Методика проведения урока по формированию информационной культуры личности в 9-м классе общеобразовательной школы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Библиотековедение
  • 88 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Методика проведения урока по формированию информационной культуры личности в 9-м классе общеобразовательной школы.

Актуальность: В настоящее время, многие преподаватели высшей школы отмечают, что выпускники общеобразовательных школ зачастую не умеют с достаточной степенью самостоятельности добывать знания из первоисточников и анализировать большой объем информации, у многих отсутствуют навыки самостоятельной работы с книгой.
В этих условиях сложившаяся ситуация предъявляет более высокие требования к библиотекарям и к читателям.
Цель библиотеки состоит в том, чтобы сделать доступной информацию для любого читателя. Для этого необходимо, чтобы читатель обладал способностью взаимодействовать, как с традиционными, так и с автоматизированными средствами хранения и предоставления информации.
Цель данного урока: повышение уровня информационной культуры школьника.
В соответствии с поставленными целями реализуются следующие задачи:
ознакомление с основными этапами истории книги, обучение навыкам рациональной работы с документами, способствовать освоению мыслительных операций.


Часть первая
Лекционный материал
Книга в Средневековой Европе
Роль Библии как «книги книг»
Возникновение книгопечатания
Возникновение книгопечатания в Московском государстве
Часть вторая
Упражнения для развития навыков работы с текстом:
Часть третья
ответить на вопросы:


Фрагмент для ознакомления

В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.

Возникновение книгопечатания в Московском государстве
Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства. 1 марта 1564 г. повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга "Апостол", и Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. Исследователями установлено, что, хотя Иван Федоров и Петр Мстиславец использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, они трудились в самостоятельной типографии. Судя по тому, что в "Апостоле" указаны имена царя и митрополита как непосредственных заказчиков книги, типография Ивана Федорова могла носить государственный характер, и потому вопрос о ее организации должен был решаться непосредственно царем.


Часть вторая
Упражнения для развития навыков работы с текстом:
Упражнение 1. Придумайте название каждому абзацу. Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер.
 Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж” . Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-” , “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). Место для ответа
Упражнение 2. Найдите спрятанные среди букв слова Лалаорпмтсвопсьрфункцияоативрвтыдьспрограммаыочтисыолтсвякнигартвоытг
фкуррекламаьсоатичикомпьютерсьгртимиимизданиерртичрфшцзфзщобложкаор
аоргньслблфорзацлаопаиарроттитулоаобчцчбэфстраницабштсоркбфвовьукгрлвр
колонкатывсвяотврдвтврзакладкакгурвтчсглфрапконспектцщуласьоарефератовр
отмавторлаьмотмгазеташлроржургалвраордайджестовтекстлсторпыоылылссолр Место для ответа

Упражнение 3. Объясните своими словами значения понятий Рабочий материал:
“малые” экономические формы
“глобальная электронная цивилизация”
Упражнение 4. Закончите фразу. Рабочий материал:
1. Они включены в общую структуру …
2. Концепция информационного общества
Часть третья
ответить на вопросы:
Какие функции выполняет алфавитный каталог?
-справочные
-учетные
Какие сведения расположены на оборотной карточке?
-местонахождение книги на полке
-место книги на полке
Что является дополнением к систематическому каталогу?
-картотека заглавий
-систематическая картотека статей











4

Вопрос-ответ:

Какой методики используется для проведения урока по формированию информационной культуры личности?

На уроке используется методика, которая нацелена на развитие навыков самостоятельного поиска информации, ее анализа и систематизации.

Почему многие преподаватели отмечают, что выпускники общеобразовательных школ не умеют самостоятельно добывать знания из первоисточников?

Это связано с тем, что в современном мире доступ к информации очень широк и многообразен, и ученики часто теряются в этом информационном потоке и не знают, как отличить надежные источники от ненадежных.

Какие навыки формируются у учащихся на уроке по формированию информационной культуры?

Учащиеся научатся самостоятельно искать информацию в различных источниках, анализировать и систематизировать полученные данные, делать выводы и принимать информированные решения.

Какая цель преследуется на уроке по формированию информационной культуры?

Основная цель урока - научить учащихся эффективно работать с информацией, чтобы они могли быть полноценными членами общества и успешно функционировать в современном информационном пространстве.

Каким образом ученики на уроке научатся анализировать информацию?

На уроке используются различные методы и приемы, такие как критическое мышление, сравнение и оценка разных источников информации, а также детальный анализ конкретных текстов или источников.

Почему многие преподаватели высшей школы отмечают, что выпускники общеобразовательных школ не умеют самостоятельно добывать знания из первоисточников и анализировать большой объем информации?

Многие преподаватели высшей школы отмечают, что выпускники общеобразовательных школ не умеют самостоятельно добывать знания из первоисточников и анализировать большой объем информации из-за недостаточной развитости их информационной культуры. В современном мире, когда доступ к информации стал гораздо более широким и простым, умение эффективно ориентироваться в информационном пространстве и критически мыслить становится все более важным. Однако, в общеобразовательных школах не всегда уделяется должное внимание развитию информационной культуры учащихся, и в результате выпускники не обладают навыками работы с информацией.

Какими методами можно сформировать информационную культуру учащихся?

Существует ряд методов, которые позволяют сформировать информационную культуру учащихся. Одним из таких методов является проведение уроков по формированию информационной культуры. На таких уроках можно использовать различные дидактические материалы, такие как презентации, видеоуроки, интерактивные задания и т.д., чтобы помочь учащимся усвоить основные навыки работы с информацией. Также можно проводить практические занятия, на которых учащиеся будут иметь возможность самостоятельно искать информацию, анализировать ее и представлять результаты своей работы.

Зачем проводить урок по формированию информационной культуры личности в 9 классе?

Урок по формированию информационной культуры личности в 9 классе является важным, так как помогает учащимся освоить навыки самостоятельной работы с информацией, анализировать ее и извлекать нужные знания из различных источников.

Какие цели ставятся при проведении урока по формированию информационной культуры личности?

Цели урока по формированию информационной культуры личности в 9 классе могут быть различными: развитие у учащихся навыков поиска и анализа информации, овладение техниками работы с различными источниками информации, формирование критического мышления, развитие навыков самоорганизации и планирования времени.

Какие методы могут быть использованы при проведении урока по формированию информационной культуры личности в 9 классе?

При проведении урока по формированию информационной культуры личности в 9 классе можно использовать разнообразные методы и приемы: работа с учебниками, интерактивные игры и упражнения, работа в группах, проектная деятельность, анализ примеров из реальной жизни и т.д.