Политическая трансформация и политические права человека в России (1991-2011 гг).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 4545 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 29.10.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Основные подходы к изучению прав человека
1.2 Политическая трансформация и демократия
Глава 2. Политическая трансформация в России на современном этапе
2.1 Проблема соблюдения политических прав человека в России
2.2 Перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

В результате телевизионное пространство оказывается очищено от репортажей и интерпретаций, неожиданных или неприятных для федеральной власти, — подобное может появиться разве что как побочный продукт внутриэлитной борьбы».
Если сравнивать современную ситуацию с советским режимом, то можно отметить свою особенность – сегодня власти не стремятся насаждать какую бы то ни было идеологию, они просто влияют на подачу информации в нужном ключе о тех событиях, которые важны для их системы принятия решений.
Ситуация с печатными средствами информации немного иная. Так, М. Липман пишет о том, что российские власти не рассматривают эту прессу как инструмент воздействия на общественное мнение, что связано с «отмиранием» культуры их чтения.
«Печатные СМИ, которые теоретически могли бы служить институтом, обеспечивающим общественный контроль и подотчетность государственной власти, в действительности этой цели не достигают и практически лишены влияния на политический процесс».
Однако мы позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Если мы обратимся к анализу содержания ключевых журналов и газет, работающих на российском рынке, то станет очевидно, что их мнение не всегда объективно. Так, можно четко проследить тенденцию проправительственных и прозападных печатных СМИ.
В качестве примера данному тезису приведем анализ позиции некоторых российских газет на события в Беслане в 2004 году. Газеты «Коммерсант» и журнал «Newsweek» осудили реакцию российских властей и в частности В.В. Путина на произошедшую трагедию (что события в Беслане дали ему повод усилить свою власть, имеется в виду новая реформа по изменению порядка избрания на должность глав субъектов федерации). Газета «Российская газета», известная своей проправительственной точкой зрения, не представляла достаточную объективную информацию о том, сколько человек было взято в заложники, каково было количество террористов, кем они были и каковы были их требования.
Таким образом, несвобода прессы в России признается не только различными российскими учеными, но и международными правозащитными организациями. В первую очередь проблема зависимой точки зрения журналистов прослеживается на телевидение, которое сегодня стало самым популярным средством информации у населения России. Российские власти стараются контролировать те передачи, тематика которых важна для их дальнейшего принятия решений.




2.2 Перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России

Альтернатива демократии и авторитаризма является основополагающей темой в событиях, имеющих место в России после августа 1991 года. Политический режим, который сформировался в нашей стране, может быть назван как авторитарно-демократический. Многие исследователи связывали это с его переходным характером.
Политико-правовым фундаментом служит Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году. Утвержденные в ней основы конституционного строя носят, с одной стороны, демократический характер. Статья 1 Конституции определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В Статье 7 российское государство определяется как «социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Статье 3 закреплен основополагающий принцип демократии: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ»; «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Также Конституция РФ узаконивает демократический институт разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; устанавливает структуру государственной власти, присущую республиканской форме правления, включающую: Президента РФ, Федеральной Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды. Незыблемой является традиционная демократическая система выборов всех органов законодательной власти: высшей, федеральной и субъектов Федерации.
В соответствии с международными нормами и принципами традиционно-либеральной демократии в Конституции РФ признаются и формально гарантируются права и свободы человека и гражданина; они объявляются непосредственно действующими. В Статье 2 написано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Согласно Конституции РФ, государству присущи многие признаки республики парламентского типа: в частности, наличие избранного народом Федерального Собрания и Правительства, отдельно от Президента. Однако эта же Конституция узаконила маловластие Парламента, в особенности Государственной Думы, и вместе с тем - фактическое всевластие Президента. Именно на этой основе можно сделать вывод о том, что в противоположность провозглашенным принципам государственного строя, Конституцией установлен авторитарный президентский режим. Так, существует серьезный перекос в распределении полномочий между ветвями власти - сосредоточение большой власти в руках Президента, стоящего по сути над Парламентом и над Правительством.
С нашей точки зрения, построение демократии в России определяется, прежде всего, политической целесообразностью, а именно, политическими традициями российского государства, которому на протяжении всей истории было свойственно сосредоточие власти в руках сильного главы государства.
Интересным примером для подтверждения превалирования политической целесообразности над демократическим ценностями является административная реформа начала 2000-х годов.
До реформы в России была установлена демократическая традиция по выборам глав исполнительной власти субъектов Федерации. Сегодня же ситуация изменилась и главы регионов стали назначаться Президентом.
Предполагается, что разделение страны на округа и назначение губернаторов Президентом призваны улучшить управляемость государством. Но в условиях переходного периода (Россию все же пока трудно назвать демократическим государством) возникает дилемма: демократия или управляемость? С одной стороны, строительство полноценной федерации в идеале должно работать на пользу демократическому государству и обществу, но при этом, выстраивается такая система, на себя начинают обращать внимание те моменты, которые вряд ли присущи истинной демократии. Здесь как раз и имеется в виду федеральный закон от 11 декабря 2004 года, в соответствии с которым руководители субъектов сегодня рекомендуются Президентом и одобряются законодательным собранием субъекта. Если законодательное собрание отклоняет кандидатуру главы регионы два раза, то после этого оно распускается и назначаются новые выборы, что может привести к такому явлению, как зависимость законодательных собраний, которая вычеркнет их из числа более или менее самостоятельных политических субъектов.
Как же здесь нарушается принципы демократии - с точки зрения многих исследователей, произошел отказ от принципов федерализма в сторону централизованного государства. По В. Гельману в результате развития в позднесоветский (1990-1993 гг.) и постсоветский (1993-1997 гг.) периоды в России появились «эффекты федерализации», «эффекты демократизации» и «эффекты диверсификации», а после последних административных и федеративных реформ мы видим обратные процессы.
Отечественные политологи склонны трактовать отмену выборности глав субъектов федерации в основном сквозь призму политики федерального центра. Однако важно понять, что в данном вопросе присутствует и интерес региональных элит. Новая процедура выбора глав субъектов федерации превращается, по сути, в одно из ключевых структурных условий их политического выживания. «Дело в том, что новый контекст реформ, сопряженный с неизбежными всплесками протестных реакций, не оставляет большинству глав регионов шансов на переизбрание, поскольку они неизбежно возьмут на себя часть социального недовольства и за перманентно удручающее состояние ЖКХ, и за новый принцип финансирования большинства образовательных учреждений из областного бюджета, и за многие другие сферы, отданные федеральным центром на откуп местным властям».
Также необходимо помнить и о проблеме политической активности в регионах. С самого начала демократических реформ во многих субъектах федерации можно было наблюдать конкуренцию между губернатором (исполнительная власть) и законодательным собранием (законодательная власть). После того как партия «Единая Россия» де-факто превратилась в партию власти, а кандидатура губернатора стала выдвигаться президентом, наблюдается массовый переход региональных руководителей в «Единую Россию». Шансы на занятие высокой должности растут, но растет также и зависимость от центральной власти. Нужно помнить, однако, что «Единая Россия» пользуется популярностью у населения далеко не во всех субъектах. Здесь наблюдаются такие явления как «карманная оппозиция» и склонность губернаторов идти на выборы в блоке с какой-нибудь еще партией, дабы создать видимость конкурентной борьбы. При этом уже вполне разработаны механизмы, позволяющие «подавлять оппозицию» в законодательных собраниях. Таким образом, мы видим, что в России идет процесс все большей централизации власти, начатый (если говорить о проблеме федерализма) с отмены губернаторских выборов. Именно это вынудило глав регионов подстраиваться под новую систему.
Конституционное соответствие нового указа о назначении губернаторов также остается под вопросом. Внимательное прочтение Конституции позволяет толковать его по-разному.
Самые активные критики Указа утверждают, что он неконституционен по своей сути. Среди них, наибольший интерес представляет исследование О. Люхтерхандта, немецкого профессора, специализирующегося на государственном и конституционном праве. Он утверждает, что с переходом к назначению глав исполнительной власти президентом страна в значительно степени отходит от федеративной модели.
В России пока данный вопрос не затрагивался в исследованиях, посвященных новому федеральному закону 2004 года. Хотя Конституционный суд России признал данный федеральный закон соответствующим Конституции страны.
О. Люхтерхандт говорит, что новый механизм назначения глав регионов из центра антиконституционен. Сторонники этого нового механизма так же, как и президент В. Путин, ссылаются на статью 77 Конституции, которая гласит: «федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации», что действительно дает им право подобного нововведения.
«Но более внимательное рассмотрение этого положения быстро приводит к выводу, что оно не дает зеленого света для создания централистской, иерархичной и унитарной исполнительной власти. В статье 77 речь идет не о «единой исполнительной власти Российской Федерации», а о «единой системе исполнительной власти в Российской Федерации». Это разные вещи, так как система следует принципам федеративного, а не центристски-унитарного государства». В качестве еще одного подтверждения своим тезисам немецкий профессор приводит и статью 11 Конституции, где написано: «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».
Таким образом, в России превалируют принципы политической целесообразности при реализации демократических ценностей. Так, даже Конституция не является абсолютным гарантом.




Заключение

На основе проведенного анализа можно констатировать, что демократия не исчерпывается сводом отдельных правил политической жизни, она представляет собой общее устройство управления государством и обществом, основанное на уважении прав и свобод человека. Принципы, универсальные нормы и процедуры, их реализующие, образуют основу, обую форму демократического устройства политической системы. Ее конкретное содержание определяется особенностями типа системы.
Россия согласно своей Конституции является демократическим государством. В ее основном законе прописывают все основополагающие принципы и нормы демократии. Однако на практике в большей степени превалирует политическая целесообразность. В качестве примера в данной работе была проанализирована ситуация с отменой выборов глав регионов.
В связи с принятием в 2004 году нового закона, в соответствии с которым теперь главы регионов будут назначаться из центра (Президентом), возникла угроза основным принципам демократии 9а также федерализма). Мы видим четкую направленность у властей построить централизованное государство. В этой связи очень важной оказалась еще одна тенденция – главы регионов стали активно вступать в «партию власти» («Единая Россия»), чтобы увеличить свои шансы и остаться на своей должности. Но это приведет к их зависимости от центра. Централизация управления государством (уменьшение полномочий региональных органов власти и усиление вертикальных властных структур) угрожает демократии в России.
Вопрос защиты прав человека является одним из ключевых для мирового сообщества и каждого демократического государства. Больше всего внимания этому уделяют Организация Объединенных Наций и Совет Европы. Концепция прав человека зародилась до создания Организации Объединенных Наций, но лишь после создания этого форума права человека наконец получили официальное и всеобщее признание.
За годы членства в Совете Европы Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод, притеснение СМИ, наличие смертной казни. Все эти вопросы были затронуты в рамках ПАСЕ. Было принято несколько специальных резолюций по России. Принятие каждой резолюции сопровождается представлением доклада о состоянии дел в России с правами человека. Самый известный доклад был представлен в 2005 году Рудольфом Биндингом (представителем Германии) и Девидом Аткинсоном (представитель Великобритании) и содержал 439 претензий к России. Главная тема доклада была посвящена проблеме нарушения прав человека в Чечне, также затрагивались реформы, предложенные В. Путиным для усиления вертикали власти, ограничения государством свободы СМИ («под предлогом борьбы с терроризмом») и т.д. Данный доклад отражает отношение большинства стран Совета Европы к проблеме с правами человека в России, что выразилось в принятии последующих резолюций, которые были поддержаны большинством голосов. Если рассматривать отношение стран-участниц к положению с нарушением прав человека в России, то можно отметить следующую тенденцию – критика исходит прежде всего от стран Западной Европы, а также государств Балтии (в данном случае эта ситуация может объясняться историческим прошлым), со стороны остальных стран-членов (из Центральной и Восточной Европы) подобных критических высказываний меньше.




Список использованных источников и литературы

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы. М., 2003.
Всеобщая декларация прав человека // URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996.
Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/1/7.htm
Доклад Freedom House «Свобода прессы 2007» // URL: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/03/20070503190250313.html
Доклад Генерального секретаря ООН К. Аннана «Расширение свободы: к развитию, безопасности и правам человека для всех» // URL: http://www.un.org/russian/largerfreedom/report.htm
Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология. Тюмень, 2002.
Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
Ковалев С. ПАСЕ, Россия, права человека // URL: http://www.hro.org/editions/2005/06/22.php
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Лойтхойзер-Шнарренбергер С. Обстоятельства, сопровождающие арест и судебное преследование ведущих менеджеров ЮКОСа. Предварительный вариант доклада // URL: http://www.newsru.com/russia/22nov2004/doclad.html
Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
Макарычев А.И. Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/19/
Международные акты о правах человека. М., 1998.
Права человека в России. Январь 2006 // URL: http://osada.sova-center.ru/discussion/4E7884B/6FFBE5D.html
Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001.
Резолюция Европейского Парламента о нарушении прав человека и гуманитарного права в Чечне // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/inter/prot/pr000316.htm
Резолюция о нарушении прав человека в Чеченской Республике: ответственность Комитета Министров в отношении озабоченностей Ассамблеи // URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2006%5d/%5bJan2006%5d/Res1479_rus.asp
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000.
Binding R., Atkinson D. Report on honouring of obligations and commitments by the Russian Federation // URL: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/WorkingDocs/doc05/EDOC10568.htm
Conflict in the Chechen Republic - recent developments // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/pase0201/pas2501e.htm
Report by Alvaro Gil-Robles on his visit to the Chechen Republic of the Russian Federation, 25 - 26 February, 2006 // URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=979423&BackColorInternet=99B5AD&BackColorIntranet=FABF45&BackColorLogged=FFC679



Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы. М., 2003. С. 8.
Международные акты о правах человека. М., 1998. С. 5.
Там же. С. 21.
Там же. С. 24.
Международные акты о правах человека. М., 1998. С. 32.
Всеобщая декларация прав человека // URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001. С. 11.
Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001. С. 13.
Доклад Генерального секретаря ООН К. Аннана «Расширение свободы: к развитию, безопасности и правам человека для всех» // URL: http://www.un.org/russian/largerfreedom/report.htm
Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996. С. 176.
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 267.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996. С. 177.
Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология. Тюмень, 2002. С. 132.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996. С. 179.
Там же. С. 180.
Там же.
Резолюция Европейского Парламента о нарушении прав человека и гуманитарного права в Чечне // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/inter/prot/pr000316.htm
Резолюция Европейского Парламента о нарушении прав человека и гуманитарного права в Чечне // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/inter/prot/pr000316.htm
Conflict in the Chechen Republic - recent developments // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/pase0201/pas2501e.htm
Резолюция о нарушении прав человека в Чеченской Республике: ответственность Комитета Министров в отношении озабоченностей Ассамблеи // URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2006%5d/%5bJan2006%5d/Res1479_rus.asp
Лойтхойзер-Шнарренбергер С. Обстоятельства, сопровождающие арест и судебное преследование ведущих менеджеров ЮКОСа. Предварительный вариант доклада // URL: http://www.newsru.com/russia/22nov2004/doclad.html
Права человека в России. Январь 2006 // URL: http://osada.sova-center.ru/discussion/4E7884B/6FFBE5D.html
Ковалев С. ПАСЕ, Россия, права человека // URL: http://www.hro.org/editions/2005/06/22.php
См. Report by Alvaro Gil-Robles on his visit to the Chechen Republic of the Russian Federation, 25 - 26 February, 2006 // URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=979423&BackColorInternet=99B5AD&BackColorIntranet=FABF45&BackColorLogged=FFC679
Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Доклад Freedom House «Свобода прессы 2007» // URL: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/03/20070503190250313.html
Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Там же.
Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Напр., Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов на Дону: Феникс, 2004. С. 281.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 2.
Там же.
Там же.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 2.
Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/1/7.htm
Макарычев А.И. Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/19/
Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 11.
Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 3.
Binding R., Atkinson D. Report on honouring of obligations and commitments by the Russian Federation // URL: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/WorkingDocs/doc05/EDOC10568.htm

Список использованных источников и литературы

1.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы. М., 2003.
2.Всеобщая декларация прав человека // URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
3.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996.
4.Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/1/7.htm
5.Доклад Freedom House «Свобода прессы 2007» // URL: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/03/20070503190250313.html
6.Доклад Генерального секретаря ООН К. Аннана «Расширение свободы: к развитию, безопасности и правам человека для всех» // URL: http://www.un.org/russian/largerfreedom/report.htm
7.Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология. Тюмень, 2002.
8.Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
9.Ковалев С. ПАСЕ, Россия, права человека // URL: http://www.hro.org/editions/2005/06/22.php
10.Конституция Российской Федерации. М., 1993.
11.Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
12.Лойтхойзер-Шнарренбергер С. Обстоятельства, сопровождающие арест и судебное преследование ведущих менеджеров ЮКОСа. Предварительный вариант доклада // URL: http://www.newsru.com/russia/22nov2004/doclad.html
13.Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
14.Макарычев А.И. Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/19/
15.Международные акты о правах человека. М., 1998.
16.Права человека в России. Январь 2006 // URL: http://osada.sova-center.ru/discussion/4E7884B/6FFBE5D.html
17.Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001.
18.Резолюция Европейского Парламента о нарушении прав человека и гуманитарного права в Чечне // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/inter/prot/pr000316.htm
19.Резолюция о нарушении прав человека в Чеченской Республике: ответственность Комитета Министров в отношении озабоченностей Ассамблеи // URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2006%5d/%5bJan2006%5d/Res1479_rus.asp
20.Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000.
21.Binding R., Atkinson D. Report on honouring of obligations and commitments by the Russian Federation // URL: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/WorkingDocs/doc05/EDOC10568.htm
22.Conflict in the Chechen Republic - recent developments // URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/pase0201/pas2501e.htm
23.Report by Alvaro Gil-Robles on his visit to the Chechen Republic of the Russian Federation, 25 - 26 February, 2006 // URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=979423&BackColorInternet=99B5AD&BackColorIntranet=FABF45&BackColorLogged=FFC679

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы к изучению прав человека существуют?

Основные подходы к изучению прав человека включают деонтологический, телеологический и аксиологический подходы. Деонтологический подход сосредоточен на исследовании прав как незыблемых основ опережающего вмешательства в сферу частной жизни человека. Телеологический подход рассматривает права человека с точки зрения их служения для достижения определенных целей, таких как благополучие общества или индивида. Аксиологический подход подчеркивает ценностный характер прав человека и их роль в формировании различных ценностных систем общества.

Какая политическая трансформация произошла в России с 1991 по 2011 год?

В России с 1991 по 2011 год произошла политическая трансформация, связанная с распадом Советского Союза и переходом к демократической форме правления. В этот период были проведены выборы, созданы демократические институты, признаны и гарантированы политические права и свободы граждан. Однако были также выявлены проблемы соблюдения этих прав и прогресс в развитии демократических институтов был неравномерным.

Какие проблемы соблюдения политических прав человека существуют в России?

В России существуют проблемы соблюдения политических прав человека, такие как ограничения свободы выражения мнений, ограничения права на мирные собрания и демонстрации, произвол правоохранительных органов, непризнание политических оппонентов и дискриминация определенных групп населения. Также отмечается недостаточная прозрачность и открытость политических процессов, что создает препятствия для развития полноценной демократии.

Какие перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России?

Предполагается, что перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России зависят от политической воли и решительности государственных органов, а также от активности и организованности гражданского общества. Важным фактором является развитие правовой системы и соблюдение принципов правового государства. Однако, на данный момент сложно сделать определенные прогнозы, так как политическая ситуация в России может меняться.

Какие подходы к изучению прав человека существуют?

В основе изучения прав человека лежат различные подходы, такие как юридический, философский, социологический и политический. Юридический подход сосредоточен на анализе нормативных актов и документов, гарантирующих права человека. Философский подход рассматривает права человека как непреложные и неотъемлемые. Социологический подход изучает социальные и политические факторы, влияющие на соблюдение прав человека. Политический подход анализирует влияние политической системы и институтов на права человека.

Каковы проблемы соблюдения политических прав человека в России?

В России существует ряд проблем с соблюдением политических прав человека. К ним относятся ограничение свободы выражения мнения и свободы собраний, давление на независимые СМИ, ограничение права на участие в политической жизни, недостаточная прозрачность и открытость правительства, нарушение права на справедливое судебное разбирательство и т.д. Эти проблемы свидетельствуют о необходимости улучшения ситуации с политическими правами человека в России.

Какие перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России?

Перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России зависят от множества факторов. Однако, возможные направления развития включают укрепление правового государства, увеличение роли и влияния гражданского общества, расширение политического участия граждан, улучшение транспарентности и открытости власти, развитие независимых СМИ и т.д. Эти перспективы зависят от политической воли и усилий российских властей, а также активности и мобилизации гражданского общества.

Какие основные подходы к изучению прав человека были использованы в данном исследовании?

В данном исследовании использовались различные основные подходы к изучению прав человека, включая нормативный, сравнительный и контекстуальный подходы. Нормативный подход позволяет анализировать права человека на основе международных норм, таких как Всеобщая декларация прав человека. Сравнительный подход позволяет сопоставить ситуацию с правами человека в России с другими странами или регионами. Контекстуальный подход позволяет учитывать исторические, социальные и политические факторы, влияющие на политическую трансформацию и политические права человека в России.

Какие проблемы соблюдения политических прав человека возникали в России на современном этапе?

На современном этапе в России возникали различные проблемы соблюдения политических прав человека. В частности, ограничения свободы выражения, собраний и ассоциаций, преследование политических оппонентов, независимой журналистики и некоторых общественных организаций. Также наблюдалось ограничение политической конкуренции и манипуляции выборами. Эти проблемы препятствуют развитию демократических институтов и общества в России.

Какие перспективы развития демократических институтов и гражданского общества есть в России?

Перспективы развития демократических институтов и гражданского общества в России зависят от многих факторов. С одной стороны, существует потребность в укреплении демократических институтов, включая судебную систему, законодательную власть, избирательную систему и систему обеспечения прав человека. С другой стороны, необходимо развивать гражданское общество, поддерживая независимые СМИ, общественные организации, активное участие граждан в политической жизни и защиту прав и свобод. Однако для достижения этих перспектив необходимы соответствующие политические, социальные и культурные изменения в обществе.