Дендизм (в стиле одежды..)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 1515 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 07.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Вступление
1. Зарождение дендизма и его развитие в Западной Европе
2. Русский дендизм
Заключения
Литература

Фрагмент для ознакомления

Вернее, слово это не только передается несколькими, по смыслу противоположными, русскими словами, но и определяет, по крайней
мере в русской традиции, весьма различные общественные явления.
Типично дендистское поведение было известно в кругу русских щеголей задолго до того, как имена Байрона и Бреммеля, равно как и само слово «денди», стали известны в России. Как уже говорилось, Карамзин в 1803 году описал этот любопытный феномен слияния бунта и цинизма, превращения эгоизма в своеобразную религию и насмешливое отношение ко всем принципам «пошлой» морали. Герой «Моей исповеди» с гордостью рассказывает о своих похождениях: «Я наделал много шуму в своем путешествии тем, что, прыгая в контрдансах с важными дамами немецких Княжеских Дворов, нарочно ронял их на землю самым неблагопристойным образом; а более всего тем, что с добрыми Католиками целуя туфель Папы, укусил ему ногу и заставил бедного старика закричать изо всей силы» ( Карамзин «Моя исповедь»//Карамзин Избранные сочинения в 2-х тт..-М., Л., 1964).
Ввел в обиход русской речи сам термин дендизм ввел А. Пушкин (в первой главе «Онегина», 1823). «Личность поэта, особенно в молодости, отмечена рядом характерных черт артистически-парадоксального жизненного уклада. В творчестве его этот модный тип получил отражение в образе героя «Египетских ночей» — надменного Чарского, в ряде прозаических отрывков и особенно конечно в Евгении Онегине, которого можно считать одним из наиболее законченных воплощений Дендизма в европейской литературе. (Краткая литературная энциклопедия»)Воспитание Онегина, его книжные вкусы, его жизненный уклад, общий стиль его личности и отношения к окружающим с замечательной законченностью выражают интеллектуальный и жизненный образ, пленивший стольких поэтов и романистов начала столетия. Скептицизм Онегина, его ранняя пресыщенность, его изысканная нарядность, своеобразие и утонченность его культурных интересов, его тщеславие, надменная независимость и культ своей личности создают законченный образ европейского денди (только в эпилоге романа Онегин переживает личную драму и перерождается). Герой пушкинского романа тесными нитями связан с исторической действительностью, и ряд современников Пушкина — Чаадаев, Ал. Раевский, Каверин, Щербинин, Н. Кривцов, Вульф и Горчаков — были отмечены подлинными онегинскими чертами. Роман был попят многими читателями как некоторый кодекс правил нового культурного быта и в этом отношении оказал несомненное воздействие на нравы своей эпохи. Характерно например заявление в письме С. А. Соболевского к С. П. Шевыреву (Турин, 25 декабря, 1830), в котором он сообщает, что «одет, как куколка, и снабжен всяким английским фешенебельством: щетками, тисками, ножами, ножницами, умывальниками и пр., что было у Онегина в туалетной» («Соболевский, друг Пушкина», со статьей В. И. Саитова, «Парфенон», СПБ., 1922, стр. 38). Это поколение русских людей впоследствии сжато и метко характеризовал М. Кузьмин: «франты 30-х гг., подражающие д’Орсэ и Бреммелю, внося в позу денди всю наивность молодой расы...»
В следующем поколении черты Дендизма заметно сказываются у молодого Льва Толстого и у молодого Тургенева. Но наряду с этим идет и развенчание отживающего героя со стороны идеологов враждебного класса.
205 В «Обыкновенной истории» Гончаров осуждает эпоху, когда идеалами мужского достоинства и силы были «Онегины и подобные ему, т. е. франты, львы, презиравшие мелкий труд и не знавшие, что с собой делать». Это течение дает себя знать в очерках И. И. Панаева («Великосветский хлыщ» и пр.), в фельетонах критика А. В. Дружинина, решительно осуждавшего «российских литераторов», ведущих толки о дурном и хорошем тоне.
Вне всякого сомнения, мода на дендизм затронула артистические и литературные круги периода Дягилевских сессий, групп «мирискусников» и «могучей кучки», представители которых часто выезжали в Европу и именно в модные места, где царило веселье, мода и разврат.
Кто-то склонен считать Николая Гумилева первейшим денди своей эпохи, но под всеми этими определениями вряд ли уже кроется нечто подобное, как во времена Бреммеля. Ко времени проникновения дендистской моды на российскую почву дендизм мог скорее уложиться в более краткую формулировку «эстет, сноб и гурман» из-за самого построения российского общества того периода, его закрытости и восприятия эстетизма как непременного качества просвещения, царившего в масонских и студенческих кругах. Культура собственного вкуса по-прежнему останется уделом избранных.
(«С героем моего романа» Иллюстрация к Евгению Онегину)


Заключения

Дендизм характерен для переходных эпох. Интерес к нему повышается тогда, когда уходит одна культурная парадигма и на смену ей приходит другая. Сегодня налицо явный интерес к дендизму у самых разных людей, не обязательно связанных с модой. У нас активно формируется средний класс и он пока испытывает “кризис идентичности”, crisis of identity. А дендизм – одна из наиболее отработанных техник саморепрезентации. Это универсальная модель поведения в ситуациях, когда нужно минимальными средствами произвести правильное впечатление.

( мужская мода сегодня)


(Александ Васильев – историк и теоретик моды)

Литература

1.Вайнштейн О.Б. Денди : мода, литература, стиль жизни .- М.: НЛО, 2005 .- 640 с.
2.Литературная энциклопедия в 10- тт.Т.3 .- М.: 1929-1930
3.Одежда как смысл : Идеология современной моды//Иностранная литература .-1993.- № 7 .- с.224-232
4.Три этюда о дендизме//Иностранная литература .- 2004.- №6 .- с.269-293











2

1.Вайнштейн О.Б. Денди : мода, литература, стиль жизни .- М.: НЛО, 2005 .- 640 с.
2.Литературная энциклопедия в 10- тт.Т.3 .- М.: 1929-1930
3.Одежда как смысл : Идеология современной моды//Иностранная литература .-1993.- № 7 .- с.224-232
4.Три этюда о дендизме//Иностранная литература .- 2004.- №6 .- с.269-293

Вопрос-ответ:

Что такое дендизм в стиле одежды?

Дендизм в стиле одежды - это особый стиль одевания, характеризующийся изысканным и элегантным образом. Дендизм включает в себя выбор модных и стильных вещей, акцент на деталях, качественные материалы и аккуратность внешнего вида.

Как зародился и развивался дендизм в Западной Европе?

Дендизм зародился в XIX веке в аристократических кругах Великобритании. С течением времени, стиль дендизма стал популярным и распространился по всей Западной Европе. В этих странах он стал символом престижа и роскоши, и считалось хорошим тоном поддерживать стильный и элегантный образ.

Чем русский дендизм отличается от западного?

Русский дендизм имел свои особенности и отличался от западного стиля. В России дендисты были известны уже задолго до появления слова "денди". Русский дендизм был связан с русской традицией щегольства и обращал внимание на детали в одежде и аксессуарах. Кроме того, русские дендисты часто подчеркивали свою принадлежность к высшему обществу и стремились к роскоши и изысканности.

Какие явления определяются словом "дендизм" в русской традиции?

В русской традиции слово "дендизм" определяет не только стиль одежды, но и общественные явления. Дендизм связан с высшим обществом, роскошью, изысканностью и стремлением выглядеть элегантно. Кроме того, дендистское поведение отличается изысканностью и акцентом на деталях.

Когда дендизм стал известен в России?

Дендизм стал известен в России задолго до появления слова "денди" и имен Байрона и Бреммеля. Русские щеголи уже в XIX веке проявили типично дендистское поведение и стремление к изысканности в одежде. Однако, слово "денди" и западный стиль дендизма стали известным широкому кругу русской общественности только позже.

Как возник и развернулся дендизм в Западной Европе?

Дендизм возник в Западной Европе в начале XIX века и был связан с появлением нового социального класса - буржуазии. Дендизм стал символом элегантности, изысканности и роскоши. Он был развит и продвигался в основном среди аристократии и высшего сословия. Денди, как представитель этого стиля, отличался роскошной одеждой, обильным использованием аксессуаров и аккуратной прической. Они стремились быть идеальными внешне и обладать безупречными манерами.

Какие особенности были характерны для русского дендизма?

В России дендизм появился позже, во второй половине XIX века. Русские денди были восхищены западной культурой и стремились к особой элегантности и изысканности. Они предпочитали модную и дорогую одежду, акцентирующую их статус и благосостояние. Русские денди также были известны своим щегольством и цветочным языком. Они уделяли большое внимание деталям в своем образе, таким как галстуки, галстуковые иголки и цветы на пиджаке.

Какие общие черты были у дендизма в Западной Европе и России?

В дендизме в Западной Европе и России были общие черты, такие как стремление к элегантности и изысканности. Оба стиля включали выбор модной и стильной одежды, использование аксессуаров и украшений. Важным элементом для денди были манеры и поведение. Они стремились быть идеальными внешне и вести себя со стойкостью и культурой. Оба стиля также имели своих идолов и символы, которые представляли определенный образ жизни и идеалы.