Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 7979 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 30.06.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
1.1. СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
1.2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
1.3. СИЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
1.4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
1.5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
1.6. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
1.7. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЙ
3.2. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ
3.3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УРОКЕ (ПО ДАННЫМ ХРОНОМЕТРИИ И ПУЛЬСОМЕТРИИ)
4.2. ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УРОКЕ (ПО ДАННЫМ ХРОНОМЕТРИИ И ПУЛЬСОМЕТРИИ)
4.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ДЦП
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелезание через препятствие высотой 50-60 см (гимнастическая скамейка). Подлезание под препятствие высотой 40-50 см (под натянутую веревку). Пролезание через обруч, удерживаемый учителем (другим учеником) ребром к полу вертикально (Шапкова Л.В., 2007)
Упражнения тренирующего этапа физической подготовки
Общеразвивающие и корригирующие упражнения Дыхательные упражнения. Согласование дыхания с выполнением движений различного темпа.
Основные положения и движения головы, рук, ног, туловища. Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положениях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Сгибание, разгибание, вращение кистей рук, выделение пальцев рук. Сгибание и разгибание пальцев рук с дозированным усилием. Выполнение строго изолированных движений. Упражнения в и.п. на четвереньках (повороты, наклоны головы без изменения опорности рук, ползание со строгим соблюдением синергизма движений). Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Движения прямой ногой вперед, назад, в сторону, стоя у опоры, сидя, лежа. Полуприседы с различными положениями рук. Переход в стойку на коленях из приседания. Перекат назад. Перекат в сторону (Шапкова Л.В., 2007).
Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. Движения пальцами ноги и стопой с помощью, свободно, с преодолением сопротивления в исходном положении сидя на гимнастической скамейке, положив одну ногу на колено другой. Захватывание стопами мяча, булавы, мешочков с песком. Сидя на гимнастической скамейке, отталкивание мяча друг другу наружными краями стоп. Приседания из и.п. стоя у опоры на носках, на пятках.
Упражнение для формирования равновесия. Движение головой с закрытыми глазами в исходном положении сидя, стоя на коленях, стоя у опоры, стоя ноги на ширине ступни, ноги в шаге. Сохранение устойчивости в стойке с разведенными и сомкнутыми носками с открытыми и закрытыми глазами. Стойка на одной ноге с опорой руками. Смена исходных положений под счет учителя. Удержание различных исходных положений на качающейся плоскости с руками на поясе, вперед, в стороны. Кружение на месте переступанием (360°) с последующей ходьбой по прямой (5-6 м). Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по наклонной доске, по гимнастической скамейке, бревну (высота 30-60 см), по качающейся плоскости с различными положениями рук. Перешагивание через бруски, набивные мячи, лежащие на полу на расстоянии 20-30 см.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке произвольным способом. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская реек, не наступая на одну рейку двумя ногами и не берясь за одну рейку двумя руками. Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке вверх и вниз, по лестнице, положенной на пол, по наклонной лестнице. Пролезание сквозь обруч в заданной последовательности из исходных положений лежа, сидя, стоя (Шапкова Л.В., 2007).
Глава 4. Педагогические нормы физической нагрузки для детей со спастической формой ДЦП на уроке физической культуры
4.1. Направленность и сложность физической нагрузки на уроке (по данным хронометрии и пульсометрии)
Хронометрирование занятия
Подробное описание упражнений представлено в таблице №2
Таблица №3
1
Упражнения время 4
Слушание 5
Выполнение упражнений 6
Отдых 2
начало 3
конец Приход в зал 0.00 1' 1' Дыхательные упражнения 1' 3' 2' Ходьба V=6.0, L=3° 4' 8' 4' ОРУ 8' 14' 6' Упражнения для отдельных групп мышц 14' 18'30' 20'' 4'30'' 30'' Упражнения для всего
тела 18'30'' 23'30' 20'' 5' Аэробный разогрев, упражнения для туловища, упражнения для верхней части тела, упражнения для нижней части тела 23'30' 30' 20'' 6'30'' 30'' Упражнения на расслабление и увеличение подвижности 30' 5' 5' Итого 1' 33' 1'
4.2. Объем и интенсивность физической нагрузки на уроке (по данным хронометрии и пульсометрии)
Детям свойственна большая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательном аппарата и внутренних органов. Функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей значительно ниже, чем у взрослых. В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, и поэтому ударный и минутный объемы сердца не достигают тех величин, которые отмечаются у взрослых. Так объем сердца у 10-летних детей равен в среднем 364 мл, а ударный объем – 29,2 мл; в последующие годы эти показатели постепенна увеличиваются и к 16 годам удваиваются (Карпман В.Л., 2004).
Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности. ЧСС с возрастом постепенно становится меньше, АД повышается: у 4–6-летних оно равно 75/50–85/60 мм рт. ст., у 7–10-летних – 90/50–100/55, у 11 – 12-летних – 95/60–110/60.
У детей недостаточно высока сократительная способность миокарда, малоэффективна насосная функция сердца и невелик его функциональный резерв. Чем моложе организм, тем меньше при физической работе может увеличиваться ударный объем крови, что обусловливается меньшим объемом сердца и его функциональными особенностями. Даже при небольшой физической нагрузке ЧСС у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. У детей младшего школьного возраста АД при физической нагрузке повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется недостаточным развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом сосудов относительно размеров сердца.
Сопоставление показателей функций кровообращения и дыхания с потреблением кислорода свидетельствует о том, что при мышечной работе кислородные режимы организма ребенка менее экономичны, чем у взрослых. У детей 7–11 лет больше вентиляционный эквивалент, но меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. Доставка кислорода к работающим мышцам обеспечивается в основном за счет усиления кровотока, в то время как у взрослых большую роль играет высокая утилизация кислорода. В подростковом возрасте (12–15 лет) значительно увеличиваются адаптационные возможности, изменение соотношения симпатических и парасимпатических влияний обеспечивает более экономную работу сердца, расширяет резерв работоспособности системы кровообращения и повышает ее устойчивость (Карпман В.Л., 2004).
Средние величины ЧСС (уд/мин) у детей, подростков, юношей и девушек (Карпман В.Л., 2004)
Таблица 4
Возраст, лет ЧСС (уд/мин) Мальчики Девочки 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 85,8
82,8
80,2
76,1
74,8
72,6
73,1
72,8
72,1
70,4 86,6
84,7
82,5
79,2
78,5
75,5
76,1
72,2
75,2
74,8 Таблица 5
Пульсометрия (Карпман В.Л., 2004)
Состояние Длительность занятия Частота сердечных сокращений Покой 0 66-76 Умеренная нагрузка 10 88 20 94 45 98 Интенсивная нагрузка 10 88 20 98 45 110 4.3. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой на занятиях у детей с ДЦП
4.3.1. Анализ результатов обследования и наблюдения по окончании 10 занятий по адаптивной физкультуре у детей экспериментальной группы
Сравнительный анализ результатов обследования и наблюдения до и после эксперимента
Таблица 6
ФИО Основной диагноз Состояние до экспери
мента Состояние после
эксперимента Качественная оценка Мария К. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 2 3 улучшение Артем Ж. Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез 2 4 улучшение Артур Г. Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез 2 2 Отсутствие результата Екатерина М. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 2 4 Улучшение Олеся С. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 2 - Ребенок отсутствовал на занятиях по причине болезни Эдуард Г. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 3 4 Улучшение В общем за группу 2,16 3,4 Улучшение
Полученные результаты можно представить в виде диаграммы, из которой следует, что, несмотря на проведенные реабилитационные мероприятия – у 17% пациентов положительных результатов отмечено не было, в 17% наступило ухудшение (по причине болезни ребенка).
Оценка эффективности проведенных занятий
Рисунок №1

В ходе работы были выполнены основные задачи, определяемые обследованием и наблюдением:
1. Были изучены воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки их уровню подготовленности данного ребенка.
2. Определены состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося ребенка для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.
3. Проведена оценка соответствия применяемых средств и выбору программы ее задачам и функциональным возможностям ребенка в целях совершенствования планирования и индивидуализации процесса при занятиях адаптивной физической культурой.
4. Проведена оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение реабилитационных процессов.
5. Были проконтролированы условия и организация лечебно-восстановительных занятий.
В ходе обследования были отмечены:
уменьшение болей при физических упражнениях;
уменьшение утомления;
нормализация дыхательной функции;
развитие силовых способностей;
коррекция осанки;
укрепление мышц и повышение их выносливости;
нормализация произвольных движение в суставах верхних и нижних конечностей;
коррекция мелкой моторики и манипулятивности рук.
Таким образом, по результатам медицинского обследования и наблюдения до и после эксперимента были получены данные значительного улучшения показателей развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.





4.3.2. Анализ результатов тестирования развития силовых способностей у детей экспериментальной группы
Сравнительный анализ результатов тестирования до и после эксперимента
Оценка силовых возможностей детей приведена на основании схемы разработанной в школе центре «Динамика» и НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера (Шапкова Л.В., 2007)
Таблица 7
И.П. – лежа на спине, удержать голову (время)
тест №1 И.П. – лежа на спине, руки в упоре (время)
тест №2 И.П. – сидя,
самостоя
тельное
вставание
по
шведской
стенке
тест №3 И.П. – лежа на спине, сесть (кол-во раз)
тест №4 ФИО До
экспе
риме
нта После
экспе
римента До
экспе
риме
нта После
экспе
риме
нта До
экспе
риме
нта после
экспе
риме
нта До
экспе
риме
нта После
экспе
риме
нта Мария К. 2'30'' 5' 1' 2' 0 1 1 1 Артем Ж. 6'30'' 7' 0 2' 0 0 1 1 Артур Г. 2'30'' 2'30'' 2' 2' 0 0 1 1 Екатерина М. 7'30'' 10' 1' 2' 1 2 1 1 Олеся С. 4'30'' 0 0 1 Эдуард Г. 6'30'' 9'30'' 2' 4' 1 3 1 2 В общем за группу 5' 6'10'' 1 2 0,3 0,8 1 1
Сравнительный анализ результатов тестирования до и после эксперимента (продолжение)
Таблица 8
Отжимание от пола
тест №5 Количество упражнений с экспандером
тест №6 ФИО До
эксперимента После
эксперимента До
эксперимента После
эксперимента Мария К. 0 1 0 1 Артем Ж. 0 1 1 2 Артур Г. 0 0 0 0 Екатерина М. 0 1 0 2 Олеся С. 0 0 0 0 Эдуард Г. 0 0 0 0 В общем за группу 0 0,5 0,17 0,83
По результатам отдельных видов тестирования можно сделать выводы, что наибольшие улучшение результатов достигнуто в упражнениях удержании головы (тест №1) и удержании руки в упоре (тест №2).

Сравнительный анализ результатов тестирования
Рисунок 2


Итоговые оценки по результатам тестирования
(Данные оценки представлены согласно значимости при клинических показателях, представленных в приложении №1)
Таблица 9
ФИО Основной диагноз Состояние до экспери
мента Состояние после
эксперимента Качественная оценка Мария К. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 2 3 улучшение Артем Ж. Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез 3 4 улучшение Артур Г. Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез 2 2 Отсутствие результата Екатерина М. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 3 4 Улучшение Олеся С. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 2 - Ребенок отсутствовал на занятиях по причине болезни Эдуард Г. Детский церебральный паралич, спастическая диплегия 3 4 Улучшение В общем за группу 2,5 3,4 Улучшение
Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: проведенные реабилитационные мероприятия показали, что у 66 % детей отмечено улучшение состояния; у 17% детей положительных результатов отмечено не было, в 17% наступило ухудшение (по причине болезни ребенка).
4.3.3. Анализ результатов тестирования развития силовых способностей у детей экспериментальной группы
Сравнительный анализ результатов медицинского обследования, врачебно-педагогического наблюдения и тестирования до и после эксперимента
Рисунок 3

По результатам сравнительного анализа итоговых оценок обследования, наблюдения и тестирования можно сделать следующее заключение:
1) Данные результатов полученных в ходе сравнительного анализа имеют общую оценку – улучшение, что свидетельствует об эффективности программы занятий по развитию силовых способностей у детей со спастической формой детского церебрального паралича.
2) По результатам обследования и наблюдения в экспериментальной группе отмечено значительной улучшение состояния детей с детским церебральным параличом. В итоге полученные значения в отмечены в сторону улучшения.
3) По результатам тестирования соответственно предыдущим методам обследования отмечается значительное развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по развитию силовых способностей является необходимой частью восстановительного процесса в лечении детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.
Учитывая, что в 17% случаев положительного эффекта не наступило, необходимо дальнейшее продолжение занятий. В результате полученных 66% случаев положительных результатов можно считать результатом работы то, что с помощью индивидуально подобранных и проведенных занятий по развитию силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича, наступает положительный эффект не только в развитии силовых способностей но и в общем состоянии детей.
4.3.4. Парный критерий Т - Вилкоксона
Результаты значений обследования и наблюдения на основе парного критерия Т - Вилкоксона
Таблица 8
1 2 3 4 5 6 7 № пп До занятий После Сдвиг (с учетом знака) Абсолютные величины разностей Ранг Сдвиг Мария К. 2 3 1 1 6 Артем Ж. 2 4 2 2 4 Артур Г. 2 2 0 0 1 * Екатерина М. 2 4 2 2 4 Олеся С. 2 0 -2 2 4 Эдуард Г. 3 4 1 1 6

Оценка результатов значений на основе парного критерия Т - Вилкоксона

Таблица 9
n P 0,05 0,01 6 2 -
В результате проведенного анализа был типичный сдвиг отрицательный.
Следовательно, в нашем случае основной, типичный сдвиг – положительный, а дополнительный, «нетипичный» сдвиг будет отрицательным и на уровне значимости в 5% сумма рангов таких сдвигов не должна превышать числа 2, а при уровне значимости в 1% данных значений для выборки 6 человек не установлено, так данная тенденция значений менее 0. Полученное значение в данном исследовании равно 1, следовательно, используя принятую форму записи, представим сказанное выше следующим образом:
Т критерий располагается на уровне 2 для Р < 0,05 и менее 0 для Р < 0,01, следовательно полученный в нашем исследовании критерия Т – Вилкоксона находится в зоне значимости.
Вывод. Анализ «оси значимости» показывает, что полученная величина Т критерия попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения являются значимыми на 1% уровне. Таким образом, можно достоверно утверждать о том, что применение упражнений адаптивной физической культуры в нашем исследовании способствует развитию силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.
Результаты значений тестирования на основе парного критерия Т - Вилкоксона
Таблица 8
1 2 3 4 5 6 7 № пп До занятий После Сдвиг (с учетом знака) Абсолютные величины разностей Ранг Сдвиг Мария К. 2 3 1 1 1 Артем Ж. 3 4 1 1 2 Артур Г. 2 2 0 0 2 Екатерина М. 3 4 1 1 2 Олеся С. 2 - -2 2 2 * Эдуард Г. 3 4 1 1 6 Оценка результатов значений на основе парного критерия Т - Вилкоксона
Таблица 9
n P 0,05 0,01 6 2 -
Следовательно, в нашем случае основной, типичный сдвиг – положительный, а дополнительный, «нетипичный» сдвиг будет отрицательным и на уровне значимости в 5% сумма рангов таких сдвигов не должна превышать числа 2, а при уровне значимости в 1% данных значений для выборки 6 человек не установлено, так данная тенденция значений менее 0. Полученное значение в данном исследовании равно 2, следовательно, используя принятую форму записи, представим сказанное выше следующим образом:
Т критерий располагается на уровне 2 для Р < 0,05 и менее 0 для Р < 0,01, следовательно полученный в нашем исследовании критерия Т – Вилкоксона находится в зоне значимости на 5% уровне.
Вывод. Анализ «оси значимости» показывает, что полученная величина Т критерия по результатам тестирования попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения являются значимыми на 5% уровне. Таким образом, можно достоверно утверждать о том, что применение упражнений адаптивной физической культуры в нашем исследовании способствует развитию силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.
Выводы
1. В ходе анализа литературных источников спортивной, медицинской и психологической литературы была освещена проблема развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича. По результатам изучения литературных источников была составлена программа из 10 занятий по адаптивной физической культуре. Разработанная методика была апробирована на 6 детях 8-10 лет со спастической формой детского церебрального паралича. Исследование данной работы проводилось на базе специализированной школы № 544 г. Озерки, во 2 и 4 классе. Занятия проводились в течение месяца, 2 раза в неделю по 35 мин. Всего было проведено 10 занятий. Эксперимент проводился в 4 этапа. По результатам исследования были изучены результаты тестирования развития силовых способностей для контроля эффективности проводимых занятий.
2) В ходе исследования были получены результаты медицинского обследования и врачебно-педагогического наблюдения, из которых следует, что, несмотря на проведенные реабилитационные мероприятия – у 17% пациентов положительных результатов отмечено не было, в 17% наступило ухудшение (по причине болезни ребенка). В состоянии детей отмечается положительная тенденция. Доля изменений составила после занятий 66% изменений в лучшую сторону.
3) В ходе анализа «оси значимости» полученная величина Т критерия Вилкоксона по результатам эксперимента попала в зону значимости, следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения являются значимыми. Таким образом, можно достоверно утверждать о том, что применение упражнений адаптивной физической культуры в нашем исследовании способствует развитию силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича.
4) Следовательно, цель работы по обоснование программы, настроенной на развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой детского церебрального паралича можно считать достигнутой; задачи исследования – выполненными. Гипотезу работы – предположение, что развитие силовых способностей у детей со спастической формой ДЦП с помощью физических упражнений, позволит оптимизировать двигательные функции, снять (уменьшить) гипертонус, снизить утомление, провести профилактику образования контрактур, атрофии мышц, учитывая полученные 66% случаев положительных результатов в данном исследовании, можно считать доказанной.
Список литературных источников
Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Метод, пособие. Под ред. А.А. Потапчук. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 412 с.
Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
Бельский И.С. Системы эффективной тренировки. Мн.: Вида-Н, 2005 – 352 с.
Веселов А. Построй свое тело. М.: Гранд, 2004 – 160 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 464 с.
Гросс НА. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: 2000. – 212 с.
Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Влалос, 2004. – 512 с.
Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
Дубровский В.И. Лечебная и физическая культура. М.: Владос, 2004. 624 с.
Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая физкультура. М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистка для психологов. М.: МСПИ, 2002. – 336 с.
Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование 2-е изд. М.: Академия. 2005. – 384 с.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2007. – 264 с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. Детский церебральный паралич. СПб: ЭЛБИ СПб, 2005. – 112 с.
Колесникова Г.И., Карабухина И.А. и др. Специальная психология и педагогика. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
Левченко И.Ю., Приходъко О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: 2001. – 356 с.
Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. М.: Советский спорт, 2007. – 404 с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: 2001. – 256 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
Общая врачебная практика. Т. 1. Под редакцией Симбирцева С.А., Гурина Н.Н. СПб.: 2005. – 496 с.
Общая врачебная практика. Т. 2. Под редакцией Симбирцева С.А., Гурина Н.Н. СПб.: 2005. – 452 с.
Общая хирургия. Под редакцией Гостищева В.К. М.: Медицина, 2002. – 576 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
Педиатрия. Под редакцией Бермана Р.Е., Вогана В.К. Книга 7, М.: Медицина, 2004. – 560 с.
Попов С.Н. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 412 с.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: 2001. – 336 с.
Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Василенко В.Х., Гребнева А.Л. М.: Медицина, 2000. – 640 с.
Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство. Т.1. СПб.: СпецЛит, 2001. – 304 с.
Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство. Т.2. СПб.: СпецЛит, 2001. – 304 с.
Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под общей редакцией Н.А. Гросса. М.: Советский спорт, 2005. – 368 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Коца Я.М. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Справочник практического врача. Под редакцией Бородулина В.И. Т. 2. М.: Медицина, 2000. – 258 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2007. – 368 с.
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.
Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 422 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Круцевич. Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 390 с.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
Финни Н. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей. Под ред. Е.В. Клочковой. М.: Теревинф, 2005. – 336 с.
Финни Р. Ребенок с церебральным параличом. Под ред. Е.В. Клочковой. М.: 2001. – 232 с.
Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Медицина, 2004. – 320 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2007. – 144 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под редакцией Е.В. Клочковой. 2-е изд. М.: Теревинф, 2007. – 336 с.
Частные методики адаптивной физической физкультуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы, травматические и сосудистые поражения. Под общей редакцией Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Мн.: Высшая школа, 2004. – 495 с.
Приложения
Приложение 1
Значимость в баллах клинических показателей при детских церебральных параличах (ДЦП)
(НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера)
№ п/п Клиниче
ские показа
тели Оценка степени выраженности показателей в баллах

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 1 2 3 4 5 б 7 1. Способность
самостоя-
тельного
передвижения Ребенок лишен
возможности
самостоятельно
передвигаться,
сидеть, ходить Ребенок может
только удерживаться
в положении сидя.
Стоит с поддержкой
в неправильной позе
(ноги выпрямлены
во всех суставах,
опора на носки, или ноги полусогнуты во всех суставах, эквиноварус или эквиновальгус. Шаг не сформирован, не ходит Ребенок сидит
с круглой спиной,
сам присаживается,
сам встает, стоит
у опоры, ходит
с поддержкой,
походка деформирована, шаг не правильный, выражен эквиноварус или эквиновальгус Стоит и ходит
самостоя
тельно,
но с опорой на
палки или
костыль. Походка
неправильная,
но может пройти
большое расстояние Практи
чески
возможны все
движения, сам
ходит 2. Произвольные
движения рук Отсутствуют или
резко снижены.
Отсутствуют
хватательные реакции и реакции
опоры Предметы руками
не берет или берет
с патологической
установкой кистей, не удерживает. Не
тянется к игрушке Произвольные движения рук имеются,
но им препятствует
пронационная установка предплечий
и кистей, сгибательная - пальцев.
Установка и движения рук неправильные, имеет место патологическая активность пронаторов и сгибателей предплечья и кисти Произвольные
движения рук в
полном или почти
полном объеме Производит
сложные
движения
руками 3. Состояние
рефлекторной
сферы Выражены все тонические рефлексы, формирующие все патологические установки конечностей Выражены тонические рефлексы, формирующие патологические установки преимущественно в нижних конечностях С трудом преодолевает отдельные патологические установки Легко преодолевает отдельные патологические установки 4. Тонус мышц Тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности мозжечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела Легкие нарушения того же характера Повышен в отдельных группах мышц верхних и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях Патология мышечного тонуса легко преодолима при движениях Не изменен 5. Гиперкинезы Выражены Незначительно выражены Могут произвольно подавляться Отсутст
вуют 6. Атаксия верхних и нижних конечностей Выражена Незначительно выражена Отсутст
вует 7. Контрактуры Множественные, стойкие в верхних и нижних конечностях Органические контрактуры суставов нижних конечностей Контрактуры крупных суставов, но больше - функциональные (тугоподвижность в суставах) Контрактуры в отдельных суставах, но они не препятствуют передвижению Возможны остаточные легкие деформации в отдельных, преимущественно мелких суставах пальцев рук, стопы 8. Способность к самообслуживанию Себя не обслуживает Примитивно
обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды) Частично себя обслуживает - не застегивает пуговицы, не шнурует обувь Не может исполнять отдельные сложные движения в процессе самообслуживания Самообслуживание полное 9. Речь Непонятна окружающим Та или иная форма дизартрии, задержка речевого развития. Речь понятна только близким больного Речевые нарушение заметны всем, кто говорит с ребенком, но речь его понятна для окружающих, речевое общение активное Нарушения речи не заметны для окружающих, но четко выявляются при специальном обследовании Соответст
вует норме 10. Зрительно-пространственное восприятие Грубые нарушения Выраженный локальный эффект зрительно-пространственого восприятия, с трудом поддающийся коррекции Нарушения зрительно-пространственного восприятия, корригирующиеся в ходе школьного обучения Легкие нарушения зрительно-пространственного восприятия, выявляемые только при тестировании Соответствует норме 11. Мышление Доступны только
простейшие
обобщения Развито только
конкретное
мышление Уровень развития абстрактно-логического мышления отстает от возраста Испытывает трудности при освоении отдельных логических операций Соответст
вует норме 12. Задержка
психического
развития Грубая задержка
психоречевого
развития Выраженная
задержка
психического
развития с
пространственными
нарушениями Задержка психического развития, с одним или несколькими нарушениями корковых функций Легкая задержка
психического
развития 13. Недоразвитие интеллектуальной сферы (по типу олигофрении) Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций Умеренная дебильность Легкая дебильность, осложненная нарушениями корковых функций Легкая дебильность с неврозо-подобными проявлениями 14. Успеваемость в школе (массовой, вспомогательной) Отстает по всем предметам школьной программы Отстает по большинству предметов школьной программы Отстает по отдельным предметам Успевает удовлетворительно Успевает хорошо 15. Нарушения поведения и эмоционально-волевой феры Психопатоподобное поведение, постоянные конфликтные ситуации, не поддающиеся коррекции Выраженные эмоционально-волевые нарушения в виде расторможенности, страхов или сни женного настроения. Частые конфликтные ситуации с трудом корригируются Эмоционально-волевые нарушения выражены умеренно. Отдельные
конфликтные ситуации хорошо корригируются Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко
корриги
руются Отсутст
вуют 16. Судорож
ный синдром Полиморфные приступы более 4-5 раз
в месяц с изменениями личности
по эпилептическому типу Полиморфные припадки более
4-5 раз в месяц, без изменений
личности Припадки с частотой 1 раз
в месяц и реже Припадки в анамнезе,
эпизодические, редкие 17. Гипертен
зионный синдром
(по клиниче
ским данным) Выражен, проявления постоянные,
не зависит от физической или умствен
ной нагрузки, включая школьную по ЛФК Проявления после
незначительной
физической или
умственной
нагрузки Проявления после
значительной физической и умственной
нагрузки Эпизодичес
кие
проявления после
значительной
физической
или умственной нагрузки 18. Нарушение
слуха Больной не слышит
обращенную речь Тугоухость и выраженные нарушения фонематического слуха препятствуют общению с окружающими Снижение слуха
имеет место, но не
препятствует
общению Негрубые
нарушения фонематического слуха выявляются только при тестировании 19. Масса тела Отклонение
от нормы
до ± 20% Отклонение
от нормы до ±15% Отклонение
от нормы до ± 10% Соответствует
норме 20. Очаги
хронической
инфекции Обострение Стихание обострения Неполная ремиссия Ремиссии Отсутствуют 21. Интеркур-
рентные
заболева
ния Неоднократно Однократно во 2-й половине лечения Однократно в начале или в первой половине лечения Отсутствуют 22. Устойчивость к охлажде
нию, закаливающие мероприя
тия Резко снижена, закаливающие мероприятия не проводятся Низкая, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке (1-2 вида) Пониженная, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке (3-4 вида) Удовлетворительная, закаливающие процедуры проводятся по средней нагрузке (1-3 вида) Расширение режима закаливаю
щих мероприя
тий за пределы средней нагрузки. Высокая устойчи
вость к охлаждению











3

1.Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
2.Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Метод, пособие. Под ред. А.А. Потапчук. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 412 с.
3.Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
4.Бельский И.С. Системы эффективной тренировки. Мн.: Вида-Н, 2005 – 352 с.
5.Веселов А. Построй свое тело. М.: Гранд, 2004 – 160 с.
6.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
7.Грачев О.К. Физическая культура. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 464 с.
8.Гросс НА. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: 2000. – 212 с.
9.Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Влалос, 2004. – 512 с.
10.Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
11.Дубровский В.И. Лечебная и физическая культура. М.: Владос, 2004. 624 с.
12.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая физкультура. М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
13.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
14.Ермолаев О.Ю. Математическая статистка для психологов. М.: МСПИ, 2002. – 336 с.
15.Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование 2-е изд. М.: Академия. 2005. – 384 с.
16.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2007. – 264 с.
17.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
18.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. Детский церебральный паралич. СПб: ЭЛБИ СПб, 2005. – 112 с.
19.Колесникова Г.И., Карабухина И.А. и др. Специальная психология и педагогика. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
20.Левченко И.Ю., Приходъко О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: 2001. – 356 с.
21.Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. М.: Советский спорт, 2007. – 404 с.
22.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
23.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: 2001. – 256 с.
24.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
25.Общая врачебная практика. Т. 1. Под редакцией Симбирцева С.А., Гурина Н.Н. СПб.: 2005. – 496 с.
26.Общая врачебная практика. Т. 2. Под редакцией Симбирцева С.А., Гурина Н.Н. СПб.: 2005. – 452 с.
27.Общая хирургия. Под редакцией Гостищева В.К. М.: Медицина, 2002. – 576 с.
28.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
29.Педиатрия. Под редакцией Бермана Р.Е., Вогана В.К. Книга 7, М.: Медицина, 2004. – 560 с.
30.Попов С.Н. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. – 412 с.
31.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: 2001. – 336 с.
32.Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Василенко В.Х., Гребнева А.Л. М.: Медицина, 2000. – 640 с.
33.Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство. Т.1. СПб.: СпецЛит, 2001. – 304 с.
34.Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство. Т.2. СПб.: СпецЛит, 2001. – 304 с.
35.Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под общей редакцией Н.А. Гросса. М.: Советский спорт, 2005. – 368 с.
36.Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
37.Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
38.Спортивная физиология. Под редакцией Коца Я.М. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
39.Справочник практического врача. Под редакцией Бородулина В.И. Т. 2. М.: Медицина, 2000. – 258 с.
40.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2007. – 368 с.
41.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.
42.Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 422 с.
43.Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Круцевич. Т.Ю. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 390 с.
44.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2006. – 272 с.
45.Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
46.Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
47.Финни Н. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей. Под ред. Е.В. Клочковой. М.: Теревинф, 2005. – 336 с.
48.Финни Р. Ребенок с церебральным параличом. Под ред. Е.В. Клочковой. М.: 2001. – 232 с.
49.Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Медицина, 2004. – 320 с.
50.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2007. – 144 с.
51.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
52.Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под редакцией Е.В. Клочковой. 2-е изд. М.: Теревинф, 2007. – 336 с.
53.Частные методики адаптивной физической физкультуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
54.Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы, травматические и сосудистые поражения. Под общей редакцией Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Мн.: Высшая школа, 2004. – 495 с.

Вопрос-ответ:

Какие силовые способности развиваются у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП?

У детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП развиваются различные силовые способности, такие как сила мышц, выносливость и гибкость.

Какие методики используются для развития силовых способностей у детей с ДЦП?

Для развития силовых способностей у детей с ДЦП используются различные методики, включающие специальные упражнения, физическую терапию и массаж. Эти методики проводятся специалистами, такими как физические терапевты и инструкторы по физической реабилитации.

Какие особенности есть в психофизическом развитии детей младшего школьного возраста с спастической формой ДЦП?

У детей младшего школьного возраста с спастической формой ДЦП есть некоторые особенности в психофизическом развитии, такие как ограниченная подвижность, нарушения координации и тонуса мышц, что затрудняет выполнение физических упражнений.

Какие силовые особенности есть у здоровых детей младшего школьного возраста?

У здоровых детей младшего школьного возраста есть развитые силовые способности, такие как сила мышц, выносливость и гибкость. Они часто проявляют активность в играх и спорте, их мышцы сильны и готовы к физической нагрузке.

Как развитие силовых способностей влияет на организм детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП?

Развитие силовых способностей влияет на организм детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП, улучшая их физическую подвижность, координацию движений и снижая тонус мышц. Это помогает им справляться с повседневными задачами и улучшает их качество жизни.

Какие силовые способности развиваются у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП?

У детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП развиваются такие силовые способности, как мышечная сила, выносливость, гибкость и координация движений.

Какие методики используются для развития силовых качеств у детей с ДЦП?

Для развития силовых качеств у детей с ДЦП используются различные методики, включающие упражнения с гантелями, резиновыми упругими лентами, медицинскими мячами, а также специальные упражнения на тренажерах.

Какие особенности психофизического развития у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП?

У детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП наблюдается задержка психофизического развития, которая проявляется в ограниченной подвижности, нарушении координации движений и проблемах с моторикой.