Сопоставительный анализ портретов А.С. Пушкина кисти Тропинина и Кипренского.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 1515 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Вступление
Цели, задачи, обзор литературы
Некоторые черты художественной жизни 20-х годов XIX века
О. А. Кипренский
В. А. Тропинин
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Меняется само понимание образа.
Краски портрета скупы, не рассеивают внимание зрителя. Тёмный колорит портрета, коричневое и неяркое синее в одежде – всё выделяет лишь лицо, смуглость которого оттеняет белый ворот рубашки.
Динамичности, раскованности образа способствует композиция портрета. Фигура поэта дана вполоборота. Рука Пушкина твердо и властно опирается на стол, она дана в таком необычном ракурсе, что почти выходит за рамку холста. Своеобразие костюма: расстёгнутая рубашка, наполовину развязанный шарф, наполовину запахнутый халат (вспомним «байроновский» плащ на портрете Кипренского) – всё это выражает представление художника о свободной творческой личности.
На портрете Тропинина Пушкин предстаёт в спокойной, задумчивой позе. Эта поза, плавная и сильная линия плеч, живые, чуть улыбающиеся губы, передают большую силу духа и ясность мироощущения, особую гармонию пушкинской личности.
Быстрый поворот головы, выразительность и подвижность каждой черты лица, блеск светло-голубых, смотрящих куда-то вверх, мимо зрителя, глаз – вот что пленяет в этом портрете. Рядом с Пушкиным – открытая книга. Тропинин не раз использовал в своих портретах этот приём: человек только что оторвал глаза от книги и предаётся собственным мечтам. Но в Пушкинском лице не праздная мечтательность, это мечта творческая. В портрете Тропинин уловил существеннейшие черты личности поэта. В открытом, ясном взгляде Пушкина, в его живых, чуть улыбающихся губах, чувствуется какая-то особенная, свойственная Пушкину, ясность мироощущения, «ясных мыслей красота».
В. Г. Белинский писал о Пушкине, что был он «существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руки каждому, кто казался ему «человеком».
Те же черты отличали и натуру самого Тропинина и его творчество. Всё это передаётся в портрете. Но Тропинин показывает зрителю не только этого, духовно родственного ему Пушкина. Перед нами – великий поэт, «властитель дум» не только своего, но и последующих поколений.
Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом.



Заключение
В данной работе рассмотрены два, наверное, лучших Пушкинских портрета. И с полной уверенностью можно сказать о том, что совсем не случайно это прижизненные портреты поэта. Не только потому, что они написаны ведущими художниками своего времени. Дело в самой светлой, многогранной личности Пушкина.
Несомненно, что, работая над портретами, художники испытывали сильное влияние Пушкинского гения. Кипренский и Тропинин представили нам два очень разных изображения поэта. И в то же время, эти портреты сопоставимы потому, что они раскрывают образ Пушкина, каждый художник сумел запечатлеть то, что ему наиболее близко в личности поэта. Оба эти произведения дополняют друг друга.
Если портрет Кипренского более всего ассоциируется с торжественными и гордыми строками «Памятника»:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…»,
то портрету Тропинина ближе стихи из Пушкинской «Осени»:
«И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И просыпается поэзия во мне<…>

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…»
Добрая приятельница Пушкина, Дарья Фёдоровна Фикельмон, внучка Кутузова, записывает в дневнике своё впечатление от общения с поэтом: «Когда он говорит, забываешь, чего ему недостаёт, чтобы быть красивым…»
Люди, близко знавшие поэта, обращали внимание на то, что даже лучшие изображения не в силах передать всего обаяния его личности.
Уже более сто семьдесят лет прошло, как не стало Пушкина. И на протяжении всего этого времени очень многие художники обращались к теме Пушкина и создали немало замечательных произведений: это работы П. Мазера, Н. Ульянова, П. Кончаловского и многих других. Но прижизненные портреты Кипренского и Тропинина, написанные с натуры, так и остались непревзойдёнными.

















Список использованной литературы
Василий Андреевич Тропинин: Материалы и исследования. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 248 с.: ил.
Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782 – 1836. М.: Искусство, 1988 – 351 с.: ил.
Коваленская Н. Н. История русского изобразительного искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951 – 248 с.
Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972 – 182 с.: ил.
Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966 – 237 с.: ил.
Павлова Е. В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах. М.: Сов. художник, 1989 – 167 с.
Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987. – 319 с.: ил.
Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 19970 – 96 с.: ил.
Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972, с.161.

Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет лит., 1987, с. 72.
Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 1970, с.22.

Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 1970, с.24.

Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет лит., 1987, с. 48.

Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987, с. 37.




15

1.Василий Андреевич Тропинин: Материалы и исследования. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 248 с.: ил.
2.Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782 – 1836. М.: Искусство, 1988 – 351 с.: ил.
3.Коваленская Н. Н. История русского изобразительного искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951 – 248 с.
4.Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972 – 182 с.: ил.
5.Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966 – 237 с.: ил.
6.Павлова Е. В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах. М.: Сов. художник, 1989 – 167 с.
7.Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987. – 319 с.: ил.
8.Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 19970 – 96 с.: ил.

Вопрос-ответ:

Какие художники сравниваются в статье?

В статье сравниваются портретисты А.С. Пушкина А.А. Тропинин и О.А. Кипренский.

Какие цели и задачи ставились перед автором статьи?

Целями и задачами автора статьи являются проведение сопоставительного анализа портретов А.С. Пушкина, созданных Тропининым и Кипренским, обзор литературы по данной теме и выявление некоторых черт художественной жизни 20-х годов XIX века.

Какой колорит преобладает на портрете Пушкина?

На портрете Пушкина преобладает темный колорит, скупые краски не рассеивают внимание зрителя. Одежда портретируемого оттеняется коричневыми и неяркими синими тонами, что выделяет лишь его лицо. Белый ворот рубашки создает контраст и оттеняет смуглость лица.

Какая композиция портрета способствует динамичности и раскованности образа Пушкина?

Композиция портрета сопряжена с динамичностью и раскованностью образа Пушкина. Вероятно, это достигается за счет особенностей позы и ракурса, которые передают некую энергию и непосредственность взгляда.

Как меняется само понимание образа Пушкина через портреты этих двух художников?

Само понимание образа Пушкина меняется через портреты Тропинина и Кипренского. Каждый художник передает свою уникальную интерпретацию личности и характера поэта через выбор композиции, колористики и других художественных приемов.

Кто написал портреты А.С. Пушкина?

Портреты А.С. Пушкина написали О.А. Кипренский и В.А. Тропинин.

Какие черты художественной жизни 20-х годов XIX века оказали влияние на портреты Пушкина?

Некоторые черты художественной жизни 20-х годов XIX века, такие как меняющееся само понимание образа, динамичность, раскованность, скупые цвета и запечатленные лишь лицо, влияли на портреты Пушкина.

Какие особенности портретов Пушкина смотрятся вызывающими внимание?

Особенности портретов Пушкина, такие как темный колорит, коричневая и неяркая синяя одежда, смуглая кожа оттеняющаяся белым воротником рубашки, скупые цвета, не рассеивают внимание зрителя и выделяют лишь его лицо, что смотрится вызывающими внимание.

Кто является автором одного из портретов Пушкина?

Автором одного из портретов Пушкина является О.А. Кипренский.

Какие элементы портрета Пушкина способствуют динамичности и раскованности образа?

Композиция портрета Пушкина способствует его динамичности и раскованности.