Государственный кредит

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 2626 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.11.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Теоретические аспекты государственного кредита
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Формы государственного долга
2 Управление государственным долгом
2.1 Мировой опыт ограничения объема государственного долга.
2.2 Анализ государственного долга в РФ
3 Перспективы погашения государственного долга
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

руб., при этом длина этих инструментов увеличилась с 6 лет в 2006 году до 10-12 лет в 2007 году.
Несмотря на высокий объем погашения новационных бумаг, положительное сальдо от размещения государственных ценных бумаг в 2007 году составило более 56 млрд. руб.
Умеренный рост заимствований при снижении процентных ставок и постоянном совершенствовании как размещаемых инструментов, так и инфраструктуры рынка позволит Министерству финансов Российской Федерации в 2008-2010 году создать рынок, ориентированный на среднесрочный и долгосрочный спрос институциональных инвесторов, определяющий процентную политику на финансовом рынке и обеспечивающий поддержание ликвидности всей финансовой системы.















3 Перспективы погашения государственного долга

Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.
Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства приобретать иностранную валюту.
Представляется целесообразным задействовать в конверсионных операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.
К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленной политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции.
В то же время признаки того, что конверсия российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры о конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.
Происходит постепенный переход от двухстороннего урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннему урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4 млрд. долл.
Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары. В 2002 г. Внешэкономбанк реализовал подобную схему в отношениях со Словакией. Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.
Проблема с товарными поставками заключается в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.
Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части внешней задолженности может быть косвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.
Следующий источник облегчения российской внешней задолженности - реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.
Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10-20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.
Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). Эти требования были использованы РФ при вступлении в Парижский клуб, т.к. мы представляли себя как крупнейшего кредитора и рассчитывали даже на списание значительных сумм нашей задолженности при одновременном списании требований развивающихся стран. К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.
В критических случаях при наступлении сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской Федерации, которые на 1 апреля 2007 г. составили 137,4 млрд. долл.
Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.
В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Эти суммы можно использовать и на погашение внешней задолженности. Правда, с выходом США из Киотского протокола этот источник поставлен под вопросом: для России однако ситуация может измениться. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл.
Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)
По всем источникам погашения внешней задолженности нужно вести постоянные переговоры. Даже вопрос о списании долга не надо снимать с повестки дня, основания для этого следующие:
речь идет о долгах СССР, т.е. государства, которого не существует.
СССР много сделал для разрядки международной напряженности в 1970-1980 гг. Из этого большую выгоду извлекли западные страны, а в СССР в основном во время перестройки, только вырос долг страны.














Заключение

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.
При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
повышение эффективности использования заемных средств.
До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом.
Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета – 2006, № 12.
Алферов В. «Рынок внешнего долга России» // Рынок ценных бумаг, №1, 2006. – С.16.
Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных бумаг – 2005, №18 - С.20-24.
Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист - 2006, №1 - С.58-67.
Елкович П.Н. «Внешний долг России» // Экономика и жизнь, 2006, № 3.- С.3-4.
Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
Колчин С. «Государственный долг России»// Власть, №9, 2006. – С.36.
Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России» // Финансы, №7, 2005. – С.18.
Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2008 - №11 - С.1-3.
Ярмоков П.В. «Государственный долг России» // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №5. – С.25 – 32.

Колчин С. «Государственный долг России»// Власть, №9, 2006. – С.36.
Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета – 2006, № 12.
Ярмоков П.В. «Государственный долг России» // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №5. – С.25 – 32.
Елкович П.Н. «Внешний долг России» // Экономика и жизнь, 2006, № 3.- С.3-4.
Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных бумаг – 2005, №18 - С.20-24.
Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2008 - №11 - С.1-3.
Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России» // Финансы, №7, 2005. – С.18.




2

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета – 2006, № 12.
2.Алферов В. «Рынок внешнего долга России» // Рынок ценных бумаг, №1, 2006. – С.16.
3.Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных бумаг – 2005, №18 - С.20-24.
4.Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист - 2006, №1 - С.58-67.
5.Елкович П.Н. «Внешний долг России» // Экономика и жизнь, 2006, № 3.- С.3-4.
6.Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
7.Колчин С. «Государственный долг России»// Власть, №9, 2006. – С.36.
8. Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России» // Финансы, №7, 2005. – С.18.
9. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2008 - №11 - С.1-3.
10.Ярмоков П.В. «Государственный долг России» // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №5. – С.25 – 32.

Вопрос-ответ:

Какие существуют формы государственного долга?

Формы государственного долга могут включать выпуск облигаций, получение кредитов от международных организаций, заемы у других государств, эмиссию денежных знаков и т.д.

Какую роль играет управление государственным долгом?

Управление государственным долгом включает в себя планирование объема и сроков погашения долга, выбор оптимальных инструментов финансирования, установление принципов и правил погашения долга. Оно является важным инструментом для обеспечения финансовой устойчивости государства.

Какой мировой опыт ограничения объема государственного долга?

В разных странах применяются различные механизмы для ограничения объема государственного долга. Некоторые страны устанавливают законодательные ограничения, другие используют механизмы саморегулирования, такие как соглашения о бюджетных ограничениях или механизмы контроля со стороны независимых аудиторов.

Какой анализ проводится государственного долга в РФ?

Государственный долг РФ подвергается анализу со стороны финансовых органов, экспертов и аналитиков. Они оценивают его объем, структуру, сроки погашения, уровень процентных ставок и другие показатели, чтобы определить устойчивость и управляемость долга.

Какие перспективы погашения государственного долга?

Перспективы погашения государственного долга зависят от многих факторов, таких как экономический рост, уровень инфляции, политическая стабильность и другие. Они могут включать в себя увеличение налоговых поступлений, сокращение расходов, привлечение инвестиций и развитие новых источников доходов.

Какое понятие и сущность государственного долга?

Государственный долг – это обязательства государства перед внутренними и внешними кредиторами, которые возникают в результате заимствования с целью финансирования бюджетных расходов. Сущность государственного долга заключается в предоставлении государством кредита в обмен на выплату процентов и погашение основной суммы долга в будущем.

Каковы формы государственного долга?

Государственный долг может выражаться в различных формах, таких как государственные облигации, кредиты и займы от международных организаций, банков и других государств, а также внутренние займы от населения. Формы государственного долга могут различаться в зависимости от страны и ее финансовой политики.

Какой мировой опыт ограничения объема государственного долга?

В мировой практике существуют различные механизмы ограничения объема государственного долга. Некоторые страны устанавливают законодательные ограничения на уровень долга, другие используют системы контроля и мониторинга долга. Также некоторые международные организации, такие как Международный валютный фонд, могут предоставлять финансовую помощь странам с условием сокращения долга и реформирования экономики.