Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политический феномен тэтчеризма

  • 29 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 16.03.2010
288 руб. 960 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МОНЕТАРИЗМ, КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕФОРМ М. ТЭТЧЕР
1.1 Маргарет Тэтчер: человек и политик
1.2 Экономическая политика М. Тэтчер
1.3 Профсоюзные войны – борьба с инфляцией
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ТЭТЧЕРИЗМА
2.1 Позиция Тэтчер на внешнеполитической арене
2.2 Нелёгкое сотрудничество с ЕЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Главным разногласием между Англией и остальными странами ЕЭС были расхождения по поводу стратегии развития Общего рынка.
Наиболее полно возражения британских консерваторов были изложены в речи М. Тэтчер в Европейском колледже в сентябре 1988 года в Брюгге, где обучаются студенты из 12 стран Общего рынка. Английский премьер подтвердила, что для Британии в ЕЭС «ее будущее», хотя оно зависит не только от Европы, сразу оговорилась она. Согласившись с основным направлением реформы, она подчеркнула, что ЕЭС не должно служить объектом постоянных переделок «в зависимости от требования абстрактных идей».
Какие же «абстрактные идеи» вызвали недовольство премьера? Прежде всего, она решительно отвергла мысль о политической интеграции стран - членов ЕЭС, а также планы создания «новой сверхдержавы» на континенте, заявив, что принципом ЕЭС должно быть сотрудничество между суверенными государствами, каждое из которых сохраняет «свое своеобразие, свои традиции, обычаи и отличительные черты», что укрепление сотрудничества не требует централизации власти в Брюсселе, не требует того, чтобы «решения принимались назначенным аппаратом управления». С этого она начала свою речь в Брюгге, этим же и закончила, подчеркнув, что надо «ценить свое национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия». Не желая лишиться ни в одной области своего суверенитета, Англия особенно неприязненно отнеслась к идее позволить Брюсселю диктовать ей свою налоговую политику.
Консерваторы выступили против планов создания Европейского центрального банка и наделения его правом контролировать курс валют, а также против включения фунта стерлингов в «европейскую валютную систему». Некоторые представители в штаб-квартире ЕЭС выступали даже за введение в странах Сообщества единой валюты, уверяя, что отсутствие такой единой валюты приведет к хаосу. «Представьте себе, если бы каждый штат в США имел свою валюту, к какой дезорганизации экономики это бы привело», - говорили они. Эти планы были неприемлемы для Англии.
«Центрального банка в Европе не будет, пока я жива», - так заявила Тэтчер.
Особую позицию занимает Британия в вопросе о таможенных процедурах. Тэтчер же выступает против полной отмены таможенного контроля, мотивируя это необходимостью защитить Англию от преступников, наркоманов, от ввоза наркотиков, от потока «нежелательных» эмигрантов. Разногласия между Англией и большинством других сторонников западноевропейской интеграции углубились в связи с тем, что Тэтчер связала процесс реформ в ЕЭС с «обороной Европы», заявив, что не может быть и речи об ослаблении военных усилий, высказавшись за модернизацию вооружений, в том числе ядерных, и за увеличение роли Западной Европы за пределами НАТО, за продолжение жесткого курса в отношении СССР.
Все больше усиливались расхождения между английским правительством и остальными участниками ЕЭС и по вопросу о создании единой валютной системы в Западной Европе. На встрече министров финансов ЕЭС в ноябре 1989 года глава финансового ведомства Британии Дж. Мейджор предложил не форсировать процесса создания такой системы, сославшись на происходившие в ГДР события. Однако остальные участники встречи не поддержали его. Английскому правительству пришлось под давлением остальных участников ЕЭС и сил внутри страны, выступающих за углубление интеграции с Сообществом, пойти на уступки. В июне 1990 года Тэтчер заявила, что Лондон «готов присоединиться к европейской валютной системе». Правда, здесь же она дала понять, что до введения единой валюты в странах ЕЭС «пройдет немало времени» и что, вероятно, решение об этом будет принимать уже следующее поколение.
Страны ЕЭС настаивали и на достижении политического союза в Сообществе. М. Тэтчер выступила против этого, заявив в апреле 1990 года в парламенте, что неясно, что понимается под этим союзом, и что парламенты стран Сообщества должны по-прежнему оставаться самостоятельными.
Она ясно дала понять, что не видит необходимости на данном этапе ускорять политическую интеграцию Западной Европы.
Подводя итоги, следует отметить, что, во-первых, курс консерваторов обусловил дальнейшую борьбу проамериканских и проевропейских тенденций в Англии. Британский премьер-министр отдавала предпочтение развитию атлантических связей, а не европейских. Проявляя лояльность и преданность по отношению к Соединенным Штатам, М.Тэтчер одновременно демонстрировала жесткость и ненадежность в сотрудничестве с европейскими партнерами. Проевропейские настроения в консервативной партии, среди профессиональных дипломатов и представителей крупного и среднего бизнеса не находили должного отклика в правительстве М.Тэтчер.
Во-вторых, правительство консерваторов не только не укрепило позиции страны в Сообществе, но и способствовало возникновению большинства проблем в будущем. Скептицизм и жесткая тактика английского члена ЕЭС, стремящегося затормозить углубление сотрудничества партнеров по многим направлениям. Отказ М.Тэтчер принимать активное участие в формировании общей политики Сообщества в политической, социальной и валютной сферах лежит в основе современных проблем Великобритании в Евросоюзе.
В-третьих, Великобритания по-прежнему оставалась за пределами франко-западногерманской оси. Маргарет Тэтчер не удалось создать триумвират Лондон - Париж - Бонн, который бы занимал лидирующие позиции в Сообществе. Англо-французские и англо-германские отношения и в 1980-е годы были сложными и противоречивыми. Периоды сближения были кратковременными и не достигали уровня франкозападногерманского взаимопонимания. Одной из причин этого были серьезные различия в видении будущего ЕС лидерами трех стран (Великобритании, Франции и ФРГ).
«Таким образом, европейская политика британских консерваторов оставила негативный след, как для самой Великобритании, так и для интеграции в целом». Правительство М.Тэтчер не посчитало нужным сместить внешнеполитические акценты в сторону Западной Европы с целью создания благоприятных условий для реализации английских интересов. В 1980-е годы евроскептицизм стал преобладающим фактором в политике Лондона в Сообществе и не утратил своего значения до настоящего времени, что не позволяет Великобритании и сегодня плодотворно участвовать в интеграционных процессах на европейском континенте.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня англичане живут не «второразрядной жизнью в третьеразрядной стране» (так Тэтчер во время предвыборной компании 1979 года характеризовала жизнь в Британии), они снова живут в великой промышленной державе, обладающей общепризнанным международным авторитетом. Экономическое чудо, производственный бум, небывало высокий уровень жизни – к середине 80-х эти слова произносили привычно, походя, как нечто само собой разумеющееся.
Результаты «тэтчеризма» превзошли, наверно, даже самые смелые ожидания премьера. Битва закончилась, началась повседневность: с дежурным обсуждением привычных бюджетов, со скандалами в СМИ по поводу любовниц министров, с запутанными расследованиями деятельности вертолетных фирм, с очередной победой на выборах – со всем тем, что составляет обычную жизнь политиков преуспевающей страны. Тэтчер сделала свое дело, и постепенно англичане начали хотеть чего-то нового, сначала нового лидера консерваторов, потом же и вовсе лейбористов.
В ноябре 1990 г. Консервативная партия Великобритании провела выборы нового лидера. Маргарет Тэтчер не смогла победить своего соперника М. Хэзлтайна в первом туре и приняла непростое для себя решение снять свою кандидатуру. После второго тура выборов новым лидером британских консерваторов стал 47-летний Джон Мейджор, а на следующий день (28 ноября) М. Тэтчер объявила о своем решении уйти в отставку после 12-летнего правления страной, оставив высший пост в стране своему преемнику.
Кабинет Дж. Мэйджора поставил перед собой нелегкую задачу окончательно исцелить британскую экономику, снизив инфляцию до уровня Франции или Германии. Он решительно использовал все средства укрепления финансового механизма страны, потребовал значительных преимуществ в рамках Евросоюза и, в конце концов, добился того, что экономическое положение стало постепенно улучшаться. Правда, это не коснулось массовой безработицы (более 3 млн. чел.), а попытки привязать курс фунта стерлингов к более устойчивой германской марке привели к полному краху, в результате чего Великобритания вынуждена была выйти из Европейской системы координации курсов валют. Фактически это означало девальвацию фунта, что неизбежно сказалось на всей экономической системе.
Разумеется, Мейджор не отрекся от наследия своей предшественницы, но во многом изменил ее политику, приспособил ее к нуждам большего количества англичан и сделал все возможное, чтобы сгладить ее наиболее острые углы.
Парламентские выборы 1992 г. показали, что английские избиратели все еще доверяют политике консерваторов, хотя запас доверия далеко не безграничен. Своеобразным символом единства Великобритании с европейскими партнерами стал факт пуска летом 1993 г. евротуннеля «Юростар» под Ла-Маншем. Отныне англичане получили возможность добраться до Европы за 2 часа 40 минут, что значительно сближало народы обеих частей континента.
«Не вызывали никаких сомнений и экономические успехи Англии. Темпы экономического роста в 1994 г. составили более 3% в год и заметно превышали уровень инфляции, которая оказалась самой низкой за последние 27 лет».
Несмотря на столь очевидные успехи консерваторов в области экономики, на парламентских выборах 1997 г. победу одержали лейбористы. Новым премьер-министром страны стал Тони Блэр, провозгласивший путь «между социализмом и капитализмом» под знаменем «нового лейборизма». Вопреки ожиданиям, лейбористы не отказались от роли модернизаторов и не вернулись к традиционной для них кейнсианской политике бюджетного дефицита и содержания государства благоденствия старыми методами.
Более того, лейбористы отказали профсоюзам в привилегированных отношениях, сохранили многие либерально-рыночные подходы своих предшественников и на этой основе провозгласили политику «нового лейборизма», которая не могла не учитывать проведенные консерваторами реформы в области приватизации, налогообложения, рынков труда, социальных услуг и т.д. Другими словами, они признали реалии конца ХХ в. с его признаками глобализации и постиндустриального общества. Следуя этим принципам, правительство Т. Блэра напрочь отказалось от идеи «классовой солидарности» и быстро перешло к основополагающим понятиям «социальных коалиций», «гражданских обязанностей», «экономики совладения» и «социального либерализма».
Впрочем, 10 лет тэтчеризма изменили страну: и программа и политика нынешних лейбористов куда ближе к идеям мисс Маргарет, чем к тому, о чем говорили Вилсон и даже Каллагэн. Современная Англия, как бы она ни относилась к госпоже Тэтчер, это Англия «тэтчеризма».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн Э. Социализм и демократия в Великой английской революции. М.; Пг., 1924.
Булатов А. С. «Мировая экономика» М.: «Экономистъ» 2007.
Гаджиев К.С. Либерализм: История и современность // Новая и новейшая история. 1995. № 6.
Грудзинский В.В. На переломе судьбы: Великая Британия и имперский федерализм (последняя треть XIX – первая четверть ХХ в.) Челябинск, 1996.
Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.
Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Минск, 1989.
Капканщиков С. Г. «Государственное регулирование экономики» М.: «КНОРУС» 2006.
Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.
Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.
Кудров В. М. «Мировая экономика» М.: «БЕК» 2002.
Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики. М.,1988.
Лоуэлль А.Л. Государственный строй Англии. М., 1915.
Микульский К. «Социально-экономические модели в современном мире и путь России» М.: «Экономика» 2005.
Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. М.,1985.
Общественная жизнь Англии: Религия, законодательство, наука, искусство, промышленность, литература, нравы и обычаи в их историческом развитии с древнейшего периода до настоящего времени / Под ред. П. Николаева. Т. 1-6. М., 1896.
Огден К. Маргарет Тэтчер: Женщина у власти. М., 1992.
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.
Перегудов С.П. Маргарет Тэтчер. М., 1996.
Поляк Г. Б. «История мировой экономики» М.: «Юнити-Дана» 2007.
Попов В.И. Маргарет Тэтчер: Человек и политик. М., 1991.
Приватизация в Великобритании: Социоэкономический и политический анализ. М., 2000.
Согрин В.В. Современная историография Великобритании. М., 1991.
Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся: 70-80-е гг. М., 1987.
Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.
Тэтчер Маргарет «Искусство управления государством» М.: «Альпина Бизнес Букс» 2007.

Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.

Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.
Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся: 70-80-е гг. М., 1987.
Гаджиев К.С. Либерализм: История и современность // Новая и новейшая история. 1995. № 6.
Приватизация в Великобритании: Социоэкономический и политический анализ. М., 2000.
Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.

Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. М.,1985.

Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. Альпина паблишер. М., 2003.
Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. Альпина паблишер. М., 2003.
Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Минск, 1989.
Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Минск, 1989.












6

1.Бернштейн Э. Социализм и демократия в Великой английской революции. М.; Пг., 1924.
2.Булатов А. С. «Мировая экономика» М.: «Экономистъ» 2007.
3.Гаджиев К.С. Либерализм: История и современность // Новая и новейшая история. 1995. № 6.
4.Грудзинский В.В. На переломе судьбы: Великая Британия и имперский федерализм (последняя треть XIX – первая четверть ХХ в.) Челябинск, 1996.
5.Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.
6.Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Минск, 1989.
7.Капканщиков С. Г. «Государственное регулирование экономики» М.: «КНОРУС» 2006.
8.Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.
9.Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.
10. Кудров В. М. «Мировая экономика» М.: «БЕК» 2002.
11. Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики. М.,1988.
12. Лоуэлль А.Л. Государственный строй Англии. М., 1915.
13. Микульский К. «Социально-экономические модели в современном мире и путь России» М.: «Экономика» 2005.
14. Митяева Е.В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. М.,1985.
15. Общественная жизнь Англии: Религия, законодательство, наука, искусство, промышленность, литература, нравы и обычаи в их историческом развитии с древнейшего периода до настоящего времени / Под ред. П. Николаева. Т. 1-6. М., 1896.
16. Огден К. Маргарет Тэтчер: Женщина у власти. М., 1992.
17. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.
18. Перегудов С.П. Маргарет Тэтчер. М., 1996.
19. Поляк Г. Б. «История мировой экономики» М.: «Юнити-Дана» 2007.
20. Попов В.И. Маргарет Тэтчер: Человек и политик. М., 1991.
21. Приватизация в Великобритании: Социоэкономический и политический анализ. М., 2000.
22. Согрин В.В. Современная историография Великобритании. М., 1991.
23. Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся: 70-80-е гг. М., 1987.
24. Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.
25. Тэтчер Маргарет «Искусство управления государством» М.: «Альпина Бизнес Букс» 2007.

Узнать стоимость работы