Биография Дзиги Вертова - мэтра документального кино

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Кино и телевидение
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.05.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Биография
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Но без «вертовской идеи социалистической реконструкции для перестроенного массового человека». Поэтому западным сознанием Вертов воспринимается как чистой воды авангардист и абстракционист, тогда как в отечестве Вертов сегодня воспринимается как чистый фальсификатор, носитель и создатель сталинского мифа. И то, что здесь пытаются частично реабилитировать Вертова объяснением, будто он воплощал не только миф, противоречит господствующим заблуждениям современной отечественной культуры.
На Западе сходная проблема была поставлена радикализмом 60-х годов и годаровским доказательством того, что любое изображение обманывает как бы в квадрате. Годаровский неологизм, соединяющий документалистику и ложь в одном слове, был такой же, «как у Вертова, попыткой расколдовать феномен кинематографа, уничтожить его лидирующие развлекательные формы в самом корне, и в то же время осознанием краха попытки превратить документалистику в нечто стороннее этому процессу и претендующее на истинность как таковую». Авангардисты 60-х, воспитанные на структурализме, совершенно по-новому поставили проблему массовой экранной культуры, в центре которой находится глобальный поток телекоммуникации, несущий всеобъемлющую мифологию, иногда меняющую знаки, но по сути неизменную.
Группа Вертова впервые осуществила съемку изображения с одновременной записью звука. В газете «Смена» сообщалось, что 25 апреля на набережной Мойки, у Делового клуба, была проведена первая съемка красноармейской части с оркестром. Таким же способом была снята первомайская демонстрация. В июле 1931 года Вертов выехал в Германию с первым советским «тонфильмом». Потом он посетит Амстердам и Лондон.
Немецкие газеты писали о цельности художественной композиции «Энтузиазма». Композитор Ганс Эйслер считал, что не только режиссеры — все музыканты мира могут учиться по нему, ибо «Энтузиазм» «есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино». Оставил свой восхищенный отзыв и Чарли Чаплин «Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю «Энтузиазм» одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним».
Вертов не был коммунистом, но беспартийным себя не считал. Своим партбилетом он называл «Три песни о Ленине». Выпуску этой картины предшествовала кропотливая работа. С января до осени 1933 года велись съемки в Москве, Харькове, на Днепрострое, в Азербайджане и главным образом в Средней Азии — в Узбекистане и Туркмении. Труднее всего добывался материал в Средней Азии. От Мерва до Ферганы режиссер Вертов и оператор Суренский почти весь путь прошли пешком. Донимали болезни, испепеляющая жара днем, холод ночью.
В последние годы жизни Вертов мечтал снять детектив. Он умер в 1954-м. О нем написан десяток книг – у нас в стране и за рубежом. Энциклопедии называют его одним из основателей советского и мирового документального кино. А он просто поставил и пытался решить те вопросы, на которые сегодняшние режиссеры и сценаристы по- прежнему ищут свои ответы: как найти образы, через которые зритель поймет авторскую мысль? Как из хроники событий и потока новостей – черновика истории – сделать то, что будет достойно войти в эту историю? И как показать на экране человека – без маски…
Заключение
На выставке в Венеции жюри присудило Гран-при не отдельному фильму, а всей программе, представленной СССР. Кинорежиссер Григорий Рошаль свидетельствовал «Наши документальные фильмы, и в первую очередь «Три песни о Ленине», воспринимались как полотна огромного мастерства, совершенно недостижимого для документального иностранного фильма». В январе 1935 года был опубликован указ о награждении Дзиги Вертова орденом Красной Звезды.
После «Трех песен о Ленине» режиссеру оставалось еще двадцать лет жизни. За эти годы Вертов выпустил несколько картин. Самой запоминающейся стала «Колыбельная» (1937), приуроченная к двадцатилетию Октября. Через всю картину о завоеваниях и победах революции звучала колыбельная песня матери. В фильме было много парадов — военных, физкультурных.
В начале войны Вертов вместе с женой монтирует несколько тематических выпусков «Союзкиножурнала» на фронтовом материале. В октябре 1941 года среди ночи их срочно вызывают на Ярославский вокзал — кинематографисты эвакуируются в Казахстан. В эвакуации Вертов сделал еще несколько киножурналов, оборонных очерков, фильм «Тебе, фронт!» (1943). Но большинство его замыслов не осуществилось.
В 1944 году в Москву вернулся сначала Вертов, потом Свилова. Вместе выпустили последнюю ленту «Клятва молодых».
Дзига снова предлагает темы, ими заполнены дневники. Но все чаще он пишет для себя. В течение нескольких лет он занимается выпуском киножурнала «Новости дня».
Великий документалист умер 12 февраля 1954 года. Его похоронили на Миусском кладбище, рядом с могилой матери, Елизаветы Игнатьевны. В 1967 году прах Вертова перенесли на Ново-Девичье кладбище.
Творчество Вертова открыло в документальном кино новое направление, связанное с художественным истолкованием подлинных фактов. Фредерик Россиф писал в журнале «Искусство кино» «Все западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи».
Литература
Лебедев Н. За пролетарскую кинопублицистику, «Литература и искусство», 1931, с. 9
Фельдман К., В спорах о Вертове, «Кино и культура», 1929, с 5
Шуб Э. Крупным планом, М. 1959, с. 75
ГАРФ, ф. 3524, оп. 1, ед. хр. 30, 22.
Новый Мир, 1994 №1 | Магидов В. М. - Из архива Вертова.
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992



Новый Мир, 1994 №1 | Магидов В. М. - Из архива Вертова.
ГАРФ, ф. 3524, оп. 1, ед. хр. 30, 22.
Фельдман К., В спорах о Вертове, «Кино и культура», 1929, с 5
Лебедев Н. За пролетарскую кинопублицистику, «Литература и искусство», 1931, с. 9
Лебедев Н. За пролетарскую кинопублицистику, «Литература и искусство», 1931, с. 9
Шуб Э. Крупным планом, М. 1959, с. 75
Шуб Э. Крупным планом, М. 1959, с. 78
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992
«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992
Новый Мир, 1994 №1 | Магидов В. М. - Из архива Вертова












12

Литература
1.Лебедев Н. За пролетарскую кинопублицистику, «Литература и искусство», 1931, с. 9
2.Фельдман К., В спорах о Вертове, «Кино и культура», 1929, с 5
3.Шуб Э. Крупным планом, М. 1959, с. 75
4.ГАРФ, ф. 3524, оп. 1, ед. хр. 30, 22.
5.Новый Мир, 1994 №1 | Магидов В. М. - Из архива Вертова.
6.«ПРЫЖОК» ВЕРТОВА, Искусство кино № 11/1992

Вопрос-ответ:

Кто такой Дзига Вертов?

Дзига Вертов (настоящее имя — Денис Аркадьевич Кауфман) был советским кинорежиссером и теоретиком кино. Он считается одним из основателей документального кино и автором таких фильмов, как «Человек с киноаппаратом» и «Три песни о Ленине». Вертов активно использовал монтаж и другие технические приемы для создания особого стиля, который выделял его работы на фоне других фильмов своего времени.

Чем известна биография Дзиги Вертова?

Биография Дзиги Вертова интересна тем, что он был активным сторонником советской идеологии и использовал кино для пропаганды коммунистических идей. Вертов родился в 1896 году в Беларуси и начал свою карьеру в киноиндустрии в 1920-х годах. Он признавался и востребован в то время, но после смерти Сталина его репутация была пятнана и идеи Вертова нашли мало понимания и поддержки в СССР.

Какие идеи пропагандировал Вертов?

Дзига Вертов был поклонником социализма и считал, что кино должно использоваться как инструмент для создания новой общественности. Он пропагандировал идею «киноглаза» — способности кино поднять ширму реальности и показать зрителям истинный мир. Вертов также активно использовал монтаж, чтобы создать эффект ускоренной жизни, который, по его мнению, должен был отражать новый советский образ жизни.

Что представляет собой фильм «Человек с киноаппаратом»?

Фильм «Человек с киноаппаратом», созданный Дзигой Вертовым в 1929 году, является одним из самых известных его работ. Фильм не имеет сюжета в привычном понимании, но представляет собой монтаж различных сцен и кадров из жизни советских городов. Вертов использовал различные камеры и техники съемки, чтобы запечатлеть все аспекты обычной жизни, от утра до ночи, от фабричных дымов до футбольных матчей. Фильм признан одним из важнейших достижений документального кино и символом вертовского стиля.

Какую роль играет Дзига Вертов в истории документального кино?

Дзига Вертов - это мэтр документального кино, который сыграл огромную роль в его развитии и становлении. Он стал одним из первопроходцев в области документального кино и участником авангардного движения в искусстве.

Какую идею пропагандировал Дзига Вертов в своих фильмах?

Вертов провозглашал идею социалистической реконструкции для перестроенного массового человека. Он хотел, чтобы его фильмы были не просто зрелищными, но и имели направленность на образование и воспитание зрителя.

Почему Дзига Вертов воспринимается западным сознанием как авангардист и абстракционист, а в отечестве как фальсификатор?

Западное сознание воспринимает Вертова как авангардиста и абстракциониста, потому что его фильмы были экспериментальными и отличались яркими художественными приемами. В отечестве же он воспринимается как фальсификатор и создатель сталинского мифа, потому что его работы были часто использованы в пропагандистских целях.

Что значит реабилитировать Вертова?

Реабилитация Вертова - это попытка изменить негативное представление о нем и признать его вклад в развитие киноискусства. Это может быть связано с пересмотром его роли в создании сталинского мифа и признания его важности в истории российского кино.

Что взгляды и работы Дзиги Вертова вызывают споры в обществе?

Взгляды и работы Дзиги Вертова вызывают споры в обществе из-за их связи со сталинским периодом и использования в пропаганде. Некоторые считают его фильмы идеологическими и фальсифицированными, в то время как другие отмечают их важность и авангардность.

Какие принципы лежали в основе творчества Дзиги Вертова?

Дзига Вертов был известен своими инновационными подходами к созданию документального кино. Он придерживался принципа "киножурналистики", ставя перед собой задачу отражать реальность и рассказывать о жизни обычных людей. Основной идеей его работы была социалистическая реконструкция для перестроенного массового человека.

Почему в Западном мире Вертов воспринимается как авангардист и абстракционист, а в России - как фальсификатор и создатель сталинского мифа?

Это связано с очень различным пониманием и интерпретацией его творчества. Западным сознанием Вертов воспринимается как авангардист, потому что его фильмы были сильно экспериментальными и содержали абстрактные образы. В России же Вертову приписывают фальсификацию и создание сталинского мифа, потому что он активно сотрудничал с советским режимом и создавал пропагандистские фильмы, пропагандирующие идеи государственной линии.