Стимулирование самостоятельной работы студентов в процессе обучения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 2424 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Процесс самообразования
2. Организация самостоятельной работы
3. Приемы организации и проведения самостоятельной работы
4. Роль самостоятельного мышления
5. Рефлексивная деятельность
6. Эффективное изучение и понимание текста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Поэтому так важно добиваться от студентов описания проделанных ими шагов, только в этом случае будет формироваться своеобразная рефлексия процесса учебно-познавательной деятельности».
Разумеется, разбиение процесса мышления на ряд отдельных операций необходимо, чтобы лучше понять основные мыслительные операции. Сам же процесс мышления является непрерывным и не может быть представлен в виде обособленных элементов.

6. Эффективное изучение и понимание текста

Изучение и понимание текста проходят наиболее эффективно тогда, когда по нему задают вопросы, а затем при ответах выявляется степень понимания материала. В.Я. Ляудис полагает, что «умеющие мыслить умеют задавать правильно поставленные вопросы». Установлено, что когда в ходе изучения сложного материала студенты отвечали на вопросы, используя информацию, полученную ими из лекции или текста, они запоминали и понимали материал гораздо лучше, чем те студенты, которые либо изучали материал самостоятельно, либо проводили его групповое обсуждение, либо обобщали его в краткой форме. В ходе ответов на вопросы не только выявляется степень понимания материала, но и происходит дальнейшее совершенствование умственной деятельности.
Существует серия общих вопросов, которые можно задавать практически в любой ситуации.
«Приведите пример ...
Каким образом можно ... использовать для ... ?
Что случится, если ... ?
Что подразумевается под ... ?
В чем сильные и слабые стороны ... ?
На что похоже... ?
Что мы уже знаем о ... ?
Каким образом ... влияет на ... ?
Каким образом ... связано с тем, что мы изучали ранее?
Объясните, почему...
Объясните, как...
В чем смысл ... ?
Почему важно ... ?
В чем разница между... и ... ?
Чем похожи... и... ?
16. Как можно применить ... в повседневной жизни?
Какой аргумент можно привести против ... ?
Какой ... является лучшим и почему?
Какими могут быть возможные решения задачи?
Сравните ... и ... на основании ...
Что, на ваш взгляд, является причиной ... и почему?
Согласны ли вы с утверждением, что ... ?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Как, по вашему мнению, посмотрел бы ... на вопрос ...?»

Понимание достигается путем самостоятельного осуществления мыслительных действий и операций, но не сводится к ним, а имеет свою специфику и собственные закономерности. Понимание является существенной стороной каждого познавательного акта, при этом познание в целом представляет собой нерасторжимое единство двух сторон — отражения и понимания. Многообразие процедур понимания определяется многогранностью и многоликостью деятельности человека.
В.Н. Дружинин полагает, что «понимание — это постижение сущности предмета в познавательной деятельности, обусловленное познавательной потребностью. Оно обусловлено логической упорядоченностью и ясным видением причинно-следственных связей». Таким образом, понимание создает ощущение ясной внутренней связанности и организованности рассматриваемых явлений.
По мнению М.Т. Громковой: «Понимание — это когнитивный (от лат. совпало — знание, познание) акт постижения смысла, который выходит за рамки научного познания вообще. В итоге понимания человеку открываются такие стороны и свойства, которые не были в явном виде представлены в исходном материале. Последнее должно быть осознано, понято, т.е. вскрыто в своих существенных свойствах и отношениях для того, чтобы стать предпосылкой получения нового знания. Таким образом, понимание, по существу, и есть познание».
На глубину понимания учебного материала влияют многие объективные и субъективные факторы: это индивидуально-психологические особенности студентов, владение приемами понимания сложной информации, помощь преподавателя, качество структурирования учебной информации. Улучшению уровня понимания сложного материала способствуют задания, в которых требуется:
«выделить главную, существенную информацию сообразно исходной цели сообщения или выполняемого задания, определить главные мысли в тексте и раскрыть подтекст; произвести преобразование (трансляцию) материала из одной формы выражения в другую; «перевод» его с одного «языка» на другой (например, с математического на «свой» язык); описать, переформулировать знания в системе разных кодов;
сделать собственное изложение прочитанного материала в краткой, более или менее обобщенной форме (своими словами, а не близко к подлиннику);
дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях;
показать способность к узнаванию какого-либо общего принципа или метода в разных формулировках, кодах;
обосновать теорию, объяснить полученное решение своими словами (например, решение математической задачи показать на практическом языке), самостоятельно привести примеры;
объяснить значение некоторых терминов, понятий, обозначений, предложений;
интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики;
уметь составлять схемы, диаграммы, графики, зарисовки как способы перевода содержания текста в образные представления;
систематизировать материал, провести классификацию, группировку объектов;
уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тезисы, представляющие собой смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности;
самостоятельно составить вопросы по содержанию материала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме».




Заключение

Мыслящие люди разных веков, не сговариваясь, приходят к единому выводу, а именно: никакое воздействие извне, никакое управление путем инструкции, наставлений, внушений, убеждений, наказаний и т.д. не заменят и даже не сравнятся по качественному эффекту с самостоятельной деятельностью, направленной к достижению самостоятельно поставленной цели, совершающейся средствами, избранными также самостоятельно.
В данной работе были даны советы, как сделать процесс мышления более продуктивным, и сформулированы рекомендации, выполняя которые можно на практике применять и развивать навыки мышления. Задача вузов сегодня — выпускать студентов, умеющих мыслить в условиях быстро меняющегося мира.
Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на базе двух нерасторжимых принципов:
во-первых, необходимо обладать умениями быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное;
во-вторых, уметь осмысливать, понимать и эффективно применять полученную информацию.












Список литературы

1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.
2. Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 206 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. – 237 с.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 389 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. – 290 с.
6. Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994. – 105 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999. – 496 с.
8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002. – 274 с.
9. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 306 с.
10. Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. – 148 с.
11. Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980. – 285 с.
12. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. - 387 с.
14 Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студентов. - М.: Просвещение, 1972. – 487 с.
15. Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.




Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.

Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.

Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994.
Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студентов. - М.: Просвещение, 1972.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.
Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Там же.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Там же.
Там же.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М..: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994.

Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004.
Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.
Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989.
Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П., Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004.













24

. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.
2. Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 206 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в пси¬хологию активности. - М.: Политиздат, 1987. – 237 с.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 389 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Пи¬тер, 1999. – 290 с.
6. Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994. – 105 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999. – 496 с.
8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002. – 274 с.
9. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 306 с.
10. Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. – 148 с.
11. Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980. – 285 с.
12. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие осно¬вы психологии. - 387 с.
14 Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда сту¬дентов. - М.: Просвещение, 1972. – 487 с.
15. Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.




Вопрос-ответ:

Что такое самообразование и как оно связано с самостоятельной работой студентов?

Самообразование - это процесс, в ходе которого студенты активно учатся и приобретают новые знания, навыки и компетенции самостоятельно. Оно связано с самостоятельной работой студентов, так как в процессе самостоятельной работы они ищут информацию, изучают материалы, анализируют их и синтезируют полученные знания.

Как организовать самостоятельную работу студентов?

Для организации самостоятельной работы студентов можно применять различные приемы. Важно дать студентам ясные инструкции, поставить цель работы, предложить материалы для изучения, предложить задания и контрольные вопросы для самопроверки, а также создать комфортную обстановку для работы.

Какие приемы можно использовать при организации и проведении самостоятельной работы студентов?

При организации и проведении самостоятельной работы студентов можно использовать различные приемы, такие как метод "следи за мыслью", метод "рассуждения вслух", метод "описания шагов", метод "делового разговора" и др. Эти приемы помогут студентам развить самостоятельное мышление и умение анализировать информацию.

Какая роль играет самостоятельное мышление в процессе обучения?

Самостоятельное мышление играет важную роль в процессе обучения. Оно помогает студентам развивать критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать обоснованные решения и решать проблемы. Самостоятельное мышление также позволяет студентам активно участвовать в учебном процессе и формировать свою личность.

Что такое рефлексивная деятельность и почему она важна в процессе обучения?

Рефлексивная деятельность - это процесс осмысления и анализа своих действий, результатов и опыта. Она важна в процессе обучения, так как позволяет студентам понять свои ошибки, сделать выводы, улучшить свои навыки и умения. Рефлексивная деятельность также способствует развитию самоконтроля и саморегуляции у студентов.

Какие приемы можно использовать для стимулирования самостоятельной работы студентов?

Для стимулирования самостоятельной работы студентов можно использовать различные приемы, такие как раздельное объяснение материала, обратная связь, использование заданий с открытой структурой, применение техники мозгового штурма и другие.

Какую роль играет самостоятельное мышление в процессе обучения?

Самостоятельное мышление играет важную роль в процессе обучения, поскольку позволяет студентам анализировать и оценивать информацию, формулировать свои собственные мысли и идеи, применять полученные знания на практике.

Что такое рефлексивная деятельность и как она связана с самостоятельной работой студентов?

Рефлексивная деятельность - это способность осознанно отражать свои действия и мысли. Она связана с самостоятельной работой студентов, поскольку позволяет им анализировать свои успехи и неудачи, выявлять свои сильные и слабые стороны, что способствует более эффективному обучению и повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности.

Как можно эффективно изучать и понимать тексты?

Для эффективного изучения и понимания текстов можно использовать различные методы, такие как активное чтение, выделение ключевых идей, составление планов, обсуждение прочитанного с другими студентами и применение других стратегий чтения.

Почему важно требовать от студентов описания проделанных ими шагов в процессе самостоятельной работы?

Требование от студентов описания проделанных ими шагов в процессе самостоятельной работы важно, поскольку это позволяет им осознать свои действия, анализировать свой процесс обучения и развивать рефлексивную деятельность, что способствует более глубокому и эффективному усвоению материала.

Что такое самообразование?

Самообразование - это процесс, в котором студент самостоятельно приобретает и усваивает знания, навыки и компетенции без участия преподавателя. Это активная форма обучения, позволяющая студентам развивать свои способности, самостоятельность и ответственность.

Как организовать самостоятельную работу студентов?

Организация самостоятельной работы студентов включает в себя создание условий для проведения самостоятельных занятий, выбор необходимых материалов и учебной литературы, объяснение целей и задач самостоятельной работы, а также контроль и оценку выполненных заданий.