Роль негативных эмоций в общении человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Общая психология
  • 2020 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.04.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Виды негативных эмоций и их краткая характеристика
Смущение
Зависть
Ревность
Глава 2. Роль негативных и позитивных эмоций
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена.
Нельзя не отметить, что при объяснении большей полезности для существования животных и человека отрицательных эмоций существует некоторая преувеличенность фактора опасности, угрозы. Так, полагают, что в процессе естественного отбора должны сохраняться лишь те эмоции, которые сигнализируют либо о ситуации угрозы, либо о возможности успешного удовлетворения потребностей. При этом отмечают, что различных опасных ситуаций больше, чем ситуаций возможностей, поэтому и негативных эмоций больше, чем положительных (см., например, Nesse, 1990). По мнению Ильина Е.П., данное обоснование надуманно. Во-первых, невозможно подсчитать, каких ситуаций больше – опасностей или возможностей. Во-вторых, на любую осознаваемую как опасную ситуацию (угрозу), какого бы вида она ни была, эмоциональная реакция у человека и животных только одна – страх. При чём же здесь такие отрицательные эмоции, как печаль, гнев, ревность? Гораздо ближе к истине другое объяснение роли негативных эмоций: они привлекают внимание к ситуации отклонения наших взаимоотношений с окружающей нас средой от желаемых (White, 1994). С этих позиций легко объяснимы и страх, и печаль, и гнев.
Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т.д. (Лукьянов, 1966). Поэтому считается, что негативные эмоции ведут к мобилизации ресурсов организма, а положительные эмоции – к минимизации затрат (Taylor, 1991). Однако это отнюдь не очевидно. Возникновение скуки при монотонной работе тоже приводит к снижению энергозатрат, но вряд ли кто-нибудь будет рассматривать скуку как положительную эмоциональную реакцию. С другой стороны, при воодушевлении человека его энергия и активность увеличиваются.
Считается, что застойными и разрушающими здоровье человека могут оказаться только негативные эмоции. Действительно, здоровье человека при застойности отрицательных эмоций страдает. Но отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). О полезности отрицательных эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В.В. Фролькисом (1975): из 3 групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы – пугали, брали в руки и т.д. Показано также, что состояние тревоги перед экзаменом способствует интеллектуальной мобилизации студентов (Е.П. Ильин с соавторами, 1979). При наличии положительной эмоции люди не склонны к риску, так как не хотят лишаться имеющегося эмоционального фона (Isen et al., 1988).
Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу (1966) о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с положительными эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с отрицательными эмоциями, Б.И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».
В то же время имеются данные (Янкина, 1999), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже – с преобладанием отрицательных. Правда, преобладание отрицательных эмоций и средний уровень интеллекта, по тесту Д. Векслера, был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается не ясным.
С точки зрения П.В. Симонова, нервные механизмы позитивных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем негативные. Он считает, что положительные эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т.е. роль положительных эмоций отлична от роли отрицательных – положительные эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"».
«Отрицательные эмоции, – пишет Симонов, – как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоции всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».
Без положительных эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное и интеллектуальное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние отрицательных эмоций ничтожно, если оно вообще имеется.
По мнению Ильина Е.П., это «заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремления доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?»
Заключение
Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л.М. Аболина (1987). Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?
Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная роль – с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – явиться поводом для благодушия. В спорте тому есть масса примеров, когда, добившись первых успехов и находясь в эйфории от этого, молодые талантливые спортсмены расслабляются и прекращают усиленно работать над собой, полагая, что у них и так всё получится. В результате талант так и остается не раскрытым.
Здесь многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания.
Список используемой литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
Вердербер Р. Психология общения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 412 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.: ил.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.: ил.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн.: НПКФ «Баленок и К», 1995. – 704 с.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 233.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – С. 221.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – С. 329.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – С. 224 – 225.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – С. 331 – 332.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – С. 225.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – С. 225.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – С. 227.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142.
Там же, С. 142.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 143.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – С. 143.
Там же, С.143 – 144.












2

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
2.Вердербер Р. Психология общения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 412 с.
3.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.: ил.
4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.: ил.
5.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн.: НПКФ «Баленок и К», 1995. – 704 с.
6.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
7.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды негативных эмоций существуют?

Существует множество видов негативных эмоций, но в данной статье рассматриваются три основные: смущение, зависть и ревность.

Что такое смущение и как оно проявляется?

Смущение - это негативная эмоция, возникающая в ситуациях, когда человек ощущает неловкость или стеснение. Оно проявляется в краснении лица, дрожи в руках, неумении поддержать беседу.

Как объяснить роль зависти в общении?

Зависть - это негативная эмоция, которая возникает, когда человек испытывает неудовлетворенность своими достижениями и желание обладать чужими качествами или вещами. Она может привести к негативным последствиям в общении, таким как обиды и конфликты.

В чем заключается роль ревности в общении?

Ревность - это негативная эмоция, которая возникает, когда человек боится потерять внимание или любовь другого человека. Она может вызывать раздражение, недовольство и конфликты в отношениях между людьми.

Какова роль негативных и позитивных эмоций в общении?

Негативные эмоции могут помочь выразить свои чувства и потребности, а также помогают определить границы взаимодействия с другими людьми. Позитивные эмоции, напротив, способствуют установлению связей, мотивируют к общению и улучшению отношений.

Зачем человеку нужны негативные эмоции?

Негативные эмоции, такие как смущение, зависть и ревность, играют важную роль в общении человека. Они помогают выражать наши потребности, предостерегать от опасности и служат сигналами для изменения поведения.

Как можно охарактеризовать эмоцию смущения?

Смущение – это эмоциональная реакция на ощущение неудобства или неловкости в социальных ситуациях. Оно обычно сопровождается покраснением лица, потливостью и стеснительным поведением. Смущение может возникать при встрече новых людей, публичных выступлениях или других ситуациях, где мы беспокоимся о том, как нас воспримут окружающие.

Ревность – это негативная эмоция или позитивная?

Ревность является негативной эмоцией. Она возникает, когда мы испытываем опасность потерять человека, которого считаем важным для себя. Ревность может приводить к подозрительности, неуверенности и конфликтам в отношениях.

Какую роль играют негативные эмоции в общении?

Негативные эмоции, такие как смущение, зависть и ревность, помогают нам выражать наши потребности и ограничивать неприемлемое поведение окружающих. Они также помогают нам предостерегать от опасности и служат сигналами для изменения нашего поведения. В общении они могут помогать нам защищать свои границы, выражать свои эмоции и устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

Есть ли позитивные стороны в негативных эмоциях?

Да, есть. Негативные эмоции могут быть полезными, поскольку они мотивируют нас к действию, помогая решать проблемы и преодолевать трудности. Например, зависть может побудить нас к достижению своих целей, а ревность может помочь сохранить и укрепить наши отношения. Однако, негативные эмоции могут также быть деструктивными, если мы не умеем эффективно управлять ими.

Зачем нужны негативные эмоции в общении?

Негативные эмоции, такие как смущение, зависть и ревность, играют важную роль в общении человека. Смущение помогает нам осознавать свои ошибки и избегать некомфортных ситуаций. Зависть возникает, когда мы сравниваем себя с другими и может стимулировать нас к достижению лучших результатов. Ревность тоже может быть полезной, так как она дает сигналы о нарушении наших отношений и позволяет нам реагировать на него. В целом, негативные эмоции помогают нам адаптироваться к обществу и лучше понимать себя и других людей.