Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

«Бюджетное право в системе финансового права».

  • 29 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 30.01.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
I. Понятие, предмет, система, источники бюджетного права
II. Особенности бюджетного права
III. Место бюджетного права в системе финансового права РФ
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Данные субъекты реализуют свои бюджетные полномочия в рамках бюджетной системы. Применительно к Российскому государству бюджетная система включает бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Отсюда следуют особенности содержания и функциональной предназначенности бюджетных правоотношений, их относительная самостоятельность в предмете финансово-правового регулирования.Таким образом, бюджетное право, подчиняясь финансовому праву в целом, выступает его объемным структурным элементом - подотраслью. Тем не менее бюджетное право имеет и свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества.Как подотрасль - совокупность правовых норм - бюджетное право имеет определенные особенности.Бюджетное право носит публичный характер, отвечающий сути финансово-правового регулирования в целом. Как мы уже отметили, своим нормативным воздействием бюджетное право охватывает функционирование публичных денежных фондов - бюджетов в рамках бюджетной системы, цель которых - создать финансовую основу реализации задач и функций государства.Публичный характер бюджетно-правового регулирования выражается в следующих моментах.Во-первых, учет публичных (общественно значимых) интересов в ходе бюджетно-правового регулирования. Бюджетное право как публичное право направлено на обеспечение и охрану интересов всего государства, общества. Эти интересы заключаются в создании финансовой основы для реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях, задач и функций местного самоуправления, финансового обеспечения общественно значимых благ и услуг, необходимых каждому гражданину в отдельности. Данная финансовая основа не может быть сформирована вне организующего фактора, а именно вне специальных фондов, аккумулирующих и распределяющих денежные средства. Вопросы функционирования таких фондов как раз и регулирует бюджетное право.Во-вторых, публично-правовой характер бюджетного регулирования предопределяет преобладание в соответствующей подотрасли императивных норм. В целях эффективности функционирования территориальных образований в бюджетной сфере, нормального хода бюджетных отношений государство стремится создать такие механизмы, которые создадут гарантии реализации прав и обязанностей задействованных субъектов, своевременности и правомерности их деятельности. Отсюда вытекает концепция, согласно которой права субъектов бюджетного права в большинстве случаев одновременно являются их обязанностями, права и обязанности сливаются в единую категорию – «бюджетная компетенция», состоящую из полномочий. Гарантиями должной реализации полномочий выступает возможность привлечения к ответственности за нарушение бюджетно-правовых норм, обязательной подконтрольности субъектов бюджетных правоотношений.Сущность бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования, но и в организующем воздействии на денежные (финансовые) потоки в ходе деятельности государства. Эта вторая особенность бюджетного права, присущая отраслям права, регулирующим имущественные отношения (гражданское право), ни в коем случае не противоречит первой, а, наоборот, дополняет, качественно развивает. Как уже было отмечено, бюджетно-правовое регулирование направлено на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, подразумевающей формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов, трансформированных в бюджеты бюджетной системы - бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Исходя из указанной особенности бюджетного права, служащие объектом регулирования бюджеты с материальной точки зрения представляют собой фонды денежных средств публичной предназначенности. Бюджеты бюджетной системы, будучи самостоятельным звеном финансовой системы государства, тесно связаны с иными ее звеньями: страховыми фондами, фондами государственных и муниципальных предприятий, государственным и муниципальным кредитами. Из бюджетов публично-правовых образований выделяются средства внебюджетным фондам, государственным и муниципальным предприятиям в порядке оказания финансовой поддержки, распределения трансфертов и т.д.Собственниками фондов бюджетных средств - бюджетов выступают субъекты, имеющие публично-правовой статус, а именно государство и муниципальные образования. Отсюда вытекает следующая особенность бюджетного права: основными его субъектами являются публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом, как бы законодательство ни разрешало данный вопрос, основным субъектом бюджетного права и соответствующих отношений всегда будут публично-правовые образования, исходя из нацеленности бюджетно-правового регулирования на публично-правовые интересы в функционировании бюджетной системы государства. Напротив, в иных финансовых правоотношениях субъекты частноправового статуса выступают не так уж редко (в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, субъектов валютных и банковских операций).Специфика содержания бюджетно-правового регулирования позволяет обособить подотрасль бюджетного права в составе финансового права, в то же время служит дальнейшей структуризации бюджетного права на отдельные правовые институты. При этом нельзя не констатировать, что первостепенное значение в системе бюджетного права имеет институт бюджетной системы. Он устанавливает структуру и принципы бюджетной системы. Данный бюджетно-правовой институт предопределяет правовой режим всех бюджетных правоотношений. Институт бюджетной системы выступает внешним выражением подотрасли бюджетного права. Такое содержательное значение как раз и присуще институту бюджетной системы, предопределяющему основы правового регулирования таких категорий бюджетного права, как «бюджет», «бюджетная система», «принципы бюджетной системы», «бюджетное устройство», «межбюджетные отношения», «разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы» и т.д. Следует заметить, что «дробление» бюджетного права на отдельные институты, совокупности норм с общим содержанием стало очевидным с принятием Бюджетного кодекса РФ - акта, систематизирующего бюджетно-правовые нормы. ЗаключениеВозникновение и осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлены объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Важнейшей отраслью права, регулирующей бюджетную деятельность государства и муниципальных образований, является бюджетное право. Исследуя бюджетную деятельность как основное направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований, стоит присоединиться к мнению ученых-правоведов об усилении централизации в области управления финансовыми ресурсами на современном этапе развития России.Исследование системы и структуры бюджетного права позволяет сделать следующие выводы:1. Система бюджетного права состоит из совокупности правовых норм, т.е. элементами данной системы являются правовые нормы.2. Правовые нормы системы бюджетного права объединены в группы, т.е. система бюджетного права имеет подсистемы.3. Группы правовых норм системы бюджетного права достаточно обособлены и взаимообусловлены, т.е. подсистемы системы бюджетного права относительно слабо взаимосвязаны между собой.4. Система бюджетного права является подотраслью финансового права, т.е. является подсистемой системы финансового права.5. Группы правовых норм системы бюджетного права объединены в правовые институты, то есть система бюджетного права, иерархическая система, имеет подсистемы более высокого уровня, чем группы правовых норм.Стоит отметить, что детальное изучение системы и структуры бюджетного права имеет конкретныйсмысл и позволяет определить, хорошо или плохо функционировала система бюджетного права в тот или иной временной период, а также отражает роль и место бюджетного права в деятельности государства.Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис подтверждает вывод о том, что без активного участия государства в регулировании экономикой собственной страны и совместных действий государственных структур на международной арене невозможно уменьшить его отрицательные последствия, которые скажутся на развитии общественной жизни во всех странах мира. В настоящее время руководство Российской Федерации принимает разнообразные экономические и правовые меры по уменьшению негативных последствий, вызываемых международным финансовым кризисом, по защите прав и интересов российских граждан, по поддержке национальной экономики, по усилению ее конкурентоспособности.ЛитератураКонституция РФ: Конституция: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 4. - С. 445;Бюджетный кодекс РФ: Принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 // Российская газета - 12.08.1998. - N 153-154;Гражданский кодекс РФ: Часть первая: Принят ГД ФС РФ 21 октября 1994// Российская газета. - 08.12.1994. - N 238-239; Гражданский кодекс РФ: Часть вторая: Принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995// Российская газета. - 06.02.1996, 07.02.1996, 08.02.1996, 10.02.1996. - NN 23, 24, 25, 27;Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Принят ГД ФС РФ 30 декабря 2001// Российская газета. - 31.12.2001. - N 256;Уголовный кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 13 июня 1996// Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954;По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 N 4-П// Собрание законодательства РФ. - 19.03.2001. - N 12. - ст. 1138; По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 N 15-П// Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - N 31. - ст. 3282;Бережная Е.А. К вопросу о системе бюджетного права/ Е.А. Бережная// Финансовое право. - 2011. - N 6. - С. 9 – 13;Бюджетное право. Учебное пособие / Поляк Г.Б., Ремиханова Д.А., Староверова О.В., Фетисов В.Д., и др.; Под ред.: Никитин А.М., Поляк Г.Б.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 224 c.;Бюджетное право России. Курс лекций/ Кучеров И.И. - М.: ЮрИнфоР, 2002. - 317 c.;Денисенко В.В. Особенности бюджетных правоотношений: Взгляд административиста/ В.В. Денисенко // Юрист-Правовед.- 2005. - №4. - С.5-10;Карасева М.В. Система бюджетного права/ М.В. Карасева [Электронный ресурс]// Финансовое право. – 2009. - N 2. - - режим доступа: http:www.consultant.ru.- Загл. с экрана;Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник/ М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 1999. – 256 с.;Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права/ А.Н. Козырин //Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. - М.: Центр публично-правовых исследований, 2006. - С. 412 – 437;: Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис….док. юрид. наук/ Д.Л. Комягин. – М, 2005.- 177 с.;Конюхова Т.В. Бюджетное право как подотрасль финансового права / Т.В. Конюхова// Журнал российского права. - 2009. - N 4. - С.36-42;Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. Дисс.…док. юрид. наук/ С.В. Королев. - М., - 2005. – 342 с.;Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений / Лежебокова А.А.// Финансовое право. - 2007. - N 10. - С. 9-13;Пешкова Х.В. Место бюджетного права в составе современного финансового права Российского государства/ Х.В. Пешкова // Финансовое право. - 2010. - N 8. - С. 11 – 14;Пешкова Х.В. Состояние российской правовой концепции бюджетного устройства государства/Х.В. Пешкова// Финансовое право. - 2011. N 4. - С. 2 – 7;Райзберг Б.А., Современный экономический словарь [Электронный ресурс]/ Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.: Инфра-М, 2006;Шевелева Н.А. Бюджетная система России/ Н.А. Шевелева. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2004. - 280 с.

Литература

1.Конституция РФ: Конституция: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 4. - С. 445;
2.Бюджетный кодекс РФ: Принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 // Российская газета - 12.08.1998. - N 153-154;
3.Гражданский кодекс РФ: Часть первая: Принят ГД ФС РФ 21 октября 1994// Российская газета. - 08.12.1994. - N 238-239;
4.Гражданский кодекс РФ: Часть вторая: Принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995// Российская газета. - 06.02.1996, 07.02.1996, 08.02.1996, 10.02.1996. - NN 23, 24, 25, 27;
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Принят ГД ФС РФ 30 декабря 2001// Российская газета. - 31.12.2001. - N 256;
6.Уголовный кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 13 июня 1996// Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954;
7.По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 N 4-П// Собрание законодательства РФ. - 19.03.2001. - N 12. - ст. 1138;
8.По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 N 15-П// Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - N 31. - ст. 3282;
9.Бережная Е.А. К вопросу о системе бюджетного права/ Е.А. Бережная// Финансовое право. - 2011. - N 6. - С. 9 – 13;
10.Бюджетное право. Учебное пособие / Поляк Г.Б., Ремиханова Д.А., Староверова О.В., Фетисов В.Д., и др.; Под ред.: Никитин А.М., Поляк Г.Б.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 224 c.;
11.Бюджетное право России. Курс лекций/ Кучеров И.И. - М.: ЮрИнфоР, 2002. - 317 c.;
12.Денисенко В.В. Особенности бюджетных правоотношений: Взгляд административиста/ В.В. Денисенко // Юрист-Правовед.- 2005. - №4. - С.5-10;
13.Карасева М.В. Система бюджетного права/ М.В. Карасева [Электронный ресурс]// Финансовое право. – 2009. - N 2. - - режим доступа: http:www.consultant.ru.- Загл. с экрана;
14.Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник/ М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 1999. – 256 с.;
15.Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права/ А.Н. Козырин //Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. - М.: Центр публично-правовых исследований, 2006. - С. 412 – 437; :
16.Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис….док. юрид. наук/ Д.Л. Комягин. – М, 2005.- 177 с.;
17.Конюхова Т.В. Бюджетное право как подотрасль финансового права / Т.В. Конюхова// Журнал российского права. - 2009. - N 4. - С.36-42;
18.Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. Дисс.…док. юрид. наук/ С.В. Королев. - М., - 2005. – 342 с.;
19.Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений / Лежебокова А.А.// Финансовое право. - 2007. - N 10. - С. 9-13;
20.Пешкова Х.В. Место бюджетного права в составе современного финансового права Российского государства/ Х.В. Пешкова // Финансовое право. - 2010. - N 8. - С. 11 – 14;
21.Пешкова Х.В. Состояние российской правовой концепции бюджетного устройства государства/ Х.В. Пешкова// Финансовое право. - 2011. N 4. - С. 2 – 7;
22.Райзберг Б.А., Современный экономический словарь [Электронный ресурс]/ Ройзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – М.: Инфра-М, 2006;
23.Шевелева Н.А. Бюджетная система России/ Н.А. Шевелева. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2004. - 280 с.

Узнать стоимость работы