональных источников при анализе вполне рациональных современных явлений и процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003. – 352 с.
Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. – 808 с.
Элбакян Е. С. Кальвин // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. – 1256 с.



16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003. – 352 с.
2.Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. – 808 с.
3.Элбакян Е. С. Кальвин // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. – 1256 с.

Узнать стоимость работы