большая восьмерка .критика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая политика
  • 4343 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.02.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Глава 1. История создания «Большой восьмерки»
1.1 Этапы развития
1.2 Структура и членство
Глава 2. Политика стран-участниц «Большой восьмерки»
2.1 США
2.2 Россия
2.3 Канада
2.4 Германия
2.5 Великобритания
2.6 Япония
2.7 Италия
2.8 Франция
Глава 3. Саммит «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 2006 г.
3.1 Саммиты в деятельности «Большой восьмерки»: роль России
3.2 Итоги саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 2006 г. как пример работы России в организации
Глава 4. Критика «Большой восьмерки»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

На саммите «Группы восьми» в Генуе в 2001 году основная дискуссия развернулась вокруг проблем обеспечения устойчивого развития человечества в условиях глобализации, включая аспекты борьбы с бедностью и преодоления разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере здравоохранения, образования, новейших технологий.
В Генуе принято также решение о дополнительных мерах по открытию национальных рынков государств «Большой восьмерки» для товаров из развивающихся стран. Россия в этой связи заявила о присоединении к инициативе ЕС «Все, кроме оружия».
После Генуи «Большой восьмерке» во многом пришлось переориентироваться на задачи антитеррористической борьбы. В связи с терактами 11 сентября 2001 года в США 19 сентября по инициативе российской стороны принято Совместное заявление лидеров «Большой восьмерки», закрепляющее антитеррористическую деятельность в качестве одного из центральных направлений деятельности «Группы восьми». В соответствии с ним в дальнейшем было развернута работу по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом под эгидой ООН. При решающем вкладе «Группы восьми» сформирована и действует международная антитеррористическая коалиция, успешно функционирует Контртеррористический комитет (КТК) СБ ООН, развивается антитеррористическое взаимодействие по другим направлениям.
Весомым подтверждением укрепления позиций России в «Группе восьми», перевода ее отношений с партнерами на качественно новый уровень стало историческое решение саммита в Кананаскисе в 2002 году о передаче ей в 2006 году функций председателя «Большой восьмерки». Этот шаг явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире.
При участии России в Кананаскисе был рассмотрен и широкий комплекс других актуальных вопросов - глобальная борьба с бедностью и обеспечение устойчивого развития, состояние мировой экономики, африканские проблемы.
При активном участии российской стороны в Эвиане в 2003 году были приняты новые практически важные решения в сфере борьбы с терроризмом: в частности, создана Группа контртеррористических действий (ГКД), нацеленная на оказание конкретной помощи третьим странам в борьбе с террором.
Россия в Эвиане впервые приняла непосредственное участие в подготовке всего пакета документов саммита по финансово-экономической проблематике, что явилось важным шагом на пути к ее окончательной интеграции в финансово-экономические структуры «Группы восьми». В развитие этих положительных тенденций, а также в целях общего содействия стабилизации мировой экономики Россия уже после Эвиана выдвинула предложение о досрочной выплате части своей задолженности Парижскому клубу. На саммите также получила поддержку российская инициатива об использовании для целей развития «третьего мира» концепции обмена долгов развивающихся стран на инвестиции в их экономику.
В ходе работы саммита на Си-Айленде в 2004 году Россия продолжала линию на укрепление роли «Группы восьми» в выработке коллективных решений по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. При ее активном участии была разработана и принята Инициатива по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (САФТИ), которая предусматривает 28 конкретных направлений сотрудничества.
В ходе британского председательства в 2005 году приоритетное внимание «Большой восьмерки» уделялось выработке общих подходов «Группы восьми» к проблематике развития Африки и преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений, также развитию экологически чистой энергетики.
Принятый в Глениглсе документ по Африке предусматривает комплекс мер по наращиванию содействия континенту, в т.ч. в таких областях, как обеспечение экономического роста, финансирование развития, улучшение системы образования и здравоохранения, укрепление миротворческого потенциала.
Итак, для внешнеполитического имиджа России ее участие в работе форума «Большой восьмерки» играет принципиальное значение. Одной из целей В. Путина стоит возвращение нашей страны клуб «великих держав». Работа в «Группе восьми» стала одним из шагов в данном направлении.
В рамках политики России в «Большой восьмерке» она стремится решать наиболее актуальные для нее и всего мирового сообщества вопросы.


3.2 Итоги саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 2006 г. как пример работы России в организации

Успешное обеспечение первого российского председательства в «Группе восьми» было одним из приоритетов российской внешней политики в 2006 году. Приоритетными направлениями работы саммита в Санкт-Петербурге стали международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. Были приняты соответствующие документы. Вместе с тем в Санкт-Петербурге рассматривались и такие уже ставшие традиционными для «Большой восьмерки» темы, как антитеррористическая деятельность, нераспространение ОМУ, борьба с организованной преступностью и угрозой наркотиков, решение природоохранных и иных глобальных проблем, актуальные вопросы мировой экономики, финансов и торговли, острые региональные конфликты.
В рамках решения проблемы глобальной энергетической безопасности рассматривались вопросы доступа к энергии, было отмечено, что следует развивать партнерство между странами-производителями энергии и странами-потребителями.
В рамках саммита был принят План действий по укреплению глобальной энергетической безопасности. План включает в себя меры, направленные на повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков, улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе, поощрение энергоэффективности и энергосбережения, диверсификацию видов энергии, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, уменьшение масштабов энергетической бедности и решение проблем изменения климата и устойчивого развития.
Вопросы образования также рассматривались, была отмечена зависимость социально-экономического развития от уровня образования всех членов сообщества. Участники подтвердили свое стремление развивать программу ООН «Образование для всех».
Обсуждался целый ряд проблем, включая ограниченный доступ к средствам профилактики и лечения, неадекватные возможности систем здравоохранения, недостаток ресурсов, а также дефицит и значительную утечку квалифицированных работников здравоохранения, в особенности в развивающихся странах. Страны «Большой восьмерки» выразили стремление наращивать международный потенциал по мониторингу и реагированию на вспышки инфекционных болезней, путем создания новых лабораторий и укрепления действующей в рамках ВОЗ Глобальной сети по выявлению и реагированию на вспышки инфекционных болезней.
Проблемы международной безопасности традиционно включаются в повестку всех саммитов. В Санкт-Петербурге это также имело место. Так, сегодня все страны, входящие в состав Совета Безопасности ООН, являются участниками «Группы восьми», поэтому это только способствует дальнейшей политике по предотвращению распространения ОМУ. Еще одной глобальной проблемой, взятой на вооружение «Большой восьмеркой», является международный терроризм. В рамках последних саммитов принимаются соответствующие документы-заявления, которые призывают к борьбе с терроризмом.
Таким образом, все ключевые вопросы оказались отражены в итоговом документе саммита в Санкт-Петербурге – Заявлении председателя от 17 июля 2006 года.
Глава 4. Критика «Большой восьмерки»

Как уже было рассмотрено в данной работе, деятельность «Большой восьмерки» строится на решении глобальных проблем, однако помимо положительных результатов, находятся те, кто анализирует деятельность данной организации с точки зрения итоговых результатов, которые не всегда соответствуют первоначальным заявлениям. Также каждый год очередной саммит сопровождается акциями протеста со стороны антиглобалистов.
Таким образом, вопросы, связанные с критикой «Большой восьмерки» можно разделить на несколько групп: 1. реализация поставленных целей и задач; 2. узкий круг поставленных проблем; 3. личные интересы стран-участниц «Группы восьми» при определении актуальности рассматриваемых проблем; 4. «внутренняя» критика.
Говоря о внутренней критике, отметим, что она формулируется внутри государств-участниц «Большой восьмерки», когда группа независимых экспертов готовит ежегодный доклад с оценкой деятельности. Вышедший в 2003 году доклад, в котором группа ведущих независимых экспертов из всех восьми стран (среди них – бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, бывший комиссар ЕС по торговле Леон Бриттен, бывший глава ВТО Ренато Руджеро, экс-глава Федеральной резервной системы США Пол Волкер и др.), резко критикует деятельность клуба. Авторы выделяют две основные причины спада его эффективности. Во-первых, «Группа восьми» больше не обращается к проблемам политики самих стран-членов клуба и даже не пытается разработать действенные механизмы сотрудничества для решения этих проблем… Члены «Большой восьмерки» отошли от поставленных ранее целей и заключили своего рода пакт о ненападении, сознательно отказываясь от взаимных критических замечаний. В результате организация утратила способность к оценке и выработке необходимых изменений в экономической политике своих членов». Во-вторых, «отойдя от рассмотрения проблем экономической политики внутри клуба, участники саммитов все чаще стали давать рекомендации относительно того, как следует действовать не участвующим в работе клуба странам в остальном мире… Однако лидерство «Большой восьмерки» должно хотя бы частично подкрепляться собственным примером. Очевидное нежелание «Большой восьмерки» заниматься самокритикой и одновременно явная склонность критиковать других повлекли за собой кризис легитимности этой организации».
Низкий процент реализации поставленных целей является важным поводом для критики. Аудит того, как государства «Большой восьмерки» выполнили обещания саммита 2005 года в Глениглизе, показал, что страны не выполнили практически все задачи, которые сами же для себя определили. При этом страны «Группы восьми» выполнили менее половинные необходимого по помощи бедным странам. В качестве примера можно привести данные по решению проблем СПИДа: «Хотя ранее в Глениглизе была поставлена цель добиться универсального доступа к лечению для всех людей с ВИЧ мира к 2010 году, если действия восьми стран радикальном образом не изменятся, то к указанному сроку у 1,5 миллионов людей с ВИЧ до сих пор не будет доступа к терапии».
Таким образом, как мы видим, критика со стороны мирового сообщества велика, что тем не менее не мешает ежегодно проводить саммиты и искать решения для «отобранных» глобальных проблем.

Заключение

«Большая восьмерка» является неофициальным форумом по решению глобальных проблем мирового сообщества. Данная структура была создана в 1975 году и по сегодняшний день ее работы актуальна и востребована, несмотря на появление в последние годы ряд замечаний в ее адрес. Начиная свою работу в формате шести стран, сейчас она включает восемь самых развитых государств, в том числе и представителя ЕС.
Так как «Группа восьми» не является международной организацией, у нее нет устава и каких-либо других уставных документов, то ее решения не имеют обязательной силы. Но тем не менее она оказывает существенное влияние на решение проблем общемирового значения. «Большая восьмерка» является, прежде всего, глобальным форумом и занимается решением именно глобальных проблем.
Помимо глобальных проблем, «Большая восьмерка» занимается решением вопросов и регионального значения. Так, в рамках последних трех саммитов получили развитие инициативы для таких регионов, как Африка, Ближний Восток, расширенный Ближний Восток и Северная Африка.
Для России участие в деятельности «Группы восьми» играет огромное политическое значение. Спустя несколько лет после присоединения нашей страны к работе этого форума, она была допущена и до решения вопросов экономического и финансового характера. Видится, что в будущем сотрудничество России в «Большой восьмерке» еще больше окрепнет.
Список использованных источников и литературы

«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
«Большая восьмерка»-2006: итоги по СПИДу // URL: http://www.aids.ru/aids/g8.html
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // МЭМО. 2003. №10. С. 82–89 // URL: http://www.library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1141857590&archive=&start_from=&ucat=3&
Ведущие отрасли промышленности Канады // URL: http://www.canada.ru/about/economics/industry.html
Заявление Председателя. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 17 июля 2006 года // URL: http://civilg8.ru/sam_doc/6245.php
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 38.
Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады // США, Канада: экономика, политика, культура. 2005. №8. С. 21.
Лукьянов Ф. «Восьмерка», приятная во всех отношениях // URL: http://www.gazeta.ru/comments/2004/06/a_114244.shtml
Особенности функционирования «Группы восьми» как международной структуры // URL: http://civilg8.ru/group8/570.php
Переход председательства в «Группе восьми» к Российской Федерации // URL: http://www.iori.hse.ru/g8/materials/transition_chairmanship_g8.pdf
Пилько А. Историческая предопределенность: почему Британия так близка США? // URL: http://www.socialdesign.ru/projects/center/eur/ap1.htm
Россия в «Группе восьми» // URL: http://civilg8.ru/group8/461.php
Соединенные Штаты Америки (справочная информация на 25.04.2007) // URL: http://www.mid.ru
Структура органов «Восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/450.php
Терентьев А. Торийская внешняя политика Тони Блэра // URL: http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1142711454&archive=&start_from=&ucat=3&category=3
фон Бредов В. Новый опыт, новые критерии. Облик и созидательная сила германской внешней политики // Internationale Politik. 2005. №3. С. 5.
Франция (справочная информация от 11.01.2007) // URL: http://www.mid.ru
Шеров-Игнатьев В.Г. Новые соглашения о свободной торговле с участием США // URL: http://www.worldec.ru/content/lecturers/articles/article-14.pdf
Экономика и внешняя торговля Великобритании. Основные черты британской экономики // URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/ukingdom.htm
Экономика и право Канады // Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ // URL: http://www.canada.polpred.ru
Этапы формирования «Большой восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/4552.php
Япония (справочная информация от 29.01.2004) - http://www.mid. ru


«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
Этапы формирования «Большой восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/4552.php
Этапы формирования «Большой восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/4552.php
Там же.
Этапы формирования «Большой восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/4552.php
Там же.
Там же.
«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
Особенности функционирования «Группы восьми» как международной структуры // URL: http://civilg8.ru/group8/570.php
Там же.
«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
Особенности функционирования «Группы восьми» как международной структуры // URL: http://civilg8.ru/group8/570.php
Структура органов «Восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/450.php
Соединенные Штаты Америки (справочная информация на 25.04.2007) // URL: http://www.mid.ru
Соединенные Штаты Америки (справочная информация на 25.04.2007) // URL: http://www.mid.ru
Там же.
Там же.
Шеров-Игнатьев В.Г. Новые соглашения о свободной торговле с участием США // URL: http://www.worldec.ru/content/lecturers/articles/article-14.pdf
Ведущие отрасли промышленности Канады // URL: http://www.canada.ru/about/economics/industry.html
Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады // США, Канада: экономика, политика, культура. 2005. №8. С. 21.
Экономика и право Канады // Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ // URL: http://www.canada.polpred.ru
фон Бредов В. Новый опыт, новые критерии. Облик и созидательная сила германской внешней политики // Internationale Politik. 2005. №3. С. 5.
Пилько А. Историческая предопределенность: почему Британия так близка США? // URL: http://www.socialdesign.ru/projects/center/eur/ap1.htm
Терентьев А. Торийская внешняя политика Тони Блэра // URL: http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1142711454&archive=&start_from=&ucat=3&category=3
Там же.
Экономика и внешняя торговля Великобритании. Основные черты британской экономики // URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/ukingdom.htm
Там же.
Япония (справочная информация от 29.01.2004) - http://www.mid.ru
Япония (справочная информация от 29.01.2004) - http://www.mid. ru
Там же.
Там же.
Япония (справочная информация от 29.01.2004) - http://www.mid. ru
Там же.
Там же.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // МЭМО. 2003. №10. С. 82–89 // URL: http://www.library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1141857590&archive=&start_from=&ucat=3&
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // МЭМО. 2003. №10. С. 82–89 // URL: http://www.library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1141857590&archive=&start_from=&ucat=3&
Там же.
Там же.
Франция (справочная информация от 11.01.2007) // URL: http://www.mid.ru
Там же.
Там же.
Россия в «Группе восьми» // URL: http://civilg8.ru/group8/461.php
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 35.
Переход председательства в "Группе восьми" к Российской Федерации // URL: http://www.iori.hse.ru/g8/materials/transition_chairmanship_g8.pdf
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 37.
Переход председательства в "Группе восьми" к Российской Федерации // URL: http://www.iori.hse.ru/g8/materials/transition_chairmanship_g8.pdf
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 38.
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 38.
Заявление Председателя. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 17 июля 2006 года // URL: http://civilg8.ru/sam_doc/6245.php
Заявление Председателя. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 17 июля 2006 года // URL: http://civilg8.ru/sam_doc/6245.php
Там же.
Лукьянов Ф. «Восьмерка», приятная во всех отношениях // URL: http://www.gazeta.ru/comments/2004/06/a_114244.shtml
«Большая восьмерка»-2006: итоги по СПИДу // URL: http://www.aids.ru/aids/g8.html




3

Список использованных источников и литературы

1.«Большая восьмерка» // URL: http://civilg8.ru/group8/573.php
2. «Большая восьмерка»-2006: итоги по СПИДу // URL: http://www.aids.ru/aids/g8.html
3.Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // МЭМО. 2003. №10. С. 82–89 // URL: http://www.library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1141857590&archive=&start_from=&ucat=3&
4.Ведущие отрасли промышленности Канады // URL: http://www.canada.ru/about/economics/industry.html
5.Заявление Председателя. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 17 июля 2006 года // URL: http://civilg8.ru/sam_doc/6245.php
6.Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 38.
7.Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады // США, Канада: экономика, политика, культура. 2005. №8. С. 21.
8.Лукьянов Ф. «Восьмерка», приятная во всех отношениях // URL: http://www.gazeta.ru/comments/2004/06/a_114244.shtml
9.Особенности функционирования «Группы восьми» как международной структуры // URL: http://civilg8.ru/group8/570.php
10.Переход председательства в «Группе восьми» к Российской Федерации // URL: http://www.iori.hse.ru/g8/materials/transition_chairmanship_g8.pdf
11.Пилько А. Историческая предопределенность: почему Британия так близка США? // URL: http://www.socialdesign.ru/projects/center/eur/ap1.htm
12.Россия в «Группе восьми» // URL: http://civilg8.ru/group8/461.php
13.Соединенные Штаты Америки (справочная информация на 25.04.2007) // URL: http://www.mid.ru
14.Структура органов «Восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/450.php
15.Терентьев А. Торийская внешняя политика Тони Блэра // URL: http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1142711454&archive=&start_from=&ucat=3&category=3
16.фон Бредов В. Новый опыт, новые критерии. Облик и созидательная сила германской внешней политики // Internationale Politik. 2005. №3. С. 5.
17.Франция (справочная информация от 11.01.2007) // URL: http://www.mid.ru
18.Шеров-Игнатьев В.Г. Новые соглашения о свободной торговле с участием США // URL: http://www.worldec.ru/content/lecturers/articles/article-14.pdf
19.Экономика и внешняя торговля Великобритании. Основные черты британской экономики // URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/ukingdom.htm
20.Экономика и право Канады // Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ // URL: http://www.canada.polpred.ru
21.Этапы формирования «Большой восьмерки» // URL: http://civilg8.ru/group8/4552.php
22.Япония (справочная информация от 29.01.2004) - http://www.mid. ru