Судебная власть РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2727 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. История развития судебной власти, проблемы становления
1.1. Судебная власть и история российского конституционализма.
1.2. Эволюции и проблемы современности судебной власти
2. Принципы судебной власти и статус судей.
2.1. Место, принципы и значение судебной власти
2.2. Конституционно-правовой статус судей
Заключение
Библиография



Фрагмент для ознакомления

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вышестоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность – предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства Российской Федерации, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).
Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта Российской Федерации) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку и т. п.
Правосудие в РФ, независимо от вида судопроизводства и судебного органа, осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах:
1. Равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.).
2. Открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний – в предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и тому подобного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично).
3. Очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и так далее; заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины).
4. Доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке Российской Федерации или республики в составе Российской Федерации, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика).
5. Состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы).
6. Сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия (от имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично – наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном судопроизводстве, например, единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще, так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу – только профессиональные судьи, профессиональный судья (председательствующий в заседании) и народные, арбитражные заседатели, профессиональный судья и присяжные заседатели).
7. Участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве народных заседателей (этот институт постепенно уходит в историю), арбитражных заседателей и присяжных заседателей (эта сфера применения суда присяжных – «судей из народа», напротив, все более расширяется). С 2004 года эти суды должны быть созданы во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чеченской Республики, появляются предложения о введении этих судов в гражданском и арбитражном процессах). Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.
Заключение
Государство осуществляет свои властные полномочия посредством государственной власти. В демократическом государстве государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную власть. Подобное разделение закреплено в Основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации, которая была принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в частности, установлено ст. 10 Конституции Российской Федерации .
Самостоятельность судебной власти в России основана на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л.Монтескье. Теория разделения властей - это политический принцип, согласно которому власть в государстве разделяется между независимыми, обособленными друг от друга органами - парламентом, правительством и судами.
Судебная власть представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Существует четыре способа реализации судебной власти: Конституционное судопроизводство Гражданское судопроизводство Административное судопроизводство Уголовное судопроизводство
Данные виды судопроизводства закреплены  ст. 118 Конституции Российской Федерации, а также  Федеральным Конституционным законом РФ "О Судебной системе РФ". Судебная система неделима, в этом проявляется ее единство на всех уровнях: федеральном и региональном. Единство судебной системы обеспечивается путем установления судебной системы Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным Конституционным законом  "О судебной системе РФ"; соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, Законов субъектов Федерации, Конституций (Уставов) (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения): ратифицированных международных договоров, общепризнанных норм - стандартов и принципов международного права, а также в силу признания обязательности исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, на всей территории Российской Федерации; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Библиография
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994. № 1-ФКЗ. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. М., 2002. С. 99-107.
Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция - Основной Закон государства // Национальная идея России. М., 2002. С. 52.
Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: пути утверждения идей и ценностей правосудия // Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.
Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII - начала XX века. М., 1996.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с..
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
Мушинский В.О. Конституционное право. М.: Форум, 2006. – 176.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
О месте судебной власти в системе государственного управления см: Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001. С. 232-247.
Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России. М., 2000.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
Савицкий В.М. Организация судебной власти. // Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997. С. 3-4.
Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996. С. 4.

Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996. С. 4.
Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция - Основной Закон государства // Национальная идея России. М., 2002. С. 52.
Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России. М., 2000.
Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: пути утверждения идей и ценностей правосудия // Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000
Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. М.,1984-1994. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М.,1994.
Савицкий В.М. Организация судебной власти. // Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997. С. 3-4.
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. М., 2002. С. 99-107.
Краткому анализу истории отечественных судебных реформ была посвящена работа автора. См.: Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы // Государство и право. М., 1996. №11. С. 85-91.
О месте судебной власти в системе государственного управления см: Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001. С. 232-247.
Подробнее о судебной организации дореформенной России см.: Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII - первой половине XIX в. (историко-правовое исследование). М., 1993.
Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII - начала XX века. М., 1996.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. С. 98.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. С. .173.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. С. 182.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. С. .173.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. С. 129.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 139.












2

1.Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
2.ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994. № 1-ФКЗ. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
4.Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. М., 2002. С. 99-107.
5.Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция - Основной Закон государства // Национальная идея России. М., 2002. С. 52.
6.Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: пути утверждения идей и ценностей правосудия // Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.
7.Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII - начала XX века. М., 1996.
8.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
9.Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
10.Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
11.Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с..
12.Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
13.Мушинский В.О. Конституционное право. М.: Форум, 2006. – 176.
14.Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
15.Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
16.О месте судебной власти в системе государственного управления см: Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001. С. 232-247.
17.Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России. М., 2000.
18.Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
19.Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
20.Савицкий В.М. Организация судебной власти. // Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997. С. 3-4.
21.Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996. С. 4.

Вопрос-ответ:

Как развивалась судебная власть в России?

Судебная власть в России имела свою историю и прошла через различные этапы развития. Однако, основным проблемой становления судебной власти были проблемы независимости судов от исполнительной власти.

Какие проблемы возникали при становлении судебной власти в России?

Одной из основных проблем была проблема независимости судов от исполнительной власти. Это приводило к тому, что судьи были подчинены политической власти и решения судебных органов часто были подвержены влиянию власти.

Каково место и значение судебной власти?

Судебная власть занимает важное место в государственной системе. Ее значение заключается в том, что суды рассматривают и разрешают споры, применяют закон, обеспечивают справедливость и защищают права граждан.

Что означает несменяемость судьи?

Несменяемость судьи означает, что судья не может быть переведен или назначен на другую должность без его согласия. Это гарантирует независимость судейской власти от влияния исполнительной или законодательной власти.

Какие принципы судебной власти и статус судей существуют?

Основными принципами судебной власти являются независимость судов, равенство перед законом, презумпция невиновности и справедливое судебное разбирательство. Конституционно-правовой статус судей определяется их независимостью и принципом несменяемости.

Как развивалась судебная власть в России?

Судебная власть в России развивалась на протяжении всей истории государства. Сначала она была в руках монарха, затем появились первые суды, основанные на законе. В разные периоды судебная власть меняла свой статус и функции, но всегда оставалась одной из основных ветвей власти в стране.

В чем заключаются проблемы становления судебной власти в России?

Проблемы становления судебной власти в России связаны, прежде всего, с необходимостью разделения властей и создания независимой судебной системы. В истории России часто возникали ситуации, когда суды были подчинены политическим интересам и не являлись независимыми органами. Это приводило к нарушению прав граждан и недоверию к судебной системе.

Каково место и значение судебной власти?

Судебная власть занимает важное место в государстве и имеет большое значение для обеспечения правопорядка и защиты прав граждан. Она является независимым органом, который принимает решения по делам, рассматривает споры и конфликты, осуществляет контроль за соблюдением закона. Без судебной власти невозможно обеспечить справедливость и правовую защиту в обществе.

Какими принципами руководствуется судебная власть?

Судебная власть руководствуется рядом принципов, таких как независимость, беспристрастность, справедливость, законность. Независимость судебной власти означает, что суды должны быть независимы от других ветвей власти, чтобы принимать решения в соответствии с законом и не подвергаться вмешательству политических и экономических интересов. Беспристрастность означает, что судьи должны рассматривать дела без предубеждений и давления, исходя только из доказательств и закона. Справедливость и законность гарантируют, что судебные решения будут справедливыми и основаны на законе.

Каково место и значение судебной власти в России?

Судебная власть в России занимает важное место и имеет большое значение в системе государственной власти. Она является одной из трех основных ветвей власти, наряду с законодательной и исполнительной, и осуществляет защиту прав и свобод граждан, обеспечивает справедливое разрешение юридических споров и разбирательство уголовных дел.

Каков исторический путь развития судебной власти в России?

История развития судебной власти в России насчитывает множество вех. Одной из первых важных реформ в этой сфере стал Уложение о гражданских судах 1864 года, которое создало основы для развития судебной системы. В 1917 году был принят декрет о суде, упразднивший имущественный и классовый характер судебной власти. В 1991 году была принята первая Конституция Российской Федерации, установившая принципы независимости, неприкосновенности и самостоятельности судебной власти.