"Крестоносцы глазами византийской принцессы" по источнику: Анна Комнина "Алексиада"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 16.03.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Анна Комнина о крестовых походах
2. Характеристика крестоносцев: боеспособность, снаряжение, дух
3. Сравнение Боэмунда и Алексея Комнина
Заключение
Список использованной литературы



Фрагмент для ознакомления

Это был для него даже не вопрос совести.
Для Алексея Комнина упрямство тулузского графа было неприятной неожиданностью, но теперь уже делим отнюдь не смертельным - ведь большая часть крестоносного войска к тому времени была переправлена в Азию. Однако дальновидный император хорошо понимал, что клятва Раймунда, претендующего на руководство всем крестовым походом, является вещью. Очень важной, в первую очередь, в моральном плане.
Итак, византийская дипломатия, в конце концов, вышла победительницей в этих состязаниях упрямства, хитрости и жадности. За исключением очень немногих, все рыцари-крестоносцы присягнули императору. Одним из этих немногих оказался племянник Боэмунда, Танкред, впоследствии прославившийся в походе. Этот итальянец по отцу, норманн по матери, алчностью не уступал своему дяде, да и самому Раймунду Тулузскому. Чтобы избежать присяги на верность базилевсу, он переоделся в крестьянское платье и с несколькими друзьями-норманнами тайком перебрался на азиатский берег Босфора. Впрочем, особых дивидендов эта хитрость ему не принесла, поскольку сам он являлся вассалом Боэмунда, который такую клятву дал.
Добившись от крестоносных вождей необходимой ему клятвы, Алексей Комнин решил, что для закрепления его победы присяга должна быть повторена всеми мало-мальски значимыми руководителями похода в торжественной обстановке императорского дворца. Церемония проходила в тронном зале, сам император восседал на троне, а рыцари, один за другим, преклонив колено и держа руку на Евангелии, клялись, что признают его верховным сюзереном всех земель, которые они отвоюют у неверных. Здесь произошел забавный эпизод, который хорошо показывает колорит той эпохи. Один французский граф (вероятнее всего, это был граф Роберт Парижский), особенно уязвленный унизительностью присяги (по византийскому обычаю, крестоносцев обязали целовать колено императора), совершил абсолютно бестактную выходку. Воспользовавшись тем, что император встал с тронного кресла, парижский граф тут же сел на его место. Греческие вельможи подняли его и сделали соответствующее внушение, которое поддержали даже крестоносцы, шокированные фортелем француза. В ответ Роберт Парижский произнес фразу, ставшую эталоном высокомерия, тупости и невежества латинских вождей. - «Кто этот неуч, - спросил он, - который сидит в то время, когда такие знаменитые графы и герцоги стоят перед ним?» Инцидент в конце концов замяли, Алексей даже предостерег парижского выскочку от слишком вызывающих действий на поле боя, посоветовав ему не высовываться вперед. Впрочем, предостережение императора прошло у чванливого графа мимо ушей: он был убит в первом же сражении с турками, о чем с удовольствием сообщает Анна Комнина.
После принятия присяги ничто более не удерживало крестоносцев от начала похода. Но прежде чем они двинулись в свой тысячемильный путь, состоялось последнее действо на не слишком гостеприимной для «Христовых рыцарей» земле Византии - смотр великого крестоносного воинства.







Заключение


Оценивая с высоты прошедших столетий Алексея Комнина, нельзя не признать его великолепным и, по существу, единственно реалистичным. В самом деле, если бы Алексей со всей своей армией принял участие в крестовом походе, что бы это ему дало? Да, его армия была сильнее каждого из крестоносных ополчений, но, соединенные вместе, католические войска значительно ее превосходили. Идти в поход с людьми, до этого не раз и не два показавшими себя врагами Византии, поставить на карту не только судьбу своей армии, но и самое существование Империи - мог ли пойти на это Алексей I? Разумеется, нет, если он дорожил своей короной и своей страной. К этому добавлялся и еще один важный и абсолютно неприемлемый для византийцев фактор. Участие императора и имперской армии в походе, затеянном главой католической церкви, ставило их в подчиненное положение по отношению к римскому папе, а с этим никогда бы не согласилась православная церковь. Таким образом, ни в военно-политическом, ни в идеологическом плане, решение такого рода становилось невозможным.
Мог император действовать и в совершенно противоположном направлении - переправить крестоносцев в Азию и выжидать, чем кончится дело. Это был действительно возможный вариант - в конце концов, именно так и поступил Алексей с участниками крестового похода бедноты, а значит, действия подобного рода изначально принимались им во внимание. Однако в случае с главным войском крестоносцев этот мудрый политик поступил иначе и был, безусловно, прав. Ведь В такой ситуации, если бы войско крестоносцев одержало победу (а чтобы предположить, что будет именно, Византийская империя получила бы на своих границах не менее сильного врага, чем мусульманские эмиры. Больше того, ситуация для империи еще ухудшилась бы, ибо одно дело иметь двух рамных противников, неспособных сговориться из-за религиозных разногласий, и совсем другое - оказаться в полном католическом окружении, с постоянной опасностью войны на два фронта. Так что можно констатировать, что и этот путь был для византийской стороны неприемлем, а это значит, что попытка Алексея I была стратегически абсолютно верной, а все позднейшие споры о ее целесообразности стоит признать достаточно надуманными, опирающимися на анализ событий гораздо более поздних, а не на реальную историческую обстановку того времен.







































Список использованной литературы
Источники


Анна Комнина. Алексиада. (вст., пер., коммент., Я.Н.Любарского). М., 1965.
Литература
Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа XIII–XIV вв. Тбилиси, 1979.
Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
Любарский Я.Н. Об источниках «Алексиады» Анны Комниной. (в сб. Я. Н. Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.).
Любарский Я.Н. «Алексиада» Анны Комниной - шедевр византийской литературы. (в сб. Я.Н.Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.).
Византийская литература. М., 1974

Любарский Я.Н. «Алексиада» Анны Комниной - шедевр византийской литературы. (в сб. Я.Н.Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.)
Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа XIII–XIV вв. Тбилиси, 1979.

Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
Успенский Ф.И. История крестовых походов. – М.: Дарь, 2005
Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа XIII–XIV вв. Тбилиси, 1979.
Любарский Я.Н. Об источниках «Алексиады» Анны Комниной. (в сб. Я. Н. Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.).

Любарский Я.Н. «Алексиада» Анны Комниной - шедевр византийской литературы. (в сб. Я.Н.Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.)
Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979. С.34

Анна Комнина. Алексиада. Книга IX
Анна Комнина. Алексиада. Книга X
Анна Комнина. Алексиада. Книга IX
Любарский Я.Н. Об источниках «Алексиады» Анны Комниной. (в сб. Я. Н. Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.). C.56

Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа XIII–XIV вв. Тбилиси, 1979.С.76

Комнина А. Алексиада Кн IX
Комнина А. Алексиада Кн XI
Комнина А. Алексиада Кн XI
Комнина А. Алексиада Кн XI
Любарский Я.Н. «Алексиада» Анны Комниной - шедевр византийской литературы. (в сб. Я.Н.Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.)













5



1.Анна Комнина. Алексиада. (вст., пер., коммент., Я.Н.Любарского). М., 1965.
Литература
2.Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа XIII–XIV вв. Тбилиси, 1979.
3.Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
4.Любарский Я.Н. Об источниках «Алексиады» Анны Комниной. (в сб. Я. Н. Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.).
5.Любарский Я.Н. «Алексиада» Анны Комниной - шедевр византийской литературы. (в сб. Я.Н.Любарский. Византийские историки и писатели. СПб., «Алетейя», 1999.).
6.Византийская литература. М., 1974

Вопрос-ответ:

Какие источники использовала Анна Комнина для своей работы?

Анна Комнина использовала различные источники, в том числе семейные хроники и свидетельства очевидцев.

Какие особенности характеризовали крестоносцев?

Крестоносцы отличались высокой боеспособностью, хорошо снаряженными войсками и сильным духом.

Чем отличались Боэмунд и Алексей Комнина?

Боэмунд был очень упрямым, что стало неприятной неожиданностью для Алексея Комнина. Однако большая часть крестоносного войска уже была переправлена в Азию, поэтому эта проблема стала не смертельной.

Какой была боеспособность крестоносцев?

Крестоносцы обладали высокой боеспособностью благодаря хорошо снаряженным войскам и стронгому духу.

Какие источники исследования использовала Анна Комнина для написания Алексиады?

Анна Комнина использовала свидетельства очевидцев, семейные хроники и другие источники для написания Алексиады.

Кто рассказывает о крестовых походах глазами византийской принцессы?

Византийская принцесса Анна Комнина рассказывает о крестовых походах в своем источнике "Алексиада".

Какие характеристики крестоносцев описывает Анна Комнина?

Анна Комнина описывает боеспособность крестоносцев, их снаряжение и дух.

С кем сравнивает Анна Комнина Боэмунда и Алексея Комнина?

Анна Комнина сравнивает Боэмунда и Алексея Комнина по их характеру и поступкам.