Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2121 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 11.07.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте


Содержание
Введение
1. Понятие акцентуации характера в подростковом возрасте
1.1 Основные теоретические подходы к особенностям развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
1.2 Основные типы акцентуаций характера в подростковом возрасте
2. Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
2.1 Общие психологические характеристики подросткового возраста
2.2 Особенности эмоциональных проявлений у подростков с разными типами акцентуаций
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Наказания и упреки у таких подростков вызывают слезы, угрызения совести, чувство отчаяния. Грубость, жестокость, циничность сверстников приводит сензитивов в ужас. Обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают завязыванию дружеских отношений». [20, 149]
«Подростки с психастеническим типом акцентуации отличаются ранним интеллектуальным развитием, любят размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей. Незначительно могут проявляться пугливость, робость. «Психастеники подвержены разнообразным страхам, на этой почве даже могут развиваться навязчивые действия, невротические тики» [22, 77]. «Для таких подростков часто характерен страх того, что может произойти в будущем – разнообразные несчастья, катастрофы, страшные происшествия, может проявиться сильная тревога за мать, даже если ее жизни и здоровью ничего не угрожает». [14, 135]
Сдержанность чувств и эмоций, как и сложность в понимании эмоциональных состояний других людей, затруднения в проявлении сочувствия, присущи подросткам с шизоидной акцентуацией. Шизоидные подростки практически не умеют чувствовать чужое настроение, эмоции, волнение, беспокойство – отличаются своеобразной слабостью эмоционального резонанса.
Подростков с эпилептоидной акцентуацией отличает особая, порой достаточно жестокая агрессивность как способ достижения безграничной власти и получения желаемого. «Эпилептоидные подростки склонны к дисфориям, которые могут длиться очень долго, аффекты проявляются резко, бурно и продолжительно. Дисфории также сопутствует злобно-тоскливая окраска настроения, постепенно накипающее раздражение, которое вскоре будет выплеснуто на любой подвернувшийся объект. Аффекты подростков с эпилептоидной акцентуацией могут не ограничиваться словесными выпадами – они могут быстро перерасти в жестокие побои, независимо от того, насколько слаб и виноват оппонент. Любовь таких подростков, как правило, щедро окрашена ревностью». [21, 102]
Для подростков с истероидной акцентуацией характерны яркие театральные эмоции, они почти не выносят, когда кого-то хвалят в их присутствии. Такие подростки всем своим существом жаждут всеобщего восхищения, почитания, обожания, подпитываются этими эмоциями. В крайнем случае, могут предпочесть ненависть к себе безразличию и равнодушию. Внешняя эмоциональность на самом деле отличается поверхностностью чувств при выраженной экспрессии эмоций. Самый большой страх истероидного подростка – быть отвергнутым, непонятым и непринятым.
Эмоции подростков с неустойчивым типом акцентуации отличаются безудержностью и неустойчивостью. Даже к родным такие подростки могут не питать истинной любви, к бедам и заботам других относятся с равнодушием и безразличием. Они тяжелоуправляемы, отличаются легким отношением к жизни, не строят планов на будущее, стремятся всегда во всем и любыми способами получать как можно удовольствия, а обязанностей и ответственности – избегать.
Подросток с конформным типом акцентуации готов подчиняться авторитетам, большинству без критического анализа предлагаемых норм и правил. Попадая в некую компанию, в новые для себя обстоятельства, конформные подростки могут испытывать некоторую тревогу, однако разобравшись в остановке, требованиях, быстро «мимикрируют» под условия.
Как уже упоминалось выше, «чистых типов акцентуации не бывает, как правило, встречаются смешанные и промежуточные типы, в соответствии с основными характеристиками «слившихся» акцентуаций следует рассматривать и особенности эмоциональных проявлений подростков. Сочетания акцентуаций не случайны – черты одних типов могут сочетаться часто, а других – практически никогда». [24, 146]
Заключение
При проведении исследования был дан обзор некоторых теорий развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте, выделены основные типы акцентуаций характера, которые наблюдаются у подростков, особенности эмоциональных проявлений, встречающихся при отдельных акцентуациях, рассмотрены основные психологические особенности подросткового возраста.
В ходе работы был проведен анализ большого количества научных источников, содержащих сведения о специфике исследуемого возраста, а о специфике эмоционального развития в подростковом возрасте. Было выявлено, что подростковый возраст – это этап бурного роста и развития личности ребенка, равно как и разнообразных психических процессов. Эмоциональная сфера в подростковом возрасте несет очень большую нагрузку: развиваясь, тесно соприкасаясь с другими характеристиками личности, она награждает подростка большой гаммой разнообразных, а порой – резко полярных чувств и переживаний. В совокупности с возрастным заострением отдельных черт личности – с акцентуациями, эмоции также накладывают отпечаток на поведение подростка, на стиль его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками.
В ходе исследования рассмотрены особенности данного возраста. Можно сделать вывод, что основными характеристиками данного возраста являются:
начало формирования чувства взрослости;
формирование референтных групп и переход к «мы»-концепции;
эмансипация от родителей;
изменение внешнего облика;
преобладание эмоциональной возбудимости;
противоречивость чувств, высокая устойчивость переживаний, склонность к тревожности и страхам;
выделение ведущей потребности в понимании;
стремление к фантазированию в замен игры – характерной для предыдущего возрастного этапа.
Следует отметить определенную недостаточность исследований как психологических особенностей подросткового возраста вообще, так и особенностей эмоциональной сферы этого возрастного этапа в частности, особенно в ее сочетании и взаимовлиянии с другими сферами развивающейся личности. Это заметно и по числу публикаций в специализированных изданиях последних лет и по статьям в специализированной литературе. В настоящее время представляется необходимым проведение комплексных исследований особенностей подросткового возраста, особенно на фоне быстро изменяющихся условий жизни, предъявляющих к подросткам повышенные требования.










Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Аверин В. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.
Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е. – Спб.: Питер, 2007.
Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2003.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 1981.
Либерман А. А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. - 2005. №4. с.117.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
Макушина О. П.: Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2002. №5. - с.135.
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - с.20-33.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1990. - № 4. - С.57-64.
Шапиро А. З. , Самодурова И. А. : Ван Хорн Д. , Комлоши А. , Зухар Э., Самельсон Д. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. - 2003. - №3. с.146.
Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999.- № 6. - с. 54-58.















20

Список литературы
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2.Аверин В. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
3.Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.
4.Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
5.Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
6.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002.
7.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е. – Спб.: Питер, 2007.
8.Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2003.
9.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
10.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
11.Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 1981.
12.Либерман А. А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. - 2005. №4. с.117.
13.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
14.Макушина О. П.: Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2002. №5. - с.135.
15.Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - с.20-33.
16.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000.
17.Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
18.Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
19.Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
20.Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.
21.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
22.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
23.Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1990. - № 4. - С.57-64.
24.Шапиро А. З. , Самодурова И. А. : Ван Хорн Д. , Комлоши А. , Зухар Э., Самельсон Д. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. - 2003. - №3. с.146.
25.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999.- № 6. - с. 54-58.



Вопрос-ответ:

Как развивается эмоциональная сфера в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте эмоциональная сфера проходит через значительные изменения. Подростки начинают испытывать более сложные и интенсивные эмоции, такие как любовь, страх, гнев и т.д. Они также могут изменять настроение очень быстро. Развивается способность к самоконтролю и регуляции эмоций.

Что такое акцентуации характера в подростковом возрасте?

Акцентуация характера - это преувеличение, перекос или усиление некоторых черт характера, которые делают человека более уязвимым для определенных видов поведения или психологических проблем. В подростковом возрасте акцентуации характера часто проявляются более ярко и могут затруднять адаптацию и социализацию подростка.

Какие основные типы акцентуаций характера в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте можно выделить ряд основных типов акцентуаций характера, таких как гипертимия (повышенная возбудимость и активность), гипертимно-астеническая акцентуация (повышенность эмоционального и физического напряжения), эпилептоидная акцентуация (склонность к насилию и агрессии), сензитивно-тревожная акцентуация (повышенная чувствительность и тревожность) и другие.

Какие возрастные и психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется множеством особенностей. Возрастные особенности включают стремление к автономии и независимости, появление полового созревания и формирование идентичности. Психологические особенности подросткового возраста включают быструю смену настроения, увеличение значимости сверстников, революционность мышления и повышенную эмоциональность.

Какие основные теоретические подходы существуют к развитию эмоциональной сферы в подростковом возрасте?

Основные теоретические подходы к развитию эмоциональной сферы в подростковом возрасте включают биологическую, социокультурную и психологическую парадигмы. Биологический подход считает, что эмоциональное развитие подростка связано с физическими и гормональными изменениями в организме. Социокультурный подход уделяет внимание роли общества и культуры в формировании и выражении эмоций. Психологический подход акцентирует внимание на внутренних психологических факторах, таких как самосознание, саморегуляция и эмоциональный интеллект.

Какие возрастные и психологические особенности характерны для подросткового возраста?

В подростковом возрасте особенно активно развивается эмоциональная сфера. Подростки часто переживают эмоциональные всплески и кризисы, связанные с изменениями в собственном теле, социальными отношениями и поиском своего места в жизни. Они имеют преобладающую роль эмоций над рациональностью, что может приводить к конфликтам с окружающими. Подростки также испытывают потребность в самовыражении и нахождении своего идентичности.

Какие типы акцентуаций характера чаще всего встречаются у подростков?

У подростков можно выделить несколько типов акцентуаций характера, которые часто проявляются в этом возрасте. Например, гипертимный тип характеризуется повышенной активностью, энергичностью и эмоциональной возбудимостью. Циклотимный тип характеризуется частыми сменами настроения и затрагивающими эмоциональное состояние. Шизоидный тип характеризуется склонностью к замкнутости, аутизму и отсутствию эмоциональной реакции на окружающих.

Чем отличается эмоциональная сфера в подростковом возрасте от других возрастных периодов?

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы. Подростки начинают активно проявлять и испытывать различные эмоции, такие как радость, грусть, страх, злость и т.д. Эмоции становятся более сложными и многогранными, часто противоречивыми. У подростков также наблюдается особая чувствительность к эмоциональным воздействиям, что может приводить к более интенсивным реакциям на ситуации.