Социологический анализ бюджетов времени учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социологическое исследование
  • 2727 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Курсовая работа
Социологический анализ бюджетов времени учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов


























ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………….…………………3
Глава I Структура бюджета времени населения………………………....5
Глава II Показатели использования свободного времени………..…….11
Глава III Исследования досуга молодежи в рамках социологии………15
Глава IV Профессиональная ориентация студенчества………………..19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….25
Программа прикладного социологического исследования на тему «Бюджет времени учащихся профильных и общеобразовательных 11 классов»…………………………………………………………………………..27



Фрагмент для ознакомления

В сфере занятости, а не только в досуге, как это принято считать, есть источники девиантного поведения молодежи. Неразборчивость молодежи проявляется как в средствах, так и в самом содержании трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах профессии. Третье десятилетие в ранге престижа профессий у выпускников школ самое высокое место занимают юрист и экономист, причем зачастую помимо названий профессии, а точнее профессионального направления, молодежь больше ничего не знает об этих современных профессиях.
Большую социальную проблему составляет отложенный выбор профессии. По социологическому исследованию, проведенному в Российской Федерации, 53% учащихся 9 классов и 42% учащихся 11 классов не определились с выбором профессии (К примеру, по Барнаулу к концу 1990-х гг. эти цифры составляют соответственно 59,5% и 44,3%; По Новосибирску – 48% 11-классников)
Этот отложенный выбор профессии существенно ограничивает варианты поведения молодежи в сфере образования и занятости, заставляя ее действовать быстро. Это повышает риск ошибочного выбора, увеличивает долю случайных, незаинтересованных лиц и в учебных заведениях, и на рабочих местах.
Анализ рассмотренных противоречий приводит к пониманию одного из парадоксов социального развития общества. Социальный ресурс молодежи уменьшается, а ее влияние на сферы образования, занятости и все общество возрастает. В условиях рыночных отношений молодежь раньше включается в трудовую деятельность.
С помощью молодежи происходит смена стереотипов социального поведения: от «жить, чтобы работать» к «учиться и работать, чтобы жить». Идет процесс слияния прагматических и ценностных целей труда, смыкание образовательной и трудовой деятельности молодежи. Несмотря на некоторую категоричность суждений при рассмотрении противоречий, выявленные тенденции уже невозможно не учитывать в процессе формирования молодежной социальной политики как государства в целом, так и отдельных регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы была такова – провести социологический анализ бюджетов времени учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов.
В первой главе мы рассмотрели структуру бюджета времени населения. В суточном фонде времени выделяют следующие этапы:
домашнего хозяйства;
время на воспитание детей;
свободное время;
время на удовлетворение физиологических потребностей (из них сон);
другие затраты времени.
Во второй главе мы описали основные показатели бюджета времени.
Также был описан досуг людей:
- посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий;
- просмотр телепередач, прослушивание радио;
- чтение газет, журналов, художественной литературы;
- прогулки и занятия спортом;
- встречи, визиты, игры и т.п.,
- прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.
В третьей главе мы проанализировали различные исследования в рамках социологии молодежи.
И, наконец, мы рассмотрели исследования в области профессиональной ориентации студентов и абитуриентов. Из чего можно cделать вывод, что в труде современная молодежь ориентирована на социально-экономическое выживание (высокую зарплату и хороший коллектив).
На сегодняшний день для нашей страны исследование бюджетов времени представляется актуальным по ряду причин:
1.      наше общество с 90-х гг. прошлого столетия претерпело значительные изменения – прошли экономические реформы, наложившие отпечаток на образ жизни россиянина, его занятость и свободное время, вкусы, предпочтения и потребности. Каков он сегодня – «среднестатистический» житель страны? Часть социального портрета поможет отразить бюджет времени.
2.      дифференциация населения по уровню дохода в нашей стране существенна. Как расходуют свое время богатые и бедные, средний класс, составляющий основу стабильного общества, как влияет на структуру бюджета социально-психологические установки современности – все это необходимо знать для проведения социальной политики, социальной ориентации экономики.
3.      по данным переписи 2002 года 73% населения проживает в городах, а 27% -  на селе. Как живут те, кто выращивает для нас продукты питания, будет ли кто-то это делать завтра? Много говорится сейчас о необходимости сельской реформы. Бюджет времени сельского населения может стать значительным вкладом в аналитическую часть программы реформ.
4.      в настоящее время в России проводится изучение теневой и неформальной экономики – объемов производства, уровня занятости и т.д. Бюджет времени населения мог бы дать дополнительную информацию о деятельности и затратах времени, не учитываемых в официальном порядке.
5.      нам необходимо полноправное участие в программе международных сопоставлений, так как многие социально-экономические процессы развиваются у нас по общемировым тенденциям;
6.      в современных условиях требуются новые, как фактические, так и опережающие  индикаторы эффективности экономических мер, правильности выбранного курса реформ. Может быть, настал момент, когда богатство общества и уровень жизни населения определяется, в том числе, свободным временем, позволяющим пополнять запасы навыков, здоровья и способностей, составляющих человеческий капитал общества? Сегодня вопросов больше, чем ответов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджет времени городского населения. М., 1971.
Бюджет времени: вопросы изучения и использования. Новосибирск, 1977.
Патрушев В.Д. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989.
Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996.
Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Знание, 1987.
Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. § 5.
Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях. Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул, 1999. С. 30—33.
Матвеева Н.А. Образование и занятость молодежи: противоречия взаимодействия. М. 2002.
Социология молодежи.// Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ., 1996.
Экономические и социальные перемены в России// Мониторинг ВЦИОМ, 2003.
Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: МПСИ. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
Интернет-источник: http://socionet.narod.ru.
Интернет-источник: http://socinf.narod.ru/library.html.
Интернет-источник: http://ihtik.lib.ru/sociology_1febr2006.
Думное Д.М. и др. Бюджет времени населения. М., 1984. С.99-104.
Бюджет времени городского населения/ Под ред. В.Д. Патрушева и Б.Т. Колпакова. М., 1971.

ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ «БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ 11 КЛАССОВ»
1. Методологический раздел.
Актуальность исследования. XXI век – век развития информационных технологий, а также время перехода нашей страны к рыночной экономике. Конечно, это не может не отразиться на обществе и в частности на использовании времени людьми.
Особенно важно определить бюджет времени молодежи, учащихся 11 классов: чем они занимаются, чего хотят от будущего, как реализуют свои планы. И при этом особенно важно, как они используют свое время: учебное или свободное. Объект нашего исследования - учащиеся 11 классов нашего города.
Проведем интерпретацию основных понятий.
Досуг – формы проведения свободного времени.
Профессиональная ориентация – ориентация молодежи на свою профессию в будущем.
Учебный процесс – процесс организации обучения.
Гипотезы исследования.
Современные 11-классники ориентированы на профессии, приносящие большой доход.
11-классники чаще всего готовятся к поступлению в институт.
11-классники проводят много свободного времени у компьютера и с друзьями и меньше времени уделяют урокам.







2. Процедурный раздел.

Анкета «Распределение времени у 11-классников профильных и общеобразовательных классов».
Вы учитесь в профильном классе или общеобразовательном? (если да – укажите профиль).
Да.
Нет.
Сколько уроков у вас проводится обычно?
4
5
6
7 и более.
Посещаете ли Вы факультативные занятия? (Если да – укажите сколько раз в неделю)
Да.
Нет.
Иногда.
Сколько времени ежедневно вы тратите на приготовление домашнего задания?
Менее часа.
2-4 часа.
5 и более.
Затрудняюсь ответить..
Какие предметы вы считаете главными для себя? Количество ответов не ограниченно.
Математика
Физика.
Химия
Литература.
Русский язык.
Литература.
История.
Другое (укажите).
Как вы считаете пригодятся ли эти предметы в вашей будущей профессии?
Да.
Нет.
Затрудняюсь ответить.
Какую профессию вы бы хотели получить в будущем?
Планируете ли Вы поступление в высшее учебное заведение?
Да.
Нет.
По обстоятельствам.
Сколько времени в день вы тратите на общение с друзьями?
Час- два.
От 2 до 4.
От 5 и более.
Какой вид общения с друзьями для вас предпочтителен?
Интернет.
Телефон.
Личное общение.
Свой вариант ответа.
Сколько времени в день вы тратите на работу по дому (уборку, стирку и т.д.)?
Нисколько.
Не более часа.
От часа до 3.
От 3 до 5 часов.
Затрудняюсь ответить.
Сколько времени занимают у вас ваш хобби?
Ничем не увлекаюсь.
Час, два в неделю.
От 3 до 5 часов в неделю.
От 5 и более.
Затрудняюсь ответить.
А теперь просим Вас сообщить о себе некоторые сведения.
13. Ваш пол
14. Год вашего рождения
15. Место рождения
См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996.

См.: Бюджет времени городского населения/ Под ред. В.Д. Патрушева и Б.Т.Колпакова. М., 1971.

См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России /под ред. Ядова В.А. - М., 1996.
См.: Бюджет времени городского населения. М., 1971; Бюджет времени: вопросы изучения и использования. Новосибирск, 1977.


См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996.

См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996.


См.: Патрушев В.Д. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989.

См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России. М., 1996.

См.: Там же.
См.: Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России. М., 1996.
См.: Там же.
См.: Там же.
См.: Социология молодежи.// Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ., 1996.
См.: Там же.
См.: Интернет-источник: http://socinf.narod.ru/library.html.

См.: Интернет-источник: http://socinf.narod.ru/library.html.

См.: Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. § 5.

См.: Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. § 5.

См.: Борисова Л.Г., Солодова Г. С., Харченко И. И. Экономическое поведение выпускников средних школ в условиях становления рыночных отношений. Новосибирск-Бердск, 1999.
См.: Там же.
См.: Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях// Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул, 1999. С. 30—33.












29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бюджет времени городского населения. М., 1971.
2.Бюджет времени: вопросы изучения и использования. Новосибирск, 1977.
3.Патрушев В.Д. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989.
4.Патрушев В.Д. Бюджеты времени//Социология в России (под ред. Ядова В.А.) М., 1996.
5.Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Знание, 1987.
6.Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. § 5.
7.Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях. Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул, 1999. С. 30—33.
8.Матвеева Н.А. Образование и занятость молодежи: противоречия взаимодействия. М. 2002.
9.Социология молодежи.// Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ., 1996.
10.Экономические и социальные перемены в России// Мониторинг ВЦИОМ, 2003.
11.Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: МПСИ. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.
12.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.
13.Интернет-источник: http://socionet.narod.ru.
14.Интернет-источник: http://socinf.narod.ru/library.html.
15.Интернет-источник: http://ihtik.lib.ru/sociology_1febr2006.
16.Думное Д.М. и др. Бюджет времени населения. М., 1984. С.99-104.
17.Бюджет времени городского населения/ Под ред. В.Д. Патрушева и Б.Т. Колпакова. М., 1971.



Вопрос-ответ:

Какие основные показатели использования свободного времени рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются такие показатели использования свободного времени, как доля времени, уделяемая различным видам деятельности, включая учебу, домашние дела, отдых, спорт и досуг. А также исследуется структура бюджета времени в зависимости от профиля обучения и уровня образования.

Какие результаты исследования показывают отношение учащихся к своему свободному времени?

Исследование показывает, что учащиеся профильных и общеобразовательных 11 классов различаются в своем отношении к свободному времени. Учащиеся профильных классов более осознанно планируют использование своего времени и более активно занимаются различными видами деятельности, в то время как учащиеся общеобразовательных классов чаще выбирают отдых и развлечения.

Какие методы использованы при проведении исследования бюджетов времени учащихся?

При проведении исследования использовались методы социологического анкетирования и наблюдения. Учащимся были предложены анкеты, в которых они указывали, на что они тратят свое свободное время. Также проводились наблюдения за учащимися в различных ситуациях, чтобы получить более объективную информацию о их использовании свободного времени.

Какой вывод можно сделать об использовании свободного времени учащимися профильных классов?

Исследование показывает, что учащиеся профильных классов более осознанно и разнообразно используют свое свободное время. Они уделяют больше времени на учебу и самообразование, а также активно занимаются спортом и дополнительными увлечениями. Это может свидетельствовать о более высоком уровне профессиональной ориентации учащихся профильных классов.

В чем особенности профессиональной ориентации студенчества, рассматриваемые в статье?

В статье рассматриваются особенности профессиональной ориентации студенчества, исходя из их бюджетов времени. Исследуется, на что студенты уделяют больше времени и какие виды деятельности они выбирают. Также анализируется, как профессиональная ориентация студентов зависит от уровня образования и профессиональных интересов. Результаты исследования могут быть полезны при выборе профессии и планировании карьеры.

Какая тема исследования в курсовой работе?

Тема исследования в курсовой работе - "Социологический анализ бюджетов времени учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов".

Какие главы есть в курсовой работе?

В курсовой работе есть следующие главы: глава I "Структура бюджета времени населения", глава II "Показатели использования свободного времени", глава III "Исследования досуга молодежи в рамках социологии" и глава IV "Профессиональная ориентация студенчества".

Какие классы участвуют в исследовании?

Исследование проведено среди учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов.

Какие результаты показывают исследования досуга молодежи?

Исследования досуга молодежи в рамках социологии наталкивают на выводы о предпочтениях и интересах молодежи, показывают как молодежь проводит свободное время, какие стимулы на них оказывают влияние, как они уделяют время своим хобби и т.д.

Какие аспекты профессиональной ориентации студентов рассматриваются в курсовой работе?

В курсовой работе рассматриваются различные аспекты профессиональной ориентации студентов, такие как предпочтения в выборе профессии, мотивации для выбора определенной сферы деятельности, знание о потенциальной профессии, информация о рынке труда и т.д.

Какова тематика курсовой работы?

Курсовая работа освещает социологический анализ бюджетов времени учащихся профильных и общеобразовательных выпускных 11 классов.

Какие главы содержит данная курсовая работа?

В работе есть четыре главы: Структура бюджета времени населения, Показатели использования свободного времени, Исследования досуга молодежи в рамках социологии и Профессиональная ориентация студенчества.