Особенности словаря у детей с дефицитарностью функций второго блока.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Структурно-функциональная модель работы мозга
2. II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной информации
3. Особенности словаря у детей с дефицитарностью функций второго блока
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Искажения и замены каждый раз новые, ребенок в каждом случае произношения как бы подбирает правильный вариант произношения слова. Но заменители слов не всегда корреспондируют с предметами.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Отмечается фрагментарность речи, что связано с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.
Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме. Проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафразий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.
Неустойчивость значений слов, нечеткость произношения приводят к тому, что дети действуют по словесной инструкции неуверенно, смотрят друг на друга, ищут помощи и поддержки при затруднениях в понимании. При выполнении заданий и при обиходном общении дети ориентируются на лексические значения и игнорируют грамматические. У них ограниченные возможности при организации ролевой игры, часто она сопровождается бессвязным проговариванием недифференцированных звуковых комплексов и неадекватно употребляемых слов и словосочетаний. [Семенович А. В, 2002; Хомская Е.Д, 2004г]
Сенсорная афазия – это расстройство речи, обусловленное поражением корковых речевых зон (теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии, приобретенные в любом возрасте (у ребенка после 3 лет) речевые расстройства, выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимании чужой речи. Нарушения речи и, в частности особенности словаря, при сенсорной афазии сходны с особенностями, проявляющимися при сенсорной алалии. Отличия проявляются в том, что при алалии возникают значительные сложности в накоплении сенсорного словаря, предшествующего формированию собственной речи ребенка, а при афазии происходит распад собственной речи и утрата сенсорного словаря. Но основные особенности расстройства речи, обусловленного поражением корковых речевых зон, схожи.
В большинстве случаев встречается не чистая форма алалии или афазии, а смешанная — моторная с сенсорным компонентом или сенсомоторная.
Заключение
При рассмотрении особенностей детей с дефицитарностью функций второго блока мы выявили следующую специфику. При нарушении функций второго блока развиваются такие расстройства речи как сенсорная алалия или афазия, при которых выделяют симптомы: литеральные (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи и представляет собой набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п. Акустико-мнестическая алалия или афазия, при которых наблюдается суждение объекта воспроизведения. Оптико-мнестическая алалия или афазия, при которых отмечаются вербальные и литеральные парафазии.
Семантическая алалия или афазия, при которых нарушается понимание предлогов; слов с суффиксами "ца"; сравнительных отношений; конструкций родительного падежа; временных конструкций; речевых структур, выражающих пространственные отношения; предложений с логическими инверсиями; выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга; конструкций, содержащих глагол переходящего действия.
Необходимо понимать особенности рассмотренных отклонений в развитии детей с дефицитарностью функций второго блока, их механизмов, влияния на развитии ребенка в целом, его адаптации и социализации в обществе. Это позволит обнаружить особенности психической деятельности ребенка, его развитие и обучение, а также определить стратегию коррекционной работы.
Список литературы
Ахутипа Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю. и др. Методы нейропсихологического обследования детей // Вести. Моск. Ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1996. - № 2.
Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. / Е. Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с: ил. - (Серия "Учебник для вузов").
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Academia, 2002. – 295с
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - СПб.: Питер, 2002. – 457с
Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомская Е.Д. — М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. — 896 с.





9

Список литературы
1.Ахутипа Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю. и др. Методы нейропсихологического обследования детей // Вести. Моск. Ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1996. - № 2.
2.Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. / Е. Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с: ил. - (Серия "Учебник для вузов").
3.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Academia, 2002. – 295с
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - СПб.: Питер, 2002. – 457с
5.Хрестоматия по нейропсихологии/отв. ред. Хомская Е.Д. — М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. — 896 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности словаря у детей с дефицитарностью функций второго блока?

Дети с дефицитарностью функций второго блока (структурно-функциональная модель работы мозга) имеют особенности в своем словаре. Они часто искажают и заменяют слова, и эти заменители не всегда соответствуют предметам в реальности.

В чем заключаются искажения и замены слов у детей с дефицитарностью функций второго блока?

У детей с дефицитарностью функций второго блока каждый раз может быть новое искажение или замена слова. Ребенок пытается подобрать правильное произношение, но заменители слов не всегда соответствуют предмету, о котором говорит.

Какое влияние оказывает наличие собственной речи на словарь детей с дефицитарностью функций второго блока?

Наличие собственной речи у детей с дефицитарностью функций второго блока может влиять на их словарь. Ребенок может использовать свою речь для попытки правильного произношения слов, но возможно по-прежнему будет происходить искажение или замена.

Какие функции второго блока работы мозга отсутствуют у детей с дефицитарностью?

У детей с дефицитарностью функций второго блока работы мозга отсутствуют функции приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Это влияет на их словарь и может приводить к искажениям и заменам слов.

Какие источники можно использовать для более подробного изучения этой темы?

Для более подробного изучения особенностей словаря у детей с дефицитарностью функций второго блока можно обратиться к научным исследованиям и литературе по этой теме. Ниже приведен список литературы, который может быть полезен:

Какие особенности словаря у детей с дефицитарностью функций второго блока?

У детей с дефицитарностью функций второго блока мозга словарь может иметь ряд особенностей. Например, они могут испытывать затруднения с произношением слов и часто заменять искаженные слова другими, которые не всегда соответствуют предметам. Также у них может быть сложность с переработкой и хранением экстероцептивной информации, что влияет на развитие словарного запаса.

Какова структурно-функциональная модель работы мозга второго блока приема переработки и хранения экстероцептивной информации?

Согласно структурно-функциональной модели, второй блок работы мозга отвечает за прием, переработку и хранение экстероцептивной информации. В него входят различные области мозга, такие как височные, затылочные и теменные доли. Они обрабатывают входные сигналы с помощью различных механизмов, таких как анализ особенностей звукового и зрительного стимула, формирование памяти и т.д. Этот блок играет важную роль в формировании словаря и понимании окружающего мира.

Какие искажения и замены могут происходить у детей с дефицитарностью функций второго блока?

Дети с дефицитарностью функций второго блока могут испытывать искажения и замены в произношении слов. Каждый раз они могут подбирать новый вариант произношения слова, и это может привести к замене звуков и искажению слов. Но заменители слов не всегда соответствуют предметам. Такие искажения и замены могут быть особенно заметны при наличии собственной речи у ребенка.

Как влияет дефицитарность функций второго блока на словарный запас детей?

Дефицитарность функций второго блока мозга может существенно влиять на развитие словарного запаса у детей. Они могут испытывать сложности с произношением и запоминанием слов, а также с пониманием значения слов. Это может привести к ограничению словарного запаса и ограничению возможностей коммуникации и взаимодействия с окружающим миром.

Какие особенности словаря могут иметь дети с дефицитарностью функций второго блока?

У детей с дефицитарностью функций второго блока могут наблюдаться искажения и замены слов в их словаре. Каждый раз ребенок подбирает правильный вариант произношения слова, однако заменители слов не всегда соответствуют предметам.

Какие модели работы мозга связаны с дефицитарностью функций второго блока у детей?

Дефицитарность функций второго блока связана со структурно-функциональной моделью работы мозга и II-м блоком приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Какие новые слова и заменители слов могут появляться у детей с дефицитарностью функций второго блока?

У детей с дефицитарностью функций второго блока каждый раз могут появляться новые заменители и искажения слов. Ребенок старается выбрать правильный вариант произношения слова, но это не всегда соответствует предметам.