Вам нуженреферат?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Стимулирование самостоятельной работы студентов в процессе обучения

  • 24 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 26.06.2008
720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Процесс самообразования
2. Организация самостоятельной работы
3. Приемы организации и проведения самостоятельной работы
4. Роль самостоятельного мышления
5. Рефлексивная деятельность
6. Эффективное изучение и понимание текста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Поэтому так важно добиваться от студентов описания проделанных ими шагов, только в этом случае будет формироваться своеобразная рефлексия процесса учебно-познавательной деятельности».
Разумеется, разбиение процесса мышления на ряд отдельных операций необходимо, чтобы лучше понять основные мыслительные операции. Сам же процесс мышления является непрерывным и не может быть представлен в виде обособленных элементов.

6. Эффективное изучение и понимание текста

Изучение и понимание текста проходят наиболее эффективно тогда, когда по нему задают вопросы, а затем при ответах выявляется степень понимания материала. В.Я. Ляудис полагает, что «умеющие мыслить умеют задавать правильно поставленные вопросы». Установлено, что когда в ходе изучения сложного материала студенты отвечали на вопросы, используя информацию, полученную ими из лекции или текста, они запоминали и понимали материал гораздо лучше, чем те студенты, которые либо изучали материал самостоятельно, либо проводили его групповое обсуждение, либо обобщали его в краткой форме. В ходе ответов на вопросы не только выявляется степень понимания материала, но и происходит дальнейшее совершенствование умственной деятельности.
Существует серия общих вопросов, которые можно задавать практически в любой ситуации.
«Приведите пример ...
Каким образом можно ... использовать для ... ?
Что случится, если ... ?
Что подразумевается под ... ?
В чем сильные и слабые стороны ... ?
На что похоже... ?
Что мы уже знаем о ... ?
Каким образом ... влияет на ... ?
Каким образом ... связано с тем, что мы изучали ранее?
Объясните, почему...
Объясните, как...
В чем смысл ... ?
Почему важно ... ?
В чем разница между... и ... ?
Чем похожи... и... ?
16. Как можно применить ... в повседневной жизни?
Какой аргумент можно привести против ... ?
Какой ... является лучшим и почему?
Какими могут быть возможные решения задачи?
Сравните ... и ... на основании ...
Что, на ваш взгляд, является причиной ... и почему?
Согласны ли вы с утверждением, что ... ?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Как, по вашему мнению, посмотрел бы ... на вопрос ...?»

Понимание достигается путем самостоятельного осуществления мыслительных действий и операций, но не сводится к ним, а имеет свою специфику и собственные закономерности. Понимание является существенной стороной каждого познавательного акта, при этом познание в целом представляет собой нерасторжимое единство двух сторон — отражения и понимания. Многообразие процедур понимания определяется многогранностью и многоликостью деятельности человека.
В.Н. Дружинин полагает, что «понимание — это постижение сущности предмета в познавательной деятельности, обусловленное познавательной потребностью. Оно обусловлено логической упорядоченностью и ясным видением причинно-следственных связей». Таким образом, понимание создает ощущение ясной внутренней связанности и организованности рассматриваемых явлений.
По мнению М.Т. Громковой: «Понимание — это когнитивный (от лат. совпало — знание, познание) акт постижения смысла, который выходит за рамки научного познания вообще. В итоге понимания человеку открываются такие стороны и свойства, которые не были в явном виде представлены в исходном материале. Последнее должно быть осознано, понято, т.е. вскрыто в своих существенных свойствах и отношениях для того, чтобы стать предпосылкой получения нового знания. Таким образом, понимание, по существу, и есть познание».
На глубину понимания учебного материала влияют многие объективные и субъективные факторы: это индивидуально-психологические особенности студентов, владение приемами понимания сложной информации, помощь преподавателя, качество структурирования учебной информации. Улучшению уровня понимания сложного материала способствуют задания, в которых требуется:
«выделить главную, существенную информацию сообразно исходной цели сообщения или выполняемого задания, определить главные мысли в тексте и раскрыть подтекст; произвести преобразование (трансляцию) материала из одной формы выражения в другую; «перевод» его с одного «языка» на другой (например, с математического на «свой» язык); описать, переформулировать знания в системе разных кодов;
сделать собственное изложение прочитанного материала в краткой, более или менее обобщенной форме (своими словами, а не близко к подлиннику);
дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях;
показать способность к узнаванию какого-либо общего принципа или метода в разных формулировках, кодах;
обосновать теорию, объяснить полученное решение своими словами (например, решение математической задачи показать на практическом языке), самостоятельно привести примеры;
объяснить значение некоторых терминов, понятий, обозначений, предложений;
интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики;
уметь составлять схемы, диаграммы, графики, зарисовки как способы перевода содержания текста в образные представления;
систематизировать материал, провести классификацию, группировку объектов;
уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тезисы, представляющие собой смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности;
самостоятельно составить вопросы по содержанию материала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме».




Заключение

Мыслящие люди разных веков, не сговариваясь, приходят к единому выводу, а именно: никакое воздействие извне, никакое управление путем инструкции, наставлений, внушений, убеждений, наказаний и т.д. не заменят и даже не сравнятся по качественному эффекту с самостоятельной деятельностью, направленной к достижению самостоятельно поставленной цели, совершающейся средствами, избранными также самостоятельно.
В данной работе были даны советы, как сделать процесс мышления более продуктивным, и сформулированы рекомендации, выполняя которые можно на практике применять и развивать навыки мышления. Задача вузов сегодня — выпускать студентов, умеющих мыслить в условиях быстро меняющегося мира.
Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на базе двух нерасторжимых принципов:
во-первых, необходимо обладать умениями быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное;
во-вторых, уметь осмысливать, понимать и эффективно применять полученную информацию.












Список литературы

1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.
2. Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 206 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. – 237 с.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 389 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. – 290 с.
6. Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994. – 105 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999. – 496 с.
8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002. – 274 с.
9. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 306 с.
10. Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. – 148 с.
11. Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980. – 285 с.
12. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. - 387 с.
14 Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студентов. - М.: Просвещение, 1972. – 487 с.
15. Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.




Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.

Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.

Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994.
Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда студентов. - М.: Просвещение, 1972.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.

Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980.
Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Там же.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Там же.
Там же.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М..: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999.
Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994.

Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004.
Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.
Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989.
Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П., Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004.













24

. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.
2. Гончарук Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 206 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в пси¬хологию активности. - М.: Политиздат, 1987. – 237 с.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 389 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Пи¬тер, 1999. – 290 с.
6. Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1994. – 105 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 1999. – 496 с.
8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002. – 274 с.
9. Зинченко В.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 306 с.
10. Коломискин Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. – 148 с.
11. Кукушкин В.Д., Неволин И.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: Просвещение, 1980. – 285 с.
12. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
13. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Просвещение, 2001. Кн. 1: Общие осно¬вы психологии. - 387 с.
14 Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда сту¬дентов. - М.: Просвещение, 1972. – 487 с.
15. Якунин В.А. Педагогические психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.




Узнать стоимость работы