Развитие международной основы регулирования внешнеторговой деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело и таможенные режимы
  • 8989 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 24.05.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Внешнеэкономическая деятельность в России
1.1 Внешнеэкономическая деятельность: сущность и основные понятия
1.2 Принципы регламентирования международной торговли
2. Анализ регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Правовая база внешнеэкономической деятельности
2.2 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
3.Перспективы развития регулирования внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Качественные сдвиги, происходящие в современной мировой экономике, меняют суть экономического роста. Это прежде всего инновационная направленность роста, когда технологические, управленческие, социальные и другие инновации становятся основным двигателем экономического развития.
Последствия присоединения России к ВТО
В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организация), который учитывал соглашения по обеспечению занятостью, законы против монополий концернов, а также меры по защите внутренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же 1948 году была создана другая организация и принято другое соглашение — GATT (General agreement on tariffs and trade, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ). Созданная как временная организация, ГАТТ просуществовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят следующие Соглашения:
- GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
- GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);
- TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
- TRIMS (Соглашение по инвестициям);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Текстильные соглашения;
- Соглашения по субсидиям;
- Антидемпинговые меры;
- Соглашения по финансовому рынку;
- SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
- ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC)) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
ВТО функционирует руководствуясь следующими аксиомами:
- Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах;
- Мировая торговля свободна, либеральна;
- Либерализация торговли и сегодня ведет к экономическому росту.
Переговоры по присоединению России к ВТО приближаются к завершающей стадии. Вступление страны в эту организацию коснется не только внешнеэкономических и торговых связей - оно отразится на всех отраслях промышленности и экономике в целом, причем последствия будут весьма разными для разных секторов и видов деятельности. Сейчас, когда вопрос уже перешел из политической плоскости в практическую, главное состоит в максимизации выгод и минимизации потерь. И здесь важны не сроки выполнения задачи, а получение положительного сбалансированного результата.
Вступление России в ВТО должно основываться на оценке баланса положительных и отрицательных последствий этого шага, который определяется конкретными условиями присоединения. Присоединение к ВТО предполагает получение не только преимуществ, но и принятие на себя обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг. А с другой стороны, Российское государство гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Последствия присоединения России к ВТО коснутся не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок. Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищенности внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.
Присоединение к ВТО имеет много плюсов. Главным из них является выигрыш от международной торговли. Достижение этой цели происходит на базе принципов многосторонней торговой системы, сформулированных ВТО:
1. Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Это правило, означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.
2. Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. После Уругвайского раунда - с 6,3 до 3,8%, или на 40%.
3. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО включает: защитные меры - временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.
4. Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый тем самым ущерб. Связанные тарифы составляют 99% в развивающихся странах, 73% в развитых странах и 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.
5. Содействие конкуренции - принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики (Trade Policy Review Mechanism - TRIM) - детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами.
В соответствие с принципами ВТО регулирует международную торговлю посредством выполнения таких функций, как:
- надзор за исполнением многосторонних торговых соглашений;
- проведение многосторонних торговых переговоров;
- содействие решению торговых споров;
- контроль за развитием международной торговли и торговой политики;
- оказание технического содействия и обучение персонала;
- сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой политики.
- разработка стандартной внешнеторговой документации;
- посылка миссий экспертов в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой;
- исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды.
Наиболее серьезные негативные социальные и экономические последствия от присоединения к ВТО России может получить, прежде всего, в регионах, в силу их неравномерности размещения по территории страны относительно конкурентоспособных производств.
Вступление России в ВТО ставит перед регионами задачу выбора направлений и методов торговой и промышленной политики, которые, с одной стороны, способствовали бы реализации и развитию региональных сравнительных конкурентных преимуществ, а с другой, соответствовали бы принципам и подходам, которые лежат в основе соглашений и правил ВТО.
Ведущим риском вступления России в ВТО для предприятий регионов остаются такие факторы:
1. Старение и недостаточно высокая обновляемость производственных фондов.
2. Постепенное объективное исчерпание потенциала отдельных конкурентных преимуществ по мере повышения уровня экономического развития.
3. Недостаточные объемы и низкое «инновационное» качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ.
4. Недостаточное развитие важных составляющих национальной конкурентоспособности, затрудняющее высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ:
- низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи и современных информационных технологий;
- низкое качество корпоративного управления, особенно в области корпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы с потребителями и маркетинга, социальной ответственности;
- непрозрачная структура корпоративной и государственной собственности, препятствующая притоку в производство отечественного и иностранного капитала;
- низкая эффективность финансовой системы.
5. Слабое внедрение информационных систем управления бизнесом класса MRP, ERP.
6. недостаточно используемая практика внедрения на предприятиях систем менеджмента качества, а также сертификации соответствия продукции требованиям международных стандартов и уровня аккредитации испытательных лабораторий.
Не менее негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой эффективностью методов государственного регулирования:
1. Неэффективная система таможенного администрирования.
2. Факторы, обусловленные развитой рыночной инфраструктуры, отсутствием эффективных механизмов международного перелива капитала и маломощностью банковской кредитной системы.
3. Монополизированность экономики, высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности.
Отсюда можно спрогнозировать последствия, которые можно ожидать предприятиям после вступления России в ВТО.
1. Изменение законодательства в области технического, валютного и таможенного регулирования, снижение административных барьеров во внутреннем экономическом пространстве, пересмотр части налогового законодательства. По разным оценкам требуют приведения в соответствие с правовыми нормами ВТО около 100 законов и от 1 до 20 тыс. правовых актов. Массированное изменение законодательства может привлечь за собой и создать проблему в правоприменительной практике.
2. Повышение цен на энергоносители. На переговорах к России предъявлено беспрецедентное требование выравнивания внутренних тарифов на энергию и энергоносители с мировыми. В условия открытой экономики тарифы будут расти, а ограничительные инструменты воздействия государства на их рост будут сужены.
3. Резкое усиление конкуренции на внутреннем рынке из-за снижения импортных тарифов и ограничений регулирующей роли государства. Конкуренция – оружие обоюдоострое. С одной стороны, она стимулирует обновление товарного рынка и технологических укладов, с другой наводит на серьезные социальные проблемы и может оказать влияние на экономическую безопасность регионов и государства в целом.
4. Приток инвестиций из-за либерализации законодательства и снижения рисков. Инвестиции в сырьевую отрасль России идут из-за вступления России в ВТО, а высокотехнологичные отрасли из-за изношенных основных фондов и непривлекательной системы налогообложения не являются инвестиционно-привлекательными в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе инвестиции приведут к снижению правовых рисков в отношении собственности, налогообложения, административных барьеров, криминогенности, но к тому времени предприятия могут не выдержать конкуренции, особенно в области энергетического машиностроения, станкостроения и автомобилестроения. Капиталу нужна стабильность и предсказуемость, а этими качествами наша экономика пока похвастаться не может.
5. Контроль над финансовыми институтами (банки, страховые компании, фондовые биржи) перейдет к иностранным банкам. На сегодня в российской системе 26 банков со 100% иностранным капиталом, 10% - с контрольным пакетом и 93% – с неконтрольным пакетом акций. На них приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов всей банковской системы России. Мнения самих банкиров и страховщиков колеблется от оптимистических (если бы они хотели, то давно бы были тут), до оснований ограничить присутствие страховых компаний на рынке России до 15%, а в обязательное страхование не пускать их вовсе (западный капитал в течении 1-2 лет проглотит слабую и раздробленную российскую инфраструктуру банков, фондового и страхового рынка на 100%).
6. Соглашение о торговых аспектах оборота объектов интеллектуальной собственности (ТРИПС). Катастрофа для субъектов хозяйственной деятельности при резких действиях государства под нажимом основных производителей программных продуктов. Законодательство в области ТРИПС в России не плохое, но отсутствует практика его исполнения. Практически в большинстве компаний, особенно в сфере образования, науки, на малых и средних предприятиях программное обеспечение не лицензированное. Требование перейти только на лицензированную продукцию, цена которой на порядок-два больше существующей цены на контракт, подкрепленное жесткими действиями государства, может вызвать остановку производственных циклов в ряде отраслей, в образовании и науке.
7. После вступления в ВТО резко вырастут субсидии в сельское хозяйство, что сделает рынок сельхоз продукции выгодным. Это связано с жесткой позицией России по лимиту государственных субсидий в 13,8 млрд.долларов США, когда реально в последние годы субсидии в сельское хозяйство не превышали 4,5млрд.долларов США.
8. Экспортеры выиграют от прекращения антидемпинговых расследований и возвратят от 3-х до 4-х млрд.долларов США. В настоящее время в отношении российских производителей ведется около 120 расследований. В реальной ситуации возможность выигрыша и получения компенсации затруднена:
- большие платежи за проведение арбитражных разбирательств от заявляющей стороны;
- после выигрыша третейского суда ВТО ничто не помешает проигравшему начать новое административное расследование и продолжить рассмотрение дела (примет спора Индии и ЕС по текстилю).
Присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий присоединения России к ВТО будут определены параметры экономической политики государства по вопросам стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик. Заместитель директора европейского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Пол Томсен высказался о том, что наша страна теряет, до сих пор не находясь в составе ВТО. По его словам, Россия легче пережила бы кризис, если бы успела вступить в организацию. Логика в том, что в этом случае экономике страны пришлось бы работать в условиях конкуренции, что, несомненно, усилило ее эффективность и улучшило бы инвестиционный климат. Кроме того, были бы сняты многие торговые барьеры.
Тенденции в развитии внешней торговли и инновационно ориентированной экономики России
Российская научно-техническая и инновационная политика начала XXI в. связывает свои стратегические цели с развитием, рациональным размещением и эффективным использованием научного и научно-технического потенциала, формированием эффективной инновационной системы, увеличением вклада науки и техники в технологическую модернизацию, развитие экономики государства; с реализацией важнейших социальных задач, обеспечением прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышением его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшением экономической обстановки и защитой информационных ресурсов, укреплением обороноспособности государства и безопасностью личности, общества и государства, упрочнением взаимосвязи науки и образования, а также науки, производства и рынка.
Приоритетом экономического развития стали высокие технологии. Внедрение инновационных технологий является преимуществом в конкурентной борьбе, позволяет добиваться улучшения качества продукции. Перспективы развития экономики в условиях инновационного производства очевидны: роль сырьевых продуктов снизится, в то время как роль производственных и интеллектуальных активов возрастет. При правильном переходе к экономике инновационного развития возможно реальное снижение зависимости экономики от уровня цен на природные ресурсы. Сырьевой фактор должен перестать играть ведущую роль, а движущим фактором новой экономики должны стать новые и высокие технологии.
Опыт ряда зарубежных стран, таких как Китай, Индия, Израиль, Ирландия, ранее относящихся к далеким от научно-технического прогресса, показывает, что выбранная модель инновационного развития дала значительные результаты в научно-техническом производстве.
России необходима активная инновационно-инвестиционная политика, работающая на опережение и ориентирующая на гибкое использование своих сравнительных преимуществ, включая еще сохранившийся научный потенциал, ведущие научные школы, значительную часть научного технологического комплекса.
Наука и результаты использования новых знаний стали мощной производительной силой, реализовать возможности которой можно при инновационном типе развития экономики любого уровня. Эффективное и целенаправленное использование современных научно-технологических достижений является важным фактором устойчивого развития человечества в 21-м веке.
Мировой рынок заполнен товарами и услугами, занять в нем место с традиционным товаром чрезвычайно сложно, ибо это требует очень больших затрат. Это относится, прежде всего, к рынкам наукоемкой продукции, определяющим экономическое будущее, с одной стороны, и являющимся местом современной жесточайшей конкуренции, с другой стороны. Инновационный тип развития позволяет сформировать новые и удержать существующие ниши мирового рынка.
Анализ, проведенный российскими специалистами, показывает, что мировой рынок наукоемкой продукции в основном формируют около 50 макротехнологических систем, поставляющих на этот рынок самолеты, суда, компьютерные системы и т.д., т.е. сложную комплексную продукцию, требующую межотраслевого подхода при ее создании. Объем этого рынка оценивается более чем в 3,2 трлн долл. США, где доля России составляет сегодня всего 0,3%. Через 15 лет емкость этого рынка по прогнозам возрастет до 4 трлн долл. 7 развитых стран владеют примерно 46 макротехнологическими системами и 80% наукоемкого рынка. США получает в год от экспорта данной продукции 700 млрд долл., Германия - 530, Япония - 400 млрд долл. Именно в этих макротехнологических системах сила экономического потенциала индустриально развитых стран, активно формирующих инновационный тип развития своих национальных экономик.
Научный и научно-технический потенциал является базой качественных преобразований экономики России. Согласно некоторым оценкам, в Российской Федерации лишь 5% результатов НИОКР используются в промышленном производстве (для сравнения: в США и Великобритании — до 70%), остальная часть не находит практического применения, быстро теряя актуальность и коммерческие перспективы.
В соответствии с экспертными оценками, в течение последних лет за рубеж уехали более 20 тыс. ученых, и около 30 тыс. человек работают за границей по временным контрактам. Это составляет примерно 6% кадровой численности научного потенциала страны. Уехавшие ученые, находящиеся в самом продуктивном возрасте, являются наиболее конкурентоспособными. Главная причина отъезда большинства (90%) -низкая оплата труда в России (средняя начисленная зарплата в сфере науки и научного обслуживания в начале 2007 г. была примерно в 3-4 раза ниже пороговой величины, которая могла бы по оценкам экспертов, остановить или существенно сократить процесс миграции научных кадров из России).
Особенность сложившейся ситуации в России заключается в том, что в стране имеются пока значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база в ряде отраслей экономики и высококвалифицированные кадры, которые являются определенной гарантией высокой результативности поэтапного перевода экономики на инновационный тип развития.
Опрос ученых, экспертов и чиновников из Минпромнауки, Минэкономразвития, проведенный в рамках программы «Инновационная экономика» журналом «Эксперт», показал, что в целом ряде высокотехнологичных отраслей Россия имеет потенциально сильные позиции. В первую очередь - это ядерная энергетика и космическая отрасль. Оба глобальных советских проекта - атомный и ракетный - были блестяще реализованы и до сих пор способны обеспечить стране лидирующие позиции.
Помимо ядерной энергетики и космоса специалисты называют еще несколько областей, где Россия находится на мировом уровне: авиастроение, новые материалы, химия (прежде всего каталитическая), биотехнологии, прикладная математика и программирование, технологии добычи и переработки сырья, сверхпроводниковые и лазерные технологии, нетрадиционная энергетика, СВЧ-электроника.
Сегодня наблюдается активный раздел мирового рынка в сфере нанотехнологий и по прогнозам международных экспертов закончится к 2015 году, когда объем рынка нанопродукции достигнет 2,9 триллиона долларов.
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена федеральным  законом №139-ФЗ 19 июля 2007 года для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии».
В соответствии с реализацией Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 должны быть достигнуты следующие показатели:
( объем продаж российской продукции наноиндустрии ~ 900 млрд. рублей;
(доля отечестивенной продукции на мировом рынке нанопродукции ~3.0%;
(объем экспорта продукции наноиндустрии ~180 млрд. рублей;
(инвестиции в развитие производственно-технологической инфраструктуры ~180 млрд. рублей;
(доля исследователей, работающих в области наноиндустрии — 50% от общего числа;
(стоимость лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии — 27 млрд. рублей.
Основным инвестором наукоемких технологий в России является госкорпорация Роснано, которая в сотрудничестве с Федеральным агентством по науке и инновациям (ФАНИ) инициировала уже 123 проекта по коммерциализации разработок в области нанотехнологий и вложила в них более 750 млн долларов.
В настоящее время объем производства нанопродукции составляет лишь 5-8 млрд руб., тогда как объем производства инновационной продукции - 935 млрд руб. В числе приоритетных проектов Гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс назвал солнечную энергетику, производство светодиодов и нанокомпозитных материалов, а также нанотехнологии в сфере медицины.
Прогноз на 2015 год показывает, что мировой рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн. долларов США в год, причем треть этого объема (~ 2 трлн. долларов) придется на информационные и телекоммуникационные услуги. Россия, по оценкам ученых, должна иметь на этом рынке сегмент размером 8-12 процентов или 400-600 млрд. долларов США в год.
Исходя из прогнозов и экспертных оценок, для российской экономики в качестве перспективных были выделены следующие направления: космические технологии, новые материалы, новые источники энергии, экологически щадящие технологии, фундаментальные исследования в области энергетики, развитие программного обеспечения. В русле энергетических исследований выделены еще два направления; энергосберегающие технологии и новые технологии добычи и переработки нефти и газа. На основе анализа возможностей и конкурентных преимуществ имеет смысл сосредоточить усилия на развитии таких конкурентоспособных отраслей, как ядерное энергомашиностроение, аэрокосмическая техника, ракетостроение и военная авиатехника, нефтегазовое машиностроение, создание двигателей для аэрокосмической техники, дизелей и газотурбинных установок для энергетики.
Ядром экономики инновационного типа развития как экономики, основанной на знаниях, является научная, научно-техническая и инновационная деятельность, обеспечивающая получение новых знаний, их трансформацию в технологии, материалы, оборудование и иную наукоёмкую продукцию, вводимые в жизнедеятельность общества.
Торговля инновационным продуктом занимает все большее место в международной торговле, в том числе во внешней торговле России. Особая роль здесь принадлежит участию в международном обмене передовыми технологиями. Экспортно-импортные операции с инновационным продуктом обычно связаны с необходимостью развития соответствующей инфраструктуры, современного уровня производства, подготовки кадров.
Объекты международной торговли передовыми производственными технологиями подразделяются на две категории:
1) принципиально новые технологии, не имеющие отечественных или зарубежных аналогов, созданные впервые, обладающие качественно новыми характеристиками, базирующиеся на крупных пионерных или высоко результативных нововведениях;
2) технологии, не имеющие аналогов в стране-импортере. Объектами сделок купли-продажи при этом могут быть:
а) патенты на изобретения, беспатентные изобретения, патентные лицензии;
б) ноу-хау;
в) товарные знаки, промышленные образцы;
г) инжиниринговые услуги;
д) научные исследования.
Россия поставляет на мировой рынок инжиниринговые услуги, научные исследования и прочий инновационный продукт, а закупает в основном инжиниринговые услуги и товарные знаки.
Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие отдельных стран в условиях постиндустриального, информационного общества тесно связаны с импортом новейших технологий. Крупными импортерами передовых технологий являются наиболее развитые страны.
Россия является нетто-импортером технологий, определенная доля (в настоящее время наибольшая) которых основывается на инновационных разработках. Общая стоимость импорта технологий в 2,5 раза превышает общую стоимость их экспорта. Указанные тенденции проявляют динамичный рост и свидетельствуют о серьезном и все растущем влиянии внешней торговли на наполнение инновационной составляющей российской экономики на основе закупок прав на зарубежные открытия и нововведения при одновременном росте российского экспорта научных исследований. Активное сальдо по научным исследованиям подтверждает тот факт, что в России более успешно осуществляются научные разработки, чем дальнейшая реализация результатов исследований в производстве в виде ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков.
Крупнейшими партнерами России в торговле технологиями являются страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе Германия, США, Швейцария, Италия, Норвегия. Торговля технологиями со странами СНГ и ЕврАзЭС.
На рубеже XX-XXI столетий в развитии мировых рынков инноваций проявились новые тенденции, связанные с ростом наукоемкости и технологичности инновационного продукта, концентрацией инновационных ресурсов на направлениях, определяющих конкурентоспособность технологий, товаров и услуг, а также их географическую сегментацию.
Например, в послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009г Президент РФ Д. Медведев указал на то, что «наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, где будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии».
Одной из главных задач России в первой половине XXI в. должна стать реструктуризация и модернизация экономики а также диверсификация отечественного экспорта за счет продукции обрабатывающих отраслей, в первую очередь высокотехнологичных. Наша страна должна научиться производить и продавать на мировых рынках товары и услуги, отвечающие требованиям постиндустриального общества и воплощающие знания и профессионализм россиян, их исследовательский, образовательный и производственно-технологический потенциал.
Перспективы российского экспорта в первой половине XXI века во многом будут определяться тем, будет ли Poccия по-прежнему развиваться по инерционному экспортно-сырьевому сценарию, либо она сумеет претворить в жизнь стратегию инновационного прорыва.
По оценкам ряда экспертов, при переходе на инновационный путь развития, доля пятого технологического уклада в России возрастет до 30-35 % в 2050 г.; доля шестого уклада, который будет осваиваться с 2011-хгг., достигнет к концу периода 15-18 % за счет сокращения доли четвертого и особенно раннеиндустриальных и доиндустриальных укладов. Это станет основой существенного изменения структуры российского экспорта, резкого повышения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей, и прежде всего машин, оборудования и других высокотехнологических товаров. Возрастет и доля России в мировом экспорте по данным группам товаров.
При развитии по инновационному пути уже к 2020 г. доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте возрастет до 33 %, машин и оборудования - до 23 %, высокотехнологичных товаров - дол 10 %. К 2050 г. доли указанных товаров составят 75 %, 53 % и 50 % соответственно. К середине столетия структура российского экспорта будет мало отличаться от структуры мирового экспорта. Инновационные (инновационно-прорывные) сценарии развития национальной экономики могут быть реализованы лишь в условиях эффективного регулирования рыночных процессов со стороны государства. Необходима выработка и последовательная реализация перспективной стратегии на основе долгосрочного научного прогноза, охватывающего в совокупности инновационно-технологические, экономические, социальные, природно-экологические и иные характеристики настоящего и будущего.


















Заключение

Таким образом, в работе проведен анализ государственного регулирования внешней торговли России в современных условиях отметим следующее.
Российский Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Государственное регулирование ВЭД представляет собой комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:
осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
регулирует сотрудничество в военно-технической области;
определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
Глобальный финансовый кризис мировой экономики, под тяжелым воздействием которого оказалась Россия, выявил главную закономерность современного мирового общественного развития – постоянное эволюционное возрастающее значение государства и развитие его функций: консолидирующей, властной (институт власти), производственной, социальной, финансовой, регулирующей и определяющей перспективы, будущее общества, народа, нации, страны. Эту функцию можно определить понятием «инновационная функция».
У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности, наблюдается увеличение экспорта. Значительный рост стоимостных объемов экспорта являлся следствием улучшения мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности черных и цветных металлов.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, внутренними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основными проблемами внешнеторговой политики России являются регулирование экспорта, регулирование импорта и проблема вступления в ВТО. Исходя из того, как Руководство РФ решает эти проблемы, можно выделить основные цели внешнеторговой политики России. Целями внешнеторговой политики РФ являются: - достижение наиболее благоприятного торгового режима в отношениях с внешнеэкономическими партнёрами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с РФ; - защита интересов отечественных экспортёров на внешних рынках; - интеграция российской экономики в мировое хозяйство; - кредитование участников внешнеторговой деятельности; - функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; - организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; - проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.











Список литературы

Таможенный кодекс Таможенного союза (принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств - России, Казахстана и Белоруссии от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. :Дашков и К°, 2008. - 310с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 397с.
Архангельский В.Н. и др. Экономика корпораций.-М.: Изд-во РАГС, 2009. – 198с.
Архипов А., Городецкий А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. – М.: Инфра-М, 2009. – 400с.
Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2008. -672 с.
Бекяшев К. А. Таможенное право. - М. : Проспект, 2010. - 360 с.
Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 258 с.
Булатов А.С. Мировая экономика. –М.: Изд-во Экономист, 2009.- 245с.
Буркова Н., Воловик Н., Жаворонков С. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы. / Науч. ред. Е.Т. Гайдар - М.: Изд-во Проспект, 2010 – 188с.
Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности. - М.: Международные отношения, 2010.– 139с.
Васильев Е.С. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л.Е. Стровского. - М.:Изд-во ЮНИТИ, 2009. –546с.
Величенков А., Куликов В.. Теневые пирамиды реформируемой экономики. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 254с.
Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
Внешнеэкономический бизнес в России / под. ред. И. П. Фаминского. –М.: республика, 2009. –279с.
Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. – М.: Экономистъ, 2009. - 495 с.
Габригидзе Б. Н., Зобов В. Е., Таможенная служба в РФ. – М.: Международные отношения, 2009. – 123с.
Галушко И.И. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс. – М.: ЦИСН, 2008. – 65с.
Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеэкономических операций. –М.: ВАВТ, 2008. – 193с.
Жданов А. И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Питер, 2010. –179с.
Ищенко Е.Г. Инновационный тип развития экономики.– М.: Издательство РАГС, 2010. - 661с.
Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 416 с.
Кузнецова Я.В. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
Клюкин П.Н., Маликова О.И. М. Россия в системе международного разделения труда: взгляд с позиций экономической теории. - М.: Изд-во РАГС, 2010.- 273с.
Кушлин В.И. Национальная экономика.-. М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.
Макрусев В. В. Основы системного анализа. - М. : РТА, 2006. - 573 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Авдокушин Е.Ф. - М.: Экономистъ, 2010. -366 с.
Международные экономические отношения: учебник / под ред. И.П. Фаминского. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 410 с.
Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2010, - 734 с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2010. – 650с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М. : Дашков и К°, 2009. - 499 с.
Пучков А. М. Реформа работы таможни: схема реализации. - 2009. - №2 . - С. 64-65.
Раджабова З.К. Мировая экономика. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2010. -201с.
Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. Под ред. В.Ю. Преснякова. – М.: Аграф, 2008.- 97с.
Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2009. - 990 с.Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Татаренко А. В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века. - // История государства и права . - 2008. - №4. - С. 23-24.
Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / под ред. Э. Э. Батизи –М.: Инфра-М, 2009. –230с.
Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2009. - 303 с.
Халипов С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. – М.: Экономика, 2009. – 156с.
www.expert.ru // Сстатистика прогнозов изменения структуры внешней торговли РФ до 2025г.
www.gks.ru
www.industryweek.com
www.unctad.org
www.wto.org
www.economy.gov.ru



Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М. : Дашков и К°, 2009. - 499 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Авдокушин Е.Ф. - М.: Экономистъ, 2010. -366 с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Международные экономические отношения / Под ред. Авдокушин Е.Ф. - М.: Экономистъ, 2010. -366 с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М. : Дашков и К°, 2009. - 499 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Авдокушин Е.Ф. - М.: Экономистъ, 2010. -366 с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М. : Дашков и К°, 2009. - 499 с.

Кушлин В.И. Национальная экономика. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.
Внешнеэкономический бизнес в России / под. ред. И. П. Фаминского. –М.: республика, 2009. –279с.

Кушлин В.И. Национальная экономика. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.
Кушлин В.И. Национальная экономика. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.
Внешнеэкономический бизнес в России / под. ред. И. П. Фаминского. –М.: республика, 2009. –279с.
Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2009. -397с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
Внешнеэкономический бизнес в России / под. ред. И. П. Фаминского. –М.: республика, 2009. –279с.
www.expert.ru

www.expert.ru
Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2009. - 990 с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2010. – 650с.

Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2010. – 650с.
Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2010. – 650с.
Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2009. -397с.
Ищенко Е.Г. Инновационный тип развития экономики.– М.: Издательство РАГС, 2010. - 661с.
Булатов А.С. Мировая экономика. –М.: Изд-во Экономист, 2009.- 245с.

Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2009. - 303 с.

Галушко И.И. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.

Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2009. - 990 с.
Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 258 с.

Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 258 с.

Ищенко Е.Г. Инновационный тип развития экономики.– М.: Издательство РАГС, 2010. - 661с.

Кушлин В.И. Национальная экономика.-. М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.















2



Мировая сфера внешней торговли
Информационно-техническое обеспечение - Им


Рг









Мп Мп

Государственный механизм
регулирования ВЭД


Федеральный уровень - Мг


Региональный уровень - Мг


Сфера ВЭД государства Информационно-аналитическое обеспечение – Иг
Рп








Rп

Механизм управления ВЭД предприятия - Мп


Сфера ВЭД предприятия Информационно-аналитическое обеспечение – Ип


Межгосударственный
механизм регулирования ВЭД - Мм


-Киотская конвенция
-О временном ввозе
-Конвенция МДП
-Конвенция A.T.A.
-Об упрощении и гармонизации таможенных процедур
-О гармонизированной системе описания и кодирования товаров

Список литературы

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств - России, Казахстана и Белоруссии от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
2.Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
3.Абрамов В. Л. Мировая экономика. - М. :Дашков и К°, 2008. - 310с.
4.Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Изд-во Дашков и К, 2010.- 174с.
5.Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 397с.
6.Архангельский В.Н. и др. Экономика корпораций.-М.: Изд-во РАГС, 2009. – 198с.
7.Архипов А., Городецкий А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. – М.: Инфра-М, 2009. – 400с.
8.Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2008. -672 с.
9.Бекяшев К. А. Таможенное право. - М. : Проспект, 2010. - 360 с.
10.Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 258 с.
11.Булатов А.С. Мировая экономика. –М.: Изд-во Экономист, 2009.- 245с.
12.Буркова Н., Воловик Н., Жаворонков С. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы. / Науч. ред. Е.Т. Гайдар - М.: Изд-во Проспект, 2010 – 188с.
13.Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности. - М.: Международные отношения, 2010.– 139с.
14.Васильев Е.С. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
15.Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л.Е. Стровского. - М.:Изд-во ЮНИТИ, 2009. –546с.
16. Величенков А., Куликов В.. Теневые пирамиды реформируемой экономики. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 254с.
17.Вершин А. П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. –М.: Инфра-М, 2010. –215с.
18.Внешнеэкономический бизнес в России / под. ред. И. П. Фаминского. –М.: республика, 2009. –279с.
19.Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. – М.: Экономистъ, 2009. - 495 с.
20.Габригидзе Б. Н., Зобов В. Е., Таможенная служба в РФ. – М.: Международные отношения, 2009. – 123с.
21.Галушко И.И. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
22.Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс. – М.: ЦИСН, 2008. – 65с.
23.Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеэкономических операций. –М.: ВАВТ, 2008. – 193с.
24.Жданов А. И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Питер, 2010. –179с.
25.Ищенко Е.Г. Инновационный тип развития экономики.– М.: Издательство РАГС, 2010. - 661с.
26.Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. Международ¬ная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 416 с.
27.Кузнецова Я.В. Национальная экономическая система России: состояние и перспективы : материалы научной конференции. Москва, РАГС, 14 апреля 2009 года : Лебедевские чтения / под общ. ред. А.Н. Фоломьева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. – 381с.
28.Клюкин П.Н., Маликова О.И. М. Россия в системе международного разделения труда: взгляд с позиций экономической теории. - М.: Изд-во РАГС, 2010.- 273с.
29.Кушлин В.И. Национальная экономика.-. М.: Изд-во РАГС, 2010. - 496с.
30.Макрусев В. В. Основы системного анализа. - М. : РТА, 2006. - 573 с.
31.Международные экономические отношения / Под ред. Авдокушин Е.Ф. - М.: Экономистъ, 2010. -366 с.
32.Международные экономические отношения: учебник / под ред. И.П. Фаминского. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 410 с.
33.Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2010, - 734 с.
34.Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .- М. : КНОРУС, 2010. – 650с.
35.Основы таможенного дела. Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 2009. – 687с.
36.Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М. : Дашков и К°, 2009. - 499 с.
37.Пучков А. М. Реформа работы таможни: схема реализации. - 2009. - №2 . - С. 64-65.
38.Раджабова З.К. Мировая экономика. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2010. -201с.
39.Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. Под ред. В.Ю. Преснякова. – М.: Аграф, 2008.- 97с.
40. Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2009. - 990 с.Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции.- М.: Мысль,2010.-196с.
41.Татаренко А. В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века. - // История государства и права . - 2008. - №4. - С. 23-24.
42.Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / под ред. Э. Э. Батизи –М.: Инфра-М, 2009. –230с.
43.Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2009. - 303 с.
44.Халипов С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. – М.: Экономика, 2009. – 156с.
45.www.expert.ru // Сстати¬стика прогнозов изменения структуры внешней торговли РФ до 2025г.
46.www.gks.ru
47.www.industryweek.com
48.www.unctad.org
49.www.wto.org
50.www.economy.gov.ru

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет внешнеэкономическая деятельность для России?

Внешнеэкономическая деятельность имеет большое значение для России. Она способствует развитию экономики страны, позволяет налаживать взаимовыгодные торговые отношения с другими государствами, привлекать иностранные инвестиции, обеспечивает разнообразие товаров и услуг на рынке. Без внешнеторговой деятельности Россия не смогла бы полноценно участвовать в мировой экономике.

Какие основные понятия связаны с внешнеэкономической деятельностью?

Основные понятия, связанные с внешнеэкономической деятельностью, включают экспорт, импорт, валюту, тарифы, барьеры, договоры, международные организации и многое другое. Экспорт - это продажа товаров и услуг за пределами страны, а импорт - покупка товаров и услуг из других стран. Валюта играет важную роль в международной торговле, так как все операции проводятся в различных валютах. Тарифы и барьеры - это меры, принимаемые государствами для регулирования международной торговли. Договоры и международные организации также играют важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Каковы принципы регламентирования международной торговли?

Принципы регламентирования международной торговли включают принципы свободы торговли, принципы защиты национальных интересов, принципы порядка и справедливости. Принцип свободы торговли означает, что государства должны давать возможность свободного перемещения товаров и услуг через границу. Принципы защиты национальных интересов позволяют государствам применять тарифы и другие меры для защиты внутреннего рынка и промышленности. Принципы порядка и справедливости включают принципы недискриминации, предсказуемости и пропорциональности в международной торговле.

Какие принципы регламентируют международную торговлю?

Международная торговля регламентируется такими принципами, как свобода торговли, национальный режим, наиболее благоприятная нация и взаимность. Свобода торговли предполагает отсутствие препятствий для ввоза и вывоза товаров и услуг, национальный режим обеспечивает иностранным компаниям права и привилегии, равные местным, наиболее благоприятная нация дает предпочтительные условия торговли наиболее важному партнеру, а взаимность подразумевает взаимные преимущества при осуществлении торговых операций.

Какова правовая база внешнеэкономической деятельности?

Правовая база внешнеэкономической деятельности включает международные и внутренние нормативные акты. Международные нормы регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО) и другими международными соглашениями. Внутренние нормативные акты в России содержатся в законах, указах, постановлениях правительства и других регулирующих документах.

Какие методы используются для регулирования внешнеэкономической деятельности?

Для регулирования внешнеэкономической деятельности используются различные методы, включая тарифные и нетарифные барьеры, административное регулирование, валютное регулирование, санкции и другие меры. Тарифные барьеры включают в себя пошлины, таможенные сборы и квоты на импорт, а нетарифные барьеры представляют собой лицензирование, сертификацию и другие виды ограничений. Административное регулирование осуществляется через различные разрешительные и контрольные процедуры, а валютное регулирование контролирует операции с иностранной валютой.

Какие перспективы развития регулирования внешнеэкономической деятельности?

Перспективы развития регулирования внешнеэкономической деятельности включают усиление интеграционных процессов, улучшение торговых отношений между странами, создание новых международных правовых инструментов и соглашений, а также развитие цифровой экономики. Также возможно упрощение процедур и снижение бюрократической нагрузки для предпринимателей.

Какова сущность внешнеэкономической деятельности?

Внешнеэкономическая деятельность отражает экономические связи государства с другими странами и заключается в движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы. Она включает в себя экспорт, импорт, инвестиции, туризм, миграцию и другие виды взаимодействия государств.

Какие принципы регулируют международную торговлю?

Основные принципы регулирования международной торговли включают национальное обращение, наибольшую благоприятствуемую нацию, наиболее одностороннее действие, взаимность и самодискриминацию. Эти принципы направлены на обеспечение равных условий для всех участников международной торговли и снижение протекционистских мер.

Какова правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности?

Правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности формируется на основе международных договоров, внутреннего законодательства и нормативных актов государства. В России основными нормативными актами являются Конституция, Федеральный закон "О внешнеэкономической деятельности", Таможенный кодекс и другие законодательные акты.

Какие методы применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности?

Для регулирования внешнеэкономической деятельности применяются различные методы, включая тарифные и нетарифные меры, контроль и надзор со стороны государства, установление валютных курсов, заключение международных торговых договоров, создание торговых блоков и другие методы.