Развитие промышленности на Урале, "Проект Урал промышленный - Урал полярный"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 108108 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 30.05.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
1.1.Общая характеристика Уральского региона
1.2.Ресурсная база Уральского региона
1.3.Промышленность Уральского региона
Глава 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛЯРНОГО УРАЛА
2.1.Национальный проект Урал Промышленный – Урал Полярный
2.2.Государственная поддержка полярного Урала
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПОЛЯРНОГО УРАЛА
3.1. Новые технологические решения
3.2. Социально-экономические последствия развития промышленности региона
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Капитальные вложения оценены в 21,03 млн евро (736 млн руб.).
Уголь Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений. Северо-Сосьвинский бассейн ранее рассматривался в качестве базы энергетических углей Урала. Перспективными для крупномасштабной добычи на современной стадии геологической изученности являются 3 месторождения с разведанными запасами 1887 млн т – Люльинское, Оторьинское и Тольинское.
Возможные основные потребители угля на промышленном Урале размещаются в Свердловской области–это Серовская, Верхнетагильская, Нижнетуринская ГРЭС и Богословская ТЭЦ, суммарная потребность которых в энергетическом угле оценивается в 8,7 млн т условного топлива, или 15,5 млн т угля вышеуказанных месторождений. Кроме того, потребности других потребителей котельно-печного топлива в регионе оцениваются в 1,1 млн т. Всего – 16,6 млн т. Возможными потребителями северо-сосвьинских углей могут быть новые электростанции, строительство которых рассматривается проектными организациями в связи с дефицитом электроэнергии.
Проведенной Институтом экономики УрО РАН геолого-экономической оценкой установлена возможность заложения на Люльинском, Тольинском и Оторьинском месторождениях карьеров общей мощностью по товарному углю 16,6 млн. т в год.
В настоящее время обеспечение Урала энергетическим углем осуществляется главным образом за счет импорта угля из Казахстана. При этом электростанции Свердловской области кроме газа используют угли Экибастуза.
Для развития угольных предприятий на территории ХМАО до мощности 16,6 млн т угля в год потребуется около 22 млрд. руб. (842 млн долл.)
Одним из альтернативных направлений использования cеверо-cосьвинских углей может быть строительство новых электростанций в непосредственной близости от месторождений, создаваемых с целью передачи электроэнергии на промышленные предприятия Урала.
Железная руда. Прогнозные ресурсы скарново-магнетитовых руд на территории ХМАО-Югры по сумме категорий Р1+Р2+Р3 составляют 7094 млн т. Разведанные запасы отсутствуют. Условные (ожидаемые) запасы промышленных категорий оцениваются в 1074,4 млн т.
Объемы добычи руды по аналогии со средними месторождениями промышленного Урала (предполагается 3-4 карьера) приняты в объеме 8 млн т. в год. При среднем содержании железа в руде 35-40 % из этого объема руды возможно получение железорудного концентрата с содержанием железа 65 % в объеме 3,9 млн т в год.
Освоение железорудных месторождений предполагается при условии строительства железной дороги по Восточному склону Урала. При этом намеченный объем добычи руды составит в 2015 г. 5 млн т и в 2020 г. – 8 млн т.
Поставки железорудного концентрата намечаются на металлургические предприятия Урала, главным образом - на расположенные в Челябинской области.
Инвестиции оцениваются в объеме 15,5 млрд. руб. (595 млн. долл.).
Медно–цинковые руды. Разведанные запасы в настоящее время отсутствуют. Условные запасы промышленных категорий в результате пересчета прогнозных ресурсов составляют по меди 369,6 тыс. т, по цинку – 305,2 тыс. т.
В качестве аналога для расчетов и оценки медно-цинковых объектов ХМАО-Югры приняты медьсодержащие месторождения северной группы Свердловской области (Тарньерское, Шемурское и Ново-Шемурское), освоение которых в настоящее время начато.
Эксплуатационные запасы руды месторождений составляют 21,5 млн. т. Из расчета отработки месторождений в течение 25 лет среднегодовой объем добычи руды составит 860 тыс. т. Из расчета добычи 600 тыс. т руды в год выход медного концентрата составит 39,8 тыс. т, при содержании меди 18,83 %, цинкового концентрата – 17,1 тыс. т, цинка – 45 %.
Медный и цинковый концентраты намечаются к переработке на заводах Свердловской и Челябинской областей.
Объем инвестиций оценивается в 2080 млн. руб. (107,7 млн. долл.).

ЯНАО
Железные руды. Железорудный потенциал округа в авторском варианте оценивается в 4,8 млрд. т скарново-магнетитовых руд и 32,8 млрд. т титаномагнетитовых руд. В настоящее время интерес представляет I тип руд.
Наиболее крупным и изученным объектом является Юнь-Ягинское скарново-магнетитовое месторождение, где запасы по кат. С1+С2 составляют 66,157 млн.т. Кроме того, выявлены месторождения Дорожное, Отдельное, Ямтинское, Овальное с общими авторскими запасами по С1+С2 – 1 млн.т, со средним содержанием железа – 30-50%.
Возможные объемы добычи - от 4 до 11 млн. т руды в год с получением железорудного концентрата 1,5 - 4,9 млн. т. Намеченный объем добычи составит в 2015 году - 4 млн.т и в 2030 году – 11 млн.т. Поставки концентрата намечаются на металлургические заводы Урала.
Необходимые инвестиции оцениваются в 27,5 млрд. руб. (1,06 млрд. долл.).
Хромиты. Освоение хромовых руд Полярного Урала начинается с Райизского рудного района, как наиболее доступного, изученного и перспективного. Хромитовые объекты района в основном расположены на горных отрогах Конгорского ущелья, там же находится месторождение Центральное, на базе которого предусматривается создание Райизского ГОКа с последующей отработкой хромитов других объектов.
В радиусе действия предполагаемого ГОКа на стадии поисково-оценочных работ и незавершенной предварительной разведки выявлено более 80 млн. т запасов и ресурсов, хромитовых руд, из них около 30 млн. т (1 очередь) пригодны для отработки штольневым способом, частично открытым. Запасы и ресурсы рассредоточены по 9 объектам, расположенным на расстоянии от 1 до 7 км друг от друга. Основные запасы и ресурсы 1 очереди приходятся на месторождение Центральное и рудопроявление Центральное- 2.
В 2006 г. на месторождении добыто 650 тыс. т руды. В планах владельца месторождения – Челябинского электрометаллургического завода – довести добычу к 2010 г. до 1,5 млн. т в год. Вывоз хромитов производится по действующей железной дороге Чум-Лабытнанги.
Руды цветных и редких металлов. Поисковые и геологоразведочные работы на цветные и редкие металлы проводились в 50-70-е годы. Оценка промышленной значимости проводилась в те же годы по Саурейскому свинцово-баритовому, Лекын-Тальбейскому медно-молибденовому, Тайкеускому редкометалльному, Харбейскому молибдено-вольфрамовому месторождениям.
Ввиду отрицательной экономической оценки месторождения были переведены в разряд резервных. Целенаправленные геологоразведочные работы на цветные и редкие металлы практически больше не проводились.
Благородные металлы. Экономические оценки проводились только по объектам коренного золота. В 1995 году Институтом экономики УрО РАН выполнены расчеты (ТЭР) по оценке целесообразности освоения золоторудного месторождения Новогоднее-Монто. В работе рассмотрена открытая разработка руд, которую предполагается провести в два этапа. На 1 этапе намечается проведение геологоразведочных работ и опытно-промышленная разработка карьера (в течение 5 лет). На 2 этапе предусматривается промышленная эксплуатация карьера в течение 20 лет.
В ТЭР определены основные технико-экономические показатели для 2 этапа разработки с учетом результатов деятельности на 1 этапе.
Годовая производительность карьера принята по горной массе 28 тыс. м3, по добыче руды – 48,1 тыс. т, содержание золота в добываемой руде – 6,67 г/т.
Обогащение предусматривается проводить на обогатительной фабрике с применением магнитной сепарации, гравитации и флотации.
Конечной продукцией предприятия приняты золоторудные концентраты в объеме 3882 т в год, содержащие 288,8 кг золота, 433 кг серебра, 315 т меди и 2888 кг кобальта, переработка их предусматривается на заводах Урала.
Фосфориты. Благоприятные технико-экономические показатели освоения Софроновского месторождения делают его вполне конкурентоспособным, а процесс добычи открытым способом и переработки руд без предварительного обогащения - рентабельным.
ТЭО Института экономики УрО РАН предполагало разработку богатых руд Софроновского месторождения для обеспечения сырьем фабрики фосфоритовой муки в г. Тобольске производственной мощностью 400 тыс. т готовой продукции. На фабрике предусматривалось выполнение следующих основных операций: дробление, сушка, помол.
Бариты. В группу сближенных месторождений Собской баритовой структуры входят 3 объекта: Войшорское, Собское, Поур-Кеу.
Геолого-экономическая оценка месторождений проводилась несколько раз. В связи с ограниченностью средств и разведкой более крупного и богатого по содержанию BaSO4 Хойлинского месторождения на территории Республики Коми поисковые и разведочные работы на Собской территории были остановлены.
Поскольку фактическое содержание BaSO4 в эксплуатационных запасах превышает минимальные промышленные содержания, все балансовые запасы руд могут быть отнесены к разряду активных, и освоение их признается целесообразным.
Для первоочередного освоения предусматривается Войшорское месторождение, на котором произведен авторский подсчет запасов в контуре опытно-промышленного карьера до горизонта + 90 м.
Основным условием повышения эффективности освоения месторождений Полярного Урала является создание комплексных производств.
По своему качественному составу руды и концентраты легирующих элементов отвечают требованиям, предъявляемым к сырью для получения ферросплавов. Непосредственно из кусковых баритовых руд, возможно, получение силикобария. Хромиты, минуя стадию обогащения, поступают на многостадийный передел с получением феррохрома. Кварциты идут на получение ферросилиция, как товарного, так и потребляемого при производстве других ферросплавов внутри металлургического передела. Молибденовый и вольфрамовый концентраты идут на производство ферромолибдена и ферровольфрама. Сырье редких металлов служит источником получения ниобиевого концентрата - не кондиционного по содержанию ведущего элемента, но пригодного для получения силикониобия. Запасы известняка полностью обеспечивают потребности производства.
Помимо ферросплавов, товарной продукцией комплекса будут являться продукты обогатительного и горного передела: медный, флюоритовый и оловянный концентраты, золото и серебро, дуниты и щебень.
Необходима качественная переоценка месторождений. Возможно переоконтуривание с тем, чтобы повысить среднее содержание полезных компонентов, и рассмотрение применения новых технологий. В частности, выщелачивание может сделать освоение некоторых месторождений экономически целесообразным.
После ввода в действие железной дороги Полуночное-Обская на Приполярном Урале развертывается добыча угля, руд черных и цветных металлов, увеличивается объем добычи цеолитов, бентонитов.
В то же время разработка месторождений хромовых руд Рай-Изского района, руд цветных металлов на Полярном Урале может производиться с вывозом концентратов по действующей железной дороге Чум-Лабытнанги вплоть до ввода в эксплуатацию участка Обская-Полуночное.
После ввода в эксплуатацию железной дороги по восточному склону грузопоток с Полярного Урала намечается переключить с направления Лабытанги-Чум на направление Обская – Полуночное.
Объем перевозок минерального сырья по I варианту составит 4,5 млн. т в 2015 г., 20,7 млн. т в 2020 г., и 35,9 млн. т в 2030 г., а по II варианту 4,5 млн. т в 2015 году, 19,8 млн. т в 2020 г. и 29,5 млн. т в 2030 г. (табл. 10).
















Таблица 10
Объемы возможных перевозок минерального сырья по линии Обская - Полуночное

Полезные ископаемые Пункт отгрузки(км от ст. Полуночное) I вариант, тыс. т II вариант, тыс. т 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 ХМАО Уголь энергетический Люлья (340)
3000
10000
16600
3000
10000
16600 Толья (270) Железная руда Хорасюр (320) 3900 3900 - 3900 3900 Хромиты Хорасюр (320) - - - - - - Медный и цинковый концентраты Усть-Манья (186) - 10 90 - 10 90 Цеолиты Люлья (340) 40 40 40 40 40 40 Бентониты Усть-Манья (186) 300 300 300 300 300 300 ИТОГО по ХМАО 3340 14250 20930 3340 14250 20930 1 2 3 4 5 6 7 8 ЯНАО Уголь энергетический Обская (814) - 2000 3000 - 2000 3000 Хромиты Обская (814) 550 1250 1850 550 800 1000 Фосфориты Обская (814) - 1200 2000 - 800 800 Железная руда Обская (814) 500 1100 4900 500 1100 1500 Бариты Обская (814) - 40 40 - 40 40 Марганцевая руда Обская (814) - 300 700 - 300 700 Цветные и редкие металлы Обская (814) 150 305 1100 150 240 240 Бокситы Обская (814) - 300 1300 - 300 1300 ИТОГО по ЯНАО 1200 6495 14890 1200 5580 8580 ВСЕГО 4540 20745 35930 4540 19830 29510
Объем товарной продукции по I и II вариантам составит в 2015 году соответственно 8061 и 6762 млн. руб., в 2020 г. - 21889 и 16087 млн. руб., в 2030 г. – 42000 и 22353 млн. руб. Численность работающих на горнодобывающих предприятиях Приполярного и Полярного Урала в границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов составит к 2030 году по I варианту 28696 чел., по II варианту - 15984 чел.
Капитальные вложения в освоение минеральных ресурсов по I варианту оцениваются в 98,1 млрд. руб., а по II варианту в 52,4 млрд. руб.
Для подготовки к промышленному освоению запасов всех месторождений в коридоре намечаемой железной дороги необходимо на период до 2030 г. выполнить геологоразведочные работы в общем, объеме 45 млрд. руб.
Намечаемый к строительству новый транспортный коридор в составе: железной дороги широкой колеи, автомобильной дороги федерального значения, линии электропередачи, трубопровода магистрального транспорта газа – должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной Севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.
Обеспеченность металлургии и энергетики Урала в результате реализации программы «Урал промышленный – Урал Полярный» существенно повысится: по железорудному сырью с 35 %до 55%, по хрому до 100%, по марганцу до 39 %, по медно-цинковому сырью с 50 % до 70 %, по энергетическому углю с 17 % до 70 %.

3.2. Социально-экономические последствия развития промышленности региона
Ожидаемые эффекты реализации проекта:
1. Мощная «ресурсная подпитка» для решения задачи удвоения валового внутреннего продукта страны за десятилетие, расширение базы для решения неотложных социальных задач.
2. Создание новой горнорудной базы, способной обеспечить потребности отечественной промышленности на период до 2050 г. и далее. Ликвидация импортозависимости по основным стратегически важным природным ресурсам. Стоимость одних только твердых полезных ископаемых, вовлекаемых в хозяйственный оборот, составляет 200 млрд. долл.
3. Формирование базовых составляющих опорной транспортной сети Российской Федерации на Крайнем Севере. Реализация национального проекта позволит обеспечить оптимальную транспортную схему в регионах, составляющих основу энергетической безопасности Российской Федерации.
4. Развитие современных инновационных технологий.
5. Более тесная экономическая интеграция субъектов Российской Федерации - участников проекта, укрепление единого экономического пространства.
6. Усиление геоэкономического, геополитического влияния России на страны ближнего и дальнего зарубежья.
7. Активизация морской деятельности в Арктической зоне. создание экономических возможностей для развития инфраструктуры Севморпути, в том числе, в целях последующего его транзитного использования Европейским и Азиатско-Тихоокеанским сообществами.
Алгоритм реализации проекта
1. Разработка ТЭС, ТЭО проекта, срок – 2005 г.
2. Включение национального проекта «Промышленный Урал -Полярный Урал» в Транспортную Стратегию Российской Федерации, в действующие федеральные целевые программы «Модернизация транспортной системы Российской Федерации», «Экология и природные ресурсы России 2002-2010 гг.» в части организации в 2006-2010 гг. работ по ускоренному геологическому изучению минерально-сырьевой базы территорий с высоким ресурсным потенциалом и экономической эффективностью их промышленной разработки, «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и перспективу до 2010 года» в части разработки в 2006 г. мероприятий энергоэффективного обеспечения территории Уральской горной системы, характеризующихся высоким минерально-сырьевым потенциалом и эффективностью промышленной разработки, среднесрочную программу действий Правительства Российской Федерации (срок – 2005 г.).
3. Формирование консорциума для реализации национального проекта на принципах государственного частного партнерства, в том числе, с участием иностранных инвесторов, с использованием опыта Ямальской транспортной компании, срок – 2006 г.
4. Реализация проекта согласно утвержденного ТЭО.
В настоящее время, Уральский федеральный округ обеспечивает 91% производства российского природного газа, 68% нефти, 41,9% продукции металлургического комплекса. Концентрация промышленности федеральном округе в 4 раза выше, чем в среднем по России. Объем производства промышленной продукции в расчете на число занятых в экономике в 2,4 раза превышает среднероссийский. За 10 месяцев текущего года доля УрФО в общем объеме налогов и сборов, мобилизованных в федеральный бюджет России составила 42%. Основным источником их формирования является именно промышленность.
Округ обладает всем необходимым для прорыва в сфере развития промышленности:
значительными запасами сырья;
высоким уровнем развития существующих производств;
наличием квалифицированных кадров;
развитой транспортной схемой;
большим емким рынком.
Геостратегическое положение УрФО, расположенного на стыке геополитических интересов Европейского Союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона облегчает процесс интеграции его экономики в мировую хозяйственную систему.
Названные выше факторы позволяют рассматривать УрФО как полигон для отработки национальной промышленной политики.
Базой промышленности Урала и Западной Сибири в настоящее время являются топливная промышленность, металлургия и машиностроение. В промышленном производстве Уральского федерального округа доля топливной промышленности составляет – 53%, металлургии – 24%, машиностроения и металлообработки – 8,8%.
Сформировавшиеся на протяжении длительного периода экономические специализации отдельных территорий привели к тому, что промышленный комплекс УрФО можно разделить на регионы нового хозяйственного освоения Северного Урала и Западной Сибири, ставшие основной энергетической безопасности России и старопромышленные регионы Южного и Среднего Урала, во многом определяющие состояние российской металлургии и машиностроения.
Указанные специализации определяют структуру производства и занятости в регионах. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах топливная промышленность формирует около 90% объемов промышленного производства. В структуре промышленности Свердловской и Челябинской областей черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка занимают 73% и 83% соответственно. В среднем в профильных отраслях субъектов Федерации работают 3/4 занятых в промышленности.
Проводя анализ развития промышленности мы отмечаем рост производства. Дореформенный уровень превышен в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. В 2006 г. по сравнению с 1991 г.:
добыча нефти (включая газовый конденсат) составит - 102%;
добыча природного газа -103,5%;
производство продукции черной металлургии – 104%;
родукции цветной металлургии – 102%. По отдельным видам продукции уровень 1991 года превышен в 2–3 раза. Идет модернизация производств.
В тоже время, не преодолены негативные моменты развития машиностроения. Физические объемы производства в отрасли. снизились по сравнению с 1990 г. на 20%. За указанный период сократилось производство: металлорежущих станков – в 34 раза, тракторов в 16 раз, экскаваторов в 10,7 раза, бульдозеров в 9,3 раза, автобусов в 8,5 раз, доменного и сталеплавильного оборудования в 6 раз, машин непрерывного литья в 3 раза. По ряду направлений производство практически прекратилось. В первую очередь, бытовой техники и сельхозмашиностроения.
Это прямое следствие потери конкурентоспособности производимой продукции. До 1990 г. индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупнейших машиностроительных предприятий Урала. Но на протяжении более чем 15-ти лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭК-ом и металлургией. Отечественные машины и оборудование замещаются зарубежными. Превышение импорта машин и оборудования над их экспортом по УрФО возросло с 1,37 раза в 2004 г. до 1,62 раза в 2005 г. и такая тенденция продолжает сохраняться. В текущем году объем импорта приблизится к 1.7 млрд.долл.
Итогом снижения конкурентоспособности стало то, что отрасль численность занятых в которой, в целом по федеральному округу, превышает 470 тыс.человек или 30% от занятых в промышленности утратила свои ключевые позиции.
С 1990 г. доля машиностроения в промышленном производстве федерального округа снизилась втрое - с 23,3% до 8,8% в настоящее время.
Доля машин и оборудования в общем экспорте продукции достигавшая 20% упала до 2,5%.
Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал сократилась с 22% до 2%.
При этом, следует помнить, что в развитых и странах доля машиностроения в структуре промышленности колеблется на уровне 40-50%, а в Германии и Японии даже превышает этот показатель – 53 и 52% соответственно.
Фактически речь идет о том, что мощнейшая машиностроительная база Урала, способная обеспечить до трети машиностроительного производства огромной страны оказалась в глубоком кризисе.
Это уже не проблема отдельно взятого Уральского федерального округа – это проблема имеющая последствия для всей России. Упадок машиностроительной отрасли формирует перекос в структуре промышленного производства, создающий угрозы экономической безопасности государства.
В силу непростого финансового положения (в среднем по округу 35% предприятий машиностроительного комплекса убыточны) отрасль не в состоянии внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. 60% основных фондов исчерпало свой эксплуатационный ресурс.
Корни бед не столько в издержках переходного периода экономики, сколько в объективном процессе формирования цен на конечную продукцию.
Подавляющая доля затрат в машиностроении – это затраты на сырье, в первую очередь, металлы. Рост цен на них подрывает возможности модернизации отрасли.
При дальнейшем удорожании цен на сырье и металлы машиностроительную отрасль старопромышленного Урала ожидает стагнация с последующим падением производства и сворачиванием производственных площадей. Далее по цепочке не останутся в стороне от этого процесса ТЭК, металлургия, строительная и другие отрасли на которых держится экономика России.
Базовая причина сложившегося положения дел в том, что на протяжении 300 лет развитие промышленности шло на собственной ресурсной базе. Сегодня сырьевая база в старопромышленных районах в значительной степени истощена.
Обеспеченность местным сырьём металлургических предприятий УрФО составляет по меди 20%, хрому 28%, железной руде 35%, энергетическим углям 17%. Ряд других необходимых видов ресурсов уже полностью отсутствует. Среднее расстояние доставки сырья на промышленный Урал составляет 2500 км.
Постоянно растут затраты на добычу руды и её обогащение. В период с 1970 по 2005г. количество медной руды добываемой в УрФО открытым способом уменьшилось с 78% до 30%, снижается качество добываемой руды.
Дефицит сырья запускает цепочку взаимосвязанных проблем.
Металлургическая промышленность попадает в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, экономического поведения посредников, что ведет к росту издержек, повышению цен на продукцию. И как следствие, к падению эффективности работы предприятий, в большинстве своем градообразующих. Современные тенденции указывают на усиление сырьевой составляющей в цене продукции. Мировые цены только на железную руду выросли с 1999 г. почти втрое. Стоимость австралийской и бразильской руды, поставляемой на европейские рынки за этот период возросла с 25-35 до 80-110 долларов за тонну и продолжает увеличиваться на 20% в год. Внутри России цены на 10-20% ниже, но стремительно сближаются с мировыми. Так в октябре цены поставки руды с Курской магнитной аномалии подорожали на 40%.
Дефицит минерального сырья негативно сказывается на энергетическом комплексе Урала и Западной Сибири, который во многом зависит от поставок угля из Казахстана. В сочетании с неразвитостью энергетической инфраструктуры это становятся препятствием к решению проблемы возможного энергетического дефицита. Его проявления предприятия Урала и Западной Сибири уже ощутили на себе в текущем году. По имеющимся прогнозам увеличение потребностей растущей экономики приведет к 2010 году к дефициту энергетических мощностей в УрФО в размере 4,5 Гигаватт.
Повышение себестоимости сырья, дефицит энергии поднимают цену готовой продукции, что ухудшает экономику сопряженных отраслей, в первую очередь машиностроительного комплекса.
Получение инвестиционных ресурсов для модернизации машиностроительных предприятий, увеличения конкурентоспособности их продукции и устранения диспропорций в структуре промышленного производства может быть достигнуто за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала.
Комплекс мероприятий по достижению этого результата трансформировался в проект, получивший название «Урал Промышленный – Урал Полярный». Речь идет о строительстве нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, ядром которого должны стать железнодорожная магистраль Полуночная-Обская и автомобильная дорога Тюмень – Агириш – Салехард, а также проложенные вдоль них линии нефтегазопроводов.
Реализация данного проекта во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам на сотни лет.
Достаточно сказать, что прогнозные оценки ресурсов энергетических углей составляют 36 млрд.тонн, железной руды - 59,1 млрд.т. Эти ресурсы способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 80 лет, при сегодняшнем уровне потребления.
Российская Федерация в настоящее время не имеет собственной сырьевой базы по таким стратегическим видам минеральных ресурсов, как марганец и хром. Ресурсная база Полярного и Приполярного Урала позволит на сто двадцать лет обеспечить отечественными хромитами ферросплавную промышленность страны, в значительной степени покрыть потребности в марганцевых рудах.
Большое значение может иметь освоение крупных месторождений фосфоритов, кварца, огнеупоров и целого ряда других неметаллических ископаемых.
Есть хорошие предпосылки по цветным и благородным металлам (это свинец, медь, золото), редким и редкоземельным металлам, углеводородам.
Потребности промышленности России будут обеспечены по фосфоритам на 90 лет, по бокситам на 40 лет.
Сегодня внесение минеральных удобрений, в том числе и фосфорных на 1 га пашни не превышает 3-4 кг, в то время как в развитых европейских странах оно составляет 150-180 кг. При этом, на Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими среди российских.
Его освоение позволит полностью покрыть дефицит УрФО в фосфорных удобрениях, а также потребности юга Сибири. Результатом станет повышение урожайности и получение ежегодно дополнительных 30-40 млн.т зерна и другой растениеводческой продукции в целом по России.
Наряду с разработкой рудных полезных ископаемых на восточном склоне Северного, Приполярного и Полярного Урала имеются перспективы организации нефтегазодобывающего производства. Начальные суммарные ресурсы углеводородов:
нефти– 1 432 млн. т;
газа – 225,6 млрд. м3;
конденсата – 2,05 млн.т.
Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге, включает леса с эксплуатационными запасами более 300 млн.м3. С учетом развития транспортной инфраструктуры территории процент невовлеченных в хозяйственный оборот запасов древесины сократится с 87 до 38%.
Президент России неоднократно указывал на богатейший потенциал Уральского федерального округа, отмечая, что для того чтобы «…добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, закладывающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед».
«Урал Промышленный – Урал Полярный» именно такой проект. В настоящее время предпринимаются попытки закрепить за Россией в международной системе разделения труда место сырьевого придатка. Мы же должны помнить - большая территория, высокая обеспеченность ресурсами в расчете на человека это не богатство в чистом виде, это стартовый капитал, который мы еще не израсходовали. Максимальная эффективность использования этого капитала – вот наша задача.
16 мая 2005 года в г. Челябинске под председательством Президента Российской Федерации состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, на котором проект «Урал промышленный – Урал полярный» был представлен Главе государства.
В ходе выполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации данного по итогам этого совещания были заложены основы для реализации проекта:
проведена переоценка ресурсов твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала, они поставлены на государственный учет; принят «Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2009 годы»;
внесены коррективы в «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России» в части Полярного и Приполярного Урала;
завершается разработка Обоснования инвестиций железнодорожной линии Полуночное–Обская и автодороги Агириш–Салехард;
разработано «Технико-экономическое обоснование развития электроэнергетической инфраструктуры на Приполярном и Полярном Урале»;
для управления всеми аспектами проекта создана управляющая компания.
По сути реализация проекта уже началась Масштабность его такова, что задействованных сил для того чтобы сохранить взятый темп работ и не дать затухнуть мощному импульсу, как это не раз случалось с многообещающими начинаниями, уже недостает.
В сложившейся ситуации единственный выход - рассчитывать на помощь массовой политической силы, имеющей всероссийскую народную поддержку. В нашей стране такая сила одна – партия «Единая Россия».
Тем более, что речь идет об уникальном по своим масштабам и значению для всей российской экономики проекте, который способен дать комплексный эффект. Следствием его реализации станет:
1. Освоение геостратегически значимой территории, радикальное улучшение сырьевой базы промышленности. В значительной мере будет устранена проблема сырьевой безопасности России по стратегическим видам ресурсов. Уже есть примеры, что одно только появление информации о том, что на Урале планируется разрабатывать собственную рудную базу заставило зарубежных поставщиков сырья для металлургических предприятий УрФО пересмотреть, в лучшую для потребителей сторону, цены и условия поставки с целью заинтересовать клиента в сохранении дальнейших контактов.
2. Повышение конкурентоспособности металлургической промышленности, а на этой основе машиностроительного, транспортного, строительного и других комплексов, составляющих основу экономики. Ожидаемый экономический эффект за счёт сокращения на 1000 и более км транспортного плеча по доставке только железорудного сырья, хромовых, марганцевых руд и угля составит до 4 трлн.руб., а за счет разницы между внутренними и мировыми ценами на хромовую и железную руду до 4,5 трлн. руб.
3. Снижение рисков развития региональных экономик за счет создания новых предприятий и дополнительной загрузки существующих мощностей. Только на начальном этапе реализации проекта потребуется 400 тыс.т рельсов и рельсовых скреплений (это почти четверть годового производства рельсов в России), 750 тыс.т металла, металлоконструкций, стальных труб. Указанные объемы производства способны обеспечить такое крупное предприятие как «Нижнетагильский металлургический комбинат» заказами более чем на полугодие.
4. Формирование нового источника инвестиций для предприятий машиностроительного комплекса. Уже на первом этапе реализации проект инициирует разработку и производство новых машин и оборудования, формируя портфель заказов для предприятий машиностроения. Инвестиционная емкость проекта – более 350 млрд.руб. Часть из них будет направлена на покупку продукции машиностроения.
В дальнейшем экономический эффект от снижения цены на сырьё и металлы может быть направлен на модернизацию машиностроительного комплекса.
В итоге от сегодняшних ежегодных вложений в отрасль в объеме 10 млрд.руб. мы в течение нескольких лет сможем перейти к цифре в 40-50 млрд.руб.
Учитывая, что даже 2-3-х кратное увеличение инвестиционных вложений в машиностроение может дать эффект оздоровления для отрасли в целом, реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» способна дать импульс восстановлению не только уральского, но и российского машиностроения в целом.
5. Совершенствование опорной сети транспортной инфраструктуры. Железнодорожная магистраль вдоль восточного склона Уральских гор в сочетании с планируемыми широтными линиями Лабытнанги – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево – Игарка и далее - Норильск – Дудинка, а также линией Обская – Бованенково с выходом к Ледовитому океану будет иметь стратегическое значение и существенно улучшит конфигурацию опорной транспортной сети России.
6. Развитие энергетической инфраструктуры Российской Федерации. Решение проблемы энергодефицита и повышения надежности энергоснабжения. Решение проблемы дефицита природного газа, которая уже в этом году имела место на электростанциях Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Выполнение задач определенных Энергетической Стратегией Российской Федерации по увеличению производства энергии на теплоэнергостациях, работающих на угле.
7. Усиление интеграции территорий России в рамках единого экономического пространства. Доля межрегионального оборота по отношению к ВВП (показатель, характеризующий степень межрегиональных связей) в целом по России снизилась с 22% в 1990 г. до 14% в настоящее время. Реализация проекта способна увеличить ее за счет предприятий других федеральных округов нуждающихся в настоящее время в ресурсах, которые планируются к разработке. Речь может идти о поставках хромитов и марганца на металлургические предприятия Кемеровской, Волгоградской, Ленинградской и Вологодской областей, сырья для электронной промышленности в Московскую, Владимирскую области, фосфоритов на химзаводы Башкирии и Саратовской, Самарской, Брянской областей.
8. Укрепление бюджетной системы. При освоении минеральных ресурсов твердых полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала ежегодные поступления налогов и платежей в бюджетную систему увеличатся на 11 млрд. руб., в т.ч. в бюджеты субъектов Федерации - 5,3 млрд. руб. За счет мультипликативного эффекта связанного с развитием сопряженных отраслей (металлургия, машиностроение и т.д.) налоговая отдача возрастет в разы.
9. Решение насущных социальных вопросов. Обеспечение транспортной доступности для жителей удаленных территорий Крайнего Севера. Проект создаст более 65 тыс. новых рабочих мест, при чем, учитывая применение вахтового метода, не только для жителей УрФО, потребует большое количество высококвалифицированных специалистов, даст толчок ускоренному развитию системе образования и подготовки кадров, стимулирует научные исследования и развитие имеющейся научно-исследовательской базы. Большое внимание будет уделено сохранению экологического равновесия, проблемам развития коренных малочисленных народов Севера.
Отказ от реализации Проекта, либо задержка с реализацией, при одновременном обострении конкуренции в связи с осуществлением Китаем крупномасштабной программы по развитию металлургии, а также предстоящим вступлением России в ВТО, уже в среднесрочной перспективе приведет к серьезному обострению проблем в развитии промышленности, потере интереса стратегических инвесторов, невозможности модернизации. Как следствие - снижение эффективности, сокращение производства, стагнация промышленного комплекса с негативными социально-экономическими последствиями.
Реализация комплексного Проекта такого масштаба возможна только при совместном участии государства и бизнес-структур с привлечением значительных (сотни миллиардов рублей) финансовых ресурсов на длительные сроки. Проект по комплексному освоению Полярного и Приполярного Урала не может быть реализован частным бизнесом самостоятельно.
Хотя серьезный интерес к разработке конкретных видов сырья у предпринимателей есть. На Полярном Урале уже работают крупнейший производитель ферросплавов «Челябинский электрометаллургический комбинат», производитель уникального сырья для электронной промышленности «Полярный кварц». О своем участии в проекте говорят лидеры российского бизнеса Магнитогорский металлургический комбинат, Мечел, Уральская горно-металлургическая компания, СУАЛ-холдинг.
Вышеуказанное определяет необходимость активных действий со стороны государства и его тесного взаимодействия с бизнесом для обеспечения скорейшего осуществления Проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».
Роль государства возможна в разработке и продвижении комплексного Проекта, подготовке минерально-сырьевых запасов, создании объектов транспортно-энергетической и социальной инфраструктуры, обеспечении режима благоприятствования для участников Проекта в рамках действующего законодательства. Как это было по проектам, которые можно считать аналогами (Нижнее Приангарье, Юго-Восток Читинской области).
Интересы и обязательства бизнеса должны быть направлены на строительство промышленных объектов, в данном случае связанных с освоением природных ресурсов. Возможные механизмы - формирование пула заинтересованных инвесторов либо привлечение инвесторов для распределения на конкурсных условиях сквозных лицензий на доразведку с последующей гарантированной отработкой месторождений и закупкой для этих целей отечественного оборудования, что потребует ускорения реализации всего комплекса мероприятий по подготовке объектов недропользования к освоению.
Таким образом, инвестиционные вложения в проект дадут начало цепной реакции, результатом которой станет мощный импульс к дальнейшему развитию индустриального Урала, Западной Сибири, а значит и всей России.
Заключение

Подведём итоги работы. Освоение Полярного Урала станет самым амбициозным проектом в современной России, отдача от которого, как ожидают эксперты, будет колоссальной. Более 500 миллиардов рублей – именно столько средств понадобится для промышленного освоения Приполярного Урала в рамках реализации одноименного проекта, пожалуй, самого амбициозного в новейшей истории России. Источников финансирования проекта, как ожидается, будет три – федеральный бюджет, региональный, а также частный инвестор, для чего в настоящее время прорабатывается законодательно-правовая база. Реализация проекта имеет стратегическое значение не только для самой Югры, которая намерена вложить в «Урал» более 300 миллиардов рублей и за счет него добиться значительной диверсификации региональной экономики. В плюсе окажется вся Россия, поскольку «Урал промышленный» – это тонны золота, мегатонны качественного угля и еще огромная масса полезных ископаемых, включая редкие и только в недрах этого региона встречающиеся виды минерального сырья.
До 2020 года долю нефтегазового сектора в структуре внутреннего валового продукта ХМАО предполагается снизить с нынешних 90 процентов до 48 за счет развития других секторов экономики. Так вот комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых, что и является главной составляющей реализации проекта «Урал промышленный», позволяет решить эту задачу.
Значение эффективной реализации проекта для Югры велико – у округа появляются дополнительные возможности не только развивать транспортную инфраструктуру и энергетику, но и формировать горнорудный сегмент промышленности. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Эти электростанции смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих, а в дальнейшем – и новых потребителей Приполярного и Полярного Урала. Одним из важных элементов создания транспортного коридора «Урал промышленный – Урал Полярный» является строительство на территории Югры железной дороги Полуночная – Обская. Транспортный коридор позволит надежно связать ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала и Севера Западной Сибири со старо-промышленными районами Урала. Также, благодаря перспективам вывода этого транспортного коридора на Новый Порт и Харасавэй, регион получит выход к портам Северного Морского Пути.
Кроме того, в планах развития Северных транспортных коридоров отметим перспективы создания широтного транспортного коридора, который должен соединить два меридиональных транспортных коридора – Тюмень – Новый Уренгой и Полуночная – Обская. Он планируется по территории Югры: от действующей транспортной системы запада Югры через Нягань – Ханты-Мансийск – Пыть-Ях с выходом через Нижневартовск – на Стрежевой и на действующую транспортную сеть Томской области, с последующим выходом на Транссиб.
Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный» даст экономике региона новые возможности выхода на глобальные транспортные коридоры, что в свою очередь обеспечит транзит грузопотоков из Европы на рынки Средней Азии и стран Персидского залива через Северный Морской
Путь с выходом на Трансазийский транспортный коридор. Создание Транспортного коридора Приполярного и Полярного Урала в рамках реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» и развития транспортной системы округа позволит укрепить каркас транспортной системы Урала и Западной Сибири и решить стратегическую задачу внутреннего территориального и экономического развития западной части Югры.
Таким образом, реализация проекта решает задачи:
– по обеспечению ресурсной и энергетической безопасности и закрытия дефицитов мощностей в энергосистемах Урала и Западной Сибири;
– по выходам на глобальные транспортные коридоры: Северный Морской Путь, Трансазийский Транспортный коридор, Северный Сибирский широтный транспортный коридор;
– по созданию новых транспортно-логистических центров на территории Югры;
– по социально-экономическому развитию территорий Урала и Западной Сибири.
Вышеперечисленное позволяет утверждать, что проект «Урал промышленный – Урал Полярный» является стратегическим не только для развития Югры, Урала и Западной Сибири, но и России в целом.
С целью обеспечения комплексного развития проекта на территории Югры органами государственной власти автономного округа созданы рабочие группы по разработке отраслевых разделов общей концепции и программы реализации проекта. В рамках этих разделов и ведется предварительный расчет его инвестиционной емкости.
Рабочей группой по вопросам недропользования с привлечением специалистов отраслевой и академической науки выполнен и принят один из основополагающих разделов концепции – «Недропользование». Раздел одобрен соответствующим распоряжением правительства ХМАО. В рамках данного раздела выделены шесть основных горнорудных комплексов, или потенциальных горнопромышленных узлов (ПГПУ). ПГПУ объединяют в себе как уже отрабатываемые месторождения, так и объекты геологоразведочных работ, перспективные на открытие месторождений дефицитных полезных ископаемых. Практически все проводимые и планируемые объекты геологоразведочных работ сконцентрированы в том или ином ПГПУ.
Согласно разделу «Недропользование» указанной концепции, освоение минеральных ресурсов должно осуществляться в два этапа: первый из них охватывает время с 2006 по 2010 годы, второй – с 2011-го по 2020-й. С учетом относительно высокой степени разведанности некоторых видов минерального сырья и малых объемов перевозок на первом этапе возможна организация добычи россыпного и рудного золота, кварцевого сырья, бурого угля, некоторых видов горнотехнического сырья и стройматериалов для местных нужд.
На втором этапе (2011-2015 годы) объемы добычи минерального сырья по перечисленным выше видам полезных ископаемых возрастают. Так, добыча россыпного золота с 350 килограммов в 2010 году увеличивается до 400 килограммов в 2015-м, рудного золота, соответственно, с 600 килограммов до одной тонны. Добыча цеолитов возрастет с 20 тысяч тонн до 30 тысяч тонн. В производстве кварцевого особо чистого концентрата намечается в 2012 году выйти на проектную мощность завода – десять тысяч тонн и в дальнейшем сохранить эти объемы.
Но главным на втором этапе является крупномасштабное освоение таких видов сырья, как бурый уголь и руды черных и цветных металлов (железных, медноцинковых и хромовых). Это обеспечит грузооборот будущей железнодорожной магистрали всего транспортного коридора.
Общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям в зоне Приполярного Урала на 2015-2020 годы может превысить 200 мегаватт. В связи с этим в перспективном развитии энергетики Приполярного Урала выделяется два основных этапа. Первый охватывает период 2007-2015 годов и продолжается до завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги Полуночное-Обская. В это же время предполагается к реализации проект строительства газо-турбинной станции (ГТС) мощностью 122 мегаватта в поселке Приполярный с параллельным строительством высоковольтной линии 110 киловольт «Приполярное – Саранпауль» и «Приполярное – Усть-Манья».
Второй этап, а это период 2015-2020 годов, связан с освоением природно-ресурсного потенциала территории Приполярного Урала. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинско-Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе Югры. Эти электростанции смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих и новых потребителей энергорайона Приполярного и Полярного Урала. Проектная электрическая мощность первоочередной электростанции на Северо-Сосьвинских углях может быть рекомендована в 600 мегаватт. Такая мощность с учетом ГТС «Приполярная» полностью покрывает суммарные электрические нагрузки потребителей Приполярного и Полярного Урала на этапе до 2020 года. Общие объемы капитальных вложений в строительство объектов энергетической инфраструктуры (объекты генерации и электросетевое хозяйство) предварительно оцениваются в 60 -74 млрд. рублей в ценах 2006 года.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2007 – 192 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». СПС ГАРАНТ
Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 2004 г. № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации //БИКИ, 2004 – №№ 96-97.
Акмаева Р. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы //Проблемы теории и практики управления, 2006, № 11, с.98-107
Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2004 - 661 с.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2002 - 280 с.
Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2005 – 487 с.
Безруков В., Остапович В. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий. //Экономист, 2001, № 5 - с.37-41
Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка //Экономист, 2001, № 7, с. 3-8
Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: Ника, Эльга-центр, 2001- 279 с.
Блинов А. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне //Инвестиции в России, 2002, № 10 - с. 30- 33
Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2005 – 400 с.
Быковский В.В. Инвестиционный потенциал: механизм формирования и использования. М.: Издательство Машиностроение-1, 2002. – 327 с.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономист, 2004 – 528 с.
Владимиров С.А. О показателе эффективности инвестиций. //Финансы, 2002, № 6 - с.73-77
Водянов А., Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации //РЭЖ, 2005, №11-12, с.34-38
Губанов С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов. //Экономист, 2001 № 8 - с. 22-27
Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельности на различных уровнях власти: классификация и анализ. //Инвестиции в России, 2004, № 1-2 с.3 –13
Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Учебн. пос./Пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильямс, 2000 - 400 с.
Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Изд-во Финпресс, 2001 - 384 с.
Ефремова Л. Совершенствование стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2006, № 9, с. 105-110
Калинина Л. Инструментальные средства управления проектами //Проблемы теории и практики управления, 2006, № 9, с.75-82
Келоусов Л.Р. Эффективный экономический рост в 2001-2010 г возможности и ограничения //Проблемы прогнозирования. - 2001. - №1. -С. 27-45.
Кирюшин С. Проблемы создания и развития корпоративных информационных систем // Проблемы теории и практики управления, 2006, № 1, с. 48-56
Кныш М.И, Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Издательский дом, Бизнес- пресса, 2005 - 315 с.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004 – 336 с.
Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. Москва, Финансы и статистика, 2004 – 454 с.
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий. М.: Проспект, 2002 – 328 с.
Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. СПб.: Изд. Михайлов В.А., 2002 – 600 с.
Коробейников М. Инвестиции – основной фактор долгосрочного финансирования. //Экономист, 2001, № 5 - с. 85-91
Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003 – 400 с.
Куликов А. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. //Деньги и Кредит, 2001 №3, с.36-39
Ласточкин Ю., Ицкович И. Возможности активизации инвестиционной деятельности в машиностроении. //Экономист 2002, № 4, с.17-25
Ласточкин Ю., Ицкович И. Проблемы промышленной политики многопрофильного машиностроительного предприятия. //Экономист 2001 № 9 с 43-50
Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению //РЭЖ, 2005, №5-6. – с.17-25
Любимцев Ю., Каллагов Э. Модернизация предприятий (сущность, направления). //Экономист, 2001, № 8 - с 35- 39
Максимова Т.Н., Мазурина Т.Ю., Полянская Э.В. Банковское кредитования как важный элемент механизма трансформации сбережений в инвестиции. Региональный аспект. //Финансы, 2002, № 9 - с. 25- 28
Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 – 336 с.
Мозгоев А. О некоторых терминах используемых в инвестиционных процессе. //Инвестиции в России, 2002, № 6 - с. 48 - 51
Новицкий Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. //Экономист, 2001, № 6 - с. 27-34
Павлов С.В. Структура иностранных инвестиций и условия их привлечения в реальный сектор. //Финансы, 2002, № 8 - с. 75-76
Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА–М, 2002 – 288 с.
Сафронов Б., Мельников Б., Морковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура января- сентября 2001 года //Инвестиции в России, 2002, № 1 - с. 27-34
Старостина М., Валь А. Механизм интеграции финансово-промышленных объединений для решения инвестиционных задач. //Инвестиции в России, 2002, № 10 - с. 21-24
Сухарев О. Эволюционные проблемы инвестиционной динамики реструктуризации промышленности. //Инвестиции в России, 2002, № 3 - с. 37-43
Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело и Сервис, 2005 - 256 с.

Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2004 - С.160

Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2004 - С.167

Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2004 - С.188

Быковский В.В. Инвестиционный потенциал: механизм формирования и использования. М.: Издательство Машиностроение-1, 2002. – С.169

Быковский В.В. Инвестиционный потенциал: механизм формирования и использования. М.: Издательство Машиностроение-1, 2002. – С.184

Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельности на различных уровнях власти: классификация и анализ. //Инвестиции в России, 2004, № 1-2 с.3 –13

Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению //РЭЖ, 2005, №5-6. – с.17-25

Старостина М., Валь А. Механизм интеграции финансово-промышленных объединений для решения инвестиционных задач. //Инвестиции в России, 2002, № 10 - с. 21-24

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» Аутентичный текст СПС ГАРАНТ













111

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2007 – 192 с.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». СПС ГАРАНТ
3.Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 2004 г. № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации //БИКИ, 2004 – №№ 96-97.
4.Акмаева Р. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы //Проблемы теории и практики управления, 2006, № 11, с.98-107
5.Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2004 - 661 с.
6.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2002 - 280 с.
7.Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2005 – 487 с.
8.Безруков В., Остапович В. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий. //Экономист, 2001, № 5 - с.37-41
9.Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка //Экономист, 2001, № 7, с. 3-8
10.Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: Ника, Эльга-центр, 2001- 279 с.
11.Блинов А. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне //Инвестиции в России, 2002, № 10 - с. 30- 33
12.Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2005 – 400 с.
13.Быковский В.В. Инвестиционный потенциал: механизм формирования и использования. М.: Из¬дательство Машиностроение-1, 2002. – 327 с.
14.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономист, 2004 – 528 с.
15.Владимиров С.А. О показателе эффективности инвестиций. //Финансы, 2002, № 6 - с.73-77
16.Водянов А., Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации //РЭЖ, 2005, №11-12, с.34-38
17.Губанов С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов. //Экономист, 2001 № 8 - с. 22-27
18.Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельности на различных уровнях власти: классификация и анализ. //Инвестиции в России, 2004, № 1-2 с.3 –13
19.Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Учебн. пос./Пер. с англ. - М.: Из¬дательский дом Вильямс, 2000 - 400 с.
20.Ефремов B.C. Стратегическое планиро¬вание в бизнес-системах. - М.: Изд-во Финпресс, 2001 - 384 с.
21.Ефремова Л. Совершенствование стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2006, № 9, с. 105-110
22.Калинина Л. Инструментальные средства управления проектами //Проблемы теории и практики управления, 2006, № 9, с.75-82
23.Келоусов Л.Р. Эффективный экономический рост в 2001-2010 г возможности и ограничения //Проблемы прогнозирования. - 2001. - №1. -С. 27-45.
24.Кирюшин С. Проблемы создания и развития корпоративных информационных систем // Проблемы теории и практики управления, 2006, № 1, с. 48-56
25.Кныш М.И, Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Издательский дом, Бизнес- пресса, 2005 - 315 с.
26.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004 – 336 с.
27.Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. Москва, Финансы и статистика, 2004 – 454 с.
28.Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий. М.: Проспект, 2002 – 328 с.
29.Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. СПб.: Изд. Михайлов В.А., 2002 – 600 с.
30.Коробейников М. Инвестиции – основной фактор долгосрочного финансирования. //Экономист, 2001, № 5 - с. 85-91
31.Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003 – 400 с.
32.Куликов А. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. //Деньги и Кредит, 2001 №3, с.36-39
33.Ласточкин Ю., Ицкович И. Возможности активизации инвестиционной деятельности в машиностроении. //Экономист 2002, № 4, с.17-25
34.Ласточкин Ю., Ицкович И. Проблемы промышленной политики многопрофильного машиностроительного предприятия. //Экономист 2001 № 9 с 43-50
35.Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению //РЭЖ, 2005, №5-6. – с.17-25
36.Любимцев Ю., Каллагов Э. Модернизация предприятий (сущность, направления). //Экономист, 2001, № 8 - с 35- 39
37.Максимова Т.Н., Мазурина Т.Ю., Полянская Э.В. Банковское кредитования как важный элемент механизма трансформации сбережений в инвестиции. Региональный аспект. //Финансы, 2002, № 9 - с. 25- 28
38.Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003 – 336 с.
39.Мозгоев А. О некоторых терминах используемых в инвестиционных процессе. //Инвестиции в России, 2002, № 6 - с. 48 - 51
40.Новицкий Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. //Экономист, 2001, № 6 - с. 27-34
41.Павлов С.В. Структура иностранных инвестиций и условия их привлечения в реальный сектор. //Финансы, 2002, № 8 - с. 75-76
42.Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА–М, 2002 – 288 с.
43.Сафронов Б., Мельников Б., Морковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура января- сентября 2001 года //Инвестиции в России, 2002, № 1 - с. 27-34
44.Старостина М., Валь А. Механизм интеграции финансово-промышленных объединений для решения инвестиционных задач. //Инвестиции в России, 2002, № 10 - с. 21-24
45.Сухарев О. Эволюционные проблемы инвестиционной динамики реструктуризации промышленности. //Инвестиции в России, 2002, № 3 - с. 37-43
46.Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело и Сервис, 2005 - 256 с.

Вопрос-ответ:

Какими ресурсами обладает Уральский регион?

Уральский регион обладает богатыми природными ресурсами, включая металлические руды (железо, медь, цветные металлы и др.), уголь, нефть, природный газ, лес, вода и другие природные ресурсы.

Какая программа развития промышленности проводится на Полярном Урале?

На Полярном Урале проводится программа развития промышленности под названием "Урал промышленный Урал полярный". Эта программа направлена на модернизацию и развитие промышленных предприятий региона, создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения.

Какая поддержка государства предоставляется Полярному Уралу?

Полярному Уралу предоставляется значительная государственная поддержка. Это включает финансирование проектов по развитию промышленности, субсидии для предприятий, налоговые льготы, а также создание специализированных инфраструктурных объектов.

Какие результаты и последствия развития промышленности на Полярном Урале?

Развитие промышленности на Полярном Урале привело к росту производства, увеличению экспорта товаров, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Однако, развитие промышленности также сопровождается некоторыми негативными последствиями, такими как загрязнение окружающей среды и угроза для природных ресурсов региона.

Какая общая характеристика Уральского региона?

Уральский регион - это крупный промышленный регион России, расположенный на границе Европы и Азии. Он обладает богатыми природными ресурсами, такими как металлические руды, уголь, нефть и газ. Промышленность региона развита в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, машиностроение и др. Уральский регион также имеет важное геополитическое положение и является одним из ключевых центров экономики России.

Какова характеристика Уральского региона?

Уральский регион характеризуется богатыми природными ресурсами, включая металлические руды, уголь, нефть и газ. Также в регионе развита промышленность, особенно металлургическая и машиностроительная отрасли.

Какие ресурсы основа Уральского региона?

Уральский регион обладает разнообразными ресурсами, такими как металлические руды (железная и цветная), уголь, нефть, газ, а также древесина. Эти ресурсы являются основой развития промышленности в регионе.

Как развита промышленность на Урале?

Промышленность на Урале хорошо развита, особенно металлургическая и машиностроительная отрасли. Заводы и предприятия производят широкий спектр продукции, включая сталь, алюминий, автомобили, оборудование, энергию и другие товары.

Что предусмотрено в программе развития промышленности Полярного Урала?

В программе развития промышленности Полярного Урала предусмотрены меры поддержки, финансирования и стимулирования развития отраслей промышленности в этом регионе. Такие меры включают в себя субсидии, льготы на налоги, создание инфраструктуры и другие меры, направленные на развитие и привлечение инвестиций в промышленность Полярного Урала.

Какие результаты и последствия получились от развития производства на Полярном Урале?

Развитие производства на Полярном Урале привело к увеличению объемов производства, развитию отраслей промышленности, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Также это привело к развитию инфраструктуры и укреплению экономической позиции региона.