Виды мер административного принуждения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 3030 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРИНУЖДЕНИИ
1.1. Понятие и значение административного принуждения.
1.2. Признаки административного принуждения.
1.3. Проблемы классификации мер административного принуждения.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1. Меры административного предупреждения.
2.2. Меры административного пресечения.
2.3. Меры административной ответственности и административно- восстановительные меры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1, 2 ст. 12.7 КоАП, лица подлежат отстранению от управления транспортным средством в соответствии со ст. 27.12; указанное транспортное средство подлежит задержанию согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП. При отстранении лица от управления транспортным средством предусмотрено составление специального протокола о применении данной меры обеспечения производства по делу (ч. 3 ст. 27.12 КоАП); в случае задержания транспортного средства осуществляется составление отдельного протокола либо вынесение соответствующей записи в протокол об административном правонарушении.
Запрещение эксплуатации транспортного средства применяется при нарушении правил эксплуатации указанного средства, предусмотренных ст. 9.3 (нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей природной среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники), ст. 12.1 (управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра), ч. 2 ст. 12.5 КоАП.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера производства по делу об административном правонарушении применяется в тех случаях, когда невозможно изъятие указанных вещей и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и других понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, данная мера обеспечения производства по делу может быть применена в отсутствие владельца арестованных вещей.
Об аресте товаров, транспортных средств и других вещей составляется протокол независимо от составления протокола о применении других мер обеспечения производства по делу, а также протокола об административном правонарушении.
Запрет распоряжаться арестованной вещью является следствием применения данной меры обеспечения производства по делу; введение также и запрета пользования вещью обусловлено решением должностного лица, осуществляющего арест вещей (ср. ч. .1 и ч. 3 ст. 27.14 КоАП). Поскольку при применении ареста вещей не предусмотрено составления иных документов, кроме описи арестованных вещей, а также протокола, в описи и (или) в протоколе должны быть также указаны сведения о применении запрета пользования вещами, на которые наложен арест.
Вопрос о вещах, на которые наложен арест, должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.10 КоАП).
Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела было отложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводу согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
Определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении, выносится судьей, органом, должностным лицом при рассмотрении дела. Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых вправе выносить данное определение, установлен ст. 23.2—23.63 КоАП.
Привод может быть применен: к физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1 КоАП), к законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.4 КоАП), к законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также к свидетелю (ст. 25.3, 25.6 КоАП).
Привод может быть применен также к потерпевшему или к понятому в случае их опроса в качестве свидетелей.

2.3. Меры административной ответственности и административно- восстановительные меры.
Меры юридической ответственности применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений. К субъектам административного права могут быть применены меры дисциплинарной, материальной и собственно административной ответственности.
Дисциплинарная ответственность применяется в рамках служебных отношений, возникающих внутри системы государственного управления, и не связана с властным волеизъявлением субъекта государственного управления в отношении объекта управления. Материальная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности и применяется на общих основаниях о возмещении ущерба, за исключением случаев, связанных со служебными отношениями, когда материальная ответственность применяется по правилам трудового права.
Административно-восстановительные меры имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановления положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера. Так, бюджетное учреждение, нецелевым образом использовавшее бюджетные средства, выделенные ему по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, обязано вернуть израсходованные таким образом средства в бюджет.
Ст. 4.7 КоАП РФ предусматривает, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Также к восстановительным мерам административного принуждения относятся снос самовольно возведенного строения или сооружения, выселение из самовольно занятого жилого помещения, изъятие незаконно полученного и т.п. меры.
Своеобразной мерой восстановительного характера является также взыскание недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством. Следует иметь в виду, что взыскиваемая в этом случае пеня, относимая некоторыми специалистами к числу восстановительных мер, на деле является мерой налоговой ответственности.
Отметим, что восстановительные меры применяются чаще всего к лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения, и следовательно, тесно связаны с применением мер юридической ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер административного принуждения имеет многообразные грани. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения охраны правопорядка, т. е. выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и функции иного рода, т. е. не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения и пресечения.
Меры административного принуждения применяются в целях соблюдения всех административно-правовых правил и норм.
Что касается принуждения как метода управления, воздействия на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.
В административном праве сложилась в целом общепринятая классификация мер административного принуждения. Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а также цели принуждения:
административно-предупредительные;
административно-пресекательные;
административно-восстановительные;
меры юридической ответственности.
Таким образом, административное принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий, так и для прекращения противоправного действия субъектов права, а также исправления сложившейся в результате противоправного поведения ситуации, а также привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г.- N 1 (часть I)- ст. 1
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие (под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я.). - «ИНФРА-М», 2006 г.
Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательство «Дашков и К», 2004. – 932с.
Административное право Российской Федерации Учебное пособие: М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608с.
Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова М.,2001.- 507с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть I. М., 1994. -С. 218.Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000.
Борисов А.Н. Административные правонарушения. - ООО «Новая правовая культура», 2005 г.
Веремеенко И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник Московского университета. Сер 12. Право. -1970. -N 4.- С. 73
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
Женетль С.З. Административная реформа: теоретические модели административной процедуры // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2007.- N 10
Жумагулов М.И. Применение мер административно-правового принуждения государственной автомобильной инспекцией: Автореф. диссертации ... канд. юрид. наук. М., 1996
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - «Юстицинформ», 2007 г.
Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963.
Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2005.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2005.
Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2001.- С. 27.
Коренев А.П. Административное право России. М., 2002. – 640с.
Полянский И.А. Административное право России в схемах и определениях: учебное пособие / И.А. Полянский, В.Н. Ширяев. – М. : Эксмо, 2006. – 336с.
Розин Л.М. Проблемы классификации мер административного принуждения // Управление и право. М., 1992.
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М.: Издательство НОРМА,2001.
Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. -1968. -N 10.- С. 20.
Ямпольская Ц.А. Об убеждении и принуждении в советском административном праве // Вопросы административного права и финансового права. М., 1952. -С. 175.
Ямпольская Ц.А. Об убеждении и принуждении в советском административном праве // Вопросы административного права и финансового права. М., 1952. -С. 175.

Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963. -С. 60.
Розин Л.М. Проблемы классификации мер административного принуждения // Управление и право. М., 1992. -С. 184
Жумагулов М.И. Применение мер административно-правового принуждения государственной автомобильной инспекцией: Автореф. диссертации ... канд. юрид. наук. М., 1996.- С. 10
Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. -1968. -N 10.- С. 20.
Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2001.- С. 27.
Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2005. -С. 133.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. -С. 447.
Там же. С. 447 - 448.
Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2001. -С. 29.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.- С. 264 - 265.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть I. М., 1994. -С. 218.
Веремеенко И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник Московского университета. Сер 12. Право. -1970. -N 4.- С. 73
Полянский И.А. Административное право России в схемах и определениях: учебное пособие / И.А. Полянский, В.Н. Ширяев. – М. : Эксмо, 2006. – С. 125
Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательство «Дашков и К», 2004. – С.176.
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.- С. 79.
Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательство «Дашков и К», 2004. – С.180.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2005.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2005.
Полянский И.А. Административное право России в схемах и определениях: учебное пособие / И.А. Полянский, В.Н. Ширяев. – М. : Эксмо, 2006. – С. 117.
Полянский И.А. Административное право России в схемах и определениях: учебное пособие / И.А. Полянский, В.Н. Ширяев. – М. : Эксмо, 2006. – С. 123.












11

1.Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декаб-ря 1993 года, №237.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-ях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г.- N 1 (часть I)- ст. 1
3.Административная реформа в России. Научно-практическое пособие (под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я.). - «ИНФРА-М», 2006 г.
4.Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательство «Дашков и К», 2004. – 932с.
5.Административное право Российской Федерации Учебное пособие: М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608с.
6.Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова М.,2001.- 507с.
7.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997
8.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть I. М., 1994. -С. 218.Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000.
9.Борисов А.Н. Административные правонарушения. - ООО «Новая правовая культура», 2005 г.
10.Веремеенко И.И. О классификации мер административного принуж-дения // Вестник Московского университета. Сер 12. Право. -1970. -N 4.- С. 73
11. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГА-РАНТ, 2008.
12.Женетль С.З. Административная реформа: теоретические модели ад-министративной процедуры // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2007.- N 10
13.Жумагулов М.И. Применение мер административно-правового при-нуждения государственной автомобильной инспекцией: Автореф. диссертации ... канд. юрид. наук. М., 1996
14.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - «Юстицинформ», 2007 г.
15.Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963.
16.Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое орга-нами внутренних дел (системно-правовой анализ): Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2005.
17.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об админи¬стративных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002.
18.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2005.
19.Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2001.- С. 27.
20.Коренев А.П. Административное право России. М., 2002. – 640с.
21.Полянский И.А. Административное право России в схемах и опреде-лениях: учебное пособие / И.А. Полянский, В.Н. Ширяев. – М. : Эксмо, 2006. – 336с.
22.Розин Л.М. Проблемы классификации мер административного при-нуждения // Управление и право. М., 1992.
23.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М.: Изда-тельство НОРМА,2001.
24.Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. -1968. -N 10.- С. 20.
25.Ямпольская Ц.А. Об убеждении и принуждении в советском админи-стративном праве // Вопросы административного права и финансового права. М., 1952. -С. 175.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет административное принуждение?

Административное принуждение является одним из инструментов государства для обеспечения выполнения административных норм и решения проблем общественного порядка. Оно используется для приведения нарушителей в законный порядок и предотвращения дальнейших нарушений.

Какие признаки есть у административного принуждения?

Административное принуждение обладает следующими признаками: оно осуществляется государственными органами, применяется в рамках административно-правового регулирования, предполагает использование обязательных мер и санкций в отношении нарушителей.

Какие проблемы возникают при классификации мер административного принуждения?

При классификации мер административного принуждения возникают проблемы связанные с определением границ между различными видами мер, их сочетаемостью, последовательностью применения. Также нарушения прав и свобод граждан могут стать проблемой в процессе классификации.

Какие виды мер административного принуждения существуют?

Существуют три основных вида мер административного принуждения: меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административной ответственности и административно-восстановительные меры.

Какой целью являются меры административного предупреждения?

Меры административного предупреждения применяются с целью информирования нарушителя о недопустимости его действий, предупреждения о возможных последствиях нарушения и возможности избежать нежелательных санкций путем прекращения противоправного поведения.

Какие виды мер административного принуждения существуют?

Существуют три основных вида мер административного принуждения: меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административной ответственности и административно восстановительные меры.

Какова роль административного принуждения и какие признаки ему свойственны?

Роль административного принуждения в законодательстве заключается в осуществлении юридического контроля и воздействия на поведение субъектов административного права. Признаки административного принуждения: наличие законодательно установленной санкции, принудительный характер, односторонность решения и возможность обжалования.

Какие проблемы возникают при классификации мер административного принуждения?

При классификации мер административного принуждения возникают следующие проблемы: отсутствие единого подхода к классификации, смешение разных видов мер, неоднозначность определения некоторых понятий и терминов.

Что представляют собой меры административного предупреждения?

Меры административного предупреждения являются предварительными мерами административного принуждения и применяются с целью предотвращения нарушений административного права. Они могут быть выражены в виде устных или письменных предупреждений, административных рекомендаций, предписаний.

В чем разница между мерами административной ответственности и административно восстановительными мерами?

Меры административной ответственности применяются к лицам, совершившим административное правонарушение, и могут включать штрафные санкции, лишение прав или запрет на определенную деятельность. Административно восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав и законных интересов, и могут быть выражены, например, в обязании вернуть незаконно полученные выгоды или устранить последствия нарушения.

Какие меры можно применять при административном принуждении?

При административном принуждении могут применяться такие меры, как предупреждение, пресечение, административная ответственность и административно-восстановительные меры.

Какие меры административного принуждения относятся к мерам административного предупреждения?

Меры административного предупреждения включают в себя различные предписания, предостережения, устные и письменные замечания со стороны уполномоченных органов и должностных лиц.