Государственное регулирвание потребительского рынка товаров и услуг: цели, задачи и механизмы (тема №2 в метод.указ)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 2525 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
•Оглавление…..……………………………………………………… 2
•Введение…..……………………………………………………… 3
•Глава 1. Особенности развития потребительского рынка товаров и услуг в условиях перехода к рыночным отношениям…..………. 6
•Глава 2. Цель, основные задачи и принципы государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг. Органы, регулирующие внутреннюю торговлю на федеральном и региональном уровнях управления…………...…………………..………….. 10
•Глава 3. Задачи, функции, ответственность органов регулирования торговли. Механизм, методы и инструментарий государственного регулирования внутренней торговли .…………………………….. 13
•Глава 4. Законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию и развитие торговли. Пример торговой организации … 17
•Заключение..………………………………………………… 23
•Литература………………………………..………………… 25


Фрагмент для ознакомления

В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением № 55 от 19.01.98г. утвердило:
Правила продажи отдельных видов товаров;
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Кроме того, закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.
В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль играют указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность. [7]
В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».
Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».
«В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считается целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.» [3]
Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.
Ответственность органов регулирования торговли существует в рамках Конституции РФ, Федеральных законов о регулировании торговли, Гражданского кодекса РФ и других законов и подзаконных актов, касающихся правоотношений между субъектами торговых отношений и полномочий исполнительной власти. Кроме того, в рамки ответственности органов регулирования входит ответственность за злоупотребление служебными полномочиями, а также взяточничество и коррупция. Проверкой деятельности органов регулирования занимается Генеральная прокуратура, либо органы прокуратуры на местах, согласно либо имеющейся у них информации о нарушениях органами, регулирующими торговлю, своих функций либо полномочий, либо согласно заявлениям участников рыночных отношений о соответствующих нарушениях органами регулирования.
Торговая организация
X5 Retail Group N.V. Х5 Retail Group образована в 2006 году в результате слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». На 30 июня 2008 года под управлением компании находились 762 дискаунтера «Пятерочка», 190 супермаркетов «Перекресток», а также 39 гипермаркетов «Карусель», с расположением в Москве, Петербурге, других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Выручка компании в 2007 году составила $ 5,3 млрд., чистая прибыль – $ 144 млн. Крупнейшим акционером компании является «Альфа-Групп». В июне 2008 года завершилась сделка по приобретению прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности ООО «Русель» у компании Formata Holding (фактически это означало покупку сети гипермаркетов «Карусель»). Сумма сделки составила $ 940 млн. Капитализация Х5 на 29 августа 2008 года на Лондонской бирже LSE составила $ 7,38 млрд.
На сегодняшний день, Х5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России розничная компания по объемам продаж. Компания использует мультиформатную стратегию, развивая сразу три формата: дискаунтеры («Пятерочка»), супермаркеты («Перекресток») и гипермаркеты («Карусель»). Рост показателя EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Deprecation and Amortization – прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) по итогам 3 квартала 2008 года по официальной отчетности компании составил 62%. Мировой финансовый кризис практически не затронул ведущего ритейлера России: в третьем квартале 2008 года
Чистая выручка (не включая НДС) выросла на 48% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года и составила $ 2 190 млн.;
Валовый доход увеличился на 46% по сравнению с третьим кварталом 2007 г. и достиг $ 559 млн. Валовая маржа составила 25,5%;
Показатель EBITDA достиг $ 191 млн., увеличившись на 62% год к году, маржа EBITDA составила 8,7%;
По результатам 3 квартала чистый убыток составил $ 15 млн., что обусловлено, в основном, бухгалтерским курсовым убытком, связанным со снижением курса рубля к доллару США Чистая прибыль без учета курсового убытка увеличилась на 192% по сравнению с третьим кварталом 2007 года и составила $ 56 млн.
Стратегическая задача бизнеса крупнейшего игрока российского рынка ритейла – стать абсолютным лидером розничной торговли России, способным на равных конкурировать с ведущими международными сетями.
Государственное регулирование торговой деятельности X5 Retail Group происходит, как и в случае других участников рынка розничной торговли, через механизмы законодательной и исполнительной властей. Торговая деятельность компании в целом регулируется федеральными законами и Гражданским кодексом. В каждом регионе существует своя специфика торговой деятельности и взаимодействия с властями, с которой приходится считаться любой федеральной компании. К примеру, муниципальная власть в Нижнем Новгороде может обязать компанию X5 Retail Group N.V. сделать за свой счет дорожную развязку на месте, прилегающем к территории торгового объекта группы X5 Retail, если данное требование муниципальной власти Нижнего Новгорода обосновано, дорожными специалистами, то есть, без данной развязки не будет обеспечена достаточная пропускная способность дорог вблизи данного торгового объекта. Часто бывает, как например, в Красноярске, муниципалитет обязывает торговые компании в центре города строить объекты социальной инфраструктуры, либо облагораживать территорию вокруг торговых объектов, разбивкой небольших скверов, устройством скамеек, фонтанов и т.д. Такая социальная ответственность бизнеса выгодна в итоге и самим торговым компаниям, поскольку это увеличивает лояльность посетителей торговых объектов компании и привлекает новых, а также просто улучшает облик города.
Заключение
В настоящей работе был проведен анализ потребительского рынка в условиях рыночных отношений в экономике государства, а также перехода к ним. Автором были рассмотрены разные варианты вмешательства государства в рынок потребительских товаров и услуг, как одного из важнейших, и являющегося индикатором благосостояния общества, рынков. Точка зрения автора совпадает с точками зрения многочисленных исследователей и состоит в том, что развитие и формирование потребительского рынка должно происходить «на принципах рыночной модели экономики при активном вмешательстве государства с целью защиты интересов всех субъектов потребительского рынка». В настоящей работе было показано, что экономическая роль государства в условиях рыночной экономики должна состоять исключительно в создании и арбитраже «правил игры» на рынке, а также «корректировке действий рыночного механизма, направленной на смягчение негативных последствий в секторе потребительского рынка».
Практическое регулирование торговли в России на самом деле происходит по принципу «кто сильнее, тот и прав». Регулирование современного торгового рынка в условиях запутанности законов, лоббированию интересов крупных игроков на законодательном уровне и коррумпированности исполнительной власти происходит весьма стихийно, и часто выполняются интересы крупных игроков, имеющих связи на уровне администрации региона. Так, в городе Новосибирске в 2007-2008 годах муниципальная власть предъявила требование торговому комплексу «Мега» с якорными арендаторами «Икея» и «Ашан», а также торговому комплексу «Метро» (ООО «Метро Кэш энд Кэрри») требование об устройстве двухуровневой развязки вблизи территорий этих торговых комплексов. Такие комплексы действительно были необходимы в тех местах для улучшения транспортной ситуации, ухудшившейся в связи с возникновением этих торговых комплексов, однако ранее администрация Новосибирска никогда не выдвигала подобных требований другим торговым комплексам, относящимся к региональным, либо федеральным торговым сетям, даже в случае, если эти торговые комплексы также способствовали ухудшению транспортной ситуации вблизи своей территории. Дело в том, что руководство «Меги» и «Икеи» известно своим отрицательным отношением к взяточничеству, что называется в народе «не договорились». [] Подобные развязки на самом деле обязаны быть построены за счет города, либо строительство подобных торговых комплексов должно быть произведено в отдаленных местах. Однако коррупция административных органов часто приводит к неравнозначности условий для участников рынка, выражаясь в административном, либо экономическом, давлении на субъекты торговых отношений, предоставлении либо непредоставлении «лакомых» кусочков земли, и так далее.
Дальнейшее изучение и анализ происходящих в России событий позволил бы уточнить и развить исходные условия и принципы оптимальной стратегии построения развитой рыночной экономики, поскольку ясно, что проводимая в настоящее время политика не способствует повышению эффективности общественного производства и росту среднего уровня жизни жителей России, приводя лишь к обогащению относительно небольшой группы населения. В этой связи политику в корне следует менять – приоритетом должно стать развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве. Автор полагает, что значимость поставленной проблемы понятна со всей ясностью каждому.
Литература
Аборнева О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №3.
Белоусов Р. Слом или реформа планирования? // Плановое хозяйство. – 1991. – № 1.
Донцова Л.В.  Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом". 2000г. – № 4.
Жуков С. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда» // Российский экономический журнал. – 1993. – № 5. – с. 98-104.
Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период // Экономист. – 1991. – № 5. – с. 28-38.
Иванов И. Планирование и прогнозирование // Плановое хозяйство. – 1991. – № 3.
Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. – М.: 1994. – 272 с.
Леонтьев В. Межотраслевая экономика. – М.: Экономика, 1997. – с. 20-21
Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. – Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 1993. – 178 с.
Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — с. 209—210, 230, 248—249.3
Самуэльсон П. Экономика. – М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Том 1, с. 155-156
Финансист. – 1997. – № 12. – с. 97.
Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. – М.: 1996, с. 16-55.
http://news.ngs.ru/ - архив новостного портала г. Новосибирска











31

Литература
1.Белоусов Р. Слом или реформа планирования? // Плановое хозяйство. – 1991. – № 1.
2.Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом". 2000г. – № 4.
3.Жуков С. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда» // Российский экономический журнал. – 1993. – № 5. – с. 98-104.
4.Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период // Экономист. – 1991. – № 5. – с. 28-38.
5.Иванов И. Планирование и прогнозирование // Плановое хозяйство. – 1991. – № 3.
6.Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. – М.: 1994. – 272 с.
7.Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. – Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 1993. – 178 с.
8.Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. (Введение). - М.: Сов. Радио, 1976. – 440 с.
9.Самуэльсон П. Экономика. – М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Том 1, с. 155-156
10.Финансист. – 1997. – № 12. – с. 97.
11.Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. – М.: 1996, с. 16-55.
12.Янч Э. Пронозирование научно-технического прогресса / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. – 586 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития потребительского рынка товаров и услуг можно выделить в условиях перехода к рыночным отношениям?

Одной из особенностей развития потребительского рынка товаров и услуг в условиях перехода к рыночным отношениям является увеличение конкуренции между поставщиками товаров и услуг. Также наблюдается рост разнообразия предложений на рынке, улучшение качества товаров и услуг, а также снижение их стоимости. В период перехода к рыночной экономике формируется устойчивая система защиты прав потребителей.

Какие цели, задачи и принципы государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг?

Основной целью государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг является защита прав и интересов потребителей. В рамках этой цели государство ставит перед собой задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, предотвращения монополизации рынка, информирования потребителей о своих правах, а также создания условий для конкуренции и развития предпринимательства. Принципами государственного регулирования являются прозрачность, пропорциональность и ответственность.

Какие органы регулируют внутреннюю торговлю на федеральном и региональном уровнях?

На федеральном уровне органом, ответственным за регулирование внутренней торговли, является Федеральная антимонопольная служба. Ей поручены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере регулирования конкуренции на рынке товаров и услуг. На региональном уровне регулирование внутренней торговли осуществляют соответствующие органы власти регионов.

Какие особенности имеет развитие потребительского рынка товаров и услуг в условиях перехода к рыночным отношениям?

В условиях перехода к рыночным отношениям происходят изменения в структуре и функционировании потребительского рынка товаров и услуг. Возникают новые игроки - частные предприниматели, внешние поставщики товаров и услуг. Развивается конкуренция, что приводит к дифференциации товаров и услуг. Появляется большое количество предложений для потребителей. Важным фактором становится качество товаров и услуг, а также цена, которая определяется спросом и предложением на рынке.

Каковы цели и задачи государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг?

Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг направлено на защиту интересов потребителей и обеспечение правовых и экономических условий для их удовлетворения. Основная цель - создание справедливых и эффективных условий для функционирования рынка. Задачи включают в себя обеспечение качества товаров и услуг, борьбу с монополиями и недобросовестными производителями, защиту прав потребителей на информацию о товарах и услугах, предоставление доступа к товаром и услугам, контроль за ценами и тарифами и другие.

Кто осуществляет государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг?

В государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг вовлечены различные органы. На федеральном уровне это Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Росстандарт, Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор и другие. На региональном уровне это соответствующие департаменты, управления и инспекции.

Какие особенности есть в развитии потребительского рынка товаров и услуг в условиях перехода к рыночным отношениям?

В условиях перехода к рыночным отношениям происходят изменения в организации и функционировании потребительского рынка. Образуются новые отношения между производителями и потребителями, развивается конкуренция, повышается качество товаров и услуг. Появляются новые виды товаров и услуг, а также новые формы и методы их продажи и рекламы.

Какие цели и задачи ставит государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг?

Основными целями государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг являются обеспечение защиты интересов потребителей, обеспечение безопасности и качества товаров и услуг, регулирование цен, поддержание конкурентной среды, развитие предпринимательства и экономики в целом.

Какие органы регулируют внутреннюю торговлю на федеральном и региональном уровнях?

На федеральном уровне органами, регулирующими внутреннюю торговлю, являются Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор. На региональном уровне такие органы могут называться по-разному, например, Управление потребительского рынка или Департамент торговли и услуг.

Какие принципы лежат в основе государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг?

В основе государственного регулирования потребительского рынка товаров и услуг лежат принципы защиты прав потребителей, свободной конкуренции, доступности и качества товаров и услуг, устойчивости экономики, содействия развитию предпринимательства и обеспечения безопасности потребителей.