Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Религиозный экстремизм как проблема мировой политики

  • 23 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 30.06.2008
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Определения понятия «религиозный экстремизм»
1.1. Понятие экстремизма
1.2. Соотношение понятий экстремизм, терроризм, фундаментализм
Глава 2. Религиозный экстремизм в мировой политике
2.1. Влияние религиозного экстремизма на мировую политику
2.2. Неправительственные религиозные экстремистские организации
2.3. Борьба с религиозным экстремизмом
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Сегодня нажатием нескольких кнопок можно принести значительно больший ущерб.
Помимо всего перечисленного экстремизм нарушает духовные основы общества. На конференции, посвященной религиозному экстремизму, прошедшей в Екатеринбурге в 2002 году, обсуждались тоталитарные секты, которые чаще всего и являются исполнителями экстремистских действий. В ходе конференции прозвучало, что «опасность тоталитарных сект заключается, в частности, в том, что их авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям <…> соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя перемен и новых ориентиров, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются изощренные угрозы. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного и профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности <…> могут возникнуть психосоциальные проблемы».
Итак, вред экстремизма понятен во всех аспектах. Как же с ним нужно бороться?
Наматов отмечает как одну из проблем бесконтрольный выезд молодежи в зарубежные мусульманские учебные учреждения, где их могут наставить на путь религиозно-политической экстремисткой борьбы. Следовательно, необходимо этот контроль установить.
Очевидно то, что государство должно устранить социально- экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму. Для противодействия религиозному экстремизму необходимо противопоставлять ему гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия. Особое значение в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом имеет правовая практика. Необходимо не только устанавливать нормы права, но и активно их использовать для борьбы с экстремизмом. Необходимо последовательно и строго выполнять требования закона.
Добаев выделяет четыре вида мер, направлены на блокирование исламского экстремизма: институционально-правовые, политико-организационные, социально-экономические и административно-силовые.
По мнению Добаева, необходимо реализовать проект установления светского (нерелигиозного) характера. Деятельность экстремистских организаций сопровождается религиозной нетерпимостью, соответственно противопоставить ей надо терпимостью Должны быть созданы законодательные и институциональные условия, которые бы исключали вовлеченность религии в политическую сферу.
Выше мы уже говорили о распространении «политики двойных стандартов», которая способствует распространению экстремизма. Необходимо менять эти правила игры на международном уровне. Необходимо сделать так, чтобы «политика двойного стандарта» не могла быть выгодной.
Следует также правовыми методами предупреждать аккредитацию в стране и регионах представительств зарубежных радикальных исламских организаций, активность исламских эмиссаров, преподавательскую деятельность в духовных учебных заведениях России иностранцев, неконтролируемое направление на учебу за границу будущих служителей мусульманского культа и т. д.
Далее необходимо, чтобы верующие мусульмане почувствовали нормативную защиту своих интересов, тогда у них будет меньше желания добиваться чего-либо силовыми методами.
На уровне законов необходимо исключить возможность политизирования религии.
Далее большое значение стоит уделить пропаганде и просвещению. Во-первых, врага нужно знать, чтобы с ним бороться, во-вторых, воспитание патриотических чувств заставит активнее отстаивать свою гуманистическую позицию.
Пропаганда и контрпропаганда включает в себя разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах; создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни; подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе. Кроме того, необходимо создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей, разработка и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе, работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.
Огромное значение имеет освещение всех антиэкстремистских мероприятий в СМИ.
Социально-экономическая деятельность по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом направлена на подрыв и ликвидацию экономической базы радикалов, которая опирается как на содействие из-за рубежа, так и на внутренние источники.
Следует также укреплять международное сотрудничество по борьбе с религиозным экстремизмом. Установить контроль за распространение оружия, предусмотреть запрет на финансирование организаций, которые могут нести угрозу религиозно-политического экстремизма и т.д.
В рамках нашей работы невозможно рассмотреть все возможные методы борьбы с религиозным экстремизмом. Мы отметили только некоторые, но очень важные и эффективные. Но при всем при этом в борьбе с экстремизмом не стоит перегибать палку. Не нужно превращать защиту населения в «охоту на ведьм». Не стоит каждого человека азиатской или кавказской национальности немедленно подозревать в религиозном экстремизме. Именно поэтому, на наш взгляд, наиболее важной является просветительская деятельность, рассказывающая о том, кто такие экстремисты, какими они бывают, чем они опасны и как их не спутать просто с приверженцами той или иной религии.

Итак, в этой главе мы показали масштаб деятельности экстремистских организаций и их влияние на мировую политику. И мы увидели, что эти масштабы огромны, а действия религиозных экстремистов катастрофичны. Однако это не повод для паники. Это только означает, что необходимо внимательно изучить феномен религиозного экстремизма и найти достойный и эффективный способ борьбы с ним. Мы перечислили также некоторые способы борьбы с религиозным экстремизмом, указав, что не стоит в этом вопросе переходить на крайности, подобные тем, которые могут из просто верующего человека сделать религиозного экстремиста.

Заключение
В последнее время религиозный экстремизм все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан. Он влечет за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие на большие массы людей, чем дальше, тем в большем количестве уносят жизни ни в чем не повинных людей. Религиозный экстремизм многогранен. Мы увидели, что любая конфессия имеет свои формы религиозного экстремизма, так как религиозный экстремизм - это религиозная крайность. В каждой религии найдутся свои фанатики. Хотя на протяжении всей работы мы подчеркивали, что в последнее время особенное распространение получил именно исламский экстремизм. Можно сказать, ислам переживает сейчас примерно то же, что христианство переживало в средние века.
Мы указали в нашей работе некоторые самые известные организации религиозно-экстремистского толка, указав также некоторые из действий, совершенных ими. И мы могли видеть, сколь разрушительно они действуют. Из чего мы сделали, что необходима борьба с религиозным экстремизмом. Мы подчеркнули также, что на современном этапе религиозный экстремизм вообще и исламский в частности вышли за территориальные и национальные рамки. Таким образом, исламский экстремизм, как и любой другой, это не внешняя, но внутренняя проблема каждой страны и в то же время, это проблема мирового масштаба, а значит и на борьбу с ней необходимо выступить всему миру, объединившись и применяя комплексный подход, который использует правовые и образовательные методы, а в крайних случаях и вооружение.

Список литературы
Абишева М., Шаймергенов Т. Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии: анализ причин распространения – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований, № 6 (48) 2006
Авакян Г. От боевых организаций к общественно-политическим– Терроризм в современном обществе — факторы, аспекты, тенденции: Мат. межд. науч. конф. Кишинев, 2001
Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе – Махачкала, 1999
Большой юридический словарь – под ред. Сухарева А.Я.– М: Инфра-М, 2006
Добаев И. Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа – журнал Отечественные записки, №5, 2003
Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике – Ростов-на-Дону, 2000
Добаев И. Рост религиозно-политического экстремизма и терроризма на Северном Кавказе – статья от 27 мая 2007
Журавский А. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций – статья от 29 октября 2003
Журавский А. Религиозный экстремизм: реальность или фикция? – журнал Седмица, №2, 2003
Итоговая декларация международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург, 10 декабря 2002 г.
Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах – М, 1990
Кузнецов Ю. П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств – СПб, 1998
Мировой опыт борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом - http://www.um-islam.nm.ru/terrorizm.htm
Сампиев И. М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в Северо-Кавказском регионе – Ислам и политика на Северном Кавказе – Ростов-на-Дону, 2001
Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
Шахов М.О. Существует ли религиозный экстремизм? – статья от


Большой юридический словарь – под ред. Сухарева А.Я. – М: Инфра-М, 2006
Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
Журавский А. Религиозный экстремизм: реальность или фикция? – журнал Седмица, №2, 2003
Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
Добаев И. Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа – журнал Отечественные записки, №5, 2003
Добаев И. Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа – журнал Отечественные записки, №5, 2003
Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
Итоговая декларация международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург, 10 декабря 2002 г
Мировой опыт борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом - http://www.um-islam.nm.ru/terrorizm.htm




18

1.Абишева М., Шаймергенов Т. Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии: анализ причин распространения – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований, № 6 (48) 2006
2.Авакян Г. От боевых организаций к общественно-политическим– Терроризм в современном обществе — факторы, аспекты, тенденции: Мат. межд. науч. конф. Кишинев, 2001
3.Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе – Махачкала, 1999
4.Большой юридический словарь – под ред. Сухарева А.Я.– М: Инфра-М, 2006
5.Добаев И. Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа – журнал Отечественные записки, №5, 2003
6.Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике – Ростов-на-Дону, 2000
7.Добаев И. Рост религиозно-политического экстремизма и терроризма на Северном Кавказе – статья от 27 мая 2007
8.Журавский А. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций – статья от 29 октября 2003
9.Журавский А. Религиозный экстремизм: реальность или фикция? – журнал Седмица, №2, 2003
10.Итоговая декларация международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург, 10 декабря 2002 г.
11.Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах – М, 1990
12.Кузнецов Ю. П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств – СПб, 1998
13.Мировой опыт борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом - http://www.um-islam.nm.ru/terrorizm.htm
14.Сампиев И. М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в Северо-Кавказском регионе – Ислам и политика на Северном Кавказе – Ростов-на-Дону, 2001
15.Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии – Центральная Азия и Кавказ – журнал социально-политических исследований
16.Шахов М.О. Существует ли религиозный экстремизм? – статья от


Узнать стоимость работы