Институт Президента РФ в системе органиов государственной власти

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конституционное право
  • 6464 страницы
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 13.05.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и место Президента РФ в системе органов государственной власти
1.1. Становление института Президента
1.2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти
Глава 2. Избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
2.1. Избрание и вступление в должность Президента РФ
2.2. Прекращение полномочий и ответственность Президента РФ
Глава 3. Компетенция и акты Президента РФ
3.1. Компетенция Президента РФ
3.2. Акты Президента РФ
Заключение
Список источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.
Примерами указов такого рода являются Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса; Указ «О тексте Государственного гимна».
Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.
Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера).
Указы Президента Российской Федерации имеют прямое действие. Действие указов во времени начинается с момента вступления их в силу. Указы могут вступать в силу либо с момента их подписания, либо со времени, обозначенного непосредственно в самом указе, либо по истечении определенного срока после опубликования.
Практика издания указов показывает, что многие из них вступают в силу со дня официального опубликования, а значит, с 00 часов 00 минут этого дня. Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года №763 «О порядке опубликования вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием указов Президента считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» указы Президента печатаются в третьем разделе «Собрания законодательства Российской Федерации». Ранее, до учреждения «Собрания законодательства Российской Федерации», официальное опубликование указов Президента производилось в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации» (РСФСР).
Поскольку приоритет публикации указа ни водном из названных в Указе №763 печатных органов не установлен, постольку не будет иметь значения, какой из них опубликует указ первым; имеет значение лишь сам факт публикации, со дня которой указ, как правило, вступает в силу.
В Указе №763 не нашло отражение положение, аналогичное закрепленному в Федеральном законе, о том, что официальной считается публикация полного текста документа. По моему мнению, официальная публикация указа будет завершенной только в случае, если опубликован полный его текст. Например, если в одном номере «Российской газеты» опубликован указ об утверждении какого-либо Положения, а само Положение опубликовано в следующем номере газеты, то официальная публикация должна считаться состоявшейся в день опубликования этого Положения.
Требование о необходимости публикации полного текста указа не распространяется на указы или их отдельные положения, содержание сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 1 Указа №763). Довольно-таки объемные перечни таких сведений содержатся в указах Президента «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и от 06.03.1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». При опубликовании указов, содержащих названные сведения, последние в текст публикации не включаются, а сам указ публикуется с грифом «Выписка». Однако, это не умаляет юридическую силу такого указа: опубликованные его положения остаются обязательными для всех, кого они касаются, а неопубликованные - для тех, кому они адресованы и кто имеет к ним доступ.
В соответствии с Указом №763 официальным считаются также тексты указов Президента, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Указы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственными органами, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Такое распространение указов, особенно устные сообщения о них по телевидению, нередко опережает официальное опубликование, однако не должно отождествляться с ним.
Указы, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на все территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Другие указы, в том числе указы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. 5 Указа №763). В указах может быть установлен иной порядок вступления их в силу (п. 7 Указа №763).
В качестве примера указа, вступающего в силу по истечении определенного срока после опубликования, можно привести п. 1 Указа от 16.05.1996 года №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе». В соответствии с его первоначальной редакцией к 2000 году воинский призыв должен быть отменен, а комплектование войск будет производиться на контрактной основе. Однако введение Указа в действие через столь продолжительный срок нельзя расценить положительно, так как его нормы могут не отражать социально-экономическую ситуацию, которая сложится в 2000 году, а то и противоречить ей.
Введение указа в действие по истечении определенного срока после опубликования основывается на прогнозировании развития отношений, которые он будет регулировать. И чем больше этот срок, тем больше должна быть вероятность такого прогноза. Спрогнозировать же с большой вероятностью возможность перехода Вооруженных Сил на контрактное комплектование в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения, нельзя. Видимо, поняв это, Президент Указом от 11.11.1998 года №1356 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» изменил п. 1 Указа №722.
По общему правилу, указы Президента, как и другие нормативные акты, не имеют обратной силы, то есть применяются только к тем отношениям, которые возникают после введения их в действие. «Обратная сила закона, - пишет А.А. Тилле, - это такое его действие, при котором закон (указ) предполагается существовавшим в момент возникновения правоотношения и применяемые к правам и обязанностям, которые уже были осуществлены в соответствии с прежним законодательством».
Применение указа Президента с обратной силой может происходить только в случаях, прямо их предусмотренным. Характерный пример - Указ от 03.09.1997 года №982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет». Он вступил в силу одновременно с Указом от 09.04.1997 года №310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» - с 01.04.1997 года. Следовательно, Указ №982 предполагался действовавшим до своего издания.
Вступление указа в силу со дня подписания означает, что он вступил в силу до официального опубликования. Так как между этими двумя действиями проходит какое-то время, в течение которого развиваются определенные общественные отношения, а их участники еще не знают о подписанном и вступившем в силу указе, то это означает, что такому указу придается обратная сила.
Известны случаи, когда указ Президента вводился в действие не одновременно по всем пунктам, не целиком, а постепенно. Возможно также введение указа в действие в заранее установленном порядке. В частности, Указ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» вступил в силу с момента принятия, кроме пп. 8 и 12, которые должны были вступить в силу в порядке, установленном Постановлением Съезда №1831-1. В таких случаях соответственно изменится и действие указа во времени.
Акты Президента РФ не требуют утверждения никаким иным органом государственной власти, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения, которые утверждаются Советом Федерации РФ, поскольку они приводят в действие законы о военном или чрезвычайном положении. Совет Федерации, утверждая эти указы Президента РФ, выступает, скорее, как орган, выражающий мнение всех субъектов РФ, а не как законодательный орган.


Заключение
В странах с монархической формой правления глава государства наследовал государственную власть в порядке, установленном законами о престолонаследии. Власть главы государства передавалась от одного члена царствующей династии к другому, династии сменяли друг друга, но порядок оставался прежним. Власть конкретного главы государства была продолжением власти его предков. Со временем сложившийся порядок изменялся, появлялись новые государства, в том числе колонии объявляли о своей независимости. В условиях несформировавшейся политической системы в данных государствах, именно введение института президентства позволило стабилизировать механизм государственной власти.
Несмотря на небольшой срок существования (чуть более двух веков), институт президентства получил довольно обширное распространение и развитие.
В своем развитии институт президентства получил различные вариации, так, учеными, в зависимости от формы правления, выделяются:
- институт президентства в президентской республике (США);
- институт президентства в парламентарной республике (Германия);
- институт президентства в полупрезидентской республике (Франция).
По способу избрания выделяют:
- избрание президента парламентом (Вьетнам, Албания, Эстония, Чехия, Турция);
- избрание президента выборщиками (США, Аргентина);
- избрание президента специальной избирательной коллегией (Германия, Индия);
- прямые выборы президента (Франция, Украина).
В зависимости от формы правления и способа избрания правовое положение и полномочия президента сильно различаются. Многообразие форм президентства позволяет каждому государству, учреждая пост президента, в зависимости от своих особенностей, сложившихся традиций государственного управления, выбирать ту или иную его модель.
Во многих государствах институт президентства учреждался в условиях политического и экономического кризиса и был призван урегулировать обстановку, не нарушая при этом основных демократических принципов, можно заметить, что во многих государствах эта задача была реализована, что в очередной раз доказывает состоятельность института президентства.
Институт президентства - это система конституционных норм, предметно и функционально определяющих правовой статус президента как главы государства и высшего должностного лица, как в системе органов государственной власти, так и в процессе взаимодействия с ними, порядок и процедуру его избрания, замещения и отстранения от должности.
В институте президентства можно выделить внутреннюю структуру, которая включает в себя пять групп норм, определяющих:
1) выборы президента, включая инаугурацию;
2) его положение в структуре высших органов государственной власти (конституционный статус - структурный аспект);
3) функции и полномочия президента (конституционный статус - функциональный аспект);
4) порядок взаимодействия с высшими органами государственной власти;
5) прекращение исполнения президентских полномочий.
Роль Президента Российской Федерации как главы государства обусловлена рядом обстоятельств и включает в себя несколько принципиальных положений.
Во-первых, Президент Российской Федерации при осуществлении государственной власти, как бы ставится над всеми ветвями государственной власти, «выносится за скобки», его исполнительно-распорядительная деятельность дополняется арбитражной. Президент Российской Федераций играет арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом, обеспечивая их функционирование и стабильность;
Во-вторых, в связи с выше изложенным, как глава государства Президент Российской Федерации наделяется широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Статус главы государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти и активно участвовать в организации и формировании законодательной, исполнительной и судебной власти.
Я считаю, что есть все основания утверждать, что Президент Российской Федерации в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации является также высшим носителем, организатором и руководителем всей системы государственной исполнительной власти, которую он реализует как непосредственно и персонально, так и через формируемые им в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации различные структуры президентской власти.
Учитывая роль Президента в жизни современной России, очень важно правовыми и политическими средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей. Если обратиться к действующему законодательству и практике его реализации, то, как вытекает из изложенного, оно нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Как уже говорилось выше, Конституция РФ закрепляет лишь три условия (ценза) для избрания Президента РФ: а) он должен быть гражданином России; б) быть не моложе 35 лети в) постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет.
Считаем необходимым предложить следующие новые, дополнительные цензы.
1. Наличие высшего образования. Это условие закреплено в законах ряда субъектов Российской Федерации о выборах губернаторов. Считаем необходимым закрепить это условие и для выбора Президента России.
2. По действующей Конституции РФ, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента являются юридическим основанием досрочного прекращения его полномочий. Но отсутствуют гарантии, что человек, претендующий на должность Президента, по состоянию здоровья способен выполнять многотрудные полномочия Президента после его избрания на этот пост.
Например, бывший президент Б.Н. Ельцин был тяжело больным человеком. Но от избирателей его состояние в период выборов скрывалось.
Поэтому предлагаем законодательно закрепить определенный порядок медицинского освидетельствования каждого, кто хочет зарегистрироваться в качестве кандидата на должность Президента РФ.
3. Предельный возраст кандидата также связан с состоянием здоровья и способностью выполнять полномочия Президента. Поэтому предлагаем в Конституции РФ закрепить не только минимальный возраст кандидата на должность Президента, но и предельный. При этом, видимо, законодателю в этом случае следует исходить из рекомендаций медицинской науки. Такой предельный возраст определяется в 65-70 лет.
4. Считаем необходимость наличия еще одного условия - наличия опыта руководящей работы на федеральном или региональном уровнях.
Президент государства - это лидер страны, народа. В числе многих непременных качеств, которыми должен обладать Президент (ум, честность, принципиальность и др.), важное место должны занимать его организаторские способности, умение руководить, быть лидером.
5. В связи с тем, что действующее законодательство в полной мере не регламентирует механизм ухода в отставку Президента РФ, необходимо восполнить этот пробел.
Основания досрочного ухода с президентского поста должны быть предельно четкими, исключающими какие-либо разночтения и подспудные движущие мотивы. Отставка Президента должна носить публичный характер и удостоверяться подобающим образом, исключающим какие-либо сомнения в ее добровольности.
В таком случае Президент должен сделать официальное письменное заявление о своем уходе с занимаемой должности, адресованное Федеральному Собранию, которому глава государства таким образом заявляет о своей отставке.


Список источников и литературы
Источники
Конституция Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12.12.1993 г. // РГ. №197, 25.12.1993 г.
Федеральный закон от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ, 2001, N 7, Ст. 617.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
Федеральный закон от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999 г.) // СЗ РФ, 1994, №5, Ст. 801.
Указ Президента от 11.11.1998 года №1356 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 15.10.1999 г.) // Российская газета, 17.10.1998, №218 (2078).
Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005 г.) // Российская газета, 14.03.1997, №51 (1661).
Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» (ред. от 06.05.2000) // СЗ РФ, 2000, N 19, Ст. 2086.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // Российская газета. 28.05.1996. №99 (1459).
Указ Президента РФ от 30.11. 2006 г. №90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 20.02.2006, N 8, ст. 892.


Литература
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, 2004. 724 с.
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.2. 402 с.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. М.: Зерцало-М, 2007. 712 с.
Арутюнян А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 1997. 28 с.
Бачило И.Л. Функции органов управления. М.: Юридическая литература, 1976. 200 с.
Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 551 с.
Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2006. 460 с.
Дмитриев Ю.А., Журавлев А.П., Комарова В.В., Султанова А.Ш. Правовой статус Президента Российской Федерации. М.: Норма-М, 2007. 311 с.
Кан А.Д. Правовые вопросы управления объединением в промышленности. Ростов-на-дону, 1989. 174 с.
Конин Н.М. Российское административное права (Общая часть). Курс лекций. Саратов: ГОУ ВПО, 2004. 516 с.
Конституционное право. / Под ред. А.Е. Козлова. М.: БЕК, 1996. 700 с.
Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юридическая литература,1978. 144 с.
Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М.: Юридическая литература,1969. 246 с.
Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. 290 с.
Лепешкин А. И. , Ким А. И. , Мишин Н. Г. , Романов П. И. Курс советского государственного права. Т. 2. М., 1968. 142 с.
Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент—гарант Конституции // Право и политика. 2000. №3. С. 34-42.
Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основание, социальные и правовые характеристики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2000. 303 с.
Мамутов В. К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов промышленности. М.: Юрид.лит., 1964. 266 с.
Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 2006. 472 с.
Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2006. 258 с.
Ожиганов Э. Президент - Правительство — исполнительная власть: Российская модель. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2007. 68 с.
Окуньков Л. К. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. 1007 с.
Окуньков Л.А. Варианты взаимоотношений Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. Ред. Тихомиров Ю.А. М.: Юридический дом «Юстицининформ», 2000. С. 120-131.
Окуньков Л.А. Правительство и Президент: Грани взаимодействия // Журнал российского права. 1998. №9. С.77-79.
Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. 250 с.
Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей. // Правоведение. 1967. №7. С. 37.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 2004. 176 с.
Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч.2. Книга первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2001. 432 с.
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М.: НОРМА, 2002. 712 с.
Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1960. 330 с.
Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2000. 28 с.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 2006. 592 с.
Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Сов. гос-во и право. 1991. №6. С. 110.
Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999. 200 с.


Судебная практика
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, N 49, ст. 4868.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П «по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о Главе Администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным указом» // Собрание законодательства РФ, 06.05.1996, N 19, ст. 2320.

Конституция Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12.12.1993 г. // РГ. №197, 25.12.1993 г.
Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Сов. гос-во и право. 1991. №6. С. 110.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 2006. С. 37.
Арутюнян А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 1997. С. 20.
Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М., 1976. С. 19.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 2004. С. 5.
Там же. С. 6.
Чиркин В.Е., Рябов С.В., Тихонов А.А. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М., 1982. С. 43.
Сахаров Н.А. Указ. соч. С. 7.
Арутюнян А.Ш. Указ. соч. С. 36-37.
Сталин. И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1939. С. 531.
ХIХ Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза 28 июня - 1 июля 1988 года: Стенографический отчет. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 129.
Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: по дневниковым записям. М.: Прогресс, 1993. С. 237, 321, 339.
Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №12. Ст. 189.
Российская газета. 20-июня 1991 г.
Обстоятельно этот вопрос исследуется в работах: Б.М. Лазарева, Ю.А. Дмитриева, Л.А. Окунькова, Н.А. Сахарова, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, И.Д. Хутинаева, и других. См. напр. Дмитриев Ю.А., Журавлев А.П., Комарова В.В., Султанова А.Ш. Правовой статус Президента Российской Федерации. М.: Норма-М, 2007; Окуньков Л. К. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.
Эбзеев Б.С. Предисловие к монографии Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. С. 3-9.
Ожиганов Э. Президент - Правительство — исполнительная власть: Российская модель. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2007. С. 41.
Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2006. С. 4-5.
Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2000.
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: НОРМА, 2002.- С. 467.
Окуньков Л.А. Варианты взаимоотношений Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. Ред. Тихомиров Ю.А. М.: Юридический дом «Юстицининформ», 2000. С. 120-131.
Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч.2. Книга первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2001.- С. 67 - 69.
Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент—гарант Конституции // Право и политика. - 2000. - №3. С. 34-42.
Федеральный закон от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» (ред. от 06.05.2000) // СЗ РФ, 2000, N 19, Ст. 2086.
Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ, 2001, N 7, Ст. 617.
Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 161.
См. напр. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С. 280.
Лепешкин А. И. , Ким А. И. , Мишин Н. Г. , Романов П. И. Курс советского государственного права. Т. 2. - М., 1968. С. 88.
Мамутов В. К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов промышленности. М.: Юрид.лит., 1964. С. 10.
Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 120.
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.2.С.295.
Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М.: Юридическая литература,1969. С.14.
См., напр.: Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дисс...д.ю.н. М., 1958. С. 10.
Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999. С.25.
См., напр.: Бачило И.Л. Функции органов управления. М.: Юридическая литература, 1976. С.53.
Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С.40.
Мамутов В. К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов промышленности. М.: Юрид.лит., 1964. С.10
Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции. // Государство и право. 1996. № 8. С. 100-111.
Кан А.Д. Правовые вопросы управления объединением в промышленности. Ростов-на-дону, 1989. С. 65.
Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей. // Правоведение. - 1967. - №7. С. 37.
Лазарев Б.М. Указ. соч. С.48.
Лазарев Б.М. Указ. соч. С.51.
См., напр: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 2006. С.70.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. М.: Зерцало-М, 2007. С.234.
Там же. С. 263.
См., напр.: Бачило И.Л. Указ. соч. С.52-53.
Лазарев Б.М. Указ. соч. С.21.
Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юридическая литература,1978. С. 73.
Якимов А.Ю. Указ. соч. С.25.
См. напр.: Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2006. С. 300.
Ямпольская Ц.А. Органы государственного управления в современный период. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 17—18.
Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1960. С. 323.
Утратил силу.
Конин Н.М. Российское административное права (Общая часть). Курс лекций. Саратов: ГОУ ВПО, 2004. С. 133.
Окуньков Л.А. Правительство и Президент: Грани взаимодействия // Журнал российского права. 1998. №9. С.77-79.
Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 167.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П «по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о Главе Администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным указом» // Собрание законодательства РФ, 06.05.1996, N 19, ст. 2320.
СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 70.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, N 49, ст. 4868.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // Российская газета. 28.05.1996. №99 (1459).
Федеральный закон от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999 г.) // СЗ РФ, 1994, №5, Ст. 801.
Указ Президента РФ от 30.11. 2006 г. №90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 20.02.2006, N 8, ст. 892.
Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005 г.) // Российская газета, 14.03.1997, №51 (1661).
Российская газета. 18.05.1996. №93 (1453).
Указ Президента от 11.11.1998 года №1356 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 15.10.1999 г.) // Российская газета, 17.10.1998, №218 (2078).
Цит. по: Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основание, социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2000. С. 35.
Российская газета. 09.09.1997. №174 (1784).
СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1164.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 02.01.1992 г. №1. Ст. 53.
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, 2004. С. 88.












60

1.Конституция Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12.12.1993 г. // РГ. №197, 25.12.1993 г.
2.Федеральный закон от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
3.Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ, 2001, N 7, Ст. 617.
4.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
5.Федеральный закон от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999 г.) // СЗ РФ, 1994, №5, Ст. 801.
6.Указ Президента от 11.11.1998 года №1356 «О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 15.10.1999 г.) // Российская газета, 17.10.1998, №218 (2078).
7.Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005 г.) // Российская газета, 14.03.1997, №51 (1661).
8.Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» (ред. от 06.05.2000) // СЗ РФ, 2000, N 19, Ст. 2086.
9.Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // Российская газета. 28.05.1996. №99 (1459).
10.Указ Президента РФ от 30.11. 2006 г. №90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 20.02.2006, N 8, ст. 892.


Литература
11.Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, 2004. 724 с.
12.Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.2. 402 с.
13.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. М.: Зерцало-М, 2007. 712 с.
14.Арутюнян А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: Автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 1997. 28 с.
15.Бачило И.Л. Функции органов управления. М.: Юридическая литература, 1976. 200 с.
16.Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 551 с.
17.Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2006. 460 с.
18.Дмитриев Ю.А., Журавлев А.П., Комарова В.В., Султанова А.Ш. Правовой статус Президента Российской Федерации. М.: Норма-М, 2007. 311 с.
19.Кан А.Д. Правовые вопросы управления объединением в промышленности. Ростов-на-дону, 1989. 174 с.
20.Конин Н.М. Российское административное права (Общая часть). Курс лекций. Саратов: ГОУ ВПО, 2004. 516 с.
21.Конституционное право. / Под ред. А.Е. Козлова. М.: БЕК, 1996. 700 с.
22.Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юридическая литература,1978. 144 с.
23.Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М.: Юридическая литература,1969. 246 с.
24.Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. 290 с.
25.Лепешкин А. И. , Ким А. И. , Мишин Н. Г. , Романов П. И. Курс советского государственного права. Т. 2. М., 1968. 142 с.
26.Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент—гарант Конституции // Право и политика. 2000. №3. С. 34-42.
27.Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основание, социальные и правовые характеристики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2000. 303 с.
28.Мамутов В. К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов промышленности. М.: Юрид.лит., 1964. 266 с.
29.Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 2006. 472 с.
30.Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2006. 258 с.
31.Ожиганов Э. Президент - Правительство — исполнительная власть: Российская модель. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2007. 68 с.
32.Окуньков Л. К. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. 1007 с.
33.Окуньков Л.А. Варианты взаимоотношений Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. Ред. Тихомиров Ю.А. М.: Юридический дом «Юстицининформ», 2000. С. 120-131.
34.Окуньков Л.А. Правительство и Президент: Грани взаимодействия // Журнал российского права. 1998. №9. С.77-79.
35.Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. 250 с.
36.Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей. // Правоведение. 1967. №7. С. 37.
37.Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 2004. 176 с.
38.Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч.2. Книга первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2001. 432 с.
39.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М.: НОРМА, 2002. 712 с.
40.Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1960. 330 с.
41.Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2000. 28 с.
42.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 2006. 592 с.
43.Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Сов. гос-во и право. 1991. №6. С. 110.
44.Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999. 200 с.


Судебная практика
45.Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, N 49, ст. 4868.
46.Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П «по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о Главе Администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным указом» // Собрание законодательства РФ, 06.05.1996, N 19, ст. 2320.

Вопрос-ответ:

Каково место Президента РФ в системе органов государственной власти?

Президент РФ занимает центральную роль в системе органов государственной власти. Он является главой государства и имеет широкие полномочия, включая выполнение функций главы исполнительной власти, главы вооруженных сил и главы внешнеполитического органа власти.

Каким образом Президент РФ избирается и вступает в должность?

Президент РФ избирается на всеобщих, равных и прямых выборах сроком на шесть лет. После избрания, Президент вступает в должность в течение двух недель со дня объявления результатов выборов.

Какие полномочия и ответственность имеет Президент РФ?

Президент РФ обладает широкой компетенцией, включающей право на ведение внешней политики, исполнение законов, обеспечение социальной и экономической безопасности страны. Он также несет ответственность за свои действия перед государством и народом.

Каково становление института Президента в России?

Институт Президента РФ стал возникать после провозглашения Российской Федерации в 1991 году. В конституции, принятой в 1993 году, были закреплены полномочия и статус Президента, что означало установление данного института в системе органов государственной власти.

Какие акты может принимать Президент РФ?

Президент РФ может принимать акты, имеющие силу закона РФ, в том числе указы и указы-распоряжения. Он также обладает правом на внесение предложений о внесении изменений в Конституцию РФ и может назначать и освобождать чиновников, в том числе министров и руководителей государственных органов.

Какими полномочиями обладает Президент РФ?

Президент РФ обладает широкими полномочиями, включающими проведение внутренней и внешней политики, назначение и увольнение высших должностных лиц, заключение международных договоров и т.д.

Какие акты принимает Президент РФ?

Президент РФ принимает акты, которые имеют силу федерального закона, такие как указы, декреты, постановления и приказы. Он также может издавать указы, которые имеют силу нормативных актов, но не входят в категорию федеральных законов.

Каковы основные этапы избрания Президента РФ?

Основные этапы избрания Президента РФ включают: подачу кандидатуры, сбор подписей поддержки, регистрацию в Центральной избирательной комиссии, предвыборную кампанию, проведение выборов, подведение итогов и вступление избранного Президента в должность.