Культура как фактор социализации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.07.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Обзор культурогенных теорий социализации
2.Культурная социализация и самоидентификация личности
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Эйбл-Эйбесфельд, изучая родительско-детские отношения в некоторых племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи. Американский исследователь Р.Ронер на основе анализа более 100 культур предпринял попытку объяснения процессов социализации через теорию родительского принятия-отвержения.
В 50-е годы американские культурантропологи супруги Б. и Дж. Уайтинг провели исследование особенностей социализации, сравнив 6 культур. Они выявили влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. «В простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, а функциональным является развитие коллективистических качеств личности. А в сложных культурах с множеством различных ролей и иерархической структурой, более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, готовя детей к роли взрослых, родители воспитывают в них дух соревновательности и стремление к достижениям».
Однако, несмотря на большой вклад в исследование социализации ученых-антропологов, следует отметить, что в целом процесс социализации в рамках культурантропологии рассматривается как автоматический, благодаря которому индивид воспринимает культуру по мере своего развития (т.е. является ее пассивным потребителем).
Концепция культуры как фактора социализации нашла своё выражение у Д. Мацумото. Основные положения его подхода
1.Детство в любом обществе - это время непрерывного изменения человека, когда он больше, чем в другие периоды жизни, подвержен воздействию культурной среды. Универсальным для всех культур является желание ребенка стать счастливым, преуспевающим взрослым. Однако счастье и успех в разных культурах понимают по-разному. (5, с.78)
2.Многое в нашем взрослом поведении обусловлено этими правилами, и мы следуем им автоматически и неосознанно, не задумываясь над тем, как мы поступаем. Все же в какой-то период нашей жизни мы должны были усвоить эти правила и стиль поведения. Культура в широком смысле слова включает так много аспектов жизни, что невозможно усвоить ее, просто прочитав об этом в книге.
3.Обучение культуре - это длительный процесс, требующий времени и практики. Оно включает такие аспекты учебного процесса, как классическое обусловливание, оперантное обусловливание и социальное обучение. По мере обучения культуре мы делаем ошибки, но люди и общественные институты всегда рядом, чтобы помочь, а иногда и заставить нас исправить их.
4.Социализация - это процесс, в ходе которого мы узнаем и усваиваем правила и манеры поведения, обусловленные культурой данной страны. Социализация происходит в течение длительного времени и включает познание и овладение социальными и культурными нормами, отношениями и верованиями. Процесс социализации начинается очень рано, вероятно, с первых дней жизни. Некоторые ученые считают, что биологический темперамент и предрасположенность, с которыми мы приходим в этот мир при рождении, тоже часть процесса социализации. Это, конечно, очень интересная и интригующая идея, однако большая часть того, что мы знаем о социализации, относится к жизни после рождения.
Мацумото вводит ещё один термин - аккультурация. Этот термин относится к процессу адаптации (и во многих случаях усвоения) к другой культуре, отличной от той, в которой человек был сформирован. Слово аккультурация обычно употребляется в связи с иммиграцией - переездом из одной страны в другую и приспособлением к жизни в условиях «чужой» культуры.
Агенты социализации - это люди, учреждения и социальные институты, существующие для того, чтобы обеспечить прохождение процесса социализации. Первыми и самыми важными среди этих агентов становятся родители. Они помогают внедрить в сознание детей моральные и культурные ценности, развивают уже усвоенные и исправляют ошибки в поведении детей. (5, с.79)

Заключение

Социализация рассматривалась как энкультурация или межпоколенческая трансмиссия культуры, как приобретение навыков адекватно реагировать на требования социальной среды, как обучение выполнению социальной роли и социальному взаимодействию. С точки зрения антропологов, которые рассматривают человека прежде всего как культурно детерминированное существо, основной проблемой человеческой жизни является сохранение и приемственность различных культурных моделей, их трансмиссия из поколения в поколение. С этой точки зрения энкультурация рассматривается как автоматический процесс абсорбации, в котором ребенок является tabula rasa, постигающий культуру только благодаря соприкосновению с ней. Поскольку его внешняя среда культурно детерминирована и поскольку врожденная структура личности ребенка везде одна и та же и она благоприятня для восприятия культурных моделей, дети впитывают (абсорбируют) культуру в во всех аспектах их опыта. В ранних концепциях антропологов школы Боаса, включая Р. Бенедикт, в качестве специфических для процесса культурного восприятия рассматривались не отдельные выученные механизмы, а восприятие целостной культуры. Дети рассматривались как интериоризирующие культуру посредством инструкций, наблюдения и имитаций, в результате поощрений и наказаний. М. Мид рассматривала энкультурацию в терминах коммуникации и информационной теории. Воспитание понималось как процесс коммуницирования детям культуры закодированной в эксплицитных и имплицитных сообщениях в словах и поведении взрослых.
По Мацумото, С социализацией тесно связан процесс приобщения к культуре. Это процесс, при котором молодые люди познают и перенимают манеру поведения, свойственную культуре их страны. Разница между двумя этими терминами очень невелика. Термин «социализация» относится к самому процессу и механизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т. е. к тому, что говорится, кому, когда и в каком контексте. Термин «приобщение к культуре» относится уже к продуктам процесса социализации - субъективным внутренним психологическим аспектам культуры, которые усваиваются в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение к культуре» и «социализация» связаны с различием и сходством понятий «культура» и «общество».



Список использованной литературы
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 – 328 с.
Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 – 279 с.
Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 – 224 с.
Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 – 312 с.
Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 – 400 с.











3

1.Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 – 328 с.
2.Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 – 279 с.
3.Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 – 224 с.
4.Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 – 312 с.
5.Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 – 400 с.

Вопрос-ответ:

Какие теории социализации признают культуру важным фактором социализации?

Одной из теорий, в которой культура признается важным фактором социализации, является теория родительского принятия отвержения, предложенная американским исследователем Р. Ронером на основе анализа более 100 культур. Еще одна теория, в которой учитывается влияние культуры на социализацию, это теория культурогенных теорий социализации.

Каким образом культурная социализация влияет на самоидентификацию личности?

Культурная социализация играет важную роль в формировании самоидентификации личности. Исследования Эйбла Эйбесфельда, проведенные в Африке, Южной Америке и Новой Гвинее, подтвердили, что родительско-детские отношения и культурные нормы и ценности, передаваемые от поколения к поколению, оказывают влияние на формирование самоидентификации личности.

Чему предлагают объяснение процессов социализации через теорию родительского принятия отвержения?

Теория родительского принятия отвержения, предложенная американским исследователем Р. Ронером, объясняет процессы социализации через влияние родительского принятия и отвержения на развитие личности. Так, родители могут принимать или отвергать действия и поступки ребенка в зависимости от соответствия культурным нормам и ценностям. Это влияет на формирование самоидентификации личности и социализацию в целом.

Какие исследования провели американские культурантропологи в 50-х годах?

В 50-х годах американские культурантропологи Б. и Дж. Уайтинг провели исследования с целью изучения влияния культуры на социализацию. Они сосредоточились на анализе родительско-детских отношений и культурных норм в различных племенах и обществах. Их исследование позволило получить ценные данные о роли культуры в процессе социализации.

Что такое культурогенные теории социализации?

Культурогенные теории социализации рассматривают культуру как основной фактор, оказывающий влияние на процесс социализации личности. Они утверждают, что социализация происходит в результате взаимодействия с культурой и обществом, и что именно культура определяет нормы, ценности, роли и поведение в обществе.

Какие методы исследования использовались для изучения родительско-детских отношений в различных племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи?

Для изучения родительско-детских отношений в различных племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи исследователи применяли различные методы, включая антропологические наблюдения, интервьюирование родителей и наблюдение за поведением детей. Они также использовали методы сравнительного анализа, чтобы выявить общие черты и отличия в родительско-детских отношениях разных культур.

Какую роль играет культурная социализация в формировании личности?

Культурная социализация играет важную роль в формировании личности. Через взаимодействие с культурой и обществом, личность усваивает и воплощает нормы, ценности и образцы поведения, характерные для конкретной культуры. Культурная социализация также влияет на формирование самоидентификации личности, т.е. на процесс определения себя как члена определенной культурной группы и осознания своего места в обществе.

Какую теорию процессов социализации предложил американский исследователь Р. Ронер?

Американский исследователь Р. Ронер предложил теорию родительского принятия и отвержения, которая объясняет процессы социализации через взаимодействие родителей и детей. Он утверждал, что родительское принятие и отвержение являются ключевыми факторами, влияющими на развитие личности и формирование ее социальных навыков и поведения.