Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Работа над коллективными композициями с детьми 6-7 лет в условиях детского сада.

  • 61 страница
  • 48 источников
  • Добавлена 14.02.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
1.1. История и классификация коллективной изобразительной деятельности детей
1.2. Теоретические основы работы с дошкольниками над декоративными композициями
1.3. Значение разработки коллективных творческих заданий, направленных на творческое развитие детей
1.4. Организация коллективной деятельности дошкольников на занятиях изобразительным творчеством
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ОБЛАСТИ СКУЛЬПТУРЫ
2.1. Изучение опыта работы педагогов, работающих с дошкольниками в области создания коллективных композиций
2.2. Формирующий этап эксперимента, направленный на выявление оптимальных методов при разработке коллективных творческих заданий
2.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Фрагмент для ознакомления

Предварительная работа включала в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр, дети просмотрели мультфильмы «Подводное царство» и «Подводная братва», в живом уголке дети знакомились с обитателями аквариума, его оформлением, с водными растениями и пр.
Все новые знания и наблюдения обсуждались педагогом с детьми, обращалось внимание детей на композицию аквариума, цвета и формы деталей оформления, после просмотра мультфильмов обсуждались «характеры» подводных обитателей, то, какими изобразительными средствами можно передать их индивидуальные особенности.
В процессе обучения дети знакомились с особенностями, свойствами и возможностями материалов для лепки, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. Введение новых способов лепки, изучение возможностей материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решали совместно с педагогом и коллективно, способствовали решению учебных задач и заданий.
3. Обсуждение.
Обсуждение коллективных творческих работ детьми и педагогом помогали детям видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Порядок работы над скульптурной композицией:
1.Возникновение идеи.
2.Работа над эскизом.
3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4. Распределение индивидуального объема работы.
5.Индивидуальная работа с педагогом в технике лепки.
6. Коллективная сборка – монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.
7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8. Анализ выполненной композиции.
В ходе выполнения коллективной работы осуществлялось нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатывались следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Основные принципы, заложенные в основу опытно-экспериментальной работы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в работу над сложной коллективной композицией (совместно-индивидуальная форма работы). Если приступать к освоению очередного этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, лишь в конце эти фрагменты объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. При этом дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой о размерах, формах, композиции.
- На третьем этапе создают коллективную работу. В конце занятий создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
- на начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, подчеркивая, что товарищ делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию к творческому мышлению.
4. Принцип выбора. Подразумевает творческое взаимодействие педагога и ребенка при решении заданной темы, поощряется оригинальный подход к работе.
Шесть разработанных занятий описаны в приложении 2.
Таким образом, в результате формирующего этапа эксперимента созданы педагогические условия повышения уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью (скульптура):
- эстетически организована предметно-пространственная среда ДОУ (в интерьер групповой комнаты включены предметы декоративно-прикладного искусства – народные лепные игрушки; оформлена выставка творческих работ детей);
- созданы технические условия для коллективной изобразительной деятельности (скульптура): имеется разнообразие материалов для творчества, дидактические материалы и образцы, организованы соответствующие рабочие места с достаточным освещением;
- воспитатели получили помощь методиста по коллективной изобразительной деятельности (скульптура) с детьми;
- для повышения мотивации детей к творческой деятельности организована выставка творческих работ дошкольников, знакомство родителей с достижениями детей.
Для проведения формирующего этапа эксперимента разработаны занятия занимательного характера, имеющие интересное содержание, развивающие умения и навыки работы с различными материалами. Использование показа технологий работы, а также применение игровых технологий и занимательных физкультминуток в ходе занятий позволило занятиям стать более интересными, результативными. Разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (коллективная скульптурная композиция), проявляя при этом фантазию, инициативу, стимулируя состояние творчества. Благодаря проведенному нами обучению на занятиях дети научились создали скульптурную многофигурную композицию. Итогом детской изобразительной деятельности явилась выставка выполненной работы в холле детского сада.

2.3. Контрольный этап эксперимента

После проделанной нами опытно-экспериментальной работы по повышению уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью (скульптура) проведен контрольный этап эксперимента с теми же детьми, которые участвовали в констатирующем эксперименте.
Цель контрольного этапа исследования: выявление итогового уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью (скульптура).
Задачи контрольного этапа эксперимента:
1. Провести сравнительный анализ исходных и итоговых показателей уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью (скульптура).
2. Оценить эффективность формирующего этапа эксперимента (разработанных и проведенных занятий коллективной изобразительной деятельностью) и сделать выводы.
Для оценки итогового уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью проводился анализ созданных детьми творческих работ (коллективная скульптурная композиция). Анализ осуществлялся по выдвинутым нами критериям, описанным выше (табл. 2).
Проведено занятие с детьми по созданию коллективной скульптурной композиции. Детям было предложено создать композицию «Ночь в магазине игрушек». Детей не ограничивали в проявлениях фантазии, они могли изобразить любую игрушку по собственному желанию. Детям предложено договориться о том, как расположить выполненные фигурки игрушек, придумав, что же делают игрушки ночью, когда их никто не видит.
Результаты оценки итогового уровня развития декоративного творчества дошкольников приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования итогового уровня развития декоративного творчества у детей

Дети Оценка творческих работ, баллы Общение Планирование Оценивание Навыки ИЗО деятельности Творчество Общий балл Уровень Ваня К. 2 3 2 3 2 14 В Дима С. 2 1 2 1 2 8 С Марина Ф. 1 2 2 1 1 7 С Максим Д. 2 2 2 2 1 9 С Гордей А. 3 3 2 3 2 13 В Игорь М. 2 2 2 2 2 10 С Соня Б. 3 3 3 2 3 14 В Ксюша В. 2 3 2 3 2 12 В Миша Х. 3 2 3 2 3 13 В Саша Л. 2 2 1 1 2 8 С Паша Л. 2 3 2 3 2 12 В Аня Ч. 2 2 2 2 2 10 С Катя М. 1 2 2 2 1 8 С Лена Е. 3 3 3 2 2 13 В Тамара У. 2 2 2 2 2 10 С
В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Рис. 2. Процентное распределение дошкольников по итоговым уровням овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью

Дети увлеклись предложенным сюжетом, с интересом обсуждали композицию, согласовывали размеры игрушек, придумывали характерные детали, интересные позы и пр. Коллективная сборка (монтаж композиции) сопровождался обсуждением, наблюдалось сотворчество детей. Уже после сборки дети добавляли детали, меняли позы персонажей (этому способствовал выбор материала - пластилин). В итоге получилась яркая, оригинальная композиция.
Результаты статистической обработки показателей уровней овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью до и после опытно-экспериментальной работы (формирующего эксперимента) представлены в таблице 5.
Таблица 5
Процентное распределение дошкольников по уровням овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью

Этап эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень В % Колич. детей В % Колич. детей В % Колич. детей Констатирующий 6,7 % 1 46,7% 7 46,7% 7 Контрольный 46,7% 7 53,3% 8 0% -
Динамика показателей овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью на основе анализа коллективной композиции (скульптура) дошкольников показана на гистограмме (рис. 3).


Рис. 3. Динамика овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента говорят о значительной положительной динамике овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью. У детей повысился уровень коммуникативных способностей и способностей по изобразительной деятельности (табл. 4). В целом анализ созданной детьми итоговой коллективной творческой работы выявил высокий и средний уровни овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью. В то же время, педагогам рекомендуется продолжить работу над коллективными композициями с детьми 6-7 лет, так как у восьми детей средний итоговый уровень овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью.

Выводы по 2 главе

1. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что особенности организации занятий по созданию коллективных композиций детьми 6-7 лет в области скульптуры не рассматривалась исследователями, вследствие чего нами было предпринято экспериментальное изучение данной проблемы, которое включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Нами предложены методики исследования и подобраны критерии оценки занятий педагогов и критерии оценки уровней овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью в области скульптуры.
2. Констатирующий этап эксперимента подтвердил наше предположение о необходимости разработки содержания и методики занятий коллективной изобразительной деятельностью (скульптура). Опытно-экспериментальная работа (формирующий эксперимент) был нацелен на повышение уровня овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью (скульптура). Педагоги провели совершенствование предметной развивающей среды. Нами разработаны и проведены шесть занимательных занятий, в ходе которых дети создали коллективную композицию «Подводный мир».
3. После формирующего эксперимента проведен контрольный этап эксперимента с теми же детьми, которые участвовали в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного этапа эксперимента выявили значительную положительную динамику овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью. Подтверждена гипотеза исследования: процесс творческого развития детей 6-7 лет более эффективен при выявлении и применении на практике в условиях детского сада оптимальных методов работы над коллективными композициями с детьми 6-7 лет.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения дипломной работы решены все поставленные задачи исследования и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что коллективная деятельность детей рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения дошкольников к изобразительному творчеству сравнительно недавно. Коллективная изобразительная деятельность способствует формированию у старших дошкольников положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить изобразительное творчество других.
Специалисты выделяют три формы коллективной изобразительной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую формы.
На занятиях рекомендуется использование педагогами различных методов: наглядных, словесных, практических и игровых. Основными приемами являются показ приемов изготовления, объяснение задачи и условий ее выполнения, показ отдельных технических приемов работы, анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.
Для повышения эффективности работы по созданию коллективных композиций детьми 6-7 лет в области скульптуры нами было предпринято эмпирическое исследование, которое включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Нами предложены методики исследования и подобраны критерии оценки занятий педагогов и критерии оценки уровней овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью в области скульптуры.
В ходе занятий формирующего этапа эксперимента для обеспечения более высокого качества знаний, умений и навыков детей использовались различные методы и приемы: метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, мультфильмов и пр.); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми скульптурных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); мотивационный (убеждение, поощрение, выставка творческих работ).
Проведено совершенствование предметно-развивающей среды групповой комнаты: устроена выставка художественных произведений, уголок декоративно-прикладного искусства, выставка творческих работ детей. На выставку пригласили родителей детей.
Результаты контрольного этапа эксперимента выявили значительную положительную динамику овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью и подтвердили гипотезу исследования: процесс творческого развития детей более эффективен при выявлении и применении на практике в условиях детского сада оптимальных методов работы над коллективными композициями с детьми 6-7 лет.
Предложенные методы работы над коллективными композициями с детьми 6-7 лет и рекомендации для педагогов могут быть использованы в деятельности специалистов детского сада.




ЛИТЕРАТУРА
Архипова В.В., Соколов A.C. Коллективный способ обучения. СПб.:, 1991.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.– 256с.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : Учеб. пособие длявузов по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. М.: Academia, 2002. - 318 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование. М.: Мысль, 1996. - 250 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. труды / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.- соц. ин-т. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов н/Д, 2007.
Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 192с.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96с.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Дрезнина М.Г. Учимся рисовать: Обучение композиции: Рабочая тетрадь к книге "Каждый ребенок - художник" - М: Ювента, 2003.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.  – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность. // Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М., 1984.
Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм / Т.Г.Казакова, Г.М. Вишнева // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6.
Кнушевицкая Н.А. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. Методические пособия для родителей и воспитателей. - М.: Аркти, 2008.
Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одаренности. - М.: Линка– пресс 2009.– 272с.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика– Синтез, 2005.-105с.
Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: «Просвещение», 1987.
Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 2005. 
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.– М.: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-208с.
Макаренко А. С.  Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. – C. 21-22.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987. 
Неменский Б.М. Познание искусством. — М.:. Изд-во УРАО, 2000. 
Неменский Б.М. Распахни окно. — М.: Молодая гвардия, 1974.
Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2005.
Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова, т. 1-2, - М., 1993-98.
Сажина Д.С. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
Саллинен Е.В. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми в возрасте 3-7 лет. – М.: Каро, 2007. - 80 с.
Соколова И.Ю. Развитие потенциальных, творческих возможностей подрастающего поколения в образовательной среде. – Томск, Изд-во Томского государственного педагогического ун-та, 2003.
Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
Тростянская Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой. //Дошкольное воспитание.-1986. - №3.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Академия, 2001.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. 
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты. - М.: Владос, 2008.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы беседы с педагогами

1. Следуете ли Вы при планировании и проведении занятий изодеятельностью программным требованиям или что-либо меняете в соответствии с индивидуальными способностями детей, их интересами и пр.?
2. Информированы ли Вы о современных методиках развития творческих способностей детей?
3. Обладаете ли Вы достаточными знаниями по методике развития композиционных умений у детей?
4. Обращаетесь ли Вы при возникновении проблем при планировании или в процессе работы над коллективными композициями за помощью к методисту ДОУ ?
5. Занимаетесь ли Вы самообразованием?
6. Хотели бы Вы повышать квалификацию на курсах, семинарах, круглых столах и пр.?
7. Считаете ли Вы предметную и развивающую среду ДОУ рациональной, эстетически организованной?
8. Каким образом Вы мотивируете детей в процессе работы над коллективными композициями (похвала, использование лучших работ в интерьерах ДОУ, проведение выставок и пр.)?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Планы конспектов занятий формирующего этапа эксперимента.
Материалы, инструменты, оборудование для выполнения композиции «Подводный мир»: пустой аквариум для составления композиции; пластилин разных цветов; стеки; колпачки фломастеров, пластиковые вилочки, зубочистки, салфетки бумажные или матерчатые, клеенка; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки, серпантин, конфетти, пайетки и пр. для оформления мелких деталей.
Занятие 1. «Веселые камешки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия.
Организация детей.
Продемонстрировать детям иллюстрации (морское дно с разноцветными камешками).
Диалог с детьми: на что похожи камешки? (сокровища, леденцы и пр.)
Рассказать о художественных достоинствах пластилина.
Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Техника лепки камешков: раскатываем, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем. Возьмём два или три кусочка пластилина разного цвета, соединим их и раскатаем в ладошках - получится камешек с причудливыми цветными разводами. Если смешивать долго, то увидим не «мраморные» разводы, а совершенно новый цвет. Можно украсить камешки полосками и пятнышками (налепами) или процарапать стеком на них рисунки.

Подведение итогов. Сравнить работы детей, оценить их. Вылепленные камешки можно положить на дно пустого аквариума, который постепенно будет заполняться раковинами, улитками, водорослями, рыбками.

Занятие 2. «Веселые улитки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы. Стимулировать коллективное обсуждение деталей работы, взаимопомощь.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия .
Организация детей.
Рефлексия предыдущего занятия.
3)Рассказ педагога: Улиток лепить очень интересно. Они живут в защитных домиках-панцирях, которые называются раковинами. Некоторые раковины напоминают цветок, другие - пирамидку, третьи - печенье или зефир или похожи на толстенькую спираль. Раковины у всех улиток необычные, самые разные, а ещё у них есть забавные рожки.
4)Обсуждение с детьми формы, размеров, «характера» улиток и пр. Как мы «оживим» улиточек? Рожки смастерим из кусочков проволоки, веточек, палочек, спичек. Красивые блестящие глазки сделаем из пуговиц или бисера.
5)Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Кусочки пластилина размягчим и раскатаем в ладошках, чтобы получились «колбаски», «валики» или «морковки». Чтобы эти «червячки» превратились в разных улиток, слегка сплющим их и закрутим в прямую или боковую спираль.
6)Самостоятельная деятельность детей.
7)Анализ детских работ. Подведение итогов.

Занятие 3. «Красивые раковины».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия.
Организация детей.
Рефлексия предыдущего занятия.
3)Рассказ педагога: Раковины - домики улиток и некоторых других животных. Они бывают объёмные, в виде полого конуса, и двустворчатые, почти плоские.
4)Обсуждение с детьми формы, размеров раковин и пр.
5)Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Объёмные раковины попробуем вылепить из шара, конуса или треугольника, свёрнутого в «кулёк». Края раковин бывают гладкие, волнистые и даже с гребешками или с зубчиками, иногда очень длинными. На поверхности раковин бывают узоры в виде полосок или выступающих гребешков, которые располагаются по-разному: как веер или круги на воде (украсим с помощью стеки или налепами из тонких жгутиков). Двустворчатые раковины распадаются на две половинки. Именно в таких раковинах «рождаются» жемчужины. У нас это будут бусинки. Можно положить на вылепленную раковину грубую ткань - мешковину или канву для вышивки и плотно прижать - поверхность станет шершавой на ощупь.
6)Самостоятельная деятельность детей.
7)Анализ детских работ. Подведение итогов.



Занятие 4. «Чудесные водоросли».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы. Стимулировать коллективное обсуждение деталей работы, взаимопомощь.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия.
Организация детей.
Рефлексия предыдущего занятия.
3)Рассказ педагога: В подводном лесу растут не кусты и деревья, а водоросли. Они гибкие, извиваются в воде, будто танцуют. Бывают водоросли, похожие на листы, хвостики и веточки.
4)Обсуждение с детьми формы водорослей, размеров, их украшения и пр.
5)Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Лепить их можно из колбасок, жгутиков, лент, удлинённых конусов. Вот лишь несколько способов: сплющим комок пластилина или только его часть и заострим с одного конца; сделаем защипы по всей длине - симметрично или асимметрично (защип можно также вывернуть или заострить), совьём или скрутим одну, две, три... колбаски, прорежем края стекой (как лист папоротника). А теперь украсим водоросли: налепим цветные пятнышки; прорисуем прожилки стекой; выложим узор из бисера, пуговиц, фасолин или битой яичной скорлупы.
6)Самостоятельная деятельность детей.
7)Анализ детских работ. Подведение итогов. Вылепленные растения аккуратно поместим в тот аквариум, где уже находятся камешки и улитки. Более устойчивые растения ставим на дно, чтобы они свободно поднимались вверх, менее устойчивые - вдоль стен, слегка прислоняя к стеклу.

Занятие 5. «Озорные рыбки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы. Развивать фантазию, творчество.Стимулировать коллективное обсуждение деталей работы, взаимопомощь.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия.
Организация детей.
Рефлексия предыдущего занятия.
3) Обсуждение с детьми просмотренных мультфильмов, их персонажей, то, как передается «характер» изобразительными средствами.
4)Обсуждение с детьми формы рыбок, размеров, их украшения и пр.
5)Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Рыбок можно лепить разными способами. Скатаем шар, слегка вытянем и сплющим его, чтобы получилось рыбкино туловище. Оттянем хвост, прищипем плавники, процарапаем стекой чешую. Можно слепить рыбке тем же способом из конуса. Такой способ называется скульптурным. А если мы хотим лепить рыбку из частей: туловище из одного кусочка, хвост и плавники - из другого, то это будет конструктивный способ. Соединим два способа и получим новый - комбинированный. А теперь посмотрим, как важны в лепке детали. Из одних и тех же сплющенных форм выходит огромное множество самых разных рыбок. Раскатаем шар, сплющим - получим самую простую форму туловища для нашей рыбки. А какой она выйдет, зависит от деталей. Хвост и плавники можно просто вытянуть из туловища и процарапать узор стекой или слепить детали отдельно и присоединить к туловищу. А ещё можно сделать туловище в форме яйца, колбаски, огурца, груши, морковки и т.д. Все зависит от вашей фантазии!
6)Самостоятельная деятельность детей.
7)Анализ детских работ. Подведение итогов.

Занятие 6. «Фантастические рыбки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина как материала для лепки, показать технологию работы. Развивать фантазию, творчество. Стимулировать коллективное обсуждение деталей работы, взаимопомощь.
Методические приемы: показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом.
Ход занятия.
Организация детей.
Рефлексия предыдущего занятия.
Обсуждение с детьми, какими могут быть фантастические рыбки, их отличительные черты, передача «индивидуальности».
Обсуждение с детьми формы рыбок, размеров, их украшения и пр. : очень важно всмотреться в исходную форму, почувствовать её. Где голова, а где хвост, какая рыбка выйдет - большая или маленькая, хищница или трусишка, нарядная или скромная... Показать технологию лепки, стимулируя самостоятельность и творчество: Лепить рыбок можно, используя и различный подручный материал: крышечки, флакончики, колпачки, перышки, трубочки, пуговицы, серпантин, блёстки, веточки, листья, жёлуди, каштаны... Разложим все «богатства» на столе. Возьмём колпачок от фломастера или ручки. Представим, что это туловище маленькой рыбки. Чего ещё не хватает? Красивого хвоста и плавников. Рассмотрим со всех сторон и опять пофантазируем. Постараемся придумать интересную рыбку. А теперь будем лепить!
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ детских работ. Подведение итогов: наши озорные рыбки поплывут по своим морским делам. Они нарядные, весёлые и все такие разные - ни одна не похожа на другую. Поместим их в наш аквариум. Дно аквариума можно выложить не только лепными, но и настоящими камешками и ракушками. Самое сложное - разместить рыбок так, будто они плавают внутри аквариума. В этом нам помогут трубочки для коктейля, проволока или тонкие палочки. Воткнём их в пластилиновые камешки, а камешки прижмём поплотнее ко дну, чтобы они не двигались. Водоросли и улиток тоже можно прикрепить к трубочкам или к палочкам. Некоторых рыбок прикрепим к стенкам, слегка прижимая. Как красиво у нас получилось! Какие же вы молодцы!














64

ЛИТЕРАТУРА
1)Архипова В.В., Соколов A.C. Коллективный способ обучения. СПб.:, 1991.
2)Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.– 256с.
3)Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : Учеб. пособие длявузов по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. М.: Academia, 2002. - 318 с.
4)Божович Л.И. Личность и ее формирование. М.: Мысль, 1996. - 250 с.
5)Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. труды / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.- соц. ин-т. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
6)Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов н/Д, 2007.
7)Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
8)Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
9)Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 192с.
10)Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
11)Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96с.
12)Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
13)Дрезнина М.Г. Учимся рисовать: Обучение композиции: Рабочая тетрадь к книге "Каждый ребенок - художник" - М: Ювента, 2003.
14)Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
15)Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность. // Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М., 1984.
16)Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм / Т.Г.Казакова, Г.М. Вишнева // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6.
17)Кнушевицкая Н.А. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. Методические пособия для родителей и воспитателей. - М.: Аркти, 2008.
18)Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
19)Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
20)Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
21)Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одаренности. - М.: Линка– пресс 2009.– 272с.
22)Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
23)Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика– Синтез, 2005.-105с.
24)Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.
25)Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
26)Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
27)Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
28)Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: «Просвещение», 1987.
29)Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 2005.
30)Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
31)Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.– М.: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-208с.
32)Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
33)Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. – C. 21-22.
34)Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
35)Неменский Б.М. Познание искусством. — М.:. Изд-во УРАО, 2000.
36)Неменский Б.М. Распахни окно. — М.: Молодая гвардия, 1974.
37)Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
38)Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2005.
39)Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова, т. 1-2, - М., 1993-98.
40)Сажина Д.С. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
41)Саллинен Е.В. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми в возрасте 3-7 лет. – М.: Каро, 2007. - 80 с.
42)Соколова И.Ю. Развитие потенциальных, творческих возможностей подрастающего поколения в образовательной среде. – Томск, Изд-во Томского государственного педагогического ун-та, 2003.
43)Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
44)Тростянская Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой. //Дошкольное воспитание.-1986. - №3.
45)Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Академия, 2001.
46)Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
47)Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
48)Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты. - М.: Владос, 2008.

Узнать стоимость работы