«Звезда Соломона» А.И.Куприна как один из источников романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 2626 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:


ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Фантастическая повесть А.Куприна
Глава 2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Наиболее романтичной и гуманистичной предстает трактовка темы романа в статье М.А.Андреевской. Она обращает внимание на тот факт , что сверхъестественные “ведомства” света и тьмы не удается противопоставить по антитезе Добра и Зла и предлагает такое разграничение: Справедливость и Милосердие. Несмотря на силу традиционных представлений и эпиграф из “ Фауста “ (Андреевская называет его обманным), такая точка зрения представляется очень адекватной содержанию романа. Действительно, на помощь человеку в силу неограниченных творческих возможностей писателя приходят оба сверхъестественных “ведомства”, обе Высшие Силы. Что касается зла в той его природе , в какой оно разрушает , соблазняет и уничтожает , оно с большой очевидностью отнесено в романе не столько к “ведомству” Воланда , сколько к делам рук человеческих . Здесь наказанные Воландом духовный убийца мыслей Берлиоз и шпион и наушник барон Майгель из московской сюжетной линии , здесь и бесчисленные покойные преступники из сцены Великого бала Сатаны . Словом , ад создается без всякого вмешательства инфернальных сил . А ведомство Дьявола действительно вершит справедливость , и эта мысль находит подтверждение в словах Воланда при его беседе с головой Берлиоза : “... все теории стоят одна другой . Есть среди них и такая , согласно которой каждому будет дано по его вере.” Воланд справедлив , но суров , как закон Римского права . Поэтому он говорит Маргарите : “... никогда и ничего не просите ! ... Сами предложат и сами все дадут !” .
Тема милосердия связывается в романе в первую очередь с личностью Иешуа, униженного, слабого и незащищенного, но ни на секунду не поколебавшегося в своей вере , что все люди добры и что царство истины настанет . В рамках “романа в романе”, сочиненного Мастером, Иешуа предстает перед жестоким и трусливым прокуратором как человек , а перед читателями романа - как сын Божий, как Иисус, о котором на первых страницах романа сказано , что он существовал, и который действительно существует, спасая человека Милосердием . Представить дело так, что Милосердие - это какое-то смягчающее добавление к Справедливости , которое вносится естественной жалостью человеческого сердца , - это значит уйти от существа большой духовной проблемы , редкостного феномена , данного христианством .
В самом деле, нет сил у Справедливости снять страданий Пилата , даже если взять в расчет двухтысячилетние муки искуплением . Сверхчеловеческая сила любви дает ему милосердное прощение , которое , в отличие от доступной и понятной Справедливости , всегда останется для человека чудом и тайной . Пилат даже просит Иешуа поклясться в том , что казни не было и тот, улыбаясь, клянется в этом .
Созвучная этому воззрению концепция темы излагается А.Маргулевым . Зло или тьма в романе предстает равнозначной Добру или Свету силой .
В романе “ведомство” Воланда предстает дополнительным к “ведомству” Иешуа , реализуя таким образом религиозно - философский принцип дуализма. Не случайно в последней, 32-ой главе , Воланд обращается к Маргарите , сострадающей Пилату , сидящему в своем вечном каменном кресле : “ Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот , с кем он так стремиться разговаривать ...” . Иешуа суверенно просит Воланда за Пилата , как он чуть раньше через посредство Левия Матвея попросил за Мастера . Воланд забирает мастера и уносит его в покой , он уже устами Мастера отпускает Пилата (“Свободен ! Свободен ! Он ждет тебя . “). Таким образом “Князь тьмы” выступает как земной администратор Божественного правосудия .
Тему Добра и Зла в своеобразной трактовке усматривает П.Андреев в своих “фантастических рассуждениях о фантастическом романе “. Согласно его разработкам “ Добро унижено и уничтожено , попрано , оклеветано ; полновластвует нечистая сила . Она ведь хоть нечистая , но сила , и все остальное беспомощно перед ней.” В художественном восприятии эта сила может выглядеть в известной степени привлекательной и даже благородной, как одна из высших сил . Этого , безусловно , нет в мелочном и обыденном земном зле . Силу эту готов принять и разум , оправдывая своеобразной диалектикой , заключенной в эпиграфе к роману .
“... ныне - где добрые люди ? “ - вопрошает автор статьи “Беспросветные и просвет” - “ Их нет, не осталось добрых ...” Это беспросветье приводит в последнюю фазу отчаяния художника - Мастера . Роман Булгакова , по мнению П.Андреева , - это роман о гибели человека в мире без добра , который по сути дела представляет собой своего рода “ анти - Фауста “.
Структура романа “Мастер и Маргарита” во всех ее срезах - сюжетном , пространственном , логическом , этическом , и даже в топологии связей и отношений между персонажами - исключительно сложна и парадоксальна . Она не может быть выражена примитивными категориями и закономерностями . Роман напоминает загадочные гравюры Мауритца Эсхера , на которых изображается немыслимая замкнутая лестница , ведущая все время вверх , или фигуры и пиктограммы неожиданно переходящие в свои противоположности . Иногда в нем чудится немецкий юмор и сюжетная замысловатость волшебных сказок Гофмана .
Выводы и заключения, возникающие по прочтении произведения , очень неоднозначны и в сильной степени зависят от настроя читателя , времени и географического его местоположения . Вот поэтому все исследования , любительские и профессиональные , нельзя считать завершенными и подготовленными к сдаче в архив .
Этот роман - одно из лучших прозаических произведение ХХ века. Он переведен на многие иностранные языки и питает интересы зарубежных литературоведов и историков Воздействие его на этические чувства и нравственные установки читателя огромно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Множество мелких, частных, но важных деталей из «Звезды Соломона» подхвачены и преображены Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Тут и изменчивые глаза Тоффеля, и его способность показываться человеку в любом месте въявь, живьем – не где-то там, в видениях, а в натуре. Есть основания думать, что характер Тоффеля отложился некоторыми чертами и в образе булгаковского Коровьева-Фагота.
Правда, Тоффель старше и не очень склонен к забавам. Но – энергичен, даже суетлив, болтлив не в меру, с ловкостью «фокусника» достает всяческие бумажки с печатями и к тому же поет «фальшиво» итальянскую песню. Ссылки Фагота на то, что он – бывший регент, тоже находят объяснение в рассказе Куприна: ведь там есть регент Среброструнов, который впоследствии приходил к Цвету одалживать деньги: простудился, стал глохнуть, голос сдал.
Любопытно отметить, что и Тоффель перед Цветом, и Воланд в квартире Лиходеева появляются в тождественной ситуации: герои просыпаются после изрядной выпивки непривычно поздно (один – в десять часов три минуты, другой в одиннадцать) и в присутствии незнакомца. Эта причина изначально важна, так как она дает возможность Тоффелю и Воланду, не оставляя персонажам времени на размышления, подчинить их своей воле.
Булгаков, подхватывая догадки Куприна, временами использует их с широтой, о которой его предшественник и не помышлял. Куприн, к примеру, только называет способность Тоффеля «казаться» въявь, то есть на самом деле. А Булгаков красочно расписывает каждое «явление» героев из группы Воланда: то они отражаются в зеркалах, то материализуются, то звучат только их голоса, то они неожиданно меняют внешность. Подобные сцены связаны идеей постоянной изменчивости и вечных трансформаций неведомого мира. Но – и, идеей вынужденной приспособляемости этого мира к человечеству, еще более нестабильному и капризному.
Булгаков вдохновенно разворачивает мотив, лишь названный Куприным, – легкости и ловкости героя в результате приобщения к иным силам. Цвет, проснувшись в имении, после ночи, в которую он набрел на ключевое слово, «сразу почувствовал себя таким бодрым, свежим и легким и ловким, как будто бы все его тело потеряло вес... как будто ему вдруг стало девять лет, когда люди более склонны летать, чем передвигаться по земле. Куприн к этой мысли более не возвращается. А Булгаков, связав ее внешне с чудодейственной мазью Азазелло, погружает читателя в развернутые описания полета Маргариты над Москвой и ее окрестностями.
Широко использовал Булгаков мотив потери памяти, намеченный Куприным: Цвет забыл, что с ним было, «точно кто-то стер губкой все события этой странной и страшной ночи». Он забыл и свою прошлую жизнь.
В «Мастере и Маргарите» больной профессор Иван Николаевич Понырев имеет «исколотую память», в ней, до очередного приступа болезни, образуются пустоты: полностью пропадают удивительные события, свидетелем которых он был.
И, наконец, надо сказать, что Булгаков весьма активно использовал трамвай, возникающий в кульминации рассказа Куприна. Потрясенный Цвет «в полной мере пережил и перечувствовал все, что было в эти секунды с дамой, торопливость, растерянность, беспомощность, ужас». Зигзагом молнии ему вдруг осветилась его собственная жизнь, он вспомнил все – и колдовское слово. Наступила развязка. Гибель незнакомой дамы в рассказе Куприна-повод для психологической катастрофы героя.
Этот ход принимает и Булгаков. Иван Бездомный, потрясенный гибелью Берлиоза, заболевает, а знакомство с Мастером и излечение ведут его к пересмотру своих жизненных позиций. В результате из скверного самодовольного поэта Ивана Бездомного получается профессор Иван Николаевич Понырев; прощаясь с ним, Мастер называет его «мой ученик» – тот сдержал слово и прекратил писать стихи.
Однако и сама ситуация гибели под колесами трамвая представлена Булгаковым как содержательная: не случайная смерть неведомого человека, а возмездие Берлиозу за безответственность, за пошлый рационализм за эгоистическое удобное жизнеустройство.
Думается, что Куприн подсказал Булгакову самое главное: вероятные пути соединения «чужой чертовщины», впрочем, давно уже ставшей своей, с картинами окружающей жизни. Реалии киевского быта, которым мог и не придавать значения Куприн, имели для Булгакова, читавшего рассказ в Киеве, особую искусительную наглядность. Возможно, тогда и зародились соблазнительные мысли и параллели, которым суждено было воплотиться в образы уже много лет спустя, в годы жизни Булгакова в Москве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреевская М. О Мастере и Маргарите . Лит. обозрение, 1991. №5. Булгаков М. Мастер и Маргарита М./Художественная литература/. 2004.-392с
Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М./ Художественная литература/ 1989 -405с.
Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М. Изд-во АН СССР 1956. 239с.
Галинская И. Загадки известных книг. М./ Наука/ 1986. -312с
Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске . Лит.обозрение .1991 . № 5
Кузякина Н 1984 От Тоффеля к Воланду. Вечерний Волгоград . - 1984- 1-2 марта
Куприн А.Сборник повестей СПб:/Азбука-классика/. 2007- 338с
Мягков Б.С. и Соколов Б.В. Михаил Булгаков. Чаша жизни. М., /Советская Россия/ 1989. -488с
Ревич С. Куприн, Брюсов,Олигер. М.: Знание, 1979.- 64 с.
Соколов Б.В. О творческом пути Михаила Булгакова. Кишинев /Лит. артистик/ 1989- 83с
Яновская Л. Треугольник Воланда . Журнал Октябрь . 1991. № 5


Курсив – авторский. См. Соколов Б.В. О творческом пути Михаила Булгакова. Кишинев /Лит. артистик/ 1989 С.12-13
Там же. С.13
Соколов Б.В. О творческом пути Михаила Булгакова. Кишинев /Лит. артистик/ 1989 С.12-13
Соколов Б.В. О творческом пути Михаила Булгакова. Кишинев /Лит. артистик/ 1989 С.13
Кузякина Н 1984 От Тоффеля к Воланду. Вечерний Волгоград . - 1984- 1-2 марта.
Кузякина Н 1984 От Тоффеля к Воланду. Вечерний Волгоград . - 1984- 1-2 марта.
Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М./ Художественная литература/, 1989. С. 183 - 184.
Здесь и далее ссылки из Куприн А.Сборник повестей СПб:/Азбука-классика/. 2007
Мягков Б.С. и Соколов Б.В. Михаил Булгаков. Чаша жизни. Составители. М./Советская Россия/1989 С. 564, 568.
Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М./ Художественная литература/ 1989. С. 183 - 184.
Андреевская М. О Мастере и Маргарите . Лит. обозрение, 1991. №5. С. 59 - 63.
Там же.
Булгаков М. Мастер и Маргарита М./Художественная литература/. 2004.С.28-29
Андреевская М. О Мастере и Маргарите . Лит. обозрение, 1991. №5. С. 59 - 63.
Андреевская М. О Мастере и Маргарите . Лит. обозрение, 1991. №5. С. 59 - 63.
Булгаков М. Мастер и Маргарита М./Художественная литература/. 2004.С286
Булгаков М. Мастер и Маргарита М./Художественная литература/. 2004.С. 389













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреевская М. О Мастере и Маргарите . Лит. обозрение, 1991. №5. Булгаков М. Мастер и Маргарита М./Художественная литература/. 2004.-392с
2.Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М./ Художественная литература/ 1989 -405с.
3.Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М. Изд-во АН СССР 1956. 239с.
4.Галинская И. Загадки известных книг. М./ Наука/ 1986. -312с
5.Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске . Лит.обозрение .1991 . № 5
6.Кузякина Н 1984 От Тоффеля к Воланду. Вечерний Волгоград . - 1984- 1-2 марта
7.Куприн А.Сборник повестей СПб:/Азбука-классика/. 2007- 338с
8.Мягков Б.С. и Соколов Б.В. Михаил Булгаков. Чаша жизни. М., /Советская Россия/ 1989. -488с
9.Ревич С. Куприн, Брюсов,Олигер. М.: Знание, 1979.- 64 с.
10.Соколов Б.В. О творческом пути Михаила Булгакова. Кишинев /Лит. артистик/ 1989- 83с
11.Яновская Л. Треугольник Воланда . Журнал Октябрь . 1991. № 5

Вопрос-ответ:

Какую роль играет повесть А. Куприна "Звезда Соломона" в романе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова?

Повесть А. Куприна "Звезда Соломона" является одним из источников для романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Этот произведение влияло на создание образа Воланда и его свиты в романе. Некоторые мотивы и идеи, заложенные в "Звезде Соломона", встречаются и в "Мастере и Маргарите".

О чем глава 1 "Фантастическая повесть" А. Куприна?

Глава 1 "Фантастическая повесть" А. Куприна рассказывает о приключениях протагониста, который обнаруживает загадочную вещь – Звезду Соломона. Звезда обладает сверхъестественными свойствами и привлекает внимание разных людей, преследующих разные цели. Эта глава удерживает читателя в напряжении и вводит в основную сюжетную линию повести.

О чем глава 2 "Мастер и Маргарита" М. Булгакова?

Глава 2 "Мастер и Маргарита" М. Булгакова рассказывает о том, как Мастер и его возлюбленная Маргарита оказываются в Москве, где происходят странные сверхъестественные события. Мастер работает над рукописью о Понтии Пилате, а Маргарита полностью отдается ему. Эта глава является важным введением в сюжет романа и устанавливает тон и атмосферу произведения.

Какую трактовку темы романа предлагает М. А. Андреевская в своей статье?

М. А. Андреевская предлагает романтическую и гуманистическую трактовку темы романа в своей статье. Она утверждает, что противопоставление Добра и Зла не является основным в "Мастере и Маргарите", а важнее понятия Справедливости и Милосердия. Через сверхъестественные ведомства света и тьмы автор отражает вечную борьбу между законом и состраданием.

В чем заключается связь между повестью "Звезда Соломона" А. Куприна и романом "Мастер и Маргарита" М. Булгакова?

Связь между этими произведениями заключается в том, что роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова является продолжением идеи, заложенной в фантастической повести "Звезда Соломона" А. Куприна. Оба текста рассматривают тему сверхъестественного и противопоставляют справедливость и милосердие.

Какая трактовка темы романа "Мастер и Маргарита" в статье М. А. Андреевской?

В статье М. А. Андреевской представлена романтическая и гуманистическая трактовка темы романа "Мастер и Маргарита". Автор обратила внимание на то, что в романе не удалось противопоставить по антитезе добра и зла, выделяя ведомства света и тьмы. Вместо этого, предлагается различать справедливость и милосердие.

Как связаны справедливость и милосердие в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова связь между справедливостью и милосердием вытекает из гуманистической трактовки темы. Автор показывает, что эти понятия не противопоставляются друг другу, а, наоборот, существуют в единстве. Справедливость без милосердия может быть жестока и безразлична к страданиям, а милосердие без справедливости может привести к произволу и нарушению закона.

Что является источником романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова?

Один из источников романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова - фантастическая повесть "Звезда Соломона" А. Куприна. Булгаков черпал вдохновение из этой повести, развивая идеи о сверхъестественных явлениях, сатане и хаосе. Однако, "Мастер и Маргарита" стал самостоятельным произведением, отличающимся своими сюжетом и глубиной.

Какую тему романа Мастер и Маргарита М.А. Булгакова трактует статья М.А. Андреевской?

Статья М.А. Андреевской трактует тему романа Мастер и Маргарита М.А. Булгакова как самобытную и противопоставляет сверхъестественные ведомства света и тьмы не через антитезу Добра и Зла, а через разграничение Справедливости и Милосердия.