административно--правовой статус федеральных органов исполнительной власти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2828 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 05.03.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие органов исполнительной власти
1.2 Основные принципы и правовые основы организации системы федеральных органов исполнительной власти
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Правовой статус Правительства Российской Федерации
2.2 Правовой статус федерального министерства
2.3 Правовой статус федеральной службы
2.4 Правовой статус федерального агентства
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Одной из задач административной реформы виделось «выведение» государственных функций из орбиты прямого использования их коммерческими структурами, что вписывалось в общую логику преобразований, направленных на уход от олигархической модели взаимоотношений государства и бизнеса и «равноудаление» крупных финансово-промышленных групп от государственной власти. Вторым важным фактором, повлиявшим на содержание административных преобразований, стала необходимость создания институциональных условий для длительного экономического роста, который, в свою очередь, рассматривался как основа для сохранения и развития российской государственности.
Начало практических действий первого этапа реформы обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Указом были сформулированы основные направления проведения административной реформы: ограничение избыточного государственного регулирования (доходящего до оказания давления) экономической деятельности, осуществляемой субъектами предпринимательства; расформирование федеральных органов исполнительной власти, дублирующих функции аналогичного органа; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; разграничение на организационном уровне полномочий контроля и надзора, управления государственным имуществом и оказания услуг гражданам и организациям, а также оптимизация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Логическим следствием упорядочения функций государственного управления стало кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора – в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – в федеральных агентствах.
Сформированный первичный состав федеральных органов исполнительной власти оказался недостаточно сбалансированным и уже в ближайшие месяцы Президентом РФ в эту систему органов были внесены оперативные уточнения.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" подвергался корректировке 7 раз: 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г., однако выстроенная система федеральных органов исполнительной власти все еще далека от совершенства.
Таким образом, в 2003-2005 гг. в ходе выполнения первого этапа административной реформы были подготовлены некоторые базовые условия для проведения её второго этапа. В то же время были выявлены наиболее проблемные моменты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, не снятые после первого этапа реформы и ставшие предметом ее второго этапа.
Новый этап административной реформы было решено проводить на четко обозначенной концептуальной основе, определяющей содержание и ожидаемые результаты преобразований во всей системе исполнительной власти России – федеральной, региональной и муниципальной. Проект этой концепции под названием «Поддержка реализации административной реформы и реформы государственной службы в Российской Федерации» разрабатывался при методической и финансовой поддержке Секретариата доноров при Всемирном Банке и Департамента международного развития Великобритании. Данный проект далее лег в основу официально одобренной Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.
При этом Концепцией отмечено, что далеко не все намеченные мероприятия первого этапа административной реформы были выполнены, а по ряду направлений, в том числе приоритетных, работа даже не была начата.
В числе недостатков проводимой реформы можно назвать: отсутствие стандартов качества как самих мероприятий реформы, так и ее результатов; отсутствие стандартов качества государственных услуг, их недоступность широкому кругу потребителей, а также отсутствие механизма их предоставления в массовом порядке.
Дальнейшее проведение реформы должно было снять административные барьеры, возникающие на пути самой реформы, повысить эффективность государственного надзора и контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Перечень недостатков функционирования системы государственного управления фактически задает и цели, не изменившиеся по завершению первого этапа административной реформы. Не претерпели качественного изменения и задачи административной реформы, почти в нетронутом виде оставшиеся после проведения первого этапа: внедрение принципа управления по результатам в органах исполнительной власти; разработка стандартов государственных услуг с повышением их доступности и эффективности; противодействие коррупции в федеральных и региональных органах исполнительной власти; нацеленность на взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества; прозрачность в деятельности исполнительных органов; совершенствование кадрового и ресурсного обеспечения.
Временными рамками достижения поставленных целей определен трехлетний период с 2006 по 2008 гг. При этом в 2006 году предполагается разработать нормативно-правовую и методическую базы для проведения административной реформы, в частности, создать стандарты госуслуг и административных регламентов, разработать механизм досудебного обжалования решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
Таким образом, второй этап административной реформы в России на данный момент еще не завершен. В 2008 году намечена разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов в органах исполнительной власти; ликвидация их избыточных функций, а также решение иных задач. Будет откорректирована нормативно-правовая базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы.
Таким образом, осознание российской политической элитой взаимосвязи между перспективами экономического роста и качеством государственного администрирования, а также курс на укрепление «вертикали» власти стали ведущими факторами, определяющими дальнейшие усилия по проведению административной реформы. Но на сегодняшний день не существует официального «реестра» ее результатов и официальных оценок их реальности, значительности и полезности. Можно лишь констатировать, что на данном этапе административной реформы проводятся масштабные мероприятия по пересмотру функций органов исполнительной власти, совершенствованию порядка их реализации и построению новой системы и структуры исполнительной власти, создаются необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной работы можно подвести следующие основные итоги.
Динамизм и скорость проведения реформирования федеральных органов исполнительной власти не позволяет успевать за данной реформой ни учебникам по административному праву, ни самим реформаторам. Пока в литературе ведется оживленная дискуссия по поводу терминологии органов государственного управления или органов исполнительной власти, Президент РФ совместно с Правительством России пытаются отыскать оптимальную структуру и механизм деятельности системы федеральных органов исполнительной власти.
Выстроенная система федеральных органов исполнительной власти на сегодняшний день является дорогостоящей, медленно реагирующей на изменения, чрезмерно раздутой даже для такого большого государства, как Россия. Кроме того, на мой взгляд, эффективная структура государственного органа, эффективность и стройность системы органов исполнительной власти сами по себе не являются гарантией успешности исполнительной власти. В конечном итоге, эффективность работы каждого звена системы федеральных органов определяются работой конкретного чиновника при решении той или иной задачи.
Приходится отмечать, что, «увлекаясь» реформированием структуры и административно – правового статуса федеральных органов исполнительной власти, руководство нашей страны забывает о «человеческом факторе» чиновничества.
Вместе с тем, на сегодняшний день сформировался определенный правовой статус федеральных органов исполнительной власти, определяющий набор их правомочий. Исходя из того, что второй этап административной реформы еще не завершился, можно сделать вывод о том, что данный статус федеральных органов исполнительной власти не окончателен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция РФ от 12.12.1993г. // СПС Гарант
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Гарант
Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» // СПС Гарант
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // СПС Гарант
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г.) // СПС Гарант
Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СПС Гарант
Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СПС Гарант
Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы" // СПС Гарант
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 779 "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти" // СПС Гарант
Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // СПС Гарант
Административная реформа Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2006г. № 22(310).
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 200с.
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 515с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005. – 600с.
Глазунова Н.И. Система государственного управления.: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 551 с.
Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 700с.
Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – 515с.
Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2006. – с. 18 – 40.
Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2007. – 773с.
Попов Л.Л. Административное право. – М.: Норма, 2006. – 600с.
Раздымалина Н.И. Административное право: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2005. – 500с.
Слатинов В.Б. Государственная политика в сфере административной реформы: противоречия и проблемы. В кн. Проблемы формирования государственных политик в России. - М.: Научный эксперт 2006. – 100с.
Согрин В.В. Политическая история современной России. - М.: Норма, 2001. – 130с.
Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура. 2007. – 497 с.
Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2007. – 330с.
Четвериков В.С. Административное право. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2004. – 512с.

Попов Л.Л. Административное право. – М.: Норма, 2006. – с. 233
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005. - с.97
Четвериков В.С. Административное право. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2004. – с. 23
Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» // СПС Гарант
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // СПС Гарант
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. - с. 20.
Раздымалина Н.И. Административное право: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2005. - с. 24.
Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 18
Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2006. – с. 18 – 40.
Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – с. 212
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 181
Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – с. 212
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 181
Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2007. – с. 342
Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2007. – с. 342
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 181
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 41
Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2007. – с. 152
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 193
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 42
Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2007. – с. 152
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 58
Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура. 2007. – с. 328
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 58
Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 197
Административная реформа Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2006г. № 22(310).
Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – с.54
Административная реформа Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2006г. № 22(310).




2


1.Конституция РФ от 12.12.1993г. // СПС Гарант
2.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Гарант
3.Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» // СПС Гарант
4.Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // СПС Гарант
5.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г.) // СПС Гарант
6.Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СПС Гарант
7.Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СПС Гарант
8.Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы" // СПС Гарант
9.Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 779 "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти" // СПС Гарант
10.Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // СПС Гарант
11.Административная реформа Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2006г. № 22(310).
12.Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 200с.
13.Административное право./ Под редакцией Кинзакова А.А.. - Воронеж, 2006. – с. 515с.
14.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005. – 600с.
15.Глазунова Н.И. Система государственного управления.: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 551 с.
16.Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 700с.
17.Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – 515с.
18.Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2006. – с. 18 – 40.
19.Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2007. – 773с.
20.Попов Л.Л. Административное право. – М.: Норма, 2006. – 600с.
21.Раздымалина Н.И. Административное право: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2005. – 500с.
22.Слатинов В.Б. Государственная политика в сфере административной реформы: противоречия и проблемы. В кн. Проблемы формирования государственных политик в России. - М.: Научный эксперт 2006. – 100с.
23.Согрин В.В. Политическая история современной России. - М.: Норма, 2001. – 130с.
24.Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура. 2007. – 497 с.
25.Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2007. – 330с.
26.Четвериков В.С. Административное право. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2004. – 512с.