Российское земельное законодательство, проблемы и перспективы его развития. Гос. регулирование земельных отношений.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Земельное право
  • 2222 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.07.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Российское земельное законодательство
Государственное регулирование
Проблемы и перспективы развития земельного законодательства
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Существенным положением в данном случае является то, что изъятие земельных участков из оборота или ограничение в обороте осуществляется в случаях, установленных федеральным законом, в соответствии с положениями земельного кодекса как основного закона земельного законодательства. Так, согласно ст. 129 гражданского кодекса земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Основу заключения сделок (общие положения) составляют нормы гражданского законодательства, но данный принцип закрепляет существовавшее и ранее положение, согласно которому сделки заключаются и реализуются с учетом специфики, установленной земельным и иным законодательством.
Правовые последствия параллельного регулирования имущественных отношений по поводу земельного участка гражданским и земельным законодательством. Тот факт, что принадлежность земельного участка к объектам гражданского права либо его полноправность как объекта гражданских прав не всегда признавались законодателем, не мог не повлечь за собой определенные негативные последствия. Одним из них стал образовавшийся разрыв в режиме земельного участка как недвижимой вещи и расположенной на нем недвижимости. Если здание, сооружение, иная расположенная на земле недвижимость давно и прочно стали объектами гражданского права, а их правовой режим определяется главным образом в соответствии с ГК РФ, то режим земельного участка, во-первых, формируется под воздействием норм и земельного, и гражданского законодательства (и уже в силу этого факта не всегда согласован), а, во-вторых, на земельный участок оказывает существенное влияние режим расположенной на нем недвижимости. Факт присутствия разных правовых режимов для двух неразрывно связанных между собой вещей, каковыми являются здания, сооружения и земельный участок, влечет большую опасность для гражданского оборота.
Примеры подобного рода можно приводить и далее, поскольку количество вариантов соотношения прав на здание (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление) и прав на земельный участок (собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) по российскому праву насчитывает не менее 11. Трудность решения таких коллизий заключается в том, что в действующем гражданском и земельном законодательстве хотя и провозглашены, но в полной мере не проводятся в жизнь два других римских правила, действовавших применительно к земельному участку:
а) "superficies solo cedit" (все, что на поверхности земли, следует за землей);
б) "accesorium sequitur principale" (придаточная вещь следует за главной).
Первый из этих принципов действовал в отношении расположенных на земельном участке зданий, иных сооружений, водоемов, растений и т.п., которые рассматривались в качестве составной части земельного участка. Второй принцип действовал в отношении группы вещей, которые являлись движимыми и составляли принадлежности земельного участка (сельскохозяйственный инвентарь, скот и иные вещи). В обоих случаях земельный участок признавался вещью главной (доминирующей) над остальными, что в целом соответствовало соотношению земли и расположенных на ней предметов в природе и в обществе. Представляется, дальнейшее развитие земельного и гражданского законодательства о недвижимом имуществе должно быть сосредоточено на последовательной реализации двух этих принципов. Один из них - принцип "единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов" (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) провозглашен и даже начал реализовываться в судебной практике в виде признания сделок по отдельному отчуждению зданий, строений, сооружений и земельного участка, принадлежащих на праве собственности одному лицу, ничтожными, но требует дальнейшего осмысления и разработки с позиций частного (гражданского) права. Необходимо в законодательном порядке определить, что следует рассматривать в качестве "существенной составной части" земельного участка, в каких случаях возможны отступления от этого принципа и т.п.
Что же касается второго, то, поскольку понятия "главная вещь" и "принадлежность" в ГК РФ определены, этот принцип нуждается в адаптации применительно к земельному участку. В этом смысле уже сейчас можно поддержать высказанное в литературе предложение об изменении ст. 135 ГК РФ путем признания принадлежностью только движимой вещи, не являющейся прочно связанной с главной вещью (в данном случае с земельным участком). Как известно, недвижимость (прежде всего земельный участок) является основой как хозяйственной, так и обычной жизнедеятельности общества. Менять правила регулирования оборота недвижимости таким образом, что права, провозглашенные государством вещными, то есть, как правило, бессрочными, в одночасье могут поменять свою природу, едва ли правильно. Подобные преобразования должны носить взвешенный характер и быть максимально подготовленными.
Параллельное регулирование правоотношений по поводу земельного участка земельным и гражданским законодательством, а также все еще незначительный процент земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, привели к тому, что в гражданском законодательстве РФ практически полностью отсутствуют нормы так называемого соседского права. Речь идет об ограничениях права собственности на земельный участок, закрепленных в законе, но направленных не на защиту публичных интересов, а на защиту интересов собственников соседних земельных участков. Необходимо отметить, что в силу упомянутых причин в настоящее время количество судебных споров из "соседских" отношений еще невелико. Даже в тех случаях, когда спор был вызван нарушением прав соседей посредством, например, пристройки к жилому дому другого многоквартирного дома, иск был подан о признании недействительным постановления главы администрации, предоставившего этот участок, а не из нарушения норм гражданского права. Однако то, что споры между собственниками земельных участков о запрещении воздействия газа, дыма, пара, запаха, копоти, тепла, шума, иных вредных воздействий, происходящих с соседнего участка; о запрещении возведения на соседнем участке здания или сооружения, в отношении которого есть основания предполагать, что оно угрожает соседнему земельному участку; о запрещении углублять соседний участок таким образом, чтобы участок самого собственника потерял необходимую подземную опору; о праве общей долевой собственности на общую между участками стену и о порядке пользования ею; о праве на те ветки, корни и плоды деревьев и кустарников, которые простираются над соседним земельным участком, и т.п., будут иметь место, является бесспорным.
Заключение

Основываясь на изложенных выше доводах, вполне возможно отстаивать идею об абсолютной приоритетной силе Гражданского кодекса России при регулировании любых гражданско-правовых отношений, когда в этом существует необходимость. Необходимо помнить что любая гражданская норма земельного кодекса при ее реализации подлежит проверке на соответствие гражданскому закону.
Таким образом, в настоящее время в земельном законодательстве существуют определенные несоответствия, сами положения нередко на практике несут немало трудностей в процессе их реализации.
В связи с этим необходимо доработать и улучшить земельное законодательство в соответствии с гражданским кодексом, устранить возникающие пробелы между законодательными актами.
Земля, являясь предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации порождает между собой большое количество разногласий по поводу применения и использования земельного участка, при этом не ущемляя прав субъектов и оставляя больше возможности для реализации и улучшения оборота земель. В связи с этим необходимо унифицировать земельное законодательство и привести к единому толкованию и применению норм земельного законодательства.

Список литературы

Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.
Баранова Е.А. Оборот недвижимости в российском и германском праве: сравнительное исследование: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.
Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. // под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.
В.В. Чубаров «Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения». «Журнал Российского права», 2005, № 9
Проект Гражданского Уложения. Вотчинное право. Кн. 3. Т. 1. СПб., 1905. С. 177 – 257.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2709.
Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. // под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

СЗ от 14.01.2002, N 2, ст. 133.
ВСНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1143; 1999. N 51. Ст. 6289; 2000. N 49. Ст. 4740; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4850; 2005. N 10. Ст. 763.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. // под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения В.В. Чубаров «Журнал Российского права», 2005, № 9
Пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.
Баранова Е.А. Оборот недвижимости в российском и германском праве: сравнительное исследование: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.
Предвидя в свое время появление большого количества таких споров, авторы проекта Гражданского уложения Российской Империи включили в него главу III "Ограничения на пользу соседей" (см.: Проект Гражданского Уложения. Вотчинное право. Кн. 3. Т. 1. СПб., 1905. С. 177 - 257).












2


1.Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
4.Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.
5.Баранова Е.А. Оборот недвижимости в российском и германском праве: сравнительное исследование: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.
6.Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. // под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.
7.В.В. Чубаров «Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения». «Журнал Российского права», 2005, № 9
8.Проект Гражданского Уложения. Вотчинное право. Кн. 3. Т. 1. СПб., 1905. С. 177 – 257.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют в российском земельном законодательстве?

В российском земельном законодательстве существуют различные проблемы, включая недостаточную ясность и противоречивость норм, сложную процедуру оформления прав на землю, непрозрачность процесса выделения и аренды земельных участков, а также неполное согласование с различными региональными законами.

Какое государственное регулирование существует в земельных отношениях?

Государственное регулирование в земельных отношениях осуществляется через установление нормативных правовых актов, контроль за их соблюдением, государственную регистрацию прав на землю, установление порядка использования и защиты земельного фонда, а также контроль за соблюдением земельного законодательства.

Какие перспективы развития российского земельного законодательства?

Перспективы развития российского земельного законодательства включают устранение проблем и противоречий, повышение прозрачности и доступности процесса получения земельных участков, облегчение процедуры регистрации прав на землю, а также согласование с региональными законами и международными нормами.

Как осуществляется изъятие земельных участков из оборота?

Изъятие земельных участков из оборота осуществляется в случаях, установленных федеральным законом. Это может происходить в соответствии с положениями земельного кодекса, который определяет основания и процедуру изъятия земли, включая вопросы возмещения ущерба владельцам участков.

Какие литературные источники могут быть полезными для изучения земельного законодательства?

Для изучения земельного законодательства полезными могут быть следующие литературные источники: "Земельный кодекс Российской Федерации" (в редакции 2020 года), "Правовая система в сфере земельных отношений" (автор: А.Н. Глушенко), "Земельное право Российской Федерации" (автор: И.М. Егоров) и другие специализированные учебники и комментарии.

Какие проблемы существуют в российском земельном законодательстве?

Проблемы в российском земельном законодательстве включают неоднозначные нормы, недостаточное государственное регулирование земельных отношений, непрозрачность процедур, частые изменения законодательства и трудности в исполнении земельных прав. Это приводит к неэффективному использованию земельных ресурсов и созданию препятствий для развития сельского и градостроительного хозяйства.

Какие перспективы развития земельного законодательства в России?

Перспективы развития земельного законодательства в России включают улучшение государственного регулирования земельных отношений, упрощение процедур получения земельных участков, увеличение прозрачности и защиты прав собственников земли, а также совершенствование норм и механизмов борьбы с незаконным использованием земель. Кроме того, важно обеспечить баланс между интересами различных субъектов и общественными потребностями, а также учесть приоритеты экологической безопасности.

Какое значение имеет государственное регулирование земельных отношений?

Государственное регулирование земельных отношений играет важную роль в обеспечении устойчивого использования и охраны земельных ресурсов. Оно направлено на определение прав и обязанностей собственников и пользователей земли, осуществление контроля за соблюдением норм и требований, а также на осуществление процессов по изъятию земельных участков из оборота или ограничению их использования. Государственное регулирование способствует созданию справедливой и эффективной системы землепользования и землеустройства.

Какие изменения в земельном законодательстве можно ожидать в будущем?

В будущем можно ожидать изменений в земельном законодательстве, направленных на усовершенствование механизмов управления землей, упрощение процедур получения земельных участков, повышение эффективности использования земельных ресурсов и улучшение механизмов борьбы с незаконным использованием земли. Также возможны изменения в нормах, касающихся соблюдения экологических требований и обеспечения экологической безопасности при использовании земельных участков.

Какие проблемы существуют в российском земельном законодательстве?

В российском земельном законодательстве существуют различные проблемы. Некоторые из них включают нечеткую формулировку норм, отсутствие единой практики и толкования судебными органами, отсутствие четких механизмов и процедур, высокую бюрократизацию и долгий срок разрешения споров. Также часто возникают проблемы с защитой прав собственности на землю.

Какие перспективы развития российского земельного законодательства?

Перспективы развития российского земельного законодательства включают в себя усовершенствование законодательных норм и процедур, более ясное и понятное толкование судебными органами, упрощение бюрократических процедур, повышение защиты прав собственности на землю. Также возможны изменения в правилах использования и распределения земельных участков с целью более эффективного использования земельных ресурсов.

Какое государственное регулирование существует в земельных отношениях?

В земельных отношениях существует государственное регулирование, которое осуществляется через принятие соответствующих законов и нормативных актов, установление правил и процедур использования земельных участков, контроль за их использованием и распределением. Государственное регулирование также включает меры по защите прав собственников на землю и предотвращению недобросовестного использования земельных ресурсов.