Стили семейного воспитания и проблемные переживания в раннем юношеском возрасте

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Возрастная психология
  • 4747 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 15.05.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Психология семьи и семейных отношений
1.1. Понятие семьи и брака
1.2. Функции семьи
1.3. Понятие позиции, отношения и стиля воспитания в отечественной и зарубежной психологии
1.4. Критерии родительских отношений, типы и стили родительского воспитания
Глава 2. Психология раннего юношеского возраста
2.1. Возрастные границы юношеского периода
2.2. Условия и образ жизни в юности
2.3. Особенности общения в раннем юношеском возрасте
2.4. Личность в юности и проблемные переживания
Глава 3. Изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и проблемных переживаний в раннем юношеском возрасте
3.1. Влияние стиля воспитания на личностное развитие
3.2. Негативные стили воспитания и переживания в раннем юношеском возрасте
Выводы
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели приобретают иные интересы и иную точку зрения.

7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту.
Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
3.2. Негативные стили воспитания и переживания в раннем юношеском возрасте
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, будучи уже юношей, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями, а также меньшее количество эмоциональных проблем, складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком.
Власть используется лишь в меру необходимости.
В ребенке ценится как послушание, так и независимость.
Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым.
Он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье, обилие комплексов, сложности в общении со сверстниками. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.
А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было выделено 7 типов семейных отношений:

1. «Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует между крайними полюсами. Дети в таких семьях испытывают значительные эмоциональные перегрузки.

2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей возле себя. Дети в таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

3. «Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе окружающего мира. В ребенке развивается неуверенность в себе, безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.

4. «Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия.

Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми отсутствует истинная близость.

5. Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку

– скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе, безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых

6. «Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у него утрачивается активность, ослабляются побуждения.

7. «Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.
Выводы

Результаты исследования подтверждают сделанное мной теоретическое предположение о наличии связи между стилями семейного воспитания и интенсивностью переживания проблем в разных жизненных областях представителями раннего юношеского возраста.
Так при гипопротекции, отсутствии любви и внимания, юноша, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями, а также меньшее количество эмоциональных проблем, складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение юноши направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье, обилие комплексов, сложности в общении со сверстниками. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».




Заключение
Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый и юношеский возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение юноши от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах юноши мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
Взрослые должны всегда помнить, что юношам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Если же отношения складываются плохо, то причины коренятся в первую очередь в неправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития. Если родители не установили правильной связи с ребенком, когда он был маленьким, если избегали его, отталкивали или чрезмерно опекали, то в юношеском возрасте создать необходимые отношения между родителями и ребенком весьма трудно.
Список литературы

1. Адлер А. Положение ребенка в семье: психология неординарных ситуаций и средства их разрешения/А. Адлер //Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов /А. Адлер. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С.106-114.
2. Адлер А. Пять случаев из практики и комментарии к ним/А. Адлер //Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов /А. Адлер. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С.192-231.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996
5. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие формирования отношения к себе у младших школьников. Авт. дисс.канд.пс.наук.М.,1990
6. Архиреева Т.В. Методика изучения родительских установок и реакций// Вопросы психологии.2002,№5
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. М.: Смысл, 2002
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992
9. Бойко В.В.. Молодая семья. М. 1985
10. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери, М. 1998
11. Волкова Е.М. Беседы с родителями о воспитании детей в семье. М.: Учпедгиз, 1957
12. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977
13. М.Джеймс, Д.Джонгвард. Рожденные выигрывать. – М. 1993
14. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка. Екатеринбург, 2004
15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988
16. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков.
17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988
18. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1979.
19. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2000.
20. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
21. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990
22. В.В. Макаров. Избранные лекции по психотерапии. М. 1999.
23. Минияров В.Н., 2000
24. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994
25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., изд.ЛГУ, 1960
26. Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Л.,1980
27. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2004
28. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.,2003
29. Петровский А.В., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений// Вопросы психологии. 2001, №1
30. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СП..: Речь, 2005
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд. 2000 год
32. Рахматшаева В. Стать желанной Семья и школа. 2000 г.(психотерапия семейных отношений, хрестоматия под ред Д.Райгородского)
33. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1990.
34. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком// Вопросы психологии. 2000, №3
35. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.:Педагогика-Пресс, 1992. - 256 с
36. Сатир В. Психотерапия семьи. Издательство: Речь, 288с, 2006 г.
37. Семья в психологической консультации. Опты и проблемы психологического консультирования/ ред. Бодалева А.А., Столина В.В.М., 1989
38. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии.2000, №3
39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986
40. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987
41. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983
42. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. – М.2000
43. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.:Прогресс,1990. — 368с
44. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. Питер, Санкт-Петербург, 2002 г.
45. Хорни К. Наши внутренние конфликты/ Психоанализ и культура. – М.1995
46. Черников А. Генограмма и категории анализа семейной жизни, журнал «Психологическая консультация». 1997. №1
47. Эйдемиллер Э. Г.Психологическая психотерапия, 2002 год
48. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Избр. псих. тр., М., 1989.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
50. Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собрание сочинений. – М.: Канон, 1997. – 336 с
51. Юнг К.Г. Стадии жизни









Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994
Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка. Екатеринбург, 2004

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., изд.ЛГУ, 1960

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии.2000, №3

В.М. Минияров, 2000

Семья в психологической консультации. Опты и проблемы психологического консультирования/ ред. Бодалева А.А., Столина В.В.М., 1989

Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.:Педагогика-Пресс, 1992. - 256 с

Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком// Вопросы психологии. 2000, №3

Семья в психологической консультации. Опты и проблемы психологического консультирования/ ред. Бодалева А.А., Столина В.В.М., 1989

Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977













2

. Адлер А. Положение ребенка в семье: психология неординарных ситуаций и средства их разрешения/А. Адлер //Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов /А. Адлер. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С.106-114.
2. Адлер А. Пять случаев из практики и комментарии к ним/А. Адлер //Адлер А. Воспитание детей: Взаимодействие полов /А. Адлер. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С.192-231.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996
5. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие формирования отношения к себе у младших школьников. Авт. дисс.канд.пс.наук.М.,1990
6. Архиреева Т.В. Методика изучения родительских установок и реакций// Вопросы психологии.2002,№5
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. М.: Смысл, 2002
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992
9. Бойко В.В.. Молодая семья. М. 1985
10. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери, М. 1998
11. Волкова Е.М. Беседы с родителями о воспитании детей в семье. М.: Учпедгиз, 1957
12. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977
13. М.Джеймс, Д.Джонгвард. Рожденные выигрывать. – М. 1993
14. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка. Екатеринбург, 2004
15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988
16. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков.
17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988
18. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1979.
19. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2000.
20. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
21. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990
22. В.В. Макаров. Избранные лекции по психотерапии. М. 1999.
23. Минияров В.Н., 2000
24. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994
25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., изд.ЛГУ, 1960
26. Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Л.,1980
27. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2004
28. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.,2003
29. Петровский А.В., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений// Вопросы психологии. 2001, №1
30. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СП..: Речь, 2005
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд. 2000 год
32. Рахматшаева В. Стать желанной Семья и школа. 2000 г.(психотерапия семейных отношений, хрестоматия под ред Д.Райгородского)
33. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1990.
34. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком// Вопросы психологии. 2000, №3
35. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.:Педагогика-Пресс, 1992. - 256 с
36. Сатир В. Психотерапия семьи. Издательство: Речь, 288с, 2006 г.
37. Семья в психологической консультации. Опты и проблемы психологического консультирования/ ред. Бодалева А.А., Столина В.В.М., 1989
38. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии.2000, №3
39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986
40. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987
41. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983
42. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. – М.2000
43. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.:Прогресс,1990. — 368с
44. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. Питер, Санкт-Петербург, 2002 г.
45. Хорни К. Наши внутренние конфликты/ Психоанализ и культура. – М.1995
46. Черников А. Генограмма и категории анализа семейной жизни, журнал «Психологическая консультация». 1997. №1
47. Эйдемиллер Э. Г.Психологическая психотерапия, 2002 год
48. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Избр. псих. тр., М., 1989.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
50. Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собрание сочинений. – М.: Канон, 1997. – 336 с
51. Юнг К.Г. Стадии жизни

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет семья?

Семья выполняет ряд важных функций: репродуктивную (осуществление процесса рождения и воспитания детей), психологическую (обеспечение эмоциональной поддержки, создание условий для психического развития и самореализации членов семьи), социальную (социализация детей, передача культурных и социальных норм, воспитание подходящего образа жизни), экономическую (обеспечение материальных ресурсов и условий жизни), регулятивно-защитную (установление правил и обеспечение безопасности внутри семьи).

Что такое стиль воспитания в отечественной и зарубежной психологии?

Стиль воспитания - это набор ценностей, установок и практик, применяемых родителями в процессе воспитания детей. В отечественной психологии стили воспитания классифицируются на авторитарный, пермиссивный и демократический, а в зарубежной психологии также выделяют стиль невнимательного воспитания. Каждый из стилей имеет свои особенности и может оказывать различное влияние на развитие ребенка.

Какие критерии родительских отношений существуют?

Существуют различные критерии родительских отношений, включая эмоционально-психологическую атмосферу в семье, степень взаимодействия между родителями и детьми, выраженность родительской заботы и контроля, уровень требований и поддержки со стороны родителей, способность к обучению и моделированию желательного поведения.

Какие функции выполняет семья в раннем юношеском возрасте?

В раннем юношеском возрасте семья выполняет важные функции поддержки и руководства. Семья создает условия для социализации и формирования личностной идентичности ребенка, помогает ему освоить социальные роли и навыки. Семейные отношения, родительский стиль воспитания и общение в семье имеют большое значение для развития и адаптации ребенка в раннем юношеском возрасте.

Какие функции выполняет семья?

Семья выполняет такие функции, как биологическая (рождение и воспитание детей), экономическая (обеспечение материальных потребностей семьи), социализационная (передача норм и ценностей общества), эмоциональная (поддержка и эмоциональная безопасность членов семьи) и др.

Что такое позиция отношения и стиль воспитания в отечественной и зарубежной психологии?

Позиция отношения - это способ взаимодействия членов семьи между собой, который может быть равноправным, иерархическим или дистанционным. Стиль воспитания - это способ воспитания детей, который может быть авторитарным, демократическим или позволяющим свободу.

Какие критерии используются для определения типов и стилей родительского воспитания?

Для определения типов и стилей родительского воспитания используются такие критерии, как уровень требовательности родителей, уровень поддержки родителей, степень наказаний и поощрений, уровень контроля и автономии детей.

Какие особенности общения в раннем юношеском возрасте?

В раннем юношеском возрасте особенности общения проявляются в формировании новых социальных связей, появлении романтических интересов, формировании личной идентичности, выражении своих мнений и установок.

Какие функции выполняет семья в раннем юношеском возрасте?

В раннем юношеском возрасте семья выполняет функции поддержки эмоциональной безопасности юношей, содействия процессу социализации, формирования и развития ценностей и норм поведения, обеспечения материальных потребностей.

Какие стили семейного воспитания существуют?

В психологии выделяют несколько основных стилей семейного воспитания: авторитарный, авторитетный, пермиссивный и равноправный. Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгими правилами, жесткими требованиями и контролем со стороны родителей. Авторитетный стиль воспитания основан на установлении доверительных отношений и взаимном уважении между родителями и детьми. Пермиссивный стиль воспитания характеризуется сильной любовью и поддержкой со стороны родителей, но отсутствием ясных правил и границ. Равноправный стиль воспитания основан на участии детей в принятии решений и установлении совместных правил с родителями.