Обучение дошкольников в русле личностно-ориентированной педагогики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 2727 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 19.03.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Основные концептуальные идеи личностно- ориентированной педагогики
Глава 2. Технологии личностно-ориентированного образования
2.1. Педагогика сотрудничества
2.2 Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Глава 3. Личностно-ориентированная педагогика в детском саду
3.1. Роль процесса обучения в детском саду
3.2. Организация обучения дошкольников в русле личностно-ориентированного подхода
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

В первую очередь это опора на субъективный опыт ребенка. Важно сообщать детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие меня как педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает воспитатель.
Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей. Обычно, готовясь к занятию, подбирают дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.
В-третьих, очень важно участие воспитателей в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров. Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого относят все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения между партнерами по познанию.
Для реализации личностно-ориентированного подхода предлагаем следующие рекомендации к подготовке занятия:
- определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия;
- подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания. Педагог должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д. Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога;
- планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
- выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий;
- планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
а) использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Результативность проведенного занятия предусматривает:
- обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;
- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
- анализ степени активности каждого ребенка;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии. Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми дошкольного возраста:
1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.
2. Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.
3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
4. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.
6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.
9. Использование личного опыта каждого ребенка.
10. Создание по ходу занятия `трудных ситуаций`, как возможностей применить новые знания.
11. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.
Заключение
Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Такой подход обращает к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- демократизация педагогических отношений;
- новую трактовку индивидуального подхода;
- формирование положительной Я – концепции у ребенка.
Новый взгляд на личность представляют следующими позициями:
- личность проявляется, выступает уже в раннем детстве;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.
Личностные отношения являются важнейшими факторами, определяющими результаты учебно-воспитательного процесса.
Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Эффективность организации обучения дошкольников в русле личностно-ориентированной педагогики предопределяется знанием основных концептуальных идей данной педагогики, владение технологиями личностно-ориентированной педагогики, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.











Библиография
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Педагогика, 1990.
Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Библер В.С. Культура: Диалог культур//Вопросы философии. – 1989. - №6.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1997.
Власова В.Н. Технология «открытых форм»//Педагогика личности. – Вып.2. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2002.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Высш. шк., 1998.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Давидчук А. Индивидуально-ориентированное обучение. – М.: мозаика-синтез, 2000.
Детский сад. Книга для заведующих /Под ред. Л.П.Тарасовой. - М.: Просвещение, 1982.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2006.
Лысенкова С.Н. и др. Педагогика сотрудничества//Учительская газета. – 1986. - 18 октября.
Михайленко Н.Я., Короткова Н А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1993.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.
Педагогические технологии/Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
Педагогика наших дней/Сост. Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. – Краснодар: Советская Кубань, 1998.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993.
Петровский В.А. и др. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
Поляков С. Личностно-ориентированная педагогика: какие общие закономерности и приемы нужно знать, чтобы создать условия для внутреннего роста ребенка//Первое сентября. – 2001. - №11.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2000.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Академия, 1999.
Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. – 1996 - № 6.
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
Фоменко В.Т. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. – Ростов н/Д.: ГНМЦ, 1996.
Хуторской А.В., Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: АСТ, 1996.





Лысенкова С.Н. и др. Педагогика сотрудничества//Учительская газета. – 1986. - 18 октября. – С. 3.
Педагогические технологии/Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: «МарТ», 2006, с. 63.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.
Библер В.С. Культура: Диалог культур//Вопросы философии. – 1989. - №6. – С. 29-32.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Педагогика, 1990, с. 86.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2000, с. 112.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1997, с. 49.
Там же. С. 101.
Педагогические технологии/Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006, с. 68.
Педагогические технологии/Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006, с. 69-70.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Педагогика, 1990, с. 94.
Там же. С. 103.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Педагогика, 1990, с. 126.
Детский сад. Книга для заведующих /Под ред. Л.П.Тарасовой. - М.: Просвещение, 1982, с. 29.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Академия, 1999, с. 6.

Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981, с. 34.
Михайленко Н.Я., Короткова Н А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1993, с. 14.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Высш. шк., 1998, с. 36.












27

Библиография
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про¬цесса. – М.: Педагогика, 1990.
2.Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
3.Библер В.С. Культура: Диалог культур//Вопросы философии. – 1989. - №6.
4.Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1997.
5.Власова В.Н. Технология «открытых форм»//Педагогика личности. – Вып.2. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2002.
6.Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Высш. шк., 1998.
7.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
8.Давидчук А. Индивидуально-ориентированное обучение. – М.: мозаика-синтез, 2000.
9.Детский сад. Книга для заведующих /Под ред. Л.П.Тарасовой. - М.: Просвещение, 1982.
10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2006.
11.Лысенкова С.Н. и др. Педагогика сотрудничества//Учительская газета. – 1986. - 18 октября.
12.Михайленко Н.Я., Короткова Н А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1993.
13.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.
14.Педагогические технологии/Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
15.Педагогика наших дней/Сост. Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. – Краснодар: Советская Кубань, 1998.
16.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993.
17.Петровский В.А. и др. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
18.Поляков С. Личностно-ориентированная педагогика: какие общие закономерности и приемы нужно знать, чтобы создать условия для внутреннего роста ребенка//Первое сентября. – 2001. - №11.
19.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.
20.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград, 1994.
21.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2000.
22.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Академия, 1999.
23.Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. – 1996 - № 6.
24.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
25.Фоменко В.Т. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. – Ростов н/Д.: ГНМЦ, 1996.
26.Хуторской А.В., Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
27.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: АСТ, 1996.

Вопрос-ответ:

Какие основные концептуальные идеи лежат в основе личностно ориентированной педагогики?

Основные концептуальные идеи личностно ориентированной педагогики включают в себя признание уникальности каждого ребенка, учет его индивидуальных потребностей, развитие его самостоятельности, креативности и активности.

Какие технологии используются в личностно ориентированном образовании?

В личностно ориентированном образовании используются такие технологии, как педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили и другие, которые активно вовлекают ребенка в образовательный процесс и развивают его творческие способности и самостоятельность.

Какую роль играет процесс обучения в детском саду в рамках личностно ориентированного подхода?

В рамках личностно ориентированного подхода процесс обучения в детском саду играет важную роль в развитии ребенка. Он стимулирует его познавательную активность, развивает личностные качества, способствует формированию самосознания и социализации.

Как организуется обучение дошкольников в русле личностно ориентированного подхода?

В русле личностно ориентированного подхода к обучению дошкольников основное внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка. Обучение организуется с учетом их потребностей, интересов и возможностей, активно вовлекает их в процесс обучения и развития.

Какие источники можно использовать для более подробного изучения личностно ориентированной педагогики?

Для более подробного изучения личностно ориентированной педагогики можно обратиться к различным источникам, таким как научные публикации, книги и статьи по данной теме. Рекомендуемый вариант источника - библиография данной статьи.

Какие идеи лежат в основе личностно ориентированной педагогики?

Основные концептуальные идеи личностно ориентированной педагогики заключаются в признании уникальности каждого ребенка, акценте на его развитии и самореализации, а также в создании условий для развития его творческого потенциала.

Какие технологии входят в личностно ориентированное образование?

В личностно ориентированное образование входят различные технологии, например педагогика сотрудничества, которая основана на взаимодействии с детьми на равных, и гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, которая акцентирует внимание на развитии эмоциональной сферы ребенка.

Какая роль процесса обучения в детском саду?

Процесс обучения в детском саду имеет целью развитие ребенка, его познавательных способностей, социализации и формирования навыков самостоятельности. Этот процесс помогает ребенку освоить ценности и нормы общества, а также раскрыть свои таланты и интересы.

Как организуется обучение дошкольников в русле личностно ориентированного подхода?

Обучение дошкольников в русле личностно ориентированного подхода организуется путем создания индивидуальной программы для каждого ребенка, учета его интересов и потребностей, активного взаимодействия педагога с ребенком и сотрудничества с родителями.