Дипломатические инициативы Советской России на Дальнем Востоке. Становление и развитие "азиатского вектора" политики сосуществования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 3333 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1 глава
Дальний Восток и Советская Россия. Противоречия дипломатического характера.
1.1 Агрессия Японии по отношении к СССР
1.2 Противоречия Китая и Советской России на Дальнем Востоке.
2 глава
Политика мирного сосуществования
Заключение
Библиография



Фрагмент для ознакомления

В своё время Ф. Энгельс писал: «...Победоносный пролетариат не может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливливания, не подрывая этим своей собственной победы». Эту же позицию отстаивал В. И. Ленин. Людей, которые думают будто революция в чужой стране может родиться по заказу, по соглашению, он называл либо безумцами, либо провокаторами. «...Главное свое воздействие на международную революцию, - писал Ленин, - мы оказываем своей хозяйственной политикой... На это поприще борьба перенесена во всемирном масштабе. Решим мы эту задачу - и тогда мы выиграли в международном масштабе наверняка и окончательно». Политика Мирное сосуществование служит логическим завершением такой постановки вопроса.
В. И. Ленин писал, что никакие силы не сумеют подорвать капитализм, если бы его не подрыла история. Коммунисты исходят из предпосылки, что в силу внутренних законов развития капиталистическая общественная структура обречена. Но отнюдь не «экспорт революции» призван решить судьбу капитализма, её должна решить классовая борьба в капиталистических странах.
Другая, либеральная группа буржуазных (а также социал-демократических и ревизионистских) идеологов склонна к весьма расширительному толкованию возможностей Мирное сосуществование Они рассматривают сосуществование как путь к затуханию политической и идеологической борьбы между капитализмом и социализмом, к постепенной конвергенции этих систем. Такая точка зрения в лучшем случае представляется утопической. Борьба двух систем уходит корнями в глубинные социальные процессы, в противоположность фундаментальных принципов организации общественной жизни, что исключает как идеологическое сосуществование, так и постепенное взаимопроникновение этих общественных структур. Политика Мирное сосуществование не решает и не может решить кардинальных социальных проблем современности, не может предотвратить политических и идеологических коллизий, порой весьма острых. Но она и не призвана решать эти задачи. Её цель другая: сохранить мир на Земле, предотвратить глобальный термоядерный конфликт, найти взаимоприемлемые основы для сотрудничества социалистических и капиталистических государств.
Наконец, третья группа ложных интерпретаций политики Мирное сосуществование связана с разного рода левацкими воззрениями. Представители этой позиции пытаются доказать, будто, проводя политику Мирное сосуществование, социалистические страны закрывают себе дорогу для активной поддержки революционных процессов, а Мирное сосуществование противоречит осуществлению пролетарского, социалистического интернационализма, мешает подъёму массовых антиимпериалистических движений. В качестве альтернативы Мирное сосуществование предлагается по существу нагнетание международной напряжённости, усиление конфронтации двух систем и «экспорт революции». Исторический опыт учит, что Мирное сосуществование не только не тормозит мировой революционный процесс, но, наоборот, стимулирует его. Отвергая «экспорт революции», победивший социализм вовсе не изолируется от освободительных движений. Мировой социалистической революции, говорил Ленин, - «...надо помогать». Но тут же добавлял: «Ей надо уметь помогать».
Проводя политику Мирное сосуществование, навязывая её империализму, страны социализма создают благоприятные предпосылки для быстрого развития своей экономики, для всестороннего прогресса социалистических общественных отношений. Чем сильнее мировая система социализма, чем полнее воплощаются в жизнь идеалы социализма, тем больше её революционизирующее воздействие на массы трудящихся, тем шире возможности для поддержки (что отнюдь не тождественно искусственному подталкиванию) революционных движений. В условиях Мирное сосуществование резко ограничиваются возможности империализма на международной арене для агрессивных действий, для экспорта контрреволюции. Политика Мирное сосуществование воздействует и на внутреннее положение капиталистических стран. Ещё в связи с конференцией в Генуе В. И. Ленин ставил задачу: «...глубже расколоть пацифистский лагерь международной буржуазии с лагерем грубо-буржуазным, агрессивно-буржуазным, реакционно-буржуазным». Решая эту задачу, политика Мирное сосуществование способствует росту всех демократических, антиимпериалистических сил. Она препятствует попыткам империалистов преодолевать внутренние противоречия на путях нагнетания международной напряжённости. Она способствует развитию классовой борьбы против империализма в национальном и всемирном масштабе. Политика Мирное сосуществование.. «...отвечает общим интересам революционной борьбы против всех форм угнетения и эксплуатации.».
Политика Мирное сосуществование имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного баланса интересов, взаимоприемлемых соглашений. В рамках таких соглашений каждая из сторон стремится, естественно, отстоять свои принципиальные, коренные интересы.
Ленин четко определил принципы возможных соглашений социалистического государства с капиталистическими государствами. «Конечно, - писал он, - сторонник пролетарской революции может заключать компромиссы или соглашения с капиталистами. Все зависит от того, какое соглашение и при каких обстоятельствах заключается. В этом и только в этом можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения пролетарской революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения)» . Конкретизируя свои представления о «цене» компромисса, Ленин писал: «Нам надо будет поставить себе за правило не делать политических уступок международной буржуазии..., если мы не получим взамен более или менее равноценных уступок со стороны международной буржуазии по отношению к Советской России или по отношению к другим отрядам международного, борющегося с капитализмом, пролетариата». Ленинская методология лежит в основе практической деятельности СССР, др. социалистических стран по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с капиталистическим миром.
Действие принципа Мирное сосуществование как главного принципа ведения международных дел теоретически строго локализовано сферой отношений между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической. Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип Мирное сосуществование как регулятивный принцип всей системы международных отношений, т. е. отношений между государствами независимо от их социально-экономического строя. Не оспаривая исторической правомерности и политической актуальности такой тенденции, следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма выступает принцип социалистического интернационализма. При этом Мирное сосуществование не «отменяется», оно становится как бы естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести переносится на взаимопомощь братских социалистических государств на основе классовой солидарности. С ростом могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных преобразований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между социалистическими и развивающимися государствами принцип интернационализма будет играть всё большую роль в эволюции международных отношений. Его последовательное претворение в жизнь ведёт к созданию дополнительных возможностей для упрочения мира и Мирное сосуществование Обратная зависимость не столь однозначна, ибо ослабление международной напряжённости может в отдельных случаях притуплять чувство классовой солидарности, стимулировать ослабление интернационалистических уз. Поэтому продуманная, реалистическая политика Мирное сосуществование, трезво учитывающая всю совокупность возможных плюсов и минусов, предполагает целеустремлённую борьбу за дальнейшее сплочение стран социализма, всех государств, активно выступающих против империализма.

Заключение
Итак, в завершении курсового проекта по вопросу дипломатических отношений «Дипломатические инициативы Советской России на Дальнем Востоке. Становление и развитие азиатского вектора, политики сосуществования», скажем следующее:
Действие принципа Мирное сосуществование как главного принципа ведения международных дел теоретически строго локализовано сферой отношений между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической. Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип Мирное сосуществование как регулятивный принцип всей системы международных отношений, т. е. отношений между государствами независимо от их социально-экономического строя.
Не оспаривая исторической правомерности и политической актуальности такой тенденции, следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма выступает принцип социалистического интернационализма.
Мирное сосуществование не «отменяется», оно становится как бы естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести переносится на взаимопомощь братских социалистических государств на основе классовой солидарности. С ростом могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных преобразований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между социалистическими и развивающимися государствами принцип интернационализма будет играть всё большую роль в эволюции международных отношений.
Политика Мирное сосуществование имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного баланса интересов, взаимоприемлемых соглашений. В рамках таких соглашений каждая из сторон стремится, естественно, отстоять свои принципиальные, коренные интересы
Мирное сосуществование, тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учёт интересов друг друга: невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права свободно избирать свой социально-экономический и политический строй; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды.
Политика, направленная на установление и развитие такого типа отношений между государствами, называется политикой Мирное сосуществование Она призвана вытеснить из международной жизни отношения господства и подчинения, утвердить общедемократические нормы, попранные империализмом.
свидетельством наличия расхождений в пограничном вопросе стала, так называемая, "картографическая агрессия", проводившаяся уже в 50-х гг. В картах, учебниках и атласах в границы Китая входят территории, находящиеся под фактической юрисдикцией СССР и других стран. В "Атласе провинций КНР", который вышел в Пекине в 1953 г. как китайские территории были обозначены участок на Памире и несколько районов на восточном участке, в том числе два острова у Хабаровска.
Проводя политику Мирное сосуществование, навязывая её империализму, страны социализма создают благоприятные предпосылки для быстрого развития своей экономики, для всестороннего прогресса социалистических общественных отношений. Чем сильнее мировая система социализма, чем полнее воплощаются в жизнь идеалы социализма, тем больше её революционизирующее воздействие на массы трудящихся, тем шире возможности для поддержки (что отнюдь не тождественно искусственному подталкиванию) революционных движений.
В условиях Мирное сосуществование резко ограничиваются возможности империализма на международной арене для агрессивных действий, для экспорта контрреволюции.

Библиография
Периодические источники
Правда. 1989, 24 декабряADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131
Теоретические источники литературы
Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179
Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990
Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и
Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука, 2007
Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР.- М.: Междунар. отношения, 2006
Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002
Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990
Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994
Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+»,2005
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение, 2005
История отечества XX век – М.: Дрофа, 2005
Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений
И внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 2007
Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 2006


Законодательные документы
Закон СССР от 24 апреля 1925 года «О развитии военный действий на территории Дальнего Востока»
Закон о развитии промышленности машиностроения на территории Дальнего Востока СССР от 1923 года от 12 мая.

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990
Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. –М.: Междунар. отношения, 2002

Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 2006

Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002

Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 2006

Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 2006









2

Библиография
Периодические источники
1.Правда. 1989, 24 декабряADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131
Теоретические источники литературы
2.Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179
3.Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990
4.Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и
5.Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука, 2007
6.Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР.- М.: Междунар. отношения, 2006
7.Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.: Междунар. отношения, 2002
8.Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей истории, 1990
9.Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994
10.Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+»,2005
11.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение, 2005
12.История отечества XX век – М.: Дрофа, 2005
13.Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений
14.И внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 2007
15.Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 2006


Законодательные документы
1.Закон СССР от 24 апреля 1925 года «О развитии военный действий на территории Дальнего Востока»
2.Закон о развитии промышленности машиностроения на территории Дальнего Востока СССР от 1923 года от 12 мая.

Вопрос-ответ:

Какие дипломатические инициативы предприняла Советская Россия на Дальнем Востоке?

Советская Россия предпринимала различные дипломатические инициативы на Дальнем Востоке, включая установление дружественных отношений с Китаем, Японией и другими государствами региона. Были заключены соглашения о нерушимости границ и взаимной ненападении.

Каковы были противоречия дипломатического характера между Советской Россией и Японией на Дальнем Востоке?

Советская Россия столкнулась с агрессивными действиями со стороны Японии, например, Японо-Советский конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Это противоречие было преодолено с помощью подписания совместной декларации о нерушимости границ и взаимной ненападении.

Какие противоречия возникли между Китаем и Советской Россией на Дальнем Востоке?

На Дальнем Востоке возникли противоречия между Советской Россией и Китаем, особенно в отношении владения некоторыми территориями. Конфликт был разрешен путем подписания соглашения, в котором было признано существование двух независимых государств.

Какую политику мирного сосуществования проводила Советская Россия на Дальнем Востоке?

Советская Россия проводила политику мирного сосуществования на Дальнем Востоке, стремясь к разрешению конфликтов с помощью дипломатических средств и сотрудничеству с соседними государствами. Она также ставила приоритет на сотрудничество в экономической сфере и развитие культурных связей.

Какую историческую роль сыграли дипломатические инициативы Советской России на Дальнем Востоке?

Дипломатические инициативы Советской России на Дальнем Востоке сыграли важную роль в установлении мирных отношений с соседними государствами и предотвращении вооруженных конфликтов. Они также способствовали развитию торговли и культурных связей, что оказало положительное влияние на общую политическую ситуацию в регионе.

Какие дипломатические инициативы в рамках азиатского вектора политики принимала Советская Россия на Дальнем Востоке?

Советская Россия принимала ряд дипломатических инициатив на Дальнем Востоке в рамках азиатского вектора политики. Одним из примеров является подписание Пекинского договора в 1924 году, которым были урегулированы границы между Советской Россией и Китаем на Дальнем Востоке. Также важной инициативой было установление дипломатических отношений между СССР и Монголией в 1921 году, что позволило Советской России укрепить свою позицию на Дальнем Востоке.

Каковы были противоречия в дипломатических отношениях между Советской Россией и Японией на Дальнем Востоке?

Япония проявила агрессивность в отношении СССР на Дальнем Востоке, что вызвало противоречия между двуми странами. Одним из примеров агрессии японцев было их вторжение в Приморский край в 1918 году, что привело к вооруженному конфликту между Советской Россией и Японией. Эти противоречия сложно было разрешить с помощью дипломатических средств, и только после окончания Второй мировой войны удалось достичь соглашений о границах и территориальных претензиях.

В чем заключались противоречия между Китаем и Советской Россией на Дальнем Востоке в период становления и развития азиатского вектора политики?

Противоречия между Китаем и Советской Россией на Дальнем Востоке в период становления и развития азиатского вектора политики проявлялись в различных аспектах. В одно время они относились к друг другу как к колониальным державам и боролись за влияние на этой территории. Кроме того, Китай имел свои территориальные претензии к СССР, особенно в отношении Внешней Монголии. Все эти противоречия были урегулированы через переговоры и договоры, но их решение требовало сложных дипломатических усилий со стороны обеих стран.

Какие дипломатические инициативы предпринимала Советская Россия на Дальнем Востоке?

Советская Россия предпринимала различные дипломатические инициативы на Дальнем Востоке, включая взаимодействие с другими азиатскими странами, подписание договоров о дружбе и взаимопомощи, укрепление экономических и культурных связей, а также решение конфликтов и противоречий.

Каковы были последствия агрессии Японии в отношении СССР на Дальнем Востоке?

Агрессия Японии в отношении СССР на Дальнем Востоке имела серьезные последствия. Она привела к ожесточенным боевым действиям и большим человеческим потерям. Однако, благодаря сильной армии и дипломатическому мастерству, СССР смог отражать агрессию и защищать свои интересы.