психологические условия профилактики межличностных конфликтов в молодых семьях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 3535 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 22.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение.
Глава 1. Теоретическое исследование проблематики молодых семей
1.1 Понятие «молодая семья».
1.1.1 Семья как социальный институт.
1.1.2 Понятие «молодая семья»
1.1.3 Проблемы молодой семьи.
1.2 Понятие конфликта и внутрисемейные конфликты.
1.2.1 Понятие конфликта в психологии.
1.2.2 Семейные конфликты
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ролевых ожиданий и готовности супруга к конфликтной ситуации.
2.1 Описание диагностического материала.
2.2 Особенности проведения эмпирического исследования.
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

пол шкала семейных ценностей интимно-сексуал личностная идентиф с супр хозяйственно-бытовая родительско-воспит ожид прит итог ожид прит итог М 7,4 5,334 7,934 6 6,967 6,534 5,6 6,067 Ж 8,067 6,2 7,2 6,067 6,634 3 4,067 3,534   социальная активность эмоц-психотерапевтическая внешняя привлекательность ожид прит итог ожид прит итог ожид прит итог М 5,134 4,267 4,7 5,934 4,4 5,167 5,534 6,6 6,067 Ж 5,4 6 5,7 5,334 5,334 5,334 7,2 5,867 6,534
Анализируя полученные данные, представленные в таблице №2, можно выделить следующую иерархию семейных ценностей. На первом месте, как среди мужчин, так и среди женщин выступают интимно-сексуальные отношения. Вероятно, это связано с тем, что возраст обследуемых данной эмпирической группы молодой, стаж брачного союза маленький, поэтому данные отношения имеют для них максимальную значимость. При этом следует также выделить тот факт, что у женщин данный тип внутрисемейных отношений наиболее значим. На втором месте следуют такая ценность как хозяйственно-бытовые ценности. При этом уровень ожидаемых отношений значительно выше, чем уровень притязаний как у мужчин, так и у женщин. На последнее место в иерархии семейных ценностей среди женщин ставятся родительско-воспитательные отношения и роли. Это весьма интересный факт, но объяснить данные результаты можно тем, что в большинстве обследуемых семей детей еще нет, поэтому данные ценности находятся в процессе развития, в процессе обсуждения. При этом интересным является также тот факт, что у мужчин выраженность установки на активную родительскую позицию более ярко выражена, чем у женщин.
Анализируя степень согласованности супругов, представленной в таблице №6, можно отметить тот факт, что в целом наблюдается согласованность семейных ценностей в супружеских парах проживающих как в гражданском браке, так и официальном браке.

Таблица №3 Согласованность семейных ценностей супругов
№ шкала семейных ценностей интимно-сексуал личностная идентиф с супр хозяйственно-бытовая родительско-воспит социальная активность эмоц-психотерапевтическая внешняя привлекательность ЭГ ШСЦм 7,4 5,334 6,967 6,067 4,7 5,167 6,067 ШСЦж 8,067 6,2 6,634 3,534 5,7 5,334 6,534 ССЦ -0,667 -0,866 0,333 2,533 -1 -0,167 -0,467
Исследуя уровень согласованности в парах, представленный в таблице №3, можно отметить, что в целом наблюдается высокий уровень согласованности семейных ценностей в группах. Средний показатель не превышает 3 баллов, что свидетельствует о низкой степени конфликтности в парах.
В таблице №4 представлены данные о ролевой адекватности супружеских пар.

Таблица №4.Ролевая адекватность супружеских пар в гражданском и официальном браках.
Ролевая адеквтность РАм Пж-Ом РАж Пм-Ож шкалы хозяйственно-бытовая -1,867 -1,2 родительско-воспитательная -2,467 2,6 социальная активность 0,866 -1,133 эмоционально-психотерапевтическая -0,6 -0,934 внешняя привлекательность 0,333 -0,6 Ролевая адекватность -3,735 -1,267
Анализируя полученную таблицу можно сделать следующий вывод: ролевая адекватность мужа низкая, что свидетельствует о том, что ориентация мужа на личное выполнение определенной функции не соответствует установкам мужа на активную роль брачного партнера в семье.
Проведя статистическую обработку, представленную в приложении (таблица №4) был выявлена положительная корреляционная связь между такими показателями как стремление к автономии и эмоционально-психотерапевтической ролью. Это означает, что чем выше показатель взаимной значимости и эмоциональной поддержки, тем чаще проявляются конфликты, связанные с автономностью человека. Этот момент является вполне логичным, т.к. идет адаптации, формирование единого целого. Семья – это в первую очередь умение уступать. На первых этапах семейной жизни это весьма трудно, что и подтвердило данное исследование.
Итак, подводя итог по данному эмпирическому исследованию, можно говорить о подтверждении гипотезы, что коррекция ролевых ожиданий может привести снижению количества конфликтов.
Заключение

Итак, проведя эмпирическое исследование, мы показали, что существует взаимосвязь между ролевыми ожиданиями и конфликтным взаимодействием между супругами. А это означает, что психокоррекционные мероприятия, направленные на формирование четких ролевых ожиданий, и определение семейных ролей в семье может привести к благополучной адаптации супругов, что в свою очередь стабилизирует молодую семью, укрепит ее.
В рамках данного коррекционного мероприятия необходимо:
1. Выявление ролевых ожиданий супругов, выявление их соответствия.
2. На основе полученных данных необходимо провести беседу и тренинговые упражнения с целью коррекции распределения семейных ролей, формированию ролевой адекватности.
Основными принципами работы с молодыми супружескими парами по коррекции семейных конфликтов необходимо вести с учетом следующих принципов:
( Необходимо рассмотреть противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
( Подготовить супругов к тому, что настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
( Формирование убеждения в том, что избегать трудностей совместной жизни не стоит. Совместное преодоление трудных ситуаций – прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
( Формирование стремления познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
( Формирование представления о значимости мелочей в семейной жизни. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
( Формирование умения быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть, уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера, не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.























Список литературы

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы. Тез. конф. СПб., 1996.
Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье / Психология и политика. Тез. научно-практ. конф. Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.
Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ 1996, 65 с.
Гребенников И. в. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991, 159 с.
Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности. Дис. ... канд. филос. наук. М., 1983.
Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов – М:, ЭКСМО, 2006, с. 411
Ковалев СВ. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988, с. 208.
Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Психологические тесты Под ред. А.А. Карелина: в 2т. – М.: Владос 2001, с. 312
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статитстика, 1983, с. 175.
Трапезникова Т. М. Социальная психология семьи: Методическое пособие к курсу лекций. Л.: ЛГУ, 1987.
Шнейдер Л.Б Семенная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга – 2006 г., с. 768
Эйдемилер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990, с. 345

.


































Приложение

Таблица №1 Данные по методике РОП


№ шкала семейных ценностей интимно-сексуал личностная идентиф с супр хозяйственно-бытовая родительско-воспит социальная активность эмоц-психотерапевтическая внешняя привлекательность ожид прит итог ожид прит итог ожид прит итог ожид прит итог ожид прит итог мужчины 1 8 2 8 5 6,5 4 4 4 2 8 5 5 2 3,5 2 2 2 2 7 4 8 6 7 8 8 8 3 4 3,5 4 6 5 5 3 4 3 6 6 7 5 6 5 5 5 4 5 4,5 8 5 6,5 4 4 4 4 8 5 8 8 8 6 6 6 5 2 3,5 5 8 6,5 6 5 5,5 5 9 2 8 7 7,5 7 4 5,5 6 3 4,5 6 5 5,5 8 6 7 6 5 3 8 8 8 5 5 5 7 4 5,5 5 4 4,5 8 8 8 7 8 5 9 5 7 6 8 7 5 5 5 8 5 6,5 5 8 6,5 8 9 6 8 6 7 8 5 6,5 8 2 5 8 2 5 6 9 7,5 9 8 7 8 5 6,5 7 5 6 9 6 7,5 5 6 5,5 5 8 6,5 10 8 5 9 8 8,5 8 6 7 4 4 4 8 5 6,5 6 8 7 11 9 8 8 5 6,5 5 4 4,5 5 8 6,5 5 2 3,5 5 8 6,5 12 7 9 9 9 9 6 5 5,5 6 5 5,5 4 5 4,5 8 7 7,5 13 5 5 8 6 7 8 8 8 2 1 1,5 5 2 3,5 4 8 6 14 6 6 7 5 6 7 5 6 5 2 3,5 8 4 6 5 7 6 15 8 7 6 2 4 8 6 7 6 5 5,5 5 5 5 6 8 7 сред 7,4 5,33333 7,93 6 6,97 6,53 5,6 6,07 5,13 4,27 4,7 5,93 4,4 5,17 5,53 6,6 6,07 Женщины 16 9 8 8 8 8 5 4 4,5 5 5 5 5 2 3,5 2 8 5 17 8 7 7 8 7,5 4 5 4,5 6 4 5 6 4 5 6 7 6,5 18 8 6 5 5 5 3 6 4,5 7 5 6 4 6 5 8 5 6,5 19 9 5 6 6 6 2 2 2 8 6 7 3 5 4 5 9 7 20 8 8 5 8 6,5 3 3 3 4 5 4,5 8 8 8 7 5 6 21 9 5 8 8 8 2 4 3 5 5 5 5 7 6 9 8 8,5 22 8 7 8 5 6,5 5 5 5 8 5 6,5 4 8 6 9 7 8 23 9 6 8 4 6 4 2 3 5 8 6,5 5 5 5 8 8 8 24 9 5 9 5 7 2 3 2,5 4 7 5,5 8 4 6 9 5 7 25 9 8 7 8 7,5 5 6 5,5 5 8 6,5 5 6 5,5 8 4 6 26 8 5 8 5 6,5 2 5 3,5 6 5 5,5 4 5 4,5 9 2 5,5 27 7 6 9 8 8,5 2 4 3 4 6 5 5 2 3,5 8 5 6,5 28 8 6 5 3 4 2 5 3,5 5 5 5 8 5 6,5 8 6 7 29 7 5 6 2 4 1 2 1,5 4 8 6 5 5 5 7 3 5 30 5 6 9 8 8,5 3 5 4 5 8 6,5 5 8 6,5 5 6 5,5 сред 8,06667 6,2 7,2 6,07 6,63 3 4,07 3,53 5,4 6 5,7 5,33 5,33 5,33 7,2 5,87 6,53


Таблица №2. Данные по методике исследования взаимодействия супругов в конфликтной ситуации
№ пол проблема отношений с родственниками вопрос по воспит детей стремл к автономии наруш ролевых ожиданий рассогласование норм поведения доминирование ревность деньги виноват респондент виновата супруга 1 ж 0,75 1,75 0,25 0,25 0,25 0,5 0,25 0,5 0,5 0,5 2 ж 1,75 0,5 0,25 0,25 0,25 -0,5 0,25 -0,5 0,75 1,75 3 ж -0,5 0,5 0,25 1 -0,25 0,5 0,5 1,75 1 1 4 ж -1,75 0,25 1,75 1,25 0,25 -0,5 0,25 0,5 0,25 0,75 5 ж 0,25 0,5 -0,75 -1 0,25 0,75 0,25 0,25 1,75 0,5 6 ж 1,75 -0,25 0,25 0 0,25 1,25 2 1,75 0,75 0,5 7 ж 0,5 -0,25 -0,25 0,5 0 0,5 0,75 2 0,75 1 8 ж 0,75 0 -0,75 0,5 1 0,25 0,75 0,25 0,25 -0,5 9 ж -0,75 1,75 1,75 0,25 0,5 0,25 -2 1 2 -1,75 10 ж 1,75 0,25 1,75 0,25 -0,5 1,25 0,75 0 -0,25 1,75 11 ж -1,75 0,5 1 -0,5 1,75 0,25 2 1,75 1 0,75 12 ж -0,25 0,5 -1 0,25 1,25 0,5 -0,75 1,75 0,75 1,25 13 ж 0,25 -0,5 0 -0,25 -0,25 0,5 -1,25 0,25 0,5 1,25 14 ж 0,25 -1,75 0,25 -1 -0,75 0 1,25 0,5 0,5 0,5 15 ж 0,25 0,5 -0,25 1,25 1,75 0,25 0,25 -0,5 0,25 -1,75 сред ж 0,217 0,284 0,3 0,2 0,384 0,384 0,35 0,75 0,717 0,5 16 м 0,25 1,75 0,25 -0,5 0,75 2 0,5 0,25 0,75 1,25 17 м 0,5 1 -0,5 1,75 0,75 0,25 0,25 0,25 -2 0,25 18 м 0,5 -1 0,25 1,25 -2 1 0,5 1,25 0,75 0,5 19 м 0,5 0,5 1,75 0,25 1,75 0,25 -1,75 0,25 2 0,25 20 м 1 0,25 1,75 0,5 1 -0,5 1,75 0,5 0,5 1,75 21 м 1,25 0,25 1,25 0,5 -1 0,25 1,25 -1,75 0,25 1,5 22 м 1 0,5 -1,25 -1,75 -1,75 2 0,25 -2 1,75 1,25 23 м 0 -0,5 0,75 0,5 0,5 0,25 1,25 0,75 -0,75 -1 24 м 0 1,75 0,75 1,5 -0,5 1,25 1,25 1,75 0,25 0 25 м 1,75 0,5 1,75 1,25 1 -1,75 -1,75 -1,75 -0,25 0,5 26 м 0,25 0,75 -0,75 -1 0,25 -0,25 0 0,75 0,25 0,5 27 м 0,25 -2 0,25 0 0,5 -0,25 2 0,5 -0,25 0,75 28 м 1,25 0,75 -0,25 0,5 0,5 0,75 -2 0,5 0 1,75 29 м 0,25 2 1,75 1,75 0,5 0,75 0,5 -1,75 0,25 1,75 30 м 1,25 0,25 1,25 0,75 -1,75 1,75 0,5 0,25 0,75 0,5 сред м 0,667 0,45 0,6 0,484 0,034 0,517 0,3 -0,016667 0,284 0,767 сред выб 0,442 0,367 0,45 0,342 0,209 0,45 0,325 0,367 0,5 0,634



Таблица №3 Индексы пар по методике исследования взаимодействия супругов в конфликтной ситуации
№   проблема отношений с родственниками вопрос по воспит детей стремл к автономии наруш ролевых ожиданий рассогласование норм поведения доминирование ревность деньги виноват респондент виновата супруга 1   0,5 1,75 0,25 -0,125 0,5 1,25 0,375 0,375 0,625 0,875 2   1,125 0,75 -0,125 1 0,5 -0,125 0,25 -0,125 -0,625 1 3   0 -0,25 0,25 1,125 -1,125 0,75 0,5 1,5 0,875 0,75 4   -0,625 0,375 1,75 0,75 1 -0,125 -0,75 0,375 1,125 0,5 5   0,625 0,375 0,5 -0,25 0,625 0,125 1 0,375 1,125 1,125 6   1,5 0 0,75 0,25 -0,375 0,75 1,625 0 0,5 1 7   0,75 0,125 -0,75 -0,625 -0,875 1,25 0,5 0 1,25 1,125 8   0,375 -0,25 0 0,5 0,75 0,25 1 0,5 -0,25 -0,75 9   -0,375 1,75 1,25 0,875 0 0,75 -0,375 1,375 1,125 -0,875 10   1,75 0,375 1,75 0,75 0,25 -0,25 -0,5 -0,875 -0,25 1,125 11   -0,75 0,625 0,125 -0,75 1 0 1 1,25 0,625 0,625 12   0 -0,75 -0,375 0,125 0,875 0,125 0,625 1,125 0,25 1 13   0,75 0,125 -0,125 0,125 0,125 0,625 -1,625 0,375 0,25 1,5 14   0,25 0,125 1 0,375 -0,125 0,375 0,875 -0,625 0,375 1,125 15   0,75 0,375 0,5 1 0 1 0,375 -0,125 0,5 -0,625 сред   0,442 0,367 0,45 0,342 0,209 0,4505 0,325 0,3666667 0,5005 0,6335





Таблица №4. Данные корреляционного анализа показателей обеих методик.
переменные интимно-сексуал личностная идентиф с супр хозяйственно-бытовая родительско-воспит социальная активность эмоц-психотерапевтическая внешняя привлекательность r р r р r р r р r р r р r р Проблема отношений -0,005 0,4885 -0,169 0,1848 0,08432 0,3278 0,06251 0,3705 -0,0482 0,3995 -0,0578 0,3799 0,1407 0,2278 Вопросы воспитания 0,284 0,1194 0,1089 0,2821 0,02747 0,4422 -0,258 0,1143 0,2863 0,0623 -0,1271 0,2503 -0,2313 0,1087 Стремление к автономии 0,1976 0,1466 0,066 0,3628 -0,0635 0,3685 -0,138 0,1514 0,1744 0,1771 0,4723 0,0045 0,05203 0,3916 Нарушение ролевых ожиданий 0,1128 0,2752 0,1191 0,264 -0,0362 0,4242 -0,165 0,1906 0,1375 0,2331 0,1614 0,1958 -0,07 0,3555 Рассогласование 0,2407 0,0994 0,2547 0,0866 -0,1577 0,2013 0,03504 0,4265 0,2809 0,0661 0,2722 0,0724 0,1764 0,1743 Доминирование 0,3715 0,4421 0,0204 0,4569 0,05217 0,3914 -0,1027 0,2934 0,2387 0,1013 0,05795 0,3797 0,1096 0,5799 Ревность 0,06489 0,367 0,003 0,4934 0,02392 0,4497 -0,2116 0,1299 -0,0987 0,3008 0,2354 0,1045 0,1826 0,1658 Деньги -0,0471 0,4033 0,0797 0,3366 -0,0978 0,3024 -0,058 0,3794 0,0919 0,3132 0,05195 0,3918 0,02225 0,4532



2

Список литературы

1.Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2.Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первен¬цем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы. Тез. конф. СПб., 1996.
1.Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье / Психология и политика. Тез. научно-практ. конф. Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.
3.Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ 1996, 65 с.
4.Гребенников И. в. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991, 159 с.
5.Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабиль¬ности. Дис. ... канд. филос. наук. М., 1983.
6.Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.
7.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов – М:, ЭКСМО, 2006, с. 411
8.Ковалев СВ. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988, с. 208.
9.Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
10.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
11.Психологические тесты Под ред. А.А. Карелина: в 2т. – М.: Владос 2001, с. 312
12.Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статитстика, 1983, с. 175.
13.Трапезникова Т. М. Социальная психология семьи: Методическое пособие к курсу лек¬ций. Л.: ЛГУ, 1987.
14.Шнейдер Л.Б Семенная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга – 2006 г., с. 768
15.Эйдемилер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990, с. 345

.