Правовой режим использования и охраны вод

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экологическое право
  • 3131 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
1Понятие и сущность правовой охраны водного фонда
1.1. Водный фонд
1.2. Российское законодательство в сфере регулирования водных отношений
2Законодательство в сфере охраны и рационального использования водного фонда
2.1. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
2.2. Реализация законодательства
Заключение
Список используемой литературы:

Фрагмент для ознакомления

Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных выше целях могут проводится:
оценка воздействия на водный фонд;
экологическая экспертиза (государственная или общественная);
государственный мониторинг;
экологический аудит;
лицензирование на водопользование.
В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования. Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране.
Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования.
Если правонарушение заключается в неисполнении обязанностей водопользователем, то последний должен нести имущественную ответственность перед государством или другими субъектами, а в установленных законом случаях он может быть лишен права пользования тем или иным водным объектом. Кроме этого в этих случаях могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностные лица, по вине которых водопользователь не исполнил лежащих на нем обязанностей.. При условии, если правонарушение повлекло убытки для самого водопользователя – правонарушителя может быть поставлен вопрос о их возмещении виновными лицами в установленном порядке и в пределах допустимого по закону размера материальной ответственности этих лиц.
Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей посторонними организациями и лицами, то последние должны нести материальную ответственность перед потерпевшим водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности на воды, правонарушения, связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны вод, а также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование и самовольное производство гидротехнических работ. Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод с превышением установленных норм; иные случаи загрязнения и засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений. К третей группе относятся нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств, строительство новых либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов и т.п.
Каждый из перечисленных видов нарушений права водопользования характеризуется присущими ему специфическими признаками, которые лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер ответственности, применяемых к правонарушителям.
Особо важное место в системе правовой ответственности занимает имущественная ответственность за причинение вреда водным объектам и водоохранным зонам, поскольку именно этот вид ответственности выполняет компенсационную функцию. Сейчас изменена приоритетность: «определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды» (ч.1 ст. 78 Закона РФ «Об охране окружающей среды»). Кроме поворота приоритетов, является также учет стоимости проектов рекультивационных и иных восстановительных работ, что на практике принимается арбитражными судами.
Следует различать виды платы и форму платы. Виды дифференцируются применительно к видам негативного воздействия на окружающую среду. Форма же платы отражает ее экономическое содержание, целевое назначение, способ взимания. Закон ушел от ответа на принципиально важный вопрос, имеет ли такая плата налоговый или неналоговый характер, закрепив в самом общем виде, что «формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами». Таким образом, на данный момент ни один федеральный закон так и не определил форму платы за негативное воздействие.
Закон не устанавливает особого порядка аккумулирования взыскиваемых сумм, равно как не указывает и на целевой характер их расходования. Теоретически эти позиции обосновываются в категориях права собственности, права пользования и общественных экологических интересов. В практическом же плане после ликвидации системы внебюджетных экологических фондов адресность направления взыскиваемых сумм должна быть различной, поскольку загрязнением окружающей среды, порчей и деградацией природных объектов одновременно причиняются убытки собственнику ресурсов, их пользователю, а также всегда ущемляется общественный интерес. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства, поступающие по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения подлежат зачислению в местные бюджеты.
Государственное управление в области использования и охраны вод, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы – бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридические и физические лица при должном внимании к законодательству и его реализации имеют реальную возможность отстоять свои интересы в суде.
Заключение
Подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы законы действовали и совершенствовались.
В ходе проведённого анализа российского законодательства в сфере охраны природы, выявились его недостатки и достоинства. Слабое регулирование общественных отношений, большое количество всякого рода коллизий связано с присутствием пробелов в нормативно-правовой базе, однако теоретическая база весьма развита и продумана. Таким образом, законодательство в сфере отношений по правовому режиму водного фонда является недоработанным, так как отдельные эколого-правовые институты, регулируются в Законе декларативно или отсылочно. В ряде случаев свернутые формулировки норм вполне обоснованно предполагают другой уровень регулирования. В связи с этим открываются широкие возможности подзаконного и регионального нормотворчества, но и не только - в развитие некоторых норм требуется принятие федеральных законов или внесение поправок в закон. Миру нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы еще недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении.
Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения и их рационального использования для нужд народного хозяйства – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Таким образом, охрана и рациональное использование водных ресурсов – это одно из звеньев комплексной мировой проблемы охраны природы.
Список используемой литературы:
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации. 1993. Правовая система «Гарант»
Водный кодекс Российской Федерации.2007г. Правовая система «Гарант»
Кодекс РФ об административных правонарушениях. М. «Юридическая литература», 2007.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 1989г. №91 «Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РФ». Правовая система «Гарант»
Нормативные акты по экологическому праву Российской Федерации. Правовая система «Гарант»
Научная литература
Авакян А. Б., Широков В. М. «Комплексное использование и охрана водных ресурсов».– М., Мир, 2007. с.– 240
Беличенко Ю.П. «Охрана водных ресурсов». М., Изд-во Юнити. 2006. С. – 250
Беличенко Ю. П., Швецов М. Н. «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». – М., Юнити, 2006. с.-312
Гавич И.К. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения».– М., Юнити, 2005.с. – 300
Ерофеев Б. В. «Экологическое право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 610
Каверин A.M. «Правовая охрана вод от загрязнения». М.,2002. С. – 125
Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006
Кутырин И.М. «Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнений». М., «Наука», 2005. С. - 310
Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., «Юридическая литература», 2006, с. 360.
Петров В.В. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 2006, с.50.
Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006, с. – 25.
Водный кодекс Российской Федерации, 19.10. 2007г. Правовая система «Гарант».ст. 9.
Ерофеев Б. В. «Земельное право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 60-70.
Водный кодекс Российской Федерации, 19.10. 2007г. Правовая система «Гарант».ст.17
Каверин A.M. «Правовая охрана вод от загрязнения». М.,2002. С. – 47.
Каверин A.M. «Правовая охрана вод от загрязнения». М.,2002. С. – 100
Водный кодекс Российской Федерации, 19.10. 2007г. Правовая система «Гарант».
Ерофеев Б. В. «Земельное право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 150-190.
Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., "Юридическая литература", 2006, с. 200.
Гавич И.К. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения».– М., Юнити, 2005.с. – 132
Там же с. 235
Ерофеев Б. В. «Земельное право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 420
Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006. С. – 170.
Степановских А. С. «Охрана окружающей среды».– М.: ЮНИТИ, 2005 – 559 с.-350
Там же. С. 380.
Степановских А. С. «Охрана окружающей среды».– М.: ЮНИТИ, 2005 – 559 с.-380
Кутырин И.М. «Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнений». М., "Наука", 2005. С. - 300
Правовая система «референт».
Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., "Юридическая литература", 2006, с. 300..
Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006
Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006
Там же.
Там же.
Там же.
Степановских А. С. «Охрана окружающей среды».– М.: ЮНИТИ, 2005 – 420 с.
Там же.
Там же.
Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., "Юридическая литература", 2006, с. 240.
Ерофеев Б. В. «Земельное право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 460
Кутырин И.М. «Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнений». М., "Наука", 2005. С. - 115
Правовая система «Референт». Водное законодательство
Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., "Юридическая литература", 2006, с.300.
Правовая система «Референт». Судебная практика.
Там же.

1


31

Список используемой литературы:
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации. 1993. Правовая система «Гарант»
2.Водный кодекс Российской Федерации.2007г. Правовая система «Гарант»
3.Кодекс РФ об административных правонарушениях. М. «Юридическая литература», 2007.
4.Постановление Правительства РФ от 17 марта 1989г. №91 «Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РФ». Правовая система «Гарант»
5.Нормативные акты по экологическому праву Российской Федерации. Правовая система «Гарант»
Научная литература
1.Авакян А. Б., Широков В. М. «Комплексное использование и охрана водных ресурсов».– М., Мир, 2007. с.– 240
2.Беличенко Ю.П. «Охрана водных ресурсов». М., Изд-во Юнити. 2006. С. – 250
3.Беличенко Ю. П., Швецов М. Н. «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». – М., Юнити, 2006. с.-312
4.Гавич И.К. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения».– М., Юнити, 2005.с. – 300
5.Ерофеев Б. В. «Экологическое право». М., ИНИОН РАН 2004.С. – 610
6.Каверин A.M. «Правовая охрана вод от загрязнения». М.,2002. С. – 125
7.Кутырин И.М. «Охрана водных объектов от загрязнений». М., Наука 2006
8.Кутырин И.М. «Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнений». М., «Наука», 2005. С. - 310
9.Петров В.В. «Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». М., «Юридическая литература», 2006, с. 360.

Вопрос-ответ:

Что такое водный фонд?

Водный фонд - это часть природных ресурсов, представленных водными объектами, включая поверхностные и подземные воды.

Какое законодательство регулирует водные отношения в России?

Регулирование водных отношений в России осуществляется на основе Закона "О водных ресурсах" и других нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок использования и охраны вод, определяют права и обязанности субъектов водных отношений.

Какие направления охраны и рационального использования водных ресурсов существуют?

Охрана и рациональное использование водных ресурсов осуществляются в разных направлениях, таких как охрана водных объектов от загрязнения, сохранение экологического равновесия, обеспечение доступности водных ресурсов для населения и промышленности, регулирование водного баланса и прочие.

Что такое нормирование в сфере охраны водного фонда?

Нормирование заключается в установлении нормативов качества водного фонда с целью предотвращения загрязнения и ухудшения состояния водных объектов. Это включает установление предельно допустимых концентраций вредных веществ, классификацию водных объектов по степени загрязнения и другие меры для регулирования качества воды.

Как реализуется законодательство в сфере охраны и рационального использования водного фонда?

Законодательство в сфере охраны и рационального использования водного фонда реализуется через различные механизмы, включая разработку и принятие нормативно-правовых актов, контроль со стороны государственных органов, судебное разбирательство нарушений, привлечение к ответственности за правонарушения в сфере использования и охраны водных ресурсов.

Какое значение имеет правовой режим использования и охраны водного фонда?

Правовой режим использования и охраны водного фонда имеет огромное значение, поскольку он определяет правила и нормы использования и охраны водных ресурсов, обеспечивая их устойчивое и рациональное использование, а также защиту от негативного воздействия человека и природных факторов.

Какие основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов существуют?

Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов включают в себя организацию устойчивого водопользования, предотвращение загрязнения вод, восстановление экологического баланса в водных системах, противодействие практике нелегального водопользования, разработку и внедрение мер по рациональному использованию водных ресурсов.

Что такое нормирование водных ресурсов и как оно реализуется?

Нормирование водных ресурсов заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, а именно водных ресурсов, в целях предотвращения и устранения их загрязнения и негативного воздействия на биологические и экологические системы. Реализация нормирования осуществляется через разработку и введение в действие специальных нормативно-правовых актов, контроль за их соблюдением и привлечение к ответственности за нарушение установленных нормативов.