Мероприятия РCXC и гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвучайных ситуаций мирного и военного времени

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: ОБЖ
  • 3535 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.03.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Задачи РСЧС по защите населения
1.1. Структура РСЧС
1.2 Силы и средства РСЧС.
1.3 Режимы функционирования РСЧС
Глава 2. Мероприятия по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
2.1. Правовые мероприятия
2.2. Организационные мероприятия
2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС
2.2.2. Организация эвакуационных мероприятий и их обеспечение
2.3 Основные положения по эвакуации в военное время
2.4 Основные положения по эвакуации населения в мирное время
2.5 Единая система оповещения мирного и военного времени
2.5.1 Системы централизованного оповещения муниципального уровня
2.6 Инженерно технические мероприятия
2.7 Медицинские мероприятия по защите населения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Она носит локальный или местный характер. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация из зоны 4 часового добегания волны прорыва.
За пределами зоны 4 часового добегания волны прорыва эвакуация осуществляется исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
2.5 Единая система оповещения мирного и военного времени
Создание, развитие и поддержание в готовности систем оповещения осуществляется по следующим основным направлениям:
совершенствование и развитие федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения (ФАСЦО);
создание региональных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов РФ (РАСЦО);
реконструкция муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения муниципальных образований (МАСЦО);
создание в районах размещения потенциально опасных объектовлокальных систем оповещения (ЛСО).
По состоянию на декабрь 2004 года в стране функционируют одна федеральная, шесть региональных, 88 муниципальных систем централизованного оповещения, а также 973 ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов.
В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения — федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, муниципальный и объектовый.
Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ), главных управлений МЧС России по субъектам РФ, соединений и частей войск ГО центрального подчинения и организаций МЧС России, включая Государственную противопожарную службу (ГПС), Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) и взаимодействующие с ними федеральные органы исполнительной власти.
Региональные СЦО обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, войск ГО, структур ГПС, ГИМС и организаций МЧС России.
Муниципальные СЦО обеспечивают оповещение 90,9% населения страны менее чем за 30 мин (электросирены — 71,3%, проводное вещание — 76,8%, радиовещание — 86,6%, телевещание — 90,7%) и 79,1% населения — менее чем за 5 мин. Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС, носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам. Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения.
2.5.1 Системы централизованного оповещения муниципального уровня
Системы централизованного оповещения муниципального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта РФ. Задачами СЦО муниципального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.
Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях. МАСЦО должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО муниципального уровня. Передача сигналов и речевой информации в МАСЦО осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена МАСЦО и установленной длительностью передачи речевого сообщения.
2.6 Инженерно технические мероприятия
Защитное сооружение — инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств оражения.
Для защиты населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие виды защитных сооружений:
специальные фортификационные сооружения;
войсковые фортификационные сооружения;
защитные сооружения гражданской обороны.
Эти виды защитных сооружений могут использоваться как для оборудования пунктов управления (ПУ), так и для защиты населения, техники, материальных ценностей.
Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия (ЯО) и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (0В), а также, при необходимости, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в зонах возможных сильных разрушений вокруг атомных станций).
Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, размещаемых в районах АС, химически опасных объектов, в зонах возможного затопления (ЗВЗ) и пожаров, применяется режим полной или частичной изоляции (3-й режим).
Убежища классифицируются по следующим признакам:
защитным свойствам;
вместимости;
месту расположения;
времени возведения;
материалу конструкций;
обеспечению электроэнергией;
обеспечению фильтровентиляционным оборудованием (ФВО);
характеру использования в мирное время.
Противорадиационные укрытия — это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих и светового излучений, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. К ним относятся специально построенные сооружения и приспособленные подвалы домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки и помещения первых этажей зданий, где заделываются оконные проемы, перекрытия, а стены усиливаются землей, песком, шлаком, тщательно шпаклюются трещины и щели. Двери хорошо подгоняются к рамам и по возможности устанавливаются приточный и вытяжной короба.
Для строительства отдельно стоящих быстровозводимых противорадиационных укрытий используют следующие сборные конструкции:
железобетонные;
лесоматериала (безрубочной конструкции; сплошной рамной конструкции; сооружения типа шалаш и т. п.);
металлические (конструкции ВФС; конструкции из двутавров,швеллеров, рельс и т. д.; цистерны большого диаметра; металлические конструкции и т. п.).
В случае необходимости можно использовать местные материалы (лесоматериалы, камень, саман, хворост, камыш) и строительные материалы. Зимой можно использовать промерзший грунт, лед или снег.
2.7 Медицинские мероприятия по защите населения
Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно профилактических, санитарно гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий ЧС на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения.
Они являются составной частью медико санитарного обеспечения населения и личного состава спасательных формирований в зоне ЧС, планируются и осуществляются в зависимости от режима функционирования РСЧС с привлечением сил и средств министерств и ведомств, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно эпидемиологического надзора, путем создания и развертывания формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф.
Организационно методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных органов управления, предприятий, учреждений и организаций в данной области осуществляют специалисты соответствующих органов управления ГОЧС.
В целях подготовки к выполнению медицинских мероприятий по защите населения заблаговременно создаются специальные медицинские формирования и учреждения и обеспечивается их постоянная готовность к работе в ЧС. Ведется подготовка к развертыванию дополнительных больничных коек здравоохранения, создаются и накапливаются медицинские средства защиты, резервы медицинского имущества и техники для оснащения медицинских формирований и учреждений; осуществляется подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи и разрабатываются режимы поведения населения при ЧС. Объем и характер проводимых мероприятий зависит от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации.
Они включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств: радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения, антидотов (противоядий) от химически опасных веществ, противобактериальных средств, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств.
Заключение
Одной из наиболее важных функций государства является обеспечение безопасности граждан и общества в целом.
Для решения этой задачи необходима информация о времени и масштабах возможного негативного воздействия, об устойчивости того или иного объекта к воздействию поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, о составе сил и средств, которые могут быть применены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), и другие сведения.
На основе такой информации органы управления (ОУ) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) планируют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют подготовку населения к действиям при ЧС, дают прогнозы и оценку последствий ЧС, осуществляют целевые и научно-технические программы, направленные на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Решая задачи информационного обеспечения (ИО) принятия решений, органы управления РСЧС проводят полный цикл обработки информационного потока: сбор информации, анализ и обобщение данных, решение расчетных задач, организация хранения информации, выдача информации в требуемом виде и формате. При этом необходимо отметить, что эффективность принятого решения напрямую зависит от достоверности и оперативности ИО, то есть от способности ОУ качественно решать информационные, расчетные и аналитические задачи.

Список использованной литературы
Гринин А. С., Новиков В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.:ФАИР ПРЕСС, 2000. 336 с.
Грозовский Г. Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона: Учебник для вузов физической культуры. Часть 1/СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. 278 с.
Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для высшей школы М.: Академический Проект: Трикста, 2004. 480 с.
Денисов В. В., Денисова И. А. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 608 с.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. М. И. Фалеева. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001. 480 с.
Кравчек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/Под. общ. ред. Г. Н. Кириллова. М.: Изд во НЦ ЭНАС, 2003. 264 с.
Латчук В.Н. основы безопасности жизнедеятельности 10класс, М.: «Дрофа», 2004 320 с.
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007. — 224 с.
Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335). М., 2005.
Приказ МЧС РФ от 23.12.05 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно спасательных формирований». М., 2005.
Федеральный закон от 25.07.98 № 130 ФЗ «О борьбе с терроризмом»(в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122 ФЗ). М., 2004.
Федеральный закон от 22.09.95 № 151 ФЗ «Об аварийно спасательных службах и статусе спасателя» (в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122 ФЗ).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 24.12.94 (в ред. Федеральных законов от 22.08.04 № 122 ФЗ, от 09.05.05 № 45 ФЗ).
Федеральный закон от 12.12.94 № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от от 22.08.04 № 122 ФЗ). М., 2004.
Черемисов Н. С., Якцшин Г. В. Терроризм — угроза жизни и безопасности: Учеб. пособие. СПб.: Санкт Петербургский УМЦ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, 2005. 46 с.
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Латчук В.Н. основы безопасности жизнедеятельности 10класс, М.: «Дрофа», 2004 320 с
Латчук В.Н. основы безопасности жизнедеятельности 10класс, М.: «Дрофа», 2004 320 с
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007
Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для высшей школы М.: Академический Проект: Трикста, 2004
Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для высшей школы М.: Академический Проект: Трикста, 2004
Денисов В. В., Денисова И. А. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 608 с
Денисов В. В., Денисова И. А. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 608 с




4

Список использованной литературы
1.Гринин А. С., Новиков В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.:ФАИР ПРЕСС, 2000. 336 с.
2.Грозовский Г. Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона: Учебник для вузов физической культуры. Часть 1/СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. 278 с.
3.Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для высшей школы М.: Академический Проект: Трикста, 2004. 480 с.
4.Денисов В. В., Денисова И. А. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 608 с.
5.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. М. И. Фалеева. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001. 480 с.
6.Кравчек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/Под. общ. ред. Г. Н. Кириллова. М.: Изд во НЦ ЭНАС, 2003. 264 с.
7.Латчук В.Н. основы безопасности жизнедеятельности 10класс, М.: «Дрофа», 2004 320 с.
8.Матвеев А. В., Коваленко А. И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие; ГУАП. — СПб., 2007. — 224 с.
9.Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335). М., 2005.
10.Приказ МЧС РФ от 23.12.05 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно спасательных формирований». М., 2005.
11.Федеральный закон от 25.07.98 № 130 ФЗ «О борьбе с терроризмом»(в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122 ФЗ). М., 2004.
12.Федеральный закон от 22.09.95 № 151 ФЗ «Об аварийно спасательных службах и статусе спасателя» (в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122 ФЗ).
13.Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 24.12.94 (в ред. Федеральных законов от 22.08.04 № 122 ФЗ, от 09.05.05 № 45 ФЗ).
14.Федеральный закон от 12.12.94 № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от от 22.08.04 № 122 ФЗ). М., 2004.
15.Черемисов Н. С., Якцшин Г. В. Терроризм — угроза жизни и безопасности: Учеб. пособие. СПб.: Санкт Петербургский УМЦ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, 2005. 46 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи выполняют РСЧС по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций?

Задачи РСЧС по защите населения от последствий ЧС включают организацию предупреждения и ликвидации ЧС, защиту населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ.

Какова структура РСЧС?

Структура РСЧС включает в себя федеральные органы государственной противопожарной службы, а также органы государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления защитой населения и территорий.

Какие силы и средства используются РСЧС?

РСЧС использует различные силы и средства: пожарные части, аварийно-спасательные службы, силы противопожарной охраны, отряды медицинской помощи, команды жилищно-коммунального хозяйства и другие.

Какие режимы функционирования имеет РСЧС?

РСЧС имеет три режима функционирования: мирное время, чрезвычайное положение и военное время. В каждом из этих режимов принимаются определенные меры по защите населения от ЧС.

Какие правовые мероприятия проводятся в рамках РСЧС?

В рамках РСЧС проводятся различные правовые мероприятия: утверждение законодательства, разработка нормативных документов, обучение населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, проведение плановых и внеплановых проверок.

Какие задачи решает РСЧС по защите населения?

РСЧС (Республиканская служба чрезвычайных ситуаций) имеет несколько задач по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Одна из главных задач - обеспечение безопасности населения в мирное и военное время. Кроме того, РСЧС осуществляет предупреждение и ликвидацию ЧС, а также проводит мероприятия по защите их населения в таких ситуациях. РСЧС также отвечает за координацию деятельности органов гражданской обороны и других учреждений, работающих в этой сфере.

Какова структура РСЧС?

Структура РСЧС включает несколько подразделений. В число основных входят: дирекция РСЧС, которая осуществляет оперативное управление всеми направлениями деятельности; отделы спасательных работ и проведения аварийно-спасательных работ; отдел информатизации и оперативного дежурства; отдел мониторинга и прогнозирования опасных явлений и т.д. Также в структуру РСЧС входят территориальные органы, которые осуществляют деятельность в конкретных регионах.

Какие силы и средства используются РСЧС?

РСЧС использует различные силы и средства для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. К числу основных сил и средств относятся: аварийно-спасательные службы, группы по демонтажу взрывоопасных предметов, пожарные службы, службы гражданской обороны, специальные автомобили и техника для проведения аварийно-спасательных работ, системы связи и предупреждения населения и другие.

Какие режимы функционирования есть у РСЧС?

У РСЧС существуют различные режимы функционирования, которые определяются в зависимости от степени опасности и масштаба чрезвычайной ситуации. Режимы функционирования включают: повседневный режим, который предусматривает непрерывное функционирование служб и структур РСЧС; повышенный готовности, который активируется при наступлении опасных природных явлений или других ЧС; чрезвычайный режим, который объявляется в случае крупных чрезвычайных ситуаций и требует максимальных усилий для предотвращения и ликвидации угрозы для населения.

Каковы задачи РСЧС по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

Задачи РСЧС по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени включают в себя обеспечение безопасности граждан, готовность к предотвращению и ликвидации аварий и катастроф, оказание помощи пострадавшим, обеспечение эвакуации населения и сохранность имущества, а также проведение мероприятий по обучению населения в области гражданской обороны.

Какой структурой обладает РСЧС?

РСЧС имеет многоуровневую структуру, включающую федеральный, региональный и муниципальный уровни. На федеральном уровне деятельность РСЧС осуществляется под руководством Министерства по чрезвычайным ситуациям. На региональном и муниципальном уровнях функции РСЧС выполняют региональные и муниципальные органы исполнительной власти соответственно.

Какие силы и средства используются РСЧС в своей деятельности?

РСЧС использует различные силы и средства для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Среди них: спасательные подразделения, пожарные части, медицинские учреждения, специализированная техника, аварийно-спасательные отряды, средства связи, средства обеспечения безопасности, аварийно-восстановительные и другие.