Сравнительный анализ понятия речи в работах Выгодского и Пиаже

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 1414 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.04.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ РЕЧИ В РАБОТАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО И Ж. ПИАЖЕ

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЧИ В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РЕЧИ В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО
1.2. КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТЕОРИЮ РЕЧИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
1.3. АНАЛИЗ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕОРИИ РЕЧИ В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ РЕЧИ В РАБОТАХ Ж. ПИАЖЕ
2.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РЕЧИ В РАБОТАХ Ж.ПИАЖЕ
2.2. КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТЕОРИЮ РЕЧИ Ж.ПИАЖЕ
2.3. АНАЛИЗ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТЕОРИИ РЕЧИ В РАБОТАХ Ж.ПИАЖЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Пиаже
В отечественной психологии теоретический анализ и экспериментальное изучение феномена детского эгоцентризма провел Л.С. Выготский, подвергший сомнению и критике гипотезу Ж. Пиаже о судьбе и функции эгоцентрической речи. Выготский выдвинул собственную гипотезу о происхождении эгоцентрической речи в развитии ребенка. Эгоцентрическая речь рассмотрена им как речь для себя, как переходная ступень от внешней социальной речи к внутренней, отсюда и характерные структурные и содержательные особенности эгоцентрической речи. В начальной форме развития внутренней речи: непонятность для окружающих в отрыве от ситуации, сокращенность, тенденция к пропускам. Эгоцентрическая речь выполняет очень важную функцию для детей, роднящую ее с внутренней речью взрослых, – функцию планирования, организации и регулирования поведения ребенка.
Функция эгоцентрической речи – не простой аккомпанемент и ритмизация поведения, а гораздо содержательнее – средство мышления, планирование и регулирование будущего действия, разработка плана выхода из сложного положения. Кстати, о такой роли вскользь упоминает и сам Пиаже: «Ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать...» Судьба эгоцентрической речи, таким образом, связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь. Выготский, разрушив исходные представления Пиаже об эгоцентрической речи, которые тот анализировал как краеугольный камень концепции, пришел к отрицанию самого феномена эгоцентризма.

2.3. Анализ и заключение о теории речи в работах Ж.Пиаже
1) По моему мнению, в факте эгоцентрической речи Пиаже увидел важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Ж. Пиаже стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления дошкольников.
2) Описанный эгоцентризм – как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается в работах Ж. Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. По моему мнению, эгоцентрическое мышление, представленное Ж. Пиаже – не простой отпечаток воздействий внешнего мира, это активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума.
Заключение
Наследие Выготского Л.С. – это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства», работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, ее основных свойств и функций. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность. Безусловно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки – Педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А.Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом XX в).
В науку XX века Ж. Пиаже вошел, прежде всего, как один из наиболее ярких представителей синтетического подхода к исследованию психики такой подход, основывающийся на стремлении органически объединить в одной системе отдельные принципы и методы, выработанные в различных исторически предшествующих концепциях, весьма характерен для ряда наук во второй половине XX века. Ж. Пиаже – активному борцу за подобный подход в психологии – принадлежит несомненная заслуга в его становлении и утверждении.
Суть позиции, занятой Ж. Пиаже по отношению к ряду ведущих направлений предшествующей ему (а иногда и современной) психологической науки, можно проследить на следующем примере: выявив сильные и слабые стороны различных концепций психики, Пиаже формулирует идею синтеза, теоретического объединения и обобщения основных завоеваний предшествующей науки. И именно эта идея пронизывает всю научную деятельность Ж. Пиаже.
Общий вывод. Существенное значение при решении вопросов анализа работ Л.С. Выготского и Ж.Пиаже имеет сопоставление результатов, полученных при реализации сравнительного анализа, во-первых, с содержанием тех концепций, которые послужили исходным материалом объединения; с этой точки зрения несомненно, что концепция речи Пиаже сумела подняться над тем, что составляло ее исходную базу. Во-вторых, полученный результат был сопоставлен с дальнейшим развитием рассматриваемой отрасли знания (т. е. с тем, что составляет содержание современной точки зрения в строгом смысле). При этом очень важно, в частности, что проведенный сравнительный анализ концепции Ж. Пиаже и тех путей развития теоретической психологии, которые представлены в трудах Л. С. Выготского, оценка концепции Пиаже уже не является однозначной: при сопоставлении с другими современными психологическими концепциями теоретическая схема Пиаже обнаруживает как сильные, так и слабые стороны. Это заключение о работе естественно и соответствует законам развития науки.
Список литературы
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, Собр. соч. В 6 т. Т. 2. 1983. – 412 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Педагогика, Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1983. – 412 с.
Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Москва. Педагогика, 2004. – 312 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2006. – 512 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб. Речь, 1997. – 356 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1997. – 232 с.
Пиаже Ж. Генезис элементарных психологических структур. Классификации и сериации (совместно с Б. Инельдер). М.: ИИЛ, 1963. – 246 с.











14

Список литературы
1.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, Собр. соч. В 6 т. Т. 2. 1983. – 412 с.
2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Педагогика, Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1983. – 412 с.
3.Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с.
4.Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Москва. Педагогика, 2004. – 312 с.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
6.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2006. – 512 с.
7.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб. Речь, 1997. – 356 с.
8.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
9.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1997. – 232 с.
10.Пиаже Ж. Генезис элементарных психологических структур. Классификации и сериации (совместно с Б. Инельдер). М.: ИИЛ, 1963. – 246 с.

Вопрос-ответ:

Как можно сравнить понятие речи в работах Выгодского и Пиаже?

Для сравнения понятия речи в работах Выгодского и Пиаже можно анализировать их основные положения, критические взгляды, а также применяемые методы и подходы к изучению речи.

Какая суть и основные положения теории речи в работах Выгодского?

Суть теории речи в работах Выгодского заключается в рассмотрении речи как высшей психической функции человека, которая играет важнейшую роль в формировании мышления и социального развития. Основные положения Выгодского о речи связаны с идеей речевого развития через взаимодействие с окружающими людьми и культурой.

Какие критические взгляды у Выгодского на теорию речи?

У Выгодского были критические взгляды на классическую теорию речи, которая считала, что речевая деятельность связана исключительно с физиологическими процессами. Выгодский утверждал, что речь является социальным явлением, в котором ключевую роль играет взаимодействие с окружающими людьми.

В чем состоит суть и основные положения теории речи в работах Пиаже?

Суть теории речи в работах Пиаже заключается в том, что он рассматривал речь как один из аспектов мышления и понимал ее как внутреннюю репрезентацию мыслей. Основные положения Пиаже о речи связаны с идеей становления и развития речи у ребенка через взаимодействие с окружающей средой.

Какие критические взгляды у Пиаже на теорию речи?

У Пиаже не было критических взглядов на теорию речи в общем смысле. Он считал, что речь является одной из форм мышления и важной стадией развития ребенка. Однако он не исследовал речь в качестве особого и самостоятельного явления, а рассматривал ее в контексте своей теории развития познавательных процессов.

Какие основные понятия речи рассматриваются в работах Выгодского и Пиаже?

В работах Выгодского и Пиаже рассматриваются основные понятия речи, такие как сущность речи, ее развитие, функции и формы.

Какова суть теории речи, разработанной Выгодским?

Суть теории речи, разработанной Выгодским, заключается в том, что речь является основным средством психического развития ребенка и социального общения. Речь развивается от внешней речи к внутренней, и процесс развития речи тесно связан с развитием мышления.

Какие критические взгляды высказывались на теорию речи Выготского?

На теорию речи Выготского высказывались критические взгляды, согласно которым его теория недостаточно учитывает индивидуальные различия в развитии речи, а также преувеличивает роль внешней речи в развитии внутренней.

Какая суть теории речи, разработанной Пиаже?

Суть теории речи, разработанной Пиаже, заключается в том, что речь является проявлением мышления и развивается параллельно с развитием познавательных структур ребенка. Он выделяет стадии развития речи, начиная с предоперационного периода и до операционного периода.

В чем отличие между теорией речи Выготского и теорией речи Пиаже?

Отличия между теорией речи Выготского и теорией речи Пиаже заключаются в разных подходах к рассмотрению речи как средства познания и развития. Выготский считает, что речь является основным средством психического развития, в то время как Пиаже выделяет стадии развития речи, зависящие от развития познавательных структур.