Особенности нотариального оформления документов, предназначенных для действия за границей. Легализация. Апостиль.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Нотариат
  • 2828 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.04.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Применение российскими нотариусами норм иностранного права
2. Правовое регулирование нотариальных действий по оформлению документов для действия за границей
2.1. Действие нотариальных документов за границей
2.2. Легализация документов
2.3. Апостиль
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Страны, с которыми Российская Федерация имеет двусторонние договоры о правовой помощи: Азербайджан, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, Ирак, Италия, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Йеменская Республика, Польша, Румыния, Тунис, Финляндия, Чехословакия (фактически применяется между Российской Федерацией и Словакией и Чехией), Союзная Республика Югославия (правопреемник СФРЮ).
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам вступила в силу 19 мая 1994 года, а для Российской Федерации - с 10 декабря 1994 года. Однако в соответствии со статьей 85 указанной Конвенции ее действие распространяется и на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу. По состоянию на 1 мая 1995 года участниками Конвенции являются следующие государства: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Доверенности, выдаваемые патентным поверенным, следует рассматривать в качестве официальных документов. В связи с этим в простой письменной форме без консульской легализации или проставления апостиля могут быть представлены доверенности, оформленные в странах, перечисленных в двух предшествующих абзацах, причем в случае, если предусмотрена возможность передоверия, доверенность должна быть заверена нотариально.
В Российской Федерации право проставления апостиля предоставлено, в частности, органам юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния, а также органам образования в отношении официальных документов об образовании, выдаваемых в России.
Например, приведем пример апостиля Россия, управление ЗАГС, Владивосток.
Как указывается в ст. 3 Конвенции 1961 г., проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают эту процедуру или освобождают документ от легализации. Поэтому, например, не требуется легализация документов, передаваемых из одного государства в другое в соответствии с процедурой большинства двусторонних договоров о правовой помощи, заключенных СССР и Российской Федерацией с другими государствами, а также ряда многосторонних соглашений.
Так, в Минской конвенции 1993 г. и в Кишиневской конвенции 2002 г. предусмотрено правило о том, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.
Согласно заключенному сторонами СНГ многостороннему Соглашению о гарантиях прав граждан в области выплат социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г. (вступило в силу для Российской Федерации 12 апреля 1992 г.) соответствующие документы, выданные на территории одной страны, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации.
Кроме России участниками Гаагской конвенции являются (по состоянию на 19 февраля 1997 г.): Австралия, Австрия, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Белоруссия, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Сальвадор, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшелы, Сент-Китс и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Швейцария, Югославия, Южно-Африканская Республика, Япония.
Например, апостиль Болгарии, выглядит следующим образом



В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль "удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ" (статья 5 Гаагской конвенции). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.
Например, апостиль Министерства образования



В связи с возникшим в судебной практике вопросом о том, каков в настоящее время порядок оформления апостиля на официальных документах, представляемых иностранными гражданами при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел по усыновлению (удочерению) детей - граждан Российской Федерации, отметим следующее.
Рассмотрение судом гражданских дел по усыновлению (удочерению) детей - граждан Российской Федерации осуществляется в порядке главы 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность заявителя (усыновителя) представить документы, перечисленные в ней. При этом ч. 4 ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.
Легализация документов не требуется в том случае, если усыновитель является гражданином государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года), которая ратифицирована Россией в 1991 году.
Таким образом, вместо легализации официальных документов государства - участники Конвенции используют апостиль для подтверждения подлинности подписи, качества, в котором выступает лицо, подписавшее документ, подлинности штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль проставляется на документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к указанной Конвенции (абзац первый ст. 4).
Специальная комиссия по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств, вручении документов, заседание которой проводилось с 28 октября по 4 ноября 2003 года, приняла Заключения и Рекомендации, из которых следует, что апостили, проставленные компетентными органами, в максимально возможной степени должны соответствовать данному образцу. При этом варианты форм апостилей, проставленных этими органами, не должны служить основанием для отказа от признания их действительными, если представленный апостиль однозначно опознаваем как апостиль, проставленный в соответствии с требованиями Конвенции.



















































Заключение

Интеграционные процессы в современном обществе привели к тому, что при осуществлении хозяйственной деятельности субъектам предпринимательской деятельности все чаще приходится сталкиваться с иностранными компаниями, учреждениями, организациями, а значит, и работать с документами иностранного происхождения, как официальными, так и коммерческими, равно как и направлять за границу документы украинского происхождения.
В случаях, когда граждане Российской Федерации за рубежом устраиваются на работу, поступают в учебные заведения, заключают брак, участвуют в создании юридических лиц (компаний) и т.п., - от них могут потребовать представить соответствующие российские документы, например, об образовании, семейном положении, трудовом стаже. Для того, чтобы такие документы признавались и принимались к рассмотрению за границей, как правило, их необходимо легализовать. Такое же требование распространяется на иностранные документы, представляемые в Российской Федерации. Обращаем Ваше внимание на то, что копия иностранного документа или его перевод на русский язык могут быть заверены в нотариальных конторах на территории России только после легализации данного документа в установленном порядке.
Легализация – это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства. Она заключается в удостоверении подлинности подписи должностного лица, подписавшего документ, и печати уполномоченного государственного органа.
В соответствии с международной практикой не требуется легализация паспортов и заменяющих их документов, а также документов, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов, таможенные декларации и т.п.).
Не подлежат легализации документы, противоречащие законодательству Российской Федерации или способные своим содержанием нанести ущерб интересам Российской Федерации.
Рассмотрев проблему особенностей нотариального оформления документов, предназначенных для действия за границей, можно сделать вывод о том, что органы нотариата способствуют развитию сотрудничества с иностранными государствами в области оказания правовой помощи их учреждениям юстиции по гражданским и семейным делам, а также наиболее полному обеспечению защиты прав и законных интересов иностранных физических и юридических лиц на территории РФ, а также российских граждан и организаций на территории иностранных государств. Развитие и совершенствование системы нотариата будет способствовать и расширению экономического сотрудничества между странами, поскольку для зарубежных инвесторов чрезвычайно важно, чтобы органы нотариата несли полную и реальную материальную ответственность в процессе регулирования гражданских правоотношений.












Список литературы

Вергасова В.И. Нотариат в России. – М.:Юристъ, 2006
Гаагская конвенция отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. // Вестник ВАС РФ 1996.- № 12. С. 112-116
Гражданско – процессуальный кодекс РФ 2002. // Российская газета. 2002. 20 ноября
Ийемма Андреа Сравнительный взгляд на нотариат латинского права Европы. // Нотариальный вестник 1997. - № 2. С. 31-32
Исаченко И. О легализации документов. // Нотариальный вестник 1999. - № 5/6. С. 47
Козырин А.Н. Правовые основы совершения нотариальных действий. – М.: Юристъ, 2007
Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. – М.: БЕК, 2005. – 456с.
Ляпидевский Н. История нотариата. // Нотариальный вестник 1997. - № 4. С. 51
Международное частное право. // Под ред. Г.К.Дмитриевой. – М., 2006
Нотариат // Под ред. Н.А.Волковой – М.: Юнити,2007-319с.
Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г.. // Российская газета 1993. - № 49
Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства о нотариате. – М., 2007
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее и будущее. – М, 2005
Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства о нотариате. – М., 2007. С. 121

Нотариат // Под ред. Н.А.Волковой – М.: Юнити,2007. С. 179

Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства о нотариате. – М., 2007. С. 178

Козырин А.Н. Правовые основы совершения нотариальных действий. – М.: Юристъ, 2007. С. 69

Ляпидевский Н. История нотариата. // Нотариальный вестник 1997. - № 4. С. 51

Международное частное право. // Под ред. Г.К.Дмитриевой. – М., 2006. С. 292

Исаченко И. О легализации документов. // Нотариальный вестник 1999. - № 5/6. С. 47













28

1.Вергасова В.И. Нотариат в России. – М.:Юристъ, 2006
2.Гаагская конвенция отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. // Вестник ВАС РФ 1996.- № 12. С. 112-116
3.Гражданско – процессуальный кодекс РФ 2002. // Российская газета. 2002. 20 ноября
4.Ийемма Андреа Сравнительный взгляд на нотариат латинского права Европы. // Нотариальный вестник 1997. - № 2. С. 31-32
5.Исаченко И. О легализации документов. // Нотариальный вестник 1999. - № 5/6. С. 47
6.Козырин А.Н. Правовые основы совершения нотариальных действий. – М.: Юристъ, 2007
7.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. – М.: БЕК, 2005. – 456с.
8.Ляпидевский Н. История нотариата. // Нотариальный вестник 1997. - № 4. С. 51
9.Международное частное право. // Под ред. Г.К.Дмитриевой. – М., 2006
10.Нотариат // Под ред. Н.А.Волковой – М.: Юнити,2007-319с.
11.Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г.. // Российская газета 1993. - № 49
12.Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства о нотариате. – М., 2007
13.Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее и будущее. – М, 2005

Вопрос-ответ:

Какие документы нужно нотариально оформить для действия за границей?

Для действия за границей необходимо нотариально оформить различные документы, такие как доверенности, завещания, договоры и прочие юридически значимые бумаги.

Какие нормы иностранного права применяются российскими нотариусами при оформлении документов для действия за границей?

Российские нотариусы применяют нормы иностранного права, когда оформляют документы для действия за границей, в тех случаях, когда это требуется в соответствии с международными договорами или национальным законодательством.

Какое правовое регулирование существует для нотариальных действий по оформлению документов для действия за границей?

Для нотариальных действий по оформлению документов для действия за границей существует правовое регулирование, которое определяется международными договорами и национальными законодательствами. В Российской Федерации также действует Федеральный закон "О нотариате", который устанавливает основные принципы и порядок нотариальной деятельности.

Какие действия нотариальных документов возможны за границей?

Нотариальные документы, оформленные в Российской Федерации, обычно имеют юридическую силу только на территории этой страны. Однако, в некоторых случаях, можно применить процедуру легализации или апостиля, чтобы придать им правовую силу и за пределами России.

Что такое легализация документов?

Легализация документов - это процедура, которая устанавливает подлинность подписи и печати на документе, оформленном в одной стране, и придает ему правовую силу на территории другой страны.

Какие особенности есть у нотариального оформления документов, предназначенных для действия за границей?

Одной из особенностей является необходимость прохождения процедуры легализации или апостиля, которая подтверждает правовую силу документа в другой стране.

Какие нормы иностранного права применяются российскими нотариусами при оформлении документов для действия за границей?

Российские нотариусы применяют нормы иностранного права в случае, если это требуется для правильного оформления и действия документов за границей. Например, при оформлении документов для сделок с недвижимостью за границей может потребоваться применение норм иностранного земельного и гражданского права.

Какое правовое регулирование существует для нотариальных действий по оформлению документов для действия за границей?

Нотариальные действия по оформлению документов для действия за границей регулируются как национальным законодательством страны, где происходит нотариальное оформление, так и двусторонними договорами о правовой помощи между Российской Федерацией и другими странами. В России, например, такие действия регулируются Федеральным законом "О нотариате".

Что означает действие нотариальных документов за границей?

Действие нотариальных документов за границей означает, что документ будет признан действительным и правовым в другой стране. Например, нотариально заверенная доверенность в России будет иметь правовую силу и в Германии, если будет выполнена процедура легализации или апостиля.

Что такое легализация документов?

Легализация документов - это процедура подтверждения подлинности и правовой силы документа для его использования за границей. Для легализации документа необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или консульский отдел, где документ будет проверен и проставлены специальные штампы или аннотации, подтверждающие его правовую силу.

Какие особенности имеет нотариальное оформление документов для действия за границей?

Нотариальное оформление документов для действия за границей имеет свои особенности. Во-первых, необходимо учесть требования и нормы иностранного права, которые могут отличаться от российского. Во-вторых, такие документы обычно требуют легализации или апостиля, которые являются процедурами подтверждения подлинности и правовой значимости документов за границей.