Психолого-педагогические аспекты проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экскурсоведение
  • 8383 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 04.06.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Детское экскурсоведение в контексте развития современной экскурсионной теории и практики
1.1. Организационно-педагогические особенности школьного туризма
1.2.Особенности детского экскурсоведения: к постановке проблемы
1.3.Ребенок - экскурсант: психолого-педагогический портрет
1.4. Экскурсионная методика при работе с детьми младшего школьного возраста.
Глава II. Основные технологии разработки экскурсии для детей младшего школьного возраста и приемы ее проведения
2.1. Изучение опыта разработки и проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста в туристических и экскурсионных фирмах Санкт-Петербурга
2.2.Обоснование тематической экскурсии «Ленинградский зоопарк»
2.3.Формирование экскурсионного портфеля «Тематические экскурсии по Петербургу и пригородам для младших школьников»
2.4.Проведение по результатам проведенных экскурсий социологического исследования на основе разработанных материалов, анализ эффективности использованных технологий в экскурсионной работе с детьми младшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Глава II. Основные технологии разработки экскурсии для детей младшего школьного возраста и приемы ее проведения
2.1. Изучение опыта разработки и проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста в туристических и экскурсионных фирмах Санкт-Петербурга
1) Турфирма «БСК – ТУР».
Одним из основных направлений турфирмы “БСК-ТУР” является детский групповой познавательный отдых в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, по России, в Болгарии и Великобритании.
- Оздоровительный отдых в пансионате “Дюны”, расположенном в курортной зоне Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Песчаные пляжи и свежий морской воздух, отличное питание и проживание в комфортабельных номерах позволят детям набраться сил.
- В Лужском районе Ленинградской области на базе Агропромышленного предприятия “Северная Звезда” совмещение трудовой практики (на Калгановском конном заводе с приобретением первичных навыков езды на лошадях; работой на молочной ферме; полевыми работами; занятиями в автопарке) с оздоровительными процедурами (на базе республиканского специализированного глазного санатория) и отдыхом. Чистейший воздух соснового бора и общение с животными оздоровят детей физически и морально.
- В общую программу отдыха входят экскурсии по достопримечательным местам Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода.
- Предложение фирмой детских групповых туров в Болгарию на Черное море.
- БСК-тур предлагает специальные образовательные программы для младших школьников. Это интенсивная языковая практика и каникулы в Великобритании в г. Гастингсе, историческом и курортном городе на южном побережье пролива Ла-Манш в 1,5 часах езды от Лондона. Международный языковой центр располагает просторными аудиториями; аудио- и видеооборудованием для занятий английским языком; все условия для отдыха и занятий спортом.
2) Турфирма «Лира».
Около пяти лет назад родился совместный проект турфирмы «Лира» и молодежной группы «Бумеранг», предпологающий использование разведческой практики в работе с детьми. Приоритетные направления деятельности: развитие системы туристических поездок, включающих в себя оказание социально-психологической помощи, проведение активного, творческого досуга, а так же спортивно-оздоровительного развития.
-Уникальные программы детского отдыха.
Разработаны для развития физических, умственных и психологических способностей ребенка в сочетании с активным отдыхом. В программе используются методики, позволяющие развивать личностные качества ребенка через интеллектуально-познавательные и ситуационно-психологические игры. Эти методики позволяют ребенку избавиться от комплексов, научиться общаться в коллективе, почувствовать себя значимым - то есть стать более свободной, развитой и сознательной личностью. Под руководством опытных инструкторов дети получат навыки поведения в лесу, в экстремальных ситуациях, в оказании первой медицинской помощи, в дневном и ночном ориентировании. Происходит обучение технике безопасности в пешем и водном походе, основам альпинизма, применения на практике морских узлов, типов костров и разведения их в любую погоду.
3) Турфирма «Астра – тур»
- Детский лагерь «Чайка».
Супер-программа на майские каникулы: «В гостях у Гарри Поттера»
1 день.
Легенда смены. Игры на знакомство, командное сплочение. Распределение по факультетам. «Что было бы если…» творческий вечер. Оформление комнат. Огонек « Фантазия». Вызываем духа откровенности.
2 день.
Мачта. Игра «Волшебная палочка». «Пропавшая экспедиция» - игра на знакомство с местностью. « Чудеса левитации» - интеллектуальная игра. Тур.тренинг.- техника безопасности. Свеча.
3 день.
. «7-ое небо» - спортивно - туристическая игра. « Министерство магии» - игры на внимание и сообразительность. Игры на свежем воздухе. «Бестиарий» - выставка необычных вещей. Огонек «Тайная встреча».
4 день.
Начало «тайной переписки». «Морская баталия» - игра на местности. « Перевоплощение» - конкурс масок. Праздник «Просто так». Костер. Свеча.
5 день.
Окончание «тайной переписки». Подведение итогов. Награждение. «Заборы». Игра «Ромбы». Закрытие легенды смены.
4) Агентство «Детский отдых».
Агентство «Детский отдых» создано в 1999 году. Родителей, желающих отправить своих детей не в Крым, на Юг или за границу, а Ленинградскую область - в экологически чистые, живописные и здоровые места много, но отсутствует информация о том, где расположены лагеря, сколько стоит путёвка, какие программы детского отдыха реализуются в лагерях.
Агентство подготовили 30 лагерей, с реальными ценами на путевки, в отличии от цен, устанавливаемых турфирмами, продающими коммерческие путевки в детские лагеря Ленобласти.
Агентство предлагает организованный отдых детям Санкт-Петербурга в других регионах страны. Офис Агентства находится в центре Санкт-Петербурга, с наличием не только информационного, но и наглядного материала (фотоальбомы и видеокассеты), предоставленного лагерями.
2.2.Обоснование тематической экскурсии «Ленинградский зоопарк»

1.Актуальность избранной темы экскурсии – данная экскурсия представляет интерес, так как она является новой темой.
2.Представить историческую справку по бытованию экскурсий подобного рода – подобные экскурсии не проводились как тематические.
3.Современное состояние экскурсионного рынка в отношении избранной экскурсии в настоящее время сведения сообщаются только в ходе общих экскурсий – «Обзорной», «Ночной город» (в летнее время).
4.Какие фирмы имеют подобные экскурсии в своем ассортименте – не имеют, предпочитая традиционные обзорные и иногородние экскурсии.
5.Частота проведения экскурсии – первоначально два раза в неделю с разными группами.
6.Уровень организации экскурсии.
Экскурсия  – один из видов занятий по ознакомлению детей  с природой. Во время экскурсии  ребенок  может в  естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в  соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсионных занятий и в  том, что здесь дети  имеют возможность под руководством руководителя видеть растения и животных в  среде их обитания. Экскурсия  помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в  природе, навыки индивидуального поведения в  природной среде. Кроме того, на экологической экскурсии  дети  получают эстетическое наслаждение от красоты природы в  любое время года.
Экскурсии  в  лес, в  поле, на берега рек. и озер привлекают внимание детей, позволяют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в  группе.
На экскурсии  у детей  развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучают всматриваться в  предмет и примечать его характерные особенности.
По содержанию экскурсии  делятся на  два вида: природоведческие – в  парк, в  лес, на реку, на луг, в  зоопарк , ботанический сад; экскурсии  на сельскохозяйственные объекты – в  поле, на птицефабрику, в сад, огород и т.д.
Экскурсию как форму занятий используют в основном с детьми  старшего дошкольного возраста. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие экскурсии целесообразно организовывать на одни и те же объекты в разные времена года, чтобы проследить за сезонными изменениями, происходящими в природе.
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при тщательной подготовке.
Руководитель готовя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, руководитель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдения, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где дети могут отдохнуть, где самостоятельно вести наблюдения.
Чтобы экскурсия была интересной, руководитель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые будет использовать в работе.
За несколько дней до экскурсии руководитель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящему мероприятию. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что они увидят, как будут наблюдать, что нужно собирать. Можно даже показать доступную для дошкольников схему маршрута и провести инструктаж о правилах поведения. На последнем нужно заострить внимание детей. Хорошо было бы привлечь детей к подготовке снаряжения, необходимого оборудования. Эта работа повышает интерес к предстоящему занятию.
Правила поведения детей на экскурсии включают следующее:
участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь;
все движения должны быть по возможности бесшумными – необходимо слушать и слышать природу;
по первому знаку руководителя все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг руководителя широким полукольцом. Продолжить движение с разрешения руководителя;
разговаривать тихо, вопросы руководителю задавать вполголоса;
не следует рвать без надобности растения;
во время выполнения задания группа расходится в пределах видимости руководителя;
бережно относиться к объектам природы: муравейникам, птичьим гнездам, звериным норкам и т. д.;
Важно так построить экологическую экскурсию, чтобы детям было интересно, увлекательно, не утомительно, чтобы они вынесли из нее много нового и полезного для себя.
Используя известный принцип «от противного», американский педагог Ж. Дювенек предлагает несколько советов, как утомить детей на экскурсии:
Пусть они не смотрят на клин журавлей, а слушают ваш рассказ о миграции птиц.
Называйте все по-латыни и требуйте запомнить эти названия.
Говорите безостановочно, не давая детям раскрыть рот.
Пусть дети  поймут, как безнадежно отравлена природная среда.
Пусть все дети бегут куда глаза глядят. когда им это вздумается.
Все время ворчите о плохом поведении детей.
Никаких шуток и смеха.
Ни к чему не прикасаться.
Сами зевайте сколько хотите.
Хотя эти советы даются по поводу экскурсий для школьников, но не вредно их использовать и руководителям при экскурсионной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
«Ленинградский зоопарк - один из старейших зоопарков России и один из самых северных в мире. Он был основан любителями животных Софьей и Юлиусом Гебгардтами и открыт 14 августа 1865 года. Расположен зоопарк в историческом центре города и занимает сейчас 7,5 га. По количеству видов и экземпляров представленных животных наш зоопарк сейчас - второй в России после Московского (в зоопарке содержится около 2000 экземпляров 410 видов животных).
            
У каждого зоопарка есть свой зверь-символ. У Таллиннского это рысь, в Лейпциге - тигр, а в Праге - лошадь Пржевальского. Есть такая эмблема и у Ленинградского зоопарка. Это белый медведь. Почему именно он? Во-первых, долгое время Ленинградский зоопарк был самым северным зоопарком мира, а белый медведь - олицетворение Севера, во-вторых, это зверь красивый и могучий, и само его название "медведь" как-то всегда ассоциировалось с Россией. С начала 30-х годов эти замечательные звери приносят потомство - за последние 60 лет здесь родилось 108 медвежат. Сейчас в зоопарке живут три белых медведя.
      
В различных вольерах содержатся многочисленные пернатые: попугайчики, певчие птицы, фазаны, павлины, японские и венценосные журавли, болотные птицы, страусы, грифы, сипы, стервятники, канюки, орлы, ястребы и соколы. В отдельном большом вольере "Орлиная горка" живут самые крупные хищные птицы на Земле - андские кондоры.
      
На территории зоопарка работает выставка рептилий (понедельник - выходной день). Здесь можно увидеть крокодилов, змей, игуан, черепах и других животных».

2.3.Формирование экскурсионного портфеля «Тематические экскурсии по Петербургу и пригородам для младших школьников»

«Как возник наш город»
В доступной форме детей знакомят с первой площадью, первым домом, первым научным центром города. Посещение Летнего сада и «Домика Петра I». (Продолжительность - 3 часа.)
«Знай и люби свой город»
Дети знакомятся с парадными площадями города, Невским проспектом, набережными Невы, зданиями и памятниками, которые считаются символами города. (Продолжительность экскурсии - 3 часа.)
«Мосты повисли над водами»
Дети познакомятся с большими и малыми мостами, переброшенными через Неву, с оградами и фонарями мостов, узнают об истории строительства и конструкции мостов Петербурга. (Продолжительность –3 часа.)
«Мифы Древней Греции на берегах Невы»
Экскурсия знакомит со скульптурным убранством города, где в камне и бронзе застыли античные боги и герои. Детей познакомят со статуями Посейдона и Геркулеса, Флоры и Гермеса, Афиныи Марса, с колесницами Аполлона и Ники, скульптурными группами «Похищение прозерпины» и «Антей и Геракл». (Продолжительность –3 часа.)
«Львы стерегут город»
Львы, сфинксы, грифоны стали символами города. Детей познакомят с этими существами в скульптурном убранстве Петербурга, расскажут истории и мифы, связанные с ними. (Продолжительность –3 часа.)
«Каменное убранство города»
Рассказ пойдёт о местах добычи и способах обработки камня - гранита, мрамора, пудостского камня и других материалов.Посещение Горного музеея.
«Петербургские сказочники»
Знакомство с петербургскими адресами и творчеством сказочников - Пушкина, Крылова, Чуковского, Маршака, Хармса. Посещение памятника Крылову в Летнем саду. (Продолжительность –3 часа.)
«О чём рассказывают храмы?»
Детям в доступной форме рассказывают о православных храмах, мечетях, костёлах, синагогах, знакомят с символикой, традициями разных религий. Посещают один из храмов. (Продолжительность –3 часа.)
Планета Нептун
В океанариуме представлены обитатели самых различных уголков Мирового океана. Наряду со стайками рыбок размером всего в несколько сантиметров, посетители могут увидеть и амазонских араван, и различные виды крупных акул, и глубоководных морских чертей, и зубастых мурен, и морских звезд, и скатов, а также множество других представителей морской фауны.
Часы работы: ежедневно с 10 до 21.00 Шоу кормления акул каждый день в 19.00

Дельфинарий
Здесь дельфины не только выполняют различные трюки, но и с удовольствием поют, танцуют вальс или рок-н-ролл и даже рисуют. У ребят перехватывает дыхание, когда, выпрыгнув из воды на четыре метра, дельфины пролетают через разноцветные кольца и вновь исчезают под водой. А огромные белухи с черными, как смоль, добрыми глазами, столь грациозны, что даже отъявленный скептик не сможет усомниться в их артистичности. Ну и любимец публики - морской лев. Он так задорно выпрашивает аплодисменты, так весело ловит кольца и так переживает, когда ему это не удается, что даже родители начинают за него «болеть».
Шоу длится около часа. В будни, кроме понедельника и вторника, представления начинаются в 18 часов, в выходные - в 12, 14, 16 и 18 часов.

Зоопарк
Ленинградский зоологический парк – один из самых северных зоопарков мира, уникальный музей живой природы, основанный 1 августа 1865 года. К сегодняшнему дню он сохранил общую планировку конца позапрошлого века и является частью ансамбля исторического центра города. В память о героическом подвиге сотрудников, сохранивших зоосад в блокаду, наш Зоопарк, несмотря на переименование города, остался Ленинградским. Зоопарк занимает территорию 7,4 га и является одним из самых маленьких по площади в России. Однако это не помешало специалистам собрать и содержать коллекцию из почти 2000 экземпляров более 400 видов животных – обитателей практически всех континентов. Часы работы: c 10 до 20.00, без выходных.

Заповедник Зубробизонов
Зубробизоны принадлежат к классу млекопитающих парнокопытных, семейству полорогих. Вес самца достигает 2000 кг. Окраска бурая. В исторические времена зубры были распространены в Европе, а бизоны - в Северной Америке. К концу XIX века зубры и бизоны в природе были уничтожены и сохранились лишь в зоопарках. В результате работы зоологов численность зубров и бизонов в мире возросла к 1980 году до 2000 голов, в т.ч. в России на 655 особей. В последние десятилетия идет процесс сокращения численности этого реликтового вида животных. В Токсовском парклесхозе обитает стадо зубробизонов, самое северное в Европе. Оно насчитывает 7 голов. Площадь вольера: 5,2 га. Предки стада завезены из Ленинградского зоопарка: бизон Малыш - в 1974 году, зубрица Лира - в 1975 году. Животные любят хлеб, овощи, фрукты и с радостью принимают их из рук заезжих туристов. Работает уникальный заповедник зубробизонов круглогодично.
Музей игрушки

Cанкт-Петербургский музей игрушки - член Союза музеев России -создан в 1997 году как негосударственное учреждение культуры финансируемое частными фирмами-учредителями. Это второй музей игрушки в России после старейшего Художественно-педагогического музея этого профиля в городе Сергиев Посад под Москвой. Санкт-Петербургский музей игрушки является музеем художественным, который призван собирать,хранить ,экспонировать и изучать игрушку не только как уникальное явление историко-бутовой культуры,но и как особый вид искусства,в котором сплетаются древние национальные традициии и самые современные художественные тенденции. Часы работы: выходной понедельник,последний вторник месяца.

Диво-Остров
«Диво Остров» - на сегодняшний день единственный в своем роде парк аттракционов не только в России, но и в странах СНГ. Его по праву можно назвать русским «Диснейлендом». Единая инфраструктура, широкий ассортимент всех необходимых составляющих индустрии развлечений делают это сравнение возможным. «Диво Остров» стремительно развивается. На момент открытия в парке было 17 аттракционов. К сегодняшнему дню это число увеличилось в три раза. В зимний период в парке функционирует 35 аттракционов, а летом - 50. Беспрецедентным для России стало и то, что парк работает круглый год. Зимой к основным аттракционам добавляются каток и ледяные горки, а летом водные аттракционы: катамараны, «Водное диско», «Водное сафари», «Боевые роботы» и т.п. «Диво Остров» стремится к тому, чтобы здесь полноценно смогли отдыхать представители всех возрастных групп. Аттракционы представлены богатым разнообразием и поделены на три условные группы: детские, семейные и экстремальные. Некоторые из имеющихся в парке аттракционов не имеют аналогов в мире. Часы работы: суббота, воскресенье c 11.00 до 20.00

Музей Кукол
Если вы окажитесь в той части Васильевского острова, которая находится неподалеку от набережной реки Смоленки и часовни Ксении Блаженной - покровительницы Санкт-Петербурга, то непременно загляните загляните в Петербургский музей кукол. Часто его называют самым уютным и гостеприимным музеем нашего города. Вы попадаете в настоящее царство укол с пятитысячным "населением",за которым здесь ухаживают, холят и лелеют, дают возможность похвастаться своими нарядами, рассказать о своей судьбе, отправляют в путешествие в другие города и страны. Часы работы: с 10.00 до 18.00

ТЮЗ им. Брянцева
Санкт-Петербургский государственный Театр Юных Зрителей (ТЮЗ) - один из старейших детских театров России. Он был основан в Петрограде в 1922 году известным режиссером и педагогом, н.а. СССР А.А. Брянцевым, который руководил ТЮЗом четыре десятилетия. Именно Брянцев разработал программу "театра особого назначения", главные положения которой актуальны и сегодня. ТЮЗ был задуман как театр трех поколений, а потому и его репертуар вмещает в себя спектакли, интересные и детям, и подросткам, и молодежи. Более того, многие из них с удовольствием смотрят зрители старшего возраста.

Кукольный театр сказки

В 1944 году молодые талантливые люди: драматург Екатерина Черняк, режиссер Елена Гилоди и актеры Ольга Ляндзберг и Георгий Тураев затеяли немыслимое для послеблокадного Ленинграда дело -постановку детского спектакля. 31 декабря состоялась премьера - так родился Театр Сказки. Сегодня это один из лучших театров в городе. Участник многих международных и российских фестивалей Театр Сказки хорошо знаком не только петербургским зрителям. Гастроли в пределах малых и больших границ - неотъемлемая часть жизни этой труппы. Болгария, Югославия, Польша, Иран, Ирак, Кувейт, Египет, Судан, Сомали, Англия, Италия, Испания, Финляндия, Шотландия, Германия- это лишь часть «сказочных» маршрутов.

2.4.Проведение по результатам проведенных экскурсий социологического исследования на основе разработанных материалов, анализ эффективности использованных технологий в экскурсионной работе с детьми младшего школьного возраста

На констатирующем этапе эксперимента, была получена (на основе анализа музейной практики, анкетирования, бесед и опросов, изучения документации, книг отзывов и т.п.) обширная информация о содержании и формах деятельности экскурсионного агентства. Изучалось эмоционально-ценностное отношение детей и педагогов к экскурсиям; выявлялся уровень развития когнитивных и поведенческих компонентов их культуры. Уровень сформированности культуры посетителей сопоставлялся с возможностями экскурсии влиять на дальнейшее ее развитие у детей разных возрастных групп. В связи с тем, что для младших школьников оказались затруднительными обзорные экскурсии, были разработаны и подтвердили свою эффективность тематические экскурсии по отдельным разделам экспозиции и специальным выставкам с применением игровых форм.
Для их преодоления модель была дополнена вариантом «Музей-школа» на базе школы № 156. Школа выделила для эксперимента три постоянных группы первоклассников по 12 человек: контрольную (К), экспериментальные по варианту «Внутримузейный комплекс» (Э-1) и по варианту «Музей-школа» (Э-2). На этом этапе эксперимента для определения уровня сформированности основ игровой культуры была проведёна первичная диагностика («нулевой срез») на основе методики «Рейтинг игрушек», наблюдений и других методов. Результаты первичной диагностики показали, что учащиеся всех групп имеют близкие по значению исходные показатели сформированности основ игровой культуры: достаточно сформирован первый структурный слой, дети знакомы со вторым слоем игровой культуры, третий и четвёртый структурные слои в этом возрасте только формируются. В связи с этими результатами формирования игровой культуры младших школьников и был выделен второй уровень - уровень формирования ее основ (первый – начала культуры, которые закладываются в семье, в дошкольных образовательных учреждениях).
В первой группе (Э-1) проверялся вариант модели «Внутримузейный комплекс» с использование таких форм работы, как экскурсии обзорные, тематические, семейные, музейные праздники. Во второй экспериментальной группе (Э-2) – вариант модели «Музей - школа». Проведённая диагностика детей этой группы по методике «Моя игротека» потребовала расширить и дополнить формы внутримузейной деятельности формами творческой работы с детьми на базе школы. Эффективность варианта «Музей – школа» обеспечивалась реализацией авторской программы «Мир наших игр и игрушек», которая предполагала интегрированную деятельность музея и школы и включала следующие этапы: подготовка детей в школе к посещению музея (проводится учителем); работа с детьми на экскурсиях в музее (проводит музейный педагог); работа с детьми в школе по закреплению музейных впечатлений (проводится учителем в форме развивающих творческих занятий по изготовлению игрушек). Занятия проводились один раз в неделю и оказали положительное влияние не только на развитие игровой культуры детей, но и на общее развитие школьников, что отмечали как сами школьники, так и их родители и педагоги.
Установлено, что процесс погружения в культурную среду, используя интегрированную деятельность музея и школы, позитивно сказывается на уровне освоения детьми культуры. Так, в результате опытно-экспериментальной работы в группе Э-1 сократилось количество детей с низким уровнем сформированности когнитивного компонента, средний уровень повысился на 25%. Наиболее интенсивная положительная динамика сформированности эмоционально-ценностного компонента получена в группе Э-2, где количество детей с низким уровнем сократилось на 50%, а количество детей со средним уровнем заметно повысилось - на 33%, с высоким - на 17%. В группе К-1 количество детей с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента осталось без изменений, в среднем - повысилось на 17%. К моменту заключительной диагностики («итоговый срез») в обеих экспериментальных группах возрос показатель сформированности поведенческого компонента.
Для оценки положительного эмоционального состояния использовались методики диагностики настроения при выборе детьми «масок эмоционального состояния». Показатели положительного эмоционального состояния во всех экспериментальных группах улучшились. Количество радостных настроений, испытуемых при итоговой диагностике, оказалось выше в группе Э-2, что обеспечивалось развитием самостоятельности детей: чем лучше ребёнок освоил содержание различных слоев культуры, тем благоприятнее его эмоциональное состояние. Чем выше показатель хорошего настроения, тем больше воспитанник открыт к активной деятельности по освоению основ культуры.
Заключительный опрос-беседа по методике «Мой рейтинг экскурсий» показал существенные изменения, которые произошли с детьми как в контрольной, так и во всех экспериментальных группах. Однако, если в контрольной группе количество детей с низким уровнем сформированности основ игровой культуры уменьшилось лишь на 8 %, то в экспериментальной группе Э-1 на 16%, а в экспериментальной группе Э-2 уменьшилось на 43%. Существенно поднялся средний уровень в экспериментальных группах: в Э-1 на 16%, в Э-2 на 34%; высокий уровень сформированности основ в группе Э-2 увеличился на 16%. К моменту итоговой диагностики существенно уменьшилось количество детей с низким уровнем, возросло количество учащихся со средним и с высоким уровнем сформированности основ игровой культуры. Разница в результатах экспериментальных групп убедительно свидетельствует о том, что процесс ФОИК более успешно протекает при внедрении варианта модели «Музей - школа». Это доказывают и результаты, полученные в группе Э-2, где был реализован комплекс выделенных нами педагогических условий согласно гипотезе исследования.
Такие результаты объясняются не только тем, что интерес к миру игр у всех младших школьников определён уже их возрастными особенностями, но и под влиянием специально организованной педагогической деятельности, которая интенсивно осуществлялась в экспериментальных группах.
Исследование показало, также, что эффективность процесса формирования основ культуры младших школьников зависит не только от применяемых средств, но и от создания необходимых для этого процесса условий.
Заключение
Выводы по психолого-педагогической части:
В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую, дошкольную. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. Руководящий этой группой учитель оказывается, по сравнению с воспитателем детского сада, еще более референтным для детей, поскольку он, используя аппарат ежедневно выставляемых отметок, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и со взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе как другому.
Примечательно, что не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию. Максимальное значение сама учебная деятельность как лично-стнообразующий фактор, по-видимому, приобретает в старшем школьном возрасте, которому присуще сознательное отношение к учебе, формирование мировоззрения в условиях воспитывающего обучения. Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, по всей вероятности, не только интеграцию школьника в системе «ученики-ученики», но и прежде всего в системе «ученики - учитель», «ученики - родители».
Те психологические свойства, которые начали выступать у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III—IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные — в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.
Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных, различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого-педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III—IV классам школы являются полностью сформированными.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.
К концу младшего школьного возраста, к III—IV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.
За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном). Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне — своим открытым поведением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.
Выводы по практической части:
1.Детско-юношеский туризм (в том числе экскурсионный) - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.
2.При работе с детьми младшего школьного возраста сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионности можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В финальном варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

Список использованной литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2002. - С.137-303.
Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма М.: Финансы и статистика, 2003 -176 с.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 328 с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2000 -С.41-86.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М., Инфра-М, 2002 – 328 с.
Ефимкина Р.П. Детская психология. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 220 с.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.1996 г.).
Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 2004 – 496 с.
Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Питер, 2004 – 200 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2001.-136 с.
Козырев В.М.Туристская рента М.: Финансы и статистика, 2001 .-112 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 646 с.
Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы /под ред. Р. А. Фахрутдинова . М.: Финансы и статистика, 2001.-272 с.
Менеджмент туризма: Экономика туризма /под ред. Р. А. Фахрутдинова М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
Немов Р.С. Психология (в 2 тт.). М.: ВЛАДОС, 2003 – 688с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – 360 с.
Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 432 с.
Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика 2000.-207 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. М.: «Педагогика», 1995 – 448 с.
Психология детства /под ред. А. А. Реана. М.:НОРМА, 2002 – 228 с.
Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2002 – 432 с.
Сенин В. С. Международный туризм М.: Финансы и статистика, 2003 – 556 с.
Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. Основы экскурсоведения М: 1999 – 278 с.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ.
Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Минск: Экоперспектива, 1999 С. 193-237.
Приложение

УТВЕРЖДАЮ
“___”____________ 200__ г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

Тема экскурсии ___Ленинградский зоопарк
Продолжительность (час) _____2 ч_____________________
Протяженность (км) _________3 км___________________
Автор-разработчик _____Научный отдел ____
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Экологическая, познавательная_
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __подробно описан ниже
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________

Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации* Методические указания** 1 2 3 4 5 6 7 Сбор возле входа У информационного щита с изображением схемы маршрута Знакомство со схемой маршрута 5 Общая – об истории зоопарка Инструктаж по технике безопасности Рассказ, показ схемы маршрута, мест остановок Вольеры У информационных аншлагов Информационный стенд 5 Биология животных и птиц Проходя тропу группа попадает в зоопарк, подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа. Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров Клетка с медведем У клетки с медведем Бурый медведь 5 История появления медведя в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. Клетки с хищниками семейства кошачьих У клеток 15 Краткие характеристики Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном. Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним. Клетка с волками У клетки с волками Семейство волков (самка и самец) 4 История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками. Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним Вольер с лосем У вольера с лосем Лось европейский по кличке Мишка 5 История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода. Показ с описанием животного, наблюдение за ним
Вольер с оленем У вольера с оленем Олень благородный по кличке Яшка 5 История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом. Рассказ и показ, наблюдение за оленем.
Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов) Клетка с лебедем У клетки с лебедем Лебедь 3 Биология птицы. Лебединая песня. Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки. Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней Вольер с косулей У вольера с косулей Косуля
(дикая коза) 5 Косуля европейская - лесная красавица. По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает. Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов Вольер с
диким кабаном У вольера с диким кабаном Дикая свинья по кличке Филимониха 4 Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах. Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном. Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением. Клетка с
енотовидной
собакой У клетки с енотовидной собакой Енотовидная собака 3 Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака. Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке.
Показ животного, наблюдение за его повадками Клетка с лисицей У клетки с лисицей Лисица обыкновенная
3 Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах. От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным. Клетка с барсуком У клетки с барсуком Барсук 3 Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу. От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом. Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным.
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

Ефимкина Р.П. Детская психология. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – С.100
Там же. С.127
Немов Р.С. Психология (в 2 тт.). М.: ВЛАДОС, 2003 – С. 136
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – С. 220
Психология детства /под ред. А. А. Реана. М.:НОРМА, 2002 – С.38
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – С. 146
Там же. С.165-166.
Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2002 – С.89
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – С.229
Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003 – С. 245
Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М., Инфра-М, 2002 – С.125
Немов Р.С. Психология (в 2 тт.). М.: ВЛАДОС, 2003 – С.147
Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. Основы экскурсоведения М: 1999 – С.138
Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М., Инфра-М, 2002 – С.167
Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – С.144
Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Минск: Экоперспектива, 1999 С. 199-200
Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. Основы экскурсоведения М: 1999 – С.211
Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М., Инфра-М, 2002 – С.184












3

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2002. - С.137-303.
2.Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма М.: Финансы и статистика, 2003 -176 с.
3.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 328 с.
4.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2000 -С.41-86.
5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М., Инфра-М, 2002 – 328 с.
6.Ефимкина Р.П. Детская психология. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 220 с.
7.Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.1996 г.).
8.Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 2004 – 496 с.
9.Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Питер, 2004 – 200 с.
10.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2001.-136 с.
11.Козырев В.М.Туристская рента М.: Финансы и статистика, 2001 .-112 с.
12.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 646 с.
13.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы /под ред. Р. А. Фахрутдинова . М.: Финансы и статистика, 2001.-272 с.
14.Менеджмент туризма: Экономика туризма /под ред. Р. А. Фахрутдинова М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
15.Немов Р.С. Психология (в 2 тт.). М.: ВЛАДОС, 2003 – 688с.
16.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003 – 360 с.
17.Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. Киев: Библиотека «Самопознание», 2005 – 432 с.
18.Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика 2000.-207 с.
19.Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и А.В. Запорожца. М.: «Педагогика», 1995 – 448 с.
20.Психология детства /под ред. А. А. Реана. М.:НОРМА, 2002 – 228 с.
21.Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
22.Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 – 256 с.
23.Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2002 – 432 с.
24.Сенин В. С. Международный туризм М.: Финансы и статистика, 2003 – 556 с.
25.Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. Основы экскурсоведения М: 1999 – 278 с.
26.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ.
27.Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Минск: Экоперспектива, 1999 С. 193-237.

Вопрос-ответ:

Каковы организационно-педагогические особенности школьного туризма?

Организационно-педагогические особенности школьного туризма включают в себя разработку программы экскурсии с учетом целей и возможностей детей, выбор места проведения экскурсии, подготовку педагогического коллектива, обеспечение безопасности детей, организацию питания и проживания во время экскурсии.

Какие особенности имеет детское экскурсоведение?

Детское экскурсоведение отличается от обычного тем, что оно должно быть более доступным и понятным для детей младшего школьного возраста. Экскурсии должны быть интересными и игровыми, с учетом особенностей детской психологии и развития.

Каков психолого-педагогический портрет ребенка-экскурсанта?

Ребенок-экскурсант в младшем школьном возрасте характеризуется ограниченным опытом путешествий, низким уровнем самостоятельности и ответственности. Он нуждается в поддержке и руководстве со стороны педагогов, а также в возможности активного участия и взаимодействия.

Какова экскурсионная методика при работе с детьми младшего школьного возраста?

Экскурсионная методика при работе с детьми младшего школьного возраста основана на игровых и интерактивных формах работы. Это включает использование различных учебных игр, конкурсов, творческих заданий, которые помогают детям усваивать и запоминать информацию, а также развивать их наблюдательность и креативность.

Какие основные технологии используются при разработке экскурсий?

Основные технологии, используемые при разработке экскурсий, включают выбор и создание интересных и познавательных маршрутов, использование современных информационных технологий (например, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий), активное привлечение детей к практическим заданиям и исследованиям.

Каковы особенности детского экскурсоведения?

Особенности детского экскурсоведения включают в себя адаптацию экскурсионной программы к возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, использование игровых и интерактивных методов обучения, создание доверительной и безопасной атмосферы, активное взаимодействие с детьми и учет их интересов и потребностей.

Какие организационно-педагогические особенности есть у школьного туризма?

Организационно-педагогические особенности школьного туризма включают в себя подбор интересных и познавательных мест для экскурсий, создание графика проведения экскурсий с учетом учебного режима, организацию безопасного перемещения детей, формирование групп с учетом дружеских отношений и совместимости интересов, обеспечение эффективного взаимодействия педагогов и экскурсоводов.

Как можно описать психолого-педагогический портрет ребенка-экскурсанта?

Психолого-педагогический портрет ребенка-экскурсанта включает в себя такие характеристики, как возрастные особенности, интересы, потребности и предпочтения ребенка, его уровень развития, психологические особенности (например, эмоциональность, активность, внимание), степень самостоятельности и социализации.